Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
познавательно-речевого развития детей № 28 «Колосок» город Ессентуки
Проект по созданию
«Книжки - малышки»
Воспитатели старшей группы
2020 год
Проект по теме: «Книжки - малышки» Актуальность:
Дети очень любят слушать, как им читают сказки, рассматривать иллюстрации, а в старшем возрасте сами читать книги. Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – это воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст.
В нашем детском саду по инициативе воспитателей и родителей группы организована неделя «Детской книги» и проект «Книжки – малышки». В рамках проекта неделя детской книги в нашем саду — это каждый день новая встреча, новый сказочный герой, новая сказка, новые детские стихи.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Дошкольник рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
Наша задача - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Срок реализации: краткосрочный – 2 недели
Вид проекта: творческий.
Тип проекта: игровой, эстетический.
Состав участников: фронтальный.
Взаимодействие: воспитатели, дети 5-6 лет, родители.
Проблема: для чего нужна книга? Как самим сделать книжку-малышку?
Цель проекта: воспитание любви и бережного отношения к книге; развитие свободной творческой личности ребенка; способствование сотворчеству детей и взрослых.
Задачи:
-
Формировать у детей интерес к книге, приучать вниманию, слушать литературные произведения.
-
Обогащать жизненный опыт малышей занятиями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг.
-
Помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении.
-
Помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
-
Поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребёнка при восприятии книги и изготовлении книги с помощью взрослого;
-
Помогать детям мысленно, представить, увидеть события и героев произведения, с помощью отбора иллюстраций, учить рассматривать иллюстрации.
Планируемый результат:
-
Поднятие интереса к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.
-
Создание выставки «Книжек-малышек» с привлечением родителей и детей.
-
Пополнение литературного уголка группы.
-
Консультации для педагогов и родителей.
Этапы проекта «Книжки-малышки»
-
Подготовительный этап
Цель – определение задач, определение содержания литературного уголка группы.
В начале работы коллектив (дети, воспитатели, родители) младшей группы МБДОУ ДС № 479 определили тему проекта, подобрали материал, выбрали место для размещения.
Включает:
-
повышение уровня профессиональной компетентности;
-
определение объема материала, который будет адресован детям.
Реализация:
Деятельность педагога:
-
Введение в проблему, постановка целей и задач.
-
Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей.
-
Проведение консультаций для педагогов и родителей.
Деятельность детей:
Деятельность родителей:
-
Практический этап (или этап реализации проекта)
Цель – знакомство с литературными произведениями; умение детей свободно комбинировать элементы сюжета литературного произведения в непривычной и неожиданной ситуации.
Задачи:
-
Способствовать познавательной активности ребенка, развитию творчества, исследования и экспериментирования.
-
Развитие мелкой и крупной моторики, сенсорного восприятия.
-
Способствовать социально – эмоциональному развитию, представлений об окружающем мире.
-
Способствовать художественно-эстетическому развитию.
Включает:
Реализация:
Деятельность педагога:
-
Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности.
-
Проведение познавательных, художественно-эстетических занятий, чтение художественной литературы, проведение ролевых и дидактических игр, использование стихов и потешек в режимных моментах.
Деятельность детей:
Деятельность родителей:
Методическое сопровождение
-
Организация предметно-развивающей среды (литературный уголок), связанной с художественно-эстетическим развитием детей в течение реализации проекта.
-
Создание книжек – малышек на различную тематику.
-
Консультационный материал для родителей.
-
Обобщение и распространение наработанного материала на сайтах и блоге МБДОУ.
-
Обобщающий этап
Цель – подведение итогов, определение перспектив.
В ходе реализации совместного проекта «Книжки-малышки» достигнуты определённые результаты:
-
Развитие интереса к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.
-
Создана выставка «Книжек-малышек» на тему «Любимая книжка малышей»
-
Пополнение литературного уголка группы.
-
Разработаны консультации для педагогов и родителей.
-
Развлечение с детьми и родителями «Книжка-малышка»
Условия реализации проекта:
-
интерес детей и родителей, через создание «Книжек-малышек»;
-
материальное обеспечение проекта (цветная бумага, картон, клей, вырезки из журналов, и т.д.);
-
методические разработки;
-
взаимодействие с родителями (законными представителями) детей группы.
Распространение проекта: проект можно использовать в любой возрастной группе детского сада (согласно задачам по речевому развитию ООП ДО), в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей.
В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям полюбить книгу, привьет детям желание читать и самим изготавливать книжки и сочинять истории.
Что же «хорошего» в самодельной книге?
1. Самодельная книга — это продукт творческих усилий ребенка, призванный воспитывать уважение к своему и чужому творчеству.
2. Самодельная книга — это прекрасный повод для общения детей и взрослых, создания вместе чего-то умного, красивого и полезного.
3. В процессе изготовления книги развивается речь ребенка, творческое мышление и мелкая моторика рук.
Работа в книжном уголке велась систематически: чтение художественной литературы, рассматривание открыток, иллюстраций любимых книг и сказок.
Все занятия проводились по теме недели. В результате проведенной работы дети познакомились с творчеством детских писателей; научились ремонтировать книги; были созданы «Книжки-малышки» по прочитанным книгам; дети посмотрели кукольное представление и вместе с родителями изготовили книжки- малышки; родители познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению. Все получили удовольствие от встречи с прекрасным.
Список литературы
-
ООП ДОУ
-
Вербенец А. М. Методический комплект программы «Детство». Образовательная область «Художественное творчество». М. : Творческий центр СФЕРА, 2012.
-
Дергунская В. А. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2013.
-
Комарова Т. С. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
-
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. М. : Творческий центр СФЕРА, 2009.
Реализация проекта
«Книжки - малышки»
Деятельность родителей:
Изготовление книжек-малышек вместе с ребенком.