СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Холокост

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История Холокоста 

Просмотр содержимого документа
«Проект Холокост»

Министерство образования и науки Чеченской Республики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Дай»

Шатойского муниципального района


Предметная область

Литература


Тема проекта: «Передайте об этом детям вашим…»

                                                     

Авторы: учащиеся 11 класса Касумова Марха Хавайждиевна,

Мурадова Хадижат Абдулкасимовна, Эллаев Амирхан Ризванович

домашний адрес с индексом с.Дай

ул. Ахмадова С-А, индекс 366412

e-mail: [email protected]

руководитель: Сагиева Зара Сахитовна, учитель русского языка и литературы высшей категории

с.Дай, 2022 год




СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Геноцид евреев в Европе……………………..................................

Глава II.Геноцид евреев в Советском Союзе………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ………………………………………....

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы:

В истории человечества есть немало омерзительных страниц насилия над человеком. Холокост – это трагедия, которая не умещается в сознании. «Можно представить худшее, но как представить непредставимое?»

В массовом сознании постоянно смешиваются два принципиально различных по своей психологической и исторической сути явления - геноцид и война. В любых войнах убийство другого человека совершается как средство достижения политических, религиозных, экономических, территориальных целей. Геноцид имеет другую природу. Явная или неявная цель геноцида – превращение убийства другого в обыденную социальную норму повседневного поведения. И это сегодня вызывает серьёзные опасения. Проведенный социологический опрос в школе среди учащихся и педагогов и среди жителей села показывает, что подавляющее большинство респондентов не знает, что такое Холокост. (из опрошенных 52 человек только 2 человека слышали о Холокосте.)

Холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее. О Холокосте забывают, как стараются забыть о болезни люди, пораженные это болезнью. Кто знает о болезни, тот имеет шанс излечиться.

Нельзя переписать историю, но её суровые уроки надо знать и помнить, чтобы не повторять ошибок прошлого. История страны, история народа, история человечества – наша история. Память набатом бьет в висок! Мы помним!

Ведь в памяти такая скрыта мощь,

Что возвращает образы и множит…

Шумит, не умолкая, память-дождь,

И память- снег летит и пасть не может.

Ужель все это повторится на планете?

Немеет тут язык, а хочется кричать.

Смотрите, люди, в оба! Нынче вы в ответе

за жизнь.


Передайте об этом детям вашим…

Эпиграф:

Слушайте это, старцы, и внимайте,

все жители земли сей: было ли такое

во дни ваши или во дни отцов ваших?

Передайте об этом детям вашим;

а дети ваши пусть скажут своим детям,

а их дети – следующему роду…

(Книга пророка Иоиля)

Цели:

  • отталкиваясь от Холокоста в годы Второй мировой войны, привлечь внимание учащихся к проблеме демократии, гуманизма и равенства, выработать в детях нетерпимость к проявлению беззакония и жестокости;

  • предоставить информацию о масштабах этого злодеяния.

Задачи:

  • провести опрос среди учащихся 5-11 классов нашей школы, педагогов и жителей с.Дай.

  • Найти, изучить и систематизировать материалы о Холокосте.





Объект исследования: жертвы геноцида с 1933 по 1945 гг.

Предмет исследования: Холокост в Европе и на территории Советского Союза с 1933 по 1945 гг.

Гипотеза: Холокост не только был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее. Поэтому страшные страницы Холокоста являются предостережением для всех нас и будущих поколений.

В ходе исследования мы использовали следующие методы: анкетирование, фотографирование, обработка информации, анализ, осмысление.

Этапы исследования

Содержание этапа

Время работы

1.

Составление плана исследования

Сентябрь-декабрь 2021 год

2.

Анкетирование, изучение историографии

Декабрь -май 2022 год

3.

Сбор информации

Декабрь -май 2022 год

4.

Оформление исследовательской работы

Сентябрь 2022 г



Глава I

(Слайд 1)

Трагедия, унесшая жизни более шести миллионов евреев в мире и трёх миллионов евреев на территории бывшего Советского Союза. Трагедия, превратившая в преступников не только нацистов, усеявших землю лагерями смерти, но и тех, кто стал их молчаливыми или открытыми соучастниками, кого поразила социальная болезнь, которую можно было бы назвать расчеловечиванием. Чем дальше мы отходим от Холокоста, тем более пронзительно становится ясно, что по социальным и психологическим последствиям Холокост, как и другие вспышки геноцида, - это опаснейший синдром человекофобии для всех жителей Земли. Хочу напомнить, что граждане России не раз обращались к трагедии Холокоста. Так, в начале 60-х годов 20 века Евгений Евтушенко посвятил поэму «Бабий Яр» евреям, погибшим на Украине от рук нацистов во время ВОВ.В90-х годах на Поклонной горе, святом месте для всех граждан России, был поставлен Музей Памяти жертв Холокоста. Эти и другие факты говорят о том, что граждане России медленно, но верно возвращали Холокост в свою историческую память.

Геноцид евреев в Европе, проводимый нацистской Германией во время ВОВ, обычно называют греческим словом «Холокост», что означает Всесожжение, а иногда словом «Шоа» на иврите. (Слайд 2) Это было преступление против человечества, принявшее исторические масштабы, преступление, которое, по мнению большинства людей, необходимо понять и изучить. Наиболее тяжелые испытания выпали, пожалуй, на долю населения бывшего Советского Союза.

Дорога к газовым камерам и крематориям Освенцима начиналась с широкой государственной пропаганды, возбуждавшей ненависть к евреям – и не только к ним. Государство объявляло законопослушных членов общества отличными от остальных; их подвергали сегрегации и дискриминации, насильственно лишали собственности, затем собирали вместе, депортировали и в конечном счёте физически истребляли. Миллионы людей погибли во время карательных операций и в специально созданных лагерях уничтожения. Холокост унес жизни около шести миллионов европейских евреев. (Слайд 3)Но что такое цифры? Они столь огромны, что легко могут превратиться в абстракцию, утерять подлинный, человеческий смысл. Но за каждой цифрой – дети, родители, родственники; каждое имя – это друг, сосед, любимый, это навеки потерянное будущее. За время войны нацисты убили около полутора миллиона еврейских детей, девять из каждых десяти еврейских детей, живших в Европе. Как такое могло случиться и кто за это в ответе?!

История нацистской Германии неотделима от нацистского мировоззрения. Холокост вытекал из нацистской идеологии, ясно выраженной в книге Адольфа Гитлера « Майн кампф». Гитлер и его партия никогда не скрывали ни своего принципиального расистского взгляда на человечество, ни своего отвращения к демократическому обществу и его ценностям. (Слайд 4) Для нацистов не было ничего выше расы. Человеческая личность не имела никакой ценности, служила всего лишь винтиком в машине расистского государства. Эта идеология стала насаждаться сразу после прихода Гитлера к власти 30 января 1933 года.

Антисемитизм и расовая биология. Евреи жили в Европе с древнейших времен. Хотя Иисуса убили римляне, церковь еще в раннее средневековье возложила на евреев вину за его смерть и осудила их за нежелание принять Иисуса как Мессию. Эти обвинения делали положение евреев все более тяжелым. В течение нескольких веков время от времени случались вспышки преследований и массовые расправы над евреями. В 30 -е годы 20 века нацисты приняли более четырехсот законов, последовательно ограничивающих евреев в их гражданских и экономических правах. Холокост - не только физическое уничтожение людей, по сути дела, это был самый крупный и изощренный грабеж во всей мировой истории. В 30-е годы нацистское государство отобрало у евреев все, что можно было отобрать: квартиры, дома, произведения искусства, предметы быта и даже фамильные ценности. Нацисты до нитки грабили и тех, кого отправляли в концлагеря. Все личные вещи – одежда, обувь, очки , кольца, детские коляски – конфисковалось немедленно по прибытии. Они грабили даже трупы своих жертв. Женские волосы, срезанные до или после газовых камер, шли на изготовление теплых носков и одеял для экипажей подводных лодок. Вырванные золотые зубы переплавляли. Золу от сожженных тел применяли в качестве сельскохозяйственного удобрения.

Создание гетто.(Слайд5)В средневековье в европейских городах евреи, как правило, селились в отдельных кварталах. С XVI века эти кварталы стали называть «гетто». Оккупировав Польшу в сентябре 1939 года, нацисты издали указ, согласно которому польские евреи должны были оставить свои дома и переселиться в гетто – в специально отведенные районы для евреев. Переселение евреев в гетто значительно облегчило последующие шаги вдохновителей и исполнителей Холокоста. (Слайд 6)В сотни гетто на территории Восточной Европы загоняли не только местное еврейское население, но и евреев из Германии и Австрии. Очень скоро условия жизни в этих местах стали невыносимыми. Гетто оказались смертельными ловушками. Одним из решающих факторов стало умышленно созданное жуткое перенаселение. Многие семьи ютились по 15 и более человек в одной комнате. Начался голод, холод, болезни.(С. Умир.реб)

Депортация .(Слайд 7)Холокост был невозможен без массовой депортации евреев. По разным причинам германские власти приняли решение не уничтожать задержанных евреев там, где они постоянно проживали. Было решено отправлять их в Польшу, в специально построенные лагеря смерти. Гитлер и нацистские чиновники понимали, что массовые убийства должны оставаться в тайне. Хорошо развитая сеть железных дорог позволяла без труда наладить регулярные перевозки в Польшу со всех концов Европы. Если бы значительная часть евреев, доставленных в Освенцим-Биркенау, не была умерщвлена в газовых камерах сразу же по прибытии, это место могло бы стать одним из самых многонаселенных городов Европы. (С) Умшлагплац – особый перевалочный пункт в гетто. Часто это была городская площадь или другое открытое место, где и решалось, кого отправить на смерть, а кто еще годен для работы.

Массовые депортации из Варшавы в Треблинку начались 23 июля 1942 года. День за днем, неделя за неделей в гетто собирали тысячи евреев. Ежедневная «квота» - шесть – семь тысяч человек. Аресты проводили эсэсовцы, а также литовские, украинские наемники. Многих заманивали обещанием выдать буханку хлеба. На умшлагплаце приходилось просиживать целые дни, пока не придут свободные товарные вагоны. К середине сентября 1942 года более 60 тысяч мужчин, женщин и детей были отправлены с варшавской перевалки в Треблинку и другие лагеря смерти.

Операция «Рейнгард». (Слайды 8-9) С марта1942 года по октябрь 1943 года в лагерях смерти Бельжец, Собибор и Треблинка были убиты около 1,7 млн человек. Эти лагеря были частью операции «Рейнгард», направленной на уничтожение еврейского населения Польши и присвоения его имущества. Ничто не должно было пропасть, поэтому у жертв не только отбирали одежду, деньги и личные вещи, но даже срезали волосы и вырывали золотые коронки. Эту работу, а также и вывоз трупов осуществляли еврейские заключенные. Узникам говорили, что их собираются использовать на работах, но прежде они должны снять с себя всю одежду, пройти «дезинфекцию» и «принять душ». (Слайд 10) Мужчин и женщин разделяли, приказывали им раздеться донага и загоняли в газовые камеры. Потом включали газ. Вся «акция» занимала не больше 2-3 часов. В Треблинке могли за день уничтожить около 15 тысяч человек. Треблинку пережили не более ста человек, Собибор – несколько десятков, Бельжец – двое.

Глава II.

Холокост в Советском Союзе. Бабий Яр. (Слайд 11)

С первых недель насилие и бесчеловечность по отношению к евреям не знали границ. В синагогах Белостока и Риги людей сжигали заживо, их топили в реках, болотах и колодцах, бросали в шахты, замуровывали живьем. Но чаще всего евреев сгоняли на площадь и конвоировали к месту расправы где-то неподалеку от населенного пункта, в котором они проживали. Одно из таких мест на территории России – Змиевская балка, где за один день 11 августа 1942 года были расстреляны 15 тысяч евреев Ростова на Дону.

Трагедия Бабьего Яра стала символом уничтожения советских евреев. Вскоре после оккупации Киева в сентябре 1941 года подпольщики взорвали в центре города несколько зданий. Командование воспользовалось этими событиями в качестве повода, чтобы учинить расправу над киевскими евреями. Немцы расклеили по городу около 2000 объявлений, в которых евреям предписывалось «в целях переселения» собраться около еврейского кладбища, имея с собой деньги, драгоценности и постельное бельё. С раннего утра 29 сентября 1941 года десятки тысяч людей потянулись через весь город к оврагу Бабий Яр на окраине Киева. Евреям было приказано раздеться, сложить одежду и ценные вещи в отдельную кучу. Затем их группами отводили вниз. На склонах оврага были проложены узкие тропинки. Раздетых людей подгоняли дубинками. На противоположной стороне Бабьего Яра были установлены пулеметы. Заглушая выстрелы, над оврагом летал самолет. Только 29 и 30 сентября нацисты убили в Бабьем Яре 33 771 еврея. Расстрелы продолжались ещё несколько дней. Среди жертв Бабьего Яра – подпольщики, коммунисты, украинские националисты, душевнобольные. По подсчетам украинских историков, за время оккупации в Бабьем Яре было уничтожено около 150 тысяч человек.

Заключение:

Быть или забыть: предостережение современникам. (Слайд 12)Каким XX век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, человекофобии, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса…Не придется ли нам вновь и вновь платить своими судьбами и судьбами своих близких за «национальные» идеи сверхчеловека, сверхкласса, сверхнации, вырастающие в идеологии тоталитарных империй, идеологии, ведущие к расчеловечиванию человечества? Идеологии, в которых убийство Другого становится обыкновенной нормой социальной жизни и полностью оправдывается тем, что Другой не принадлежит к избранной нордической расе. Мог ли в 20-е годы хоть кто- то ощутить пепел жертв будущего Холокоста, Всесожжения, за страницами политического манифеста Адольфа Гитлера «Майн кампф»… «Можно представить худшее, но как представить непредставимое» эти слова сказаны одной из узниц концлагеря. Я полностью подписываюсь по этими строками, только трагедия Холокоста не вмещается в сознание человека .Холокост остается именно непредставимым и осознанно или неосознанно вытесняемым целыми странами и людьми из потока истории. Иными словами, о Холокосте забывают, как стараются забыть о болезни. Но Холокост был. Он не только прошлое, но и наше возможное будущее. Поэтому страшные страницы Холокоста являются предостережением для всех нас и будущих поколений.

(Слайд13) Эпилог

Здесь в этом вагоне

Я Ева

И мой сын Авель,

Если вы встретите

моего старшего мальчика

Каина, сына Адама,

Передайте ему, что я…









Использованная литература:

Материалы проекта «Живая история» Стефан Брухвельд, Пол А.Левин

Москва «Текст» 2001 год.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!