Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Агалатовский центр образования»
«Лейся песня…»
Автор проекта:
Корнатовская Карина 9 «б» класс
Руководитель проекта:
Никитина Лариса Петровна
Учитель музыки
д.Агалатово
2019
Паспорт проекта
| Название проекта | «Лейся песня…» |
| Автор проекта | Корнатовская Карина |
| Руководитель проекта | Никитина Лариса Петровна |
| Название образовательной организации | МОБУ «СОШ «Агалатовский ЦО» |
| Год разработки проекта | 2018-2019 |
| Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: | Музыка, информатика и ИКТ. |
| Тип проекта | Практико-ориентированный |
| Проблема (гипотеза для исследовательского проекта) | Отсутствует запись песни нотами |
| Цель проекта: | Создание нотной основы песни |
| Задачи проекта: | -выбрать песню - узнать информацию об авторе песни - разделить песню на припев и куплет - записать песню нотами -подобрать песню на фортепиано - написать музыкальное буквенное сопровождение |
| Аннотация проекта | Проект содержит 10 страниц. Существует множество людей, хобби которых – сочинение песен. Но, к сожалению, из-за недостатка знаний в музыкальной грамоте, не могут записать нотами. В этом проекте моя цель, записать песню нотами. |
| Форма продукта проекта | Ноты песни |
| Презентация (представление проекта) | Наглядная демонстрация |
| Осмысление и оценка проекта | Цель достигнута. Благодаря этому проекту был создан печатный вариант песни за. Благодаря этой записи эта песня будет популяризирована. |
| Необходимое оборудование и ресурсы | Интернет ресурсы, компьютер. |
Содержание
Введение………………………………………………………………4 стр.
1 Теоретическая часть
1.1.Все о песне…………………………………………………………5 стр.
1.2.Особенности авторской песни……………………………………6 стр.
2 Практическая часть
2.1. Выбор песни………………………………………………………8 стр.
2.2. Немного об авторе песни…………………………………………9 стр.
Заключение……………………………………………………………. 10 стр.
Список литературы……………………………………………………11 стр.
Приложение………………………………………………………………………………………12 стр.
Введение
Мир многогранен, в нем много есть всего того, без чего человек не представляет своей жизни. Для меня - это музыка.
Существует множество людей, хобби которых – сочинение песен. Но, к сожалению, из-за недостатка знаний в музыкальной грамоте, не могут записать нотами.
Я решила выбрать этот проект, чтобы помочь таким авторам, в воплощении своей мечты. Мой автор, живет и работает совсем рядом с нами. Учитель нашей школы Аникина Юлия Михайловна. Именно ей принадлежит гимн нашей школы.
Цель:
Создание нотной основы песни
Задачи:
-выбрать песню
- узнать информацию об авторе песни
- разделить песню на припев и куплет
- записать песню нотами
-подобрать песню на фортепианно
- написать музыкальное буквенное сопровождение
- исполнить на концерте
Глава 1. Теоретические основы песни
1.1. Все о песне
Песня - наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией. Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Сначала песни передавались изустно - из уст в уста, затем стали записываться нотными и словесными текстами. Текст песни имел свои логические ударения, по которым и располагался ритм, то есть метрические и логические ударения совпадали. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и другим признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором. Песни поют как с инструментальным сопровождением, так и без него (a cappella).
Мелодия песни является обобщённым, итоговым выражением образного содержания текста в целом. Мелодия и текст подобны по структуре: они состоят из равных (а в музыке и одинаковых) построений - строф или куплетов (часто с рефреном - припевом).
Для песни характерен постоянный эпитет, связанный с определяемым образом и употребляющийся вместе с ним. В русской песне употребительны, например такие эпитеты, как «ясен сокол», «поле чистое», «буйная головушка», «леса дремучие», «сабля острая», «трава шелковая», «добрый молодец» и прочие; они придают своеобразие её стилю и являются основой эмоционального языка лирической песни.
В систему выразительных средств песни входят звук, ритм и мелодия - именно потому песня - музыкально-словесное искусство. Ритмическое богатство песни необычайно, и в этом отношении она очень много дала творчеству многих поэтов и музыкантов.
1.2. Особенности авторской песни
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, приоритет значимости текста перед музыкой. Исторические корни авторской песни многие исследователи находят в русском фольклоре, а также в городском романсе, лирической, дворовой, блатной, мещанской, студенческой, походной и военно-патриотической песне 20 века.
Основой для творчества многих поэтов-бардов является классическая русская поэзия, обладающая музыкально-ритмической организацией и богатством художественных средств выражения внутреннего состояния человека. Эта связь наблюдается как в мотивно-тематических пересечениях, так и в жанровых разновидностях авторской песни (романс, баллада, лирическая песня).
Коммуникативные особенности, порождающие поэтику авторской песни на современном этапе, способствуют формированию особого культурного подхода, который определяет аудиторию участников, и создают специфические условия для индивидуализма этой формы словесности. К элементам традиции авторской песни можно отнести обрядовость окружающей обстановки, исповедальное начало, доверительные отношения между участниками процесса, тесное взаимодействие автора-исполнителя и слушателя в момент звучания песни.
Авторская песня требует контекста, вне которого ее существование невозможно. Песни часто переписываются на диски и распространяются среди слушателей, но в данном виде они не имеют того эмоционального воздействия, какое оказывает на зрителя непосредственное исполнение и восприятие песни. Потенциальный читатель бардовской песни, как литературного течения, – это воображаемый автором слушатель у костра, предрасположенный к проникновенному сочувствию и сопереживанию.
Основная масса современных авторских песен – это минорные, лирические произведения, рассчитанные на индивидуальное и коллективное переживание их сюжета.
Анализируя тексты авторских песен, можно определить два основных коммуникативных направления. Схематично их обозначаю как «линию сердца» и «линию разума». Оба направления рассчитаны на эмоциональное восприятие, камерность и повышенный интеллектуализм. Однако в первом случае преобладают эмоции грусти и возвышенных духовных переживаний, а во втором – эмоции радости и от встречи с остроумным текстовым сюжетом.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Выбор песни
Выбрав тему проекта , мне нужно было определиться с автором песни. Узнав, что Аникина Юлия Михайловна увлекается написанием стихотворений и песен, было принято решение предложить ей написать песню для моего проекта. Юлия Михайловна сразу же согласилась. Она написала мне песню в стиле джаз, но я не учла силу своих способностей, поэтому песню пришлось поменять. Как только песня была изменена, я приступила к написанию нотной основы.
Благодаря помощи Ларисы Петровны, был написан первый куплет. Позже, Лариса Петровна предложила записать ноты в программе «Finale». С помощью этой программы был получен продукт моего проекта.
2.2. Немного об авторе песни
Творчество Аникиной Юлии Михайловны относится к направлению авторской песни, в котором преобладают эмоции грусти и возвышенных духовных переживаний, радости и от встречи с текстовым сюжетом.
Юлия Михайловна начала писать песни и стихотворения с подросткового возраста, с момента первой влюбленности. Юлия Михайловна является творческим человеком; это можно заметить, посетив ее кабинет.
С юного возраста у Юлии Михайловны был дар к пению и сочинительству. Вдохновляется Юлия Михайловна всем: жизнью, горящими глазами своих учеников, и даже простой поездкой в автобусе. «Я пишу, когда мне очень хорошо, либо когда мне очень плохо» - комментирует Юлия Михайловна.
Интервью с автором
Когда вы решили начать писать песни, и почему?
—Я пишу их с подросткового возраста, с момента первой влюбленности. Почему? Потому что душа просила выхода. В этот момент и появлялись первые песни.
Тяжело ли писать песни?
—Мне нет. Тяжело писать песни на заказ тем людям, которые мне не симпатизируют.
Чем вы вдохновляетесь?
—Всем. Вообще жизнью; Прихожу на работу, вижу горящие глаза своих детей и сразу могут родится строчки.
Как влияет Музыка на вашу жизнь?
—А я себя без музыки, вообще, не мыслю. Я на уроках пою, дома пою. Всегда пою.
Заключение
Работая над проектом, мне удалось провести исследование, найти интересную информацию и изучить историю возникновения авторской песни.
Что не мало важно, я поняла, как правильно работать с оформлением проекта, открыла некоторые функции программ: Word, Finale и MELODUS. Эти знания пригодятся мне в дальнейшем обучении.
Подводя итоги проделанной работы, я задала себе вопрос: довольна ли я результатами своей работы. Получив продукт своего проекта, я осталась довольна.
Цель моего творческого проекта достигнута, задачи в ходе работы выполнены полностью. Мне кажется, что полученные навыки в ходе работы с программой «Finale», обязательно пригодятся мне в дальнейшей жизни, ведь я тоже занимаюсь написанием стихотворений и песен.
Список использованной литературы
Авторская песня [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Авторская_песня, свободный (дата обращения 04.03.19)
Нотный редактор [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://melod.us/page.php?page=5 ,свободный (дата обращения 16.03.2019)
Оформление интервью [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://free-writing.ru/kak-napisat-ubojnoe-intervyu/ , свободный (дата обращения 07.02.19)
Теория песни [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://spiritual_culture.academic.ru/1640/Песня, свободный (дата обращения 06.02.2019)
Эпитеты песен Электронный ресурс]. – режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Песня , свободный (дата обращения 08.02.2019)
Приложение
С мамой ссора но просто беда но порой нам их не избежать мамы все нам
желают добра постарайтесь их не обижать я поставлю на столик свечу пожа-
лею что крест не ношу для себя ничего не хочу я для мамы своей попрошу
я хочу чтобы ты не болела я хочу чтобы ты не старела чтоб почаще
ты мне улыбалась чтоб подольше со мной оставалась я хочу чтобы ты не боле-
ла я хочу чтобы ты не старела чтоб почаще ты мне улыбалась чтоб подольше
со мной оставалась
С мамой ссора, но просто беда,
Но порой нам их не избежать.
Мамы все нам желают добра,
Постарайтесь их не обижать.
Я поставлю на столик свечу.
Пожалею что крест не ношу.
Для себя ничего не хочу,
Я для мамы своей попрошу.
Я хочу, чтобы ты не болела.
Я хочу, чтобы ты не старела.
Чтоб почаще ты мне улыбалась,
Чтоб подольше со мной оставалась.
14