Детский сад № 89 «Журавленок»
Проект
“Кладовая земли”
Подготовительная группа №16 «Гномики»
Воспитатель: Кожевникова Е. Н 2021г
Задачи проекта:
.Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;
. Познакомить детей с экосистемой Алтайских гор;
. Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;
.Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;
.Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
.Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно;
.Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
.Обогащение словарного запаса дошкольников;
9.Развитие мелкой моторики рук.
Актуальность
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры человека, приверженность общечеловеческим духовным ценностям. Ребенок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, следует уделять больше внимания для комплексного изучения природы, экосистемы региона, страны в целом. Мы стараемся найти интересующую нас тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия с миром, проявления эмоционально - оценочного отношения к происходящему.
Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги? Не только для того, чтобы не споткнуться, не упасть. А для того еще, чтобы найти, поднять и рассмотреть одно из чудес природы - камень.
Камни - дети самой Земли. Наша планета, сложенная, построенная в основном из твердых пород, дарит нам то пестрый кусок гранита, то желто - коричневый кремень, то черную прозрачную пластину слюды... Держите. Любуйтесь. Каждый камень по - своему красив, каждый интересен. А если рассмотреть изделие из камней? Вы попадете в неповторимое царство, где правят красота природы и мастерство людей, создающих из камня великолепные произведения искусства.
Знакомство детей с природой Алтайского края, полезными ископаемыми, добываемыми в регионе, просто камнями, способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, знакомству с профессиями людей, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями полезных ископаемых, географических мест, использованием камня в жизни человека, тем самым способствуем формированию активного словаря детей, а значит, развиваем речевые умения и навыки личности, способствуем повышению уровня познавательных способностей, развиваем воображение, способствуем гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком, без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек - природа». Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса, бережного отношения к природным богатствам.
Идеи проекта: Все занятия по проекту «Кладовая Земли», взаимосвязаны, дают продолжение для других видов
деятельности - как самостоятельной, так и коллективном, для того, чтобы и педагог и ребенок продолжали нести частицу радости, эмоциональный заряд, а главное желание продолжать работу по данному проекту. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без интереса и желания, не становятся активным достоянием ребенка.
Результат:
В ходе реализации проекта:
Мы успешно провели занятия;
Организовали экскурсию в магазин «Мир камня»;
Собрали и оформили альбом «Мир камня»;
Дополнили материалом уголок предметно - развивающей среды «Алтайский край».
Совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Узнай и назови»; «Что из чего?»;
Совместно с родителями оформили в группе «Музей камня», макет «Горы и пещеры»;
Подготовили с детьми презентацию «Музея камня».
В ходе проектирования дети - знают:
Из чего состоит почва;
Какими полезными ископаемыми богат Алтайский край и Россия;
Как добывают земные богатства и где используют;
Проявляют познавательные способности;
Демонстрируют предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Способны определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно; - Готовы к индивидуальному самовыражению;
С удовольствием проявляют интерес и желание к творческой деятельности;
Совершенствуют мелкую моторику рук;
Стратегия реализации проекта
этап. Рождение проблемы.
Дети играли в песочнице, выкопали большую яму и нашли осколок кирпича. Пригласили воспитателя и сообщили, что нашли полезные ископаемые.
Примерные вопросы:
Воспитатель: Ребята, подумайте, это действительно полезные ископаемые? Какие полезные ископаемые вы знаете? Кирпич является полезным ископаемым или его делают люди?
(Ответы детей)
Воспитатель: Что вы знаете о полезных ископаемых земли?
(ответы детей)
Они находятся в Земле, в пещерах, в глубине, под землей. Их добывают, выкапывают. Они полезные. Их используют люди для жизни. Это нефть, уголь, соль, золото, песок, глина и другие.
Воспитатель: Что бы вы хотели еще узнать?
А в Белокурихе добывают полезные ископаемые, или в Алтайском крае? Какие еще есть камни? Как добывают из земли полезные ископаемые? Что из них делают?
Воспитатель: Где узнать ответы на ваши вопросы?
(Ответы детей)
Спросить у родителей.
Узнать на занятиях от воспитателя.
Прочитать в энциклопедии и других книгах.
2-й этап. Мероприятия и события с детьми.
Занятия (Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).
«Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)
«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты )
«Кладовая земли» (познавательное)
«Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)
Опыты и практические задания:
«Вода камень точит»
«Почему камни бывают разноцветными?»
«Вулкан»
Беседы:
«Эти таинственные пещеры».
«Что делают из природных ископаемых?» (рассматривание образцов)
«Обитатели гор».
Предметно - развивающая среда: Изготовление макета «Горы и вулкан»;
Оформление выставки «Фотоматериалы «Кладовая Земли»
Изготовление поделок из природного материала «Что из чего?»;
Раскраски «Украшения»;
Экскурсия в магазин «Мир камня»;
Оформление альбома по итогам экскурсии «Мир камня»;
Рассматривание коллекции камней;
Чтение художественной литературы;
П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы».
Братья Гримм «Беляночка и Розочка».
«Почемучка»: «Что такое вулкан?
«Что такое подземные богатства?»
«Сказка про каменный уголь»
«Что внутри шахты», «Откуда берется бензин?»
«О чем шептались камешки?»
Просмотр мультфильмов;
«Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Пластилиновая история», «Алеша Попович».
Составление картотеки игр по проекту «Кладовая земли».
3-й этап. Заключительный (Подведение итогов).
Итоговое интегрированное занятие «Путешествие к Хозяйке медной горы».
Оформление в группе «Музея камня». Презентация музея.
Содержание приложения:
Конспекты занятий:
(Интеграция познавательной и продуктивной деятельности).
«Что у нас под ногами?» (познавательное, нетрадиционное ИЗО)
«Камни. Как человек использует камни.» (познавательное, опыты)
«Кладовая земли» (познавательное)
«Живой мир Алтайских гор» (познавательное, развитие речи)
Опыты и практические задания:
«Вода камень точит»
«Почему камни бывают разноцветными?»
«Вулкан»
Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие к Хозяйке медной горы».
Литература
Л.В.Ковинько «Секреты природы - это так интересно». М,2004г.
«Про небо и землю». (Сказочная хрестоматия) М, 1999г. Сост. В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова.
Н.А.Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
Н.А.Рыжова «Почва - живая земля» (почва) М,2005г.
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М.2004г.
География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка - Синтез 2007г.
Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка - Синтез 2008г.
А.Алексин, С.Михалков,Л.Разгон, В.Хелемендик «Почемучка» Изд. «Педагогика - Пресс»1987,1990,1991,1992.
М.Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М.
Изд - во ACT, 2001г.
В.Соболевский «Замечательные минералы.
М.Просвещение 1983г.
А.А.Плешаков «От земли до неба» М. Просвещение, 2002.