Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Шеманихинская средняя общеобразовательная школа
Творческий проект
Проект выполнила:
Скворцова Арина
Ученица 9 класса
Руководитель проекта :
Разина Нина Андреевна,
учитель технологии
2019 год
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Организационно- подготовительный этап……………………… 5
1.1.История платья………………………………………………………… 5
1.2.Характеристика платья………………………………………………… 5
1.3.Ощущение своей красоты и женственности. ………………………….5
1.4.Положительное влияние платья……………………………………….. 5
Глава 2. Техника изготовления………………………………………………6
2.1. Требования к изделию. Дизайн-спецификация……………………..6
2.2. Материалы, инструменты и приспособления……………………….6
2.3. Исследование ткани……………………………………………………7
2.4. Расчет количества ткани……………………………………………….9
2.5. Техника безопасности………………………………………………… 9
2.6.Организация рабочего места………………………………………… 10
2.7. Банк идей ………………………………………………………………11
2.8. Мерки……………………………………………………………………12
2.9. Измерение фигуры…………………………………………………… 13
2.10. Элементы моделирования……………………………………………14
2.11. Себестоимость изделия……………………………………………… 14
Глава 3. Технологический этап……………………………………………….15
3.1. Технология изготовления платья………………………………………15
Глава 4. Заключительный этап……………………………………………….16 4.1. Экологическое обоснование……………………………………………. 16
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18
Приложение………………………………………………………………………19
Введение.
Сегодня, когда в магазинах огромный выбор ассортимента одежды, пошитые изделия своими руками, можно сказать, не очень актуально. Так говорят многие: «зачем шить, когда можно пойти в магазин или на рынок и купить, ту вещь, которая тебе понравилась». Действительно, если пройти по магазинам или по рынку, то можно увидеть большой выбор одежды. Но возникает вопрос, какой должна быть зарплата родителей, чтобы удовлетворить все мои потребности? А ведь я в семье не одна. У меня есть еще и старший брат. Поэтому, пройдя по магазинам, изучив почти весь ассортимент предлагаемых товаров и их цены, я пришла к выводу, что если мне изготовить самой ту вещь, которой не будет ни у кого, а только у меня. Каждый человек индивидуален, неповторим и одежда должна подчеркивать именно его индивидуальность, выделять из общей массы. И как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все красиво и лицо, и одежда, и душа». Я считаю, что эти слова справедливы, действительно сегодня общество требует человека респектабельного, коммуникативного и креативного.
Актуальность моего проекта в том, что сегодня каждая пятая современная девушка забыла традиции изготовления одежды. А ведь когда-то женщина считалась хранительницей домашнего очага - «Марьей Искусницей», в ее обязанности входило шить одежду, готовить пищу, воспитывать детей. Вернемся в 19 век, где даже царские дочери, не страшась обычной работы, к примеру, рукоделие, обучение детей грамоте, помощь раненым (во время войны). И теперь изучив историческую и художественную литературу, я поняла, что по-настоящему культурный и воспитанный человек, должен уметь многое делать своими руками. И когда мне дали задание выполнить проект передо мной возник вопрос, над какой темой работать.
Проблема
На самом деле, зачем мне нужно платье, если на сегодняшнем рынке предостаточно другой одежды? Зачем, если в наш век девушки отдают большее предпочтение джинсам и брюкам? Девушки, да и женщины стали забывать, что они хранительницы домашнего очага, женственные, по своей натуре и должны выражать это в своем стиле одежды. Я решила, что мне не хватает, такого важного элемента в моем гардеробе, как платье.
Исследовательский проект по технологии заинтересовал меня еще в прошлом году, когда мы начали кроить ночную сорочку, мне сразу это очень захотелось сшить платье. Ведь шить платье самой, особенно приятно и считаю, что ответственно, потому что в него вкладывается труд не только мой собственный. Здесь труд родителей, т.к. они купили все необходимое для моей работы, значит, они верили в мои силы; труд учителя, который берет на себя ответственность за нашу работу; мой собственный труд, я же должна изготовить изделие не только индивидуальное, но еще и качественное. Когда платье было готово, и результат меня очень порадовал, мне захотелось доказать, что шить платье самой очень практично, интересно и несложно.
Исходя из выше изложенного, можно предположить, что решая эти задачи, я решаю сразу несколько проблем, связанных с нехваткой времени и денег, с проблемой индивидуального кроя и стиля, с проблемами воплощения в жизнь только «своего» платья. Ведь каждой девушке хочется иметь нечто то, чего нет ни у кого другого, иметь то, что подойдет к ее фигуре и будет нравиться ей.
Цель данного проекта является возобновление искусства наших прабабушек пошива и кроя летних платьев, показ возможных вариантов моделей и воплощения в жизнь платья, которым будут восхищаться все.
Для осуществления моей цели, необходимо решить следующие Задачи:
познание исторического прошлого платья;
Анализ возможных вариантов современных моделей одежды и их усовершенствование для создания своего собственного стиля;
возвращение к искусству пошива и кроя одежды через собственный труд и отработка приобретенных навыков изготовления одежды.
Воплощение в жизнь задуманного мною изделия.
Экономическое обоснование актуальности моего проекта.
Глава 1. Организационно – подготовительный этап
История платья
Долгое время такого наряда как платье просто не существовало. И женщины и мужчины в Европе и на Востоке носили туники и длинные рубашки приблизительно одного фасона, отличные только качеством ткани, длиной и отделкой. Появление платья именно как основного женского наряда и его дальнейшее развитие, начались приблизительно в IX-X веках. Связано это с повсеместным распространением христианской религии, которая четко разделяла мужчин и женщин, их занятия, права и положение в обществе.
Х
арактеристика платья
Платье – это самый удобный и практичный предмет гардероба. Несмотря на широко распространенное заблуждение о том, что в платье неуютно и некомфортно. Просто у вас нет того, которое хотелось бы носить. Того, которое идеально подходило бы вам. Если вы любите удобную одежду, выбирайте платья из натуральных тканей того покроя, который подчеркнет достоинства вашей фигуры и скроет ее возможные недостатки. Лично я решила эту проблему , сшив для себя платье сама.
1.3. Ощущение своей красоты и женственности. Ни одни брюки не смогут подарить вам ощущения женственности и женской красоты, притягательность - да, но женщиной вы себя ощущаете только вместе с платьями, которые подчеркивают вашу природу.
1.4. Положительное влияние платья. Девушка в платье вызывает в противоположном поле чувство восхищения, а возможно, и вдохновения. Конечно, просто надев платье, оно не принесет никакой пользы. А вот полюбив его носить, станешь намного женственней. И выразится это и в плавности движений, и в большей грациозности, и даже в изменении характера в лучшую сторону. Девушка, одетая в них, становится уверенной в себе. Она знает, что привлекательна, что незамедлительно отражается на ее внутреннем состоянии.
ВЫВОД: Большинство женщин одеты в брюки. И это, увы, не идет им на пользу. Ведь вы же уникальная, особенная, так подчеркните свою неповторимость! А еще и проявите сильнее собственную женственность. Носите платья, блистайте и помните, что вы – девушка.
Глава 2. Техника изготовления
2.1. Требования к изделию. Дизайн-спецификация
Критерии, которым должно соответствовать изделие:
Красивое и привлекательное;
Удобное в носке;
Функциональное;
Несложное в изготовлении;
Недорогое;
Безопасное;
Выдержанное в цветовой гамме;
Иметь художественную ценность.
Мое изделие должно быть, прежде всего, красивым, недорогим, модным и привлекать к себе внимание. Приёмы работы - доступны для моего возраста и безопасны. Готовое изделие должно быть безопасно для окружающих.
2.2. Материалы, инструменты и приспособления:
Ткань
Распарыватель ;
Ножницы;
Фурнитура ( тесьма – молния);
Швейная машина с электроприводом.
Доска гладильная, утюг с пароувлажнителем, проутюжельник.
Нитки х\б № 40 для машинных работ в цвет ткани, №50, 60 – для смёточных работ контрастного цвета.
Ручные иглы для смёточных работ, булавки для раскроя и соединения деталей.
Сантиметровая лента, линейка закройщика, портновский мел или мягкий карандаш для раскроя.
Бумага для выкроек.
2.3. Исследование ткани
Платье можно сшить практически из любой ткани. Выбор ткани будет, зависит от назначения платья и сезона.
Все вырабатываемые ткани можно подразделить по ряду признаков: по волокнистому составу, характеру отделки, назначению и т.д.
По волокнистому составу ткани делятся на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шёлковые.
По назначению:
Хлопчатобумажные (бельевые, платьевые, костюмные, подкладочные, пальтовые, платочные и т.д.)
Льняные (бельевые, платочные, столовые, костюмные, для спецодежды, полотенечные и т.д.)
Шерстяные (платьевые, костюмные, пальтовые, обувные, мебельно-декоративные и т.д.)
Шёлковые (бельевые, сорочечные, платьевые, костюмные, плащевые, подкладочные и т.д.)
Каждая группа включает в себя несколько разновидностей тканей. Например, в группу хлопчатобумажных платьевых тканей входят ситец, сатин, шотландка, фланель, вельвет-рубчик и т.д.
Хлопчатобумажные ткани. В эту группу тканей входят в основном ткани бытового назначения, из которых изготавливают разнообразные швейные изделия, портьеры, обивку для мебели, используют в качестве подкладки и в технических целях. Кроме чисто хлопковых, выпускают ткани с примесью вискозного или ацетатного шёлка, капронового волокна. Такие ткани прочнее 100 % хлопка, не подвергаются усадке, не требуют отбеливания при стирке, мало мнутся, обладают высокими эксплуатационными качествами.
Льняные ткани. Ассортимент включает в себя полотна различной толщины и отделки, из которых изготавливаются швейные изделия, покрывала, скатерти, шторы, полотенца, а также ткани, которые используют в технических целях. Их практичность, гигроскопичность широко известны. Один недостаток – сильная СМИНАЕМ ОСТЬ – легко исправляется при смешении льняных волокон с синтетическими.
Шерстяные ткани. Такие материалы вырабатывают из 100 % шерсти, синтетических или искусственных волокон, а также из смесей шерстяных и других волокон, с целью улучшения внешнего вида шерстяных тканей и их физико-механических свойств. Они придают шерсти несминаемость, долговечность, уменьшают усадку, снижают вес. Их используют для изготовления швейных изделий, платков, шарфов, трикотажных изделий, одеял.
Например: кашемир (тонкая мягкая ткань), креп (тонкая тяжёлая ткань, имеет слегка зернистую поверхность), фланель, габардин, букле (толстая с узелковой поверхностью ткань) и т.д.
Шёлковые ткани. Ассортимент включает в себя ткани из натурального, искусственного и синтетического шёлка. Тканей из натурального шёлка выпускают очень мало.
Ткани из искусственного и синтетического шёлка обладают высокими потребительскими свойствами, не мнутся, не садятся. Некоторые ткани, предназначенные для пошива спортивной одежды, плащей, курток и т.д. покрывают с лицевой стороны водоотталкивающим слоем. Ткани такого типа не пропускают воду, очень прочны, не мнутся.
Например: креп-жоржет, шифон, атлас, креп, креп-сатин, парча и т.д.
Платьевые ткани разнообразны по волокнистому составу, расцветке и отделке.
Летние платьевые ткани вырабатываются из хлопка, шелка, реже изо льна. Ведущие свойства – гигиенические и эстетические. Они должны быть лёгкими, обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью. Усадка нежелательна, сминаемость незначительная.
Если вы только начинаете шить, не покупайте гладкие, скользящие ткани, например шёлк, вискозу, а также откажитесь для начала от тканей в клетку и полоску – не зачем усложнять себе начало.
Название ткани | Удобство складывания | Вид среза края | Горение | Форма платья |
Шелковые ткани | Удобно | Осыпается | Остается серый шарик, при нажатии рассыпается | Красиво держит форму |
Для изготовления платья я буду использовать шелковую ткань, потому что она обладает хорошими гигиеническими и эстетическими свойствами.
2.4. Расчет количества ткани
По ширине ткани бывают:
узкие – 80, 90,100 см
широкие – 1400, 1500 см
Для узкой ткани необходимо иметь одну длину для переда, одну длину для спинки, плюс 10 % от общего количества ткани на обработку.
2 Ди + 10 %
Для широкой ткани необходимо одну длину для переда и спинки плюс 10 % на обработку.
Ди + 10 %
2.5. Техника безопасности
Техника безопасности при работе с тканью:
Не подноси иглу с рабочей нитью к лицу, не вкалывай иглу в свою одежду
По окончании работы иглу следует вколоть в подушечку или положить в игольницу.
Работая с булавками, вкалывай их в ткань от себя.
Рабочую нить отрезай ножницами. Острые концы ножниц не подноси близко к лицу.
Передавать ножницы необходимо кольцами вперед и с сомкнутыми лезвиями.
Сломанные иголки и булавки, обрезки ниток, непригодный бисер, лоскутки и прочие отходы лучше складывать в специальную коробочку, а после работы выбрасывать.
Необходимо соблюдать осторожность и пересчитывать находящиеся в работе иголки и булавки до начала работы и после ее окончания.
Ножницы во время работы нужно класть со стороны рабочей руки, кольцами к себе.
2.6.Организация рабочего места
Каждая рукодельница рано или поздно сталкивается с вопросом организации своего рабочего места.
Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное расположение корпуса учащихся вызывает у них преждевременную усталость, снижение работоспособности, а так же способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости т т.д.
Посадка при выполнении ручных работ считается правильной, когда соблюдаются следующие условия:
1. Обрабатываемые детали хорошо видны, свет падает с левой стороны, или, в крайнем случае, прямо.
Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. Не следует закладывать ногу за ногу, т.к. неправильное положение ног вызывает преждевременную усталость.
3. Корпус нужно держать прямо или слегка наклонно вперёд. Голову слегка наклонить вперёд. Нельзя опираться грудью на стол.
4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. При работе не следует ставить локти на стол.
5. Расстояние от глаз до обрабатываемой детали должно быть 25-35 см.
6. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).
7. После окончания работы нужно тщательно убрать рабочее место:
детали, изделие, инструменты и приспособления – в отведённые места хранения, различный мусор в мусоросборник.
2.7. Банк идей
Вариант 1 Платье прямого силуэта, без рукавов. Горловина оформлена округлым вырезом. Платье может быть выполнено из шёлковых, хлопчатобумажных, льняных и смешанных тканей. | |
Вариант 2 Платье прямого полуприлегающего силуэта, без рукавов, расширенного к низу. Горловина оформлена округлым вырезом. Платье может быть выполнено из шёлковых, хлопчатобумажных, льняных и смешанных тканей. | |
Вариант 3 Платье прямого полуприлегающего силуэта, расширенного к низу, с цельнокроеным рукавом. Горловина оформлена округлым вырезом, с отложным округлым воротником. Платье может быть выполнено из шёлковых, хлопчатобумажных, льняных и смешанных тканей. | |
Все модели платьев хорошие, но при детальном рассмотрении выбрала одну
критерии | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Спрос на рынке | + | + | + |
Наличие материалов | + | + | + |
Наличие инструментов и оборудование | - | + | + |
Достаточность знаний и умений | - | + | - |
применение | + | + | + |
Вывод: исходя из результатов оценки, можно сделать вывод: самый оптимальный – вариант 2. Изделие является полезным и многофункциональным, универсального стилевого решения.
2.8. Мерки
№ п\п | Обозначение мерок | Название мерок | Мерки (см) |
2. | Сг2 | Полуобхват груди – на спинке по нижним углам лопаток, спереди – по выступающим точкам грудных желёз. Определяет ширину изделия и размер фигуры, ширину проймы, ширину спинки, положение линии груди, глубину нагр. вытачки. | 45 |
3. | Ст | Полуобхват талии – по самому узкому месту талии. Используют для расчёта глубины вытачек. | 38 |
4. | Сб | Полуобхват бёдер – по наиболее выступающим точкам ягодиц с учётом выступа живота. Используют для расчёта глубины вытачек. | 47 |
5. | Дст | Длина спины до талии – от 7 шейного позвонка до талии. Определяет положение линии талии. | 38 |
6. | Ди | Длина изделия – от линии талии до требуемой длины. определяет длину изделия. | 85 |
Прибавки на свободное облегание
Все изделия в зависимости от степени прилегания к фигуре разделяют на три группы: прилегающие, полуприлегающие, прямой и свободной формы.
Разница между размерами тела и внутренними размерами одежды называется прибавкой на свободное облегание.
1. | Пг | Прибавка по линии груди | 3,5-9 |
2. | Пт | Прибавка по линии талии | 2-5 |
3. | Пб | Прибавка по линии бёдер | 2-3 |
2.9. Измерение фигуры
Мерки снимают по правой стороне фигуры
Стоять прямо с опущенными руками
Сантиметровую ленту не натягивать и не ослаблять
Мерки длины снимают безотрывно и полностью
Мерки длины записывают полностью
Мерки обхватов и ширины снимают полностью
Мерки обхватов и ширины записывают в половинном размере (кроме обхвата плеча, запястья, кисти)
2.10. Элементы моделирования
Описание модели.
Платье с цельнокроеным рукавом полуприлегающего силуэта, с округлым вырезом горловины, горловина оформлена приточным отложным воротником. Длина платья выбирается индивидуально. Платье может быть выполнена из шелковых, хлопчатобумажных , льняных и смешанных тканей.
Последовательность работы.
Обвести на листе бумаги контуры выкроек деталей цельнокроеной основы платья с цельнокроеным рукавам (спинка, перёд)
Отложите длину изделия
Изменить вырез горловины переда в соответствии с эскизом
Вырежьте детали спинки и переда, отложного воротника.
Оформите выкройки
2.11. Себестоимость изделия
С = М3+Рв
С - полная себестоимость;
М3 – материальные затраты;
Рв – стоимость времени.
Используя данные материалы, я рассчитала себестоимость платья. На его изготовление я затратила 14 часов . Я посчитала, что время ничего не стоит, потому- что использовала свое свободное время и работала в свое удовольствие.
Если сложить все составляющие материалы, то получится:
Материал | Затраты м | Стоимость (руб) М3 |
Шелковая ткань | 2 | 400 |
Шелковая ткань белая | 0,3 | 50 |
Тесьма - молния | 1 шт | 40 |
Нитки | 2 кат. | 40 |
ИТОГО: | | 530,00 |
Стоимость изделия составляет 530 рублей. Можно считать, что изделие превышает норму допустимой цены для сельского населения. Но, если учесть, что ткань была у меня под рукой, то изделие входит в ряд экономичных. Тем более данное изделие выполнено для себя, а не продажу, это очень выгодно и не так затратно. На самом деле сшить себе платье дешевле, чем купить. В магазине мое изделие примерно бы стоило 1500 рублей, что сэкономило бюджет нашей семьи примерно на 1310 рублей. Мои расчеты помогли мне понять, какую пользу я оказала своей семье.
Глава 3. Технологический этап.
3.1. Технология изготовления платья.
№ | Наименование операции | Изображение |
1. | Сметываем боковые, плечевые швы. | |
2. | Проводим примерку | |
3 | Стачиваем боковые и плечевые срезы платья строчкой постоянного назначения шириной шва 1,5 см. Нити временного назначения убираем при помощи распарывателя. | |
4. | Припуски на шов обрабатываем зигзагообразной строчкой, защищая их от осыпания. | |
5. | Притачиваем тесьму- молнию на спинке платья, шириной шва 0,5 см. | |
6. | Низ рукава обрабатываем швом в подгибку закрытым срезом. | |
7. | Обрабатываем низ изделия швом в подгибку, защищая срезы от осыпания. | |
8. | Обработать низ изделия швом в подгибку с открытым срезом | |
9. | Окончательная отделка. ВТО готового изделия, контроль качества. | |
Глава 4. Заключительный этап
4.1. Экологическое обоснование.
Мое изделие выполнено из хлопчатобумажных тканей, как известно хлопок, это волокно натуральное, растительного происхождения, оно имеет высокие гигиенические свойства: это гигроскопичность- способность впитывать или отдавать воду или влагу, воздухопроницаемость- способность ткани пропускать воздух, следовательно такие ткани не вызывают аллергии, заболевания кожи - дерматит. Также у него хорошие технологические свойства - малая осыпаемость, не боятся стирки, за ними не трудно ухаживать, хотя они имеют и недостатки - сминаются, обладают малой носкостью и большой усадкой. Если все это учесть при разработке модели и в процессе технологической обработки, то неприятных казусов, можно впоследствии избежать.
Из чего можно сделать вывод: изделия, изготовленные из хлопчатобумажных тканей, не наносят вред здоровью человека и окружающей среде.
Заключение.
Начиная работать над проектом, я поставила себе цель: возобновление искусства наших прабабушек пошива и кроя летних платьев. Чтобы ее добиться, я решила ряд задач:
Изучить историческую литературу, открыть для себя искусство пошива платьев 19 века.
Понять, как важно сегодня уметь кроить платья самостоятельно, доказать это с помощью моего проекта, экономического и экологического обоснований.
Собрать воедино все детали моей основы, платья для того чтобы выбрать единую вариацию моего изделия.
В итоге всей проделанной работы и, решив все поставленные задачи, я вывела для себя главную мысль этой работы: «Сшить изделие собственноручно – значит совместить полезное с приятным».
Список литературы.
Л. П. Чижикова: Кружок конструирования и моделирования одежды/ Издательство: «Просвещение» М:1990 год.
Е. В. Киреева: История Костюма/Издательство: « Просвещение» М: 1976 год.
Л. П. Костикова: «Штрихи времени: одежда»/ Издательство: « Росмен» М: 1994 год.
Н. В. Синица, О.А. Кожина: « Учебник по технологии 7 класс. Обслуживающий труд»/ Издательство: « Вентана-Граф» М: 2008 год.
Комплект конструирования:
О.А. Кожина, О.Л. Кораблева: «Конструирование и моделирование плечевых изделий. Комплект наглядно- методических материалов»/ Издательство: «Центр Планетариум» М: 2001 год.
Интернет- источники:
http://super-lady.ru/publ/15-1-0-750
http://wu3uk.ru/woman/beauty/platya-v-stile-ampir.html
Приложение
15