СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Маленькая история моей большой семьи"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Маленькая история моей большой семьи"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Усть-Салдинская средняя общеобразовательная школа»















Исследовательская работа на тему:

«Маленькая история моей большой семьи»









Выполнил:

Гребенкин Максим,

ученик 5 класса

Руководитель:

Мамаева Е.А.,

учитель начальных классов









с. Усть-Салда, 2024 г.

Содержание



Введение


  1. Основная часть


    1. Что такое семья?


    1. Моя семья и я


    1. Семейные истоки


    1. Традиции и ценности моей семьи


  1. Практическая часть


    1. Создание генеалогического древа


    1. Создание семейного фотоуголка


Заключение


Список используемых источников




Введение

Семья – это компас, который направляет нас. Это люди, которые вдохновляют нас на

достижение больших высот и утешают, когда мы оступаемся.

Н. Носкова


История каждой семьи – это летопись нашей страны, её история, и знать её необходимо, так как без прошлого нет настоящего. На уроках, изучая историю, мы, как правило, уделяем внимание крупным историческим событиям, великим деятелям. Но история любой страны – это, прежде всего, история обычных людей, простого народа. Ни одно великое свершение, событие не смогло бы произойти без их участия. Семья – это частичка общества, и изучение своей родословной, истории каждого из живущих ныне людей, может раскрыть что-то значимое и важное для понимания исторического развития Отечества. Именно поэтому я и мои родные пытаемся по частичкам собрать историю моей семьи, а значит и историю моей Родины – России.

Тема моего исследования: «Маленькая история моей большой семьи»

Актуальность исследования обусловлена необходимостью понимания значения семьи. Получения знаний о своих корнях, чувствовать себя звеном большой исторической цепи.

Цель моего исследования: создание генеалогического древа через изучение истории моей семьи.

Задачи:

  1. Изучить историю моей семьи и рассказать о некоторых членах семьи;

  2. Развить интерес к истории своей семьи, семейным традициям;

  3. Создать генеалогическое древо своей семьи;

  4. Создать фотоуголок с фотографиями членов моей семьи.

Объект изучения: семья

Предмет изучения: история семьи

Гипотеза исследования:

В результате изучения истории моей семьи я расширю свои знания о своих предках и созданное мной генеалогическое древо смогу передать дальнейшим поколениям своей семьи.

Методы исследования:

  1. Опрос родственников

  2. Анкетирование

  3. Изучение биографии по фотографиям

  4. Обобщение полученных результатов

Данное исследование важно для меня и моей семьи, так как позволит сохранить историю моей семьи для последующих поколений.





  1. Основная часть

    1. Что такое семья?


Если взять Любовь и Верность, 
к ним добавить чувство Нежность, 
все умножить на года, 
то получится — СЕМЬЯ!

Каждый человек – это часть одной большой семьи, живущей на прекрасной зеленой планете Земля. Это огромная семья делится на миллионы других. Что такое семья? Вроде бы все понятно, но все-таки.  Что же такое семья? Этот вопрос занимал головы людей с незапамятных времен.

В узком понимании семья – это муж, жена и их дети. Это каждая отдельная семья. В широком смысле слова, семья – это те же муж, жена и дети, плюс родители с обеих сторон, бабушки и дедушки и так далее. То есть в этом случае семья – это род, объединенный одной (или несколькими) фамилиями.

     Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи».
В «Толковом словаре» слово семья обозначает следующее:

Семья́

1.Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.

Значение слова «семья» по Ожегову:

  1. Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами

  2. Семья - группа живущих вместе близких родственников

 Значение слова Семья по словарю синонимов:

  • Семья - семейство

  • дом

  • фамилия

Для меня семья, как и для каждого человека, является самым дорогим, самым близким окружением. Я знаю, как ценятся в нашей семье родственные отношения, обычаи, традиции. Свидетельством тому являются фотографии, документы, истории, рассказанные моей бабушкой.



    1. Моя семья и я

У каждого человека есть своя семья, свой дом. Моя семья – это не только родители, но это   бабушки и дедушки тети и дяди, братья и сестры. А ведь и у них тоже были родители, а еще раньше – родители родителей…

Так, погружаясь вглубь веков, мы можем проследить историю своего рода, своей семьи на десятки и сотни лет!  Эта связь поколений называется родословной.

Меня зовут, Гребенкин Максим, мне 11 лет. Я живу в селе Усть-Салда Верхотурского района. Учусь в пятом классе Усть-Салдинской школы.

Живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род.

Моя семья родилась в 2009 году.

Мой папа, Гребенкин Алексей Юрьевич родился 23 марта 1986 года в городе Хива Узбекской ССР. В 1992 году пошел в 1 класс Прокоп-Салдинской школы. В школе и вообще в жизни папа был дисциплинированным и ответственным, ведь в семье он был старшим ребенком, и ему приходилось следить за своими младшими сестрами и братом, пока родители работали. Когда родители рано утром уходили на работу, папа кормил всех завтраком, а своим сестрам заплетал косы. В школе папа учился средне, вел себя хорошо, учителя всегда отзывались о нем положительно и ставили в пример его младшим сестрам. В 2003 году он закончил 11 класс, сдал ЕГЭ и выпустился из школы. После школы пошел учиться в Верхотурский техникум на газоэлектросварщика.

Где только не работал мой папа: и водителем, и рамщиком на пилораме, и пожарным, а сейчас трудится в Усть-Салдинской школе в должности машинист- кочегар котельной.

В 2009 году папа познакомился с моей мамой Полухиной Екатериной Викторовной. Мама родилась 3 апреля 1988 года в селе Киргишаны Нижне-Сергинского района Свердловской области. Семья у мамы была большая: она и 3 брата, поэтому чаще всего в детстве мама играла в мальчишечьи игры и всегда могла постоять за себя. Но несмотря на все это, она всегда заботилась о своих братьях, была ответственная и самостоятельная. В 1995 году мама пошла учиться в 1 класс «Усть-Салдинской школы» и с тех пор никуда не уходила из этой школы. В школе она была отличницей, всегда выполняла уроки, помогала отстающим одноклассникам и малышам, а в старших классах мама параллельно работала на ферме дояркой, ведь времена тогда были тяжелые. Окончив школу, мама поступила заочно учиться в Уральский государственный педагогический университет. Параллельно учебе мама работала в Усть-Салдинской школе, сначала 2 года лаборантом компьютерного класса, затем учителем начальных классов, а когда прошла переподготовку, стала преподавать математику и информатику. Неоднократно маму награждали грамотами за добросовестный труд и качественную подготовку выпускников.

После знакомства на сельской дискотеке с мамой, папа сразу же в нее влюбился. Конечно, как было не влюбиться в мамину длинную до пояса косу, честный и справедливый характер. Спустя какое-то время папа переехал из Прокопьевской Салды в Усть-Салду, и они стали жить с мамой вместе. Так маленькая молодая семья стала расти, и у родителей 1 сентября 2012 года родился я.

Сейчас наша семья все так же живет в селе Усть-Салда. Мы занимаемся сельским хозяйством. У нас есть корова, бык, поросенок, бараны и много кур. Мы с мамой мечтаем завести лошадь. Свободное время мы проводим вместе, но и конечно, никто не забывает о своих увлечениях: мама любит вышивать крестиком и вязать, мы с папой любим рыбалку, охоту и машины, а сам я занимаюсь лыжным спортом и боксом.








    1. Семейные истоки

Меня будут помнить столько поколений, сколько поколений буду помнить и я.

А. Хаеш



В моей родословной нет людей, вершивших судьбу России. Но среди них были и есть достойные, уважаемые люди, с по-своему интересными биографиями. И мне важно сохранить память о них для будущих поколений.

Мои дед по линии отца – Гребенкин Юрий Владимирович

Родился в селе Величаевск Левокумского района в Ставропольском крае 13 октября 1966 года.

Жизнь моего деда очень разнообразна и интересна. Родился он в семье рабочих. Отец его – мой прадед Гребенкин Владимир Ильич сначала работал бурильщиком нефтяных скважин на буровой машине, а когда они вместе с семьей переехали в село Погадаево Забайкальского края, устроился на работу трактористом и всю оставшуюся жизнь проработал в этой профессии. Мать – моя прабабушка Гребенкина в девичестве Орлова Лидия Николаевна - работала банщицей в общественной бане, но т.к у нее были больные ноги и она не могла толком ходить, ей пришлось уволиться, и всю оставшуюся жизнь она провела дома, воспитывая детей и занимаясь хозяйством. Семья у деда была большая 2 сестры и 2 брата, дед был пятым ребенком в семье, самым младшим. У семьи Гребенкиных было свое хозяйство: держали корову, свиней, кур, на тот момент хозяйство считалось большим.

В 1974 году пошел в первый класс Погадаевской восьмилетней школы. Для мальчишки он учился неплохо, но иногда вместо уроков убегал к отцу в поле. После школы поступил в «Приаргунский сельскохозяйственный техникум» города Приаргунск на тракториста. Окончив техникум, устроился в совхоз, долгое время работал вместе с отцом в совхозе трактористом.

В 1984 году деда забрали в армию. Служили в то время 2 года. Начинал службу дед в учебной части артиллерийских войсках в разведроте города Ташкент. Их роту должны были отправить в Афганистан, но потом перевели в военную часть № 23976 в Монголии. Вернулся он в звании сержанта. С бабушкой дед познакомился во время службы в армии.

Моя бабушка по линии папы – Гребенкина (Богданова) Татьяна Юрековна

Родилась в Узбекистане город Фергана 18 августа 1967 года. Семья у бабушки тоже была большая - 4 человека. Бабушка была самой старшей, а после нее еще 2 брата и сестра. Бабушкина мама – моя прабабушка Богданова (Сердюкова) Любовь Александровна - кем только не работала: на заводе, на ткацкой фабрике, телефонистской, дояркой, но судьба сложилась так, что из-за болезни ей пришлось раньше времени уйти на пенсию.

Бабушка плохо помнит своего родного отца, когда ей было 7 лет, мама от него ушла. Можно сказать, что ребята росли одни.

Так как бабушка с семьей жили в городе, своего хозяйства у них, конечно же, не было.

В 1 класс пошла в 1974 году в Узбекистане. Это время пришлось на развод родителей и переезд. Когда семья переехала в Ташкент, вовсю шел учебный год и бабушку уже не взяли в школу, в 1975 году уже в Ташкенте бабушка вновь пошла в 1 класс. Как и полагается девочке, в школе вела себя хорошо, училась тоже хорошо. Окончив 8 классов, поступила в швейное училище. Затем работала на швейной фабрике.

Рядом с домом была военная часть, в которой служил мой дед, будущий муж моей бабушки. Бабушка часто встречалась с дедом в городе, так и познакомились, а затем дед стал за ней ухаживать: приходил в гости с букетами ромашек. Со свадьбой тянуть не стали, ведь по-настоящему полюбили друг друга. Кстати, дед по сию пору дарит бабушке букеты полевых цветов.

В 1986 году уже со своей семьей переехали в Забайкальский край в село Погадаево. Пошла работать на ферму дояркой. Молодая семья Гребенкиных потихоньку росла. В 1986 году родился мой папа, а через 2 года родилась дочка Лида.

Так как совхоз в селе развалился, запросив информацию, где требуются рабочие, в 1989 году бабушка с дедом переехали жить в Свердловскую область Верхотурский район село Прокопьевская Салда. Устроились в совхоз «Авангард», где и проработали, пока совхоз не развалился. Потихоньку стали обзаводиться своим хозяйством: завели корову, поросят, куриц и гусей. Позже родилось еще две прекрасных дочки и сын. А в 2012 родился еще один славный мальчишка. В 2008 году бабушка награждена нагрудным знаком «Материнская доблесть», а в 2011 году почетной грамотой «Ветеран труда».

У Гребенкиных Татьяны и Юрия 6 детей и 5 внуков. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что семья у нас большая и дружная!



Моя бабушка по линии мамы - Полухина Анна Ивановна.

К сожалению, я не знаю дедушку и бабушку с маминой стороны. Но мама, конечно, мне про них рассказывала.

Бабушка родилась 24 сентября 1955 в Читинской области в селе Кандабаево.

В первый класс пошла в Кандабаевскую восьмилетнюю школу, в школе училась хорошо. После школы поступила в училище и получила профессию штукатур-маляр. Почти всю свою жизнь бабушка проработала на ферме дояркой. У бабушки 4 детей – моя мама и 3 ее брата.

К сожалению, бабушку умерла задолго до моего рождения – 2 декабря 2009 года.

Мой дед по линии мамы - Полухин Виктор Валентинович.

Родился 4 декабря 1960 года. Мама не знает, где родился дедушка, все свое детство он жил и воспитывался в детском доме. Окончил 8 классов, затем ушел в армию, как и все тогда отслужил 2 года.

Познакомился с бабушкой и женился на ней. Дед много лет проработал на ферме скотником и пастухом.

Умер дед 30 апреля 2007 года.



Члены семьи по линии Гребенкиных

Гладких (Гребенкина) Лидия Юрьевна - моя тетя. Родилась Лида 5 сентября 1988 года в Приаргунске Читинской области. Свое детство Лида провела сначала в селе Погадаево, а затем в селе Прокопьевская Салда. Играла с ребятами на улице в салки, ляпы, чехарду.

В первый класс пошла в Прокоп-Салдинскую школу в 1995 году. Училась хорошо, активно принимала участие в школьной жизни. В 2005 году после школы поступила в Нижнетагильский медицинский колледж на специальность «Фельдшер». Благодаря своей целеустремленности и настойчивости, а также упрямому характеру Лида всегда добивалась того, чего хотела.

Окончив колледж в 2009 году, переехала в г. Красноуральск и устроилась на работу фельдшером на скорую медицинскую помощь. Лида - наш домашний доктор, если кто-то заболевает, она сразу же спешит всех вылечить, с ней никогда никто не спорит, даже мой дед. Конечно, как можно спорить с человеком, который в 2018 году занял 1 место по стрельбе из лазерного пистолета Макарова, победив участников из всех силовых структур г. Красноуральска и даже полиции.

В 2013 году вышла замуж за Гладких Антона Владимировича, и молодая семья Гладких стала расти. Сейчас у Лиды с Антоном уже трое детей: дочка Софья и 2 сына – Егор и Костя.

Семья Гладких все свое свободное время проводит вместе, часто приезжают в деревню к родителям, выезжают за город, вместе ездят на рыбалку.

Гребенкина Екатерина Юрьевна – моя тетя родилась 18 марта 1991 года в селе Прокопьевская Салда. В детстве Катя была активным ребенком: носилась на улице, играя в салки, ляпы, иногда играла с мальчишками в казаки-разбойники и войнушку.

Пошла учиться в первый класс Прокоп - Салдинской школы в 1998 году. О своем детстве она говорит: «Единственное, что я хорошо помню, так это то, что все свое детство просидела на черемухе».

В 2008 году после школы Катя пошла учиться и ей так понравилось учиться, что она получила 3 высших образования, последнее из которых в степени магистра.

Гребенкина Марина Юрьевна – моя тетя. Родилась Марина 25 мая 1993 году в г. Верхотурье.

Все свое детство Марина провела с мальчишками: играла в футбол и войнушки, лазила по сараям, а однажды даже тушила комбайн.

Училась в Прокоп-Салдинской школе, в первый класс пошла в 2001 году. В школе училась хорошо, участвовала во всех школьных мероприятиях, но все так же немного хулиганила. Окончив школу, пошла учиться в Нижнетагильский социально-педагогический институт по специальности «Социальная педагогика». После окончания института, в 2014 году устроилась ПАО «Сбербанк» специалистом по обслуживанию частных лиц. Она проработала в банке долгое время, и за хорошую работу ее повысили до должности старший менеджер по работе с клиентами.

У Марины есть дочь Зоя. Все свое свободно время Марина проводит с дочкой, готовит ее ко школе, ведь Зоя в этом году пойдет в первый класс, а также часто приезжает в деревню к родителям.

Гребенкин Владимир Юрьевич – мой дядя. Родился 13 октября 1995 года. Про нашего Володю можно сказать, что он «человек приключение». Что только с ним не случалось в детстве: и в сугроб с крыши прыгал, и руку ломал, и с мотоцикла падал – в общем, обычное детство деревенского мальчишки.

В школу Володя пошел в 2002 году. Учился, как и большинство мальчишек: не плохо и не хорошо. Школу не прогуливал, только иногда убегал с уроков через окно, опаздывал в школу и даже был случай, когда он вместе с одноклассником вместо кросса на физкультуре убежал домой. Несмотря на все эти шалости, учителя до сих пор вспоминают Володю, как доброго и отзывчивого мальчика.

Сейчас он учится в Пермском педагогическом колледже на втором курсе по специальности «педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной направленности» и параллельно работает в ООО «Вест», строит мосты.

Все свое свободное время проводит в гараже, занимается ремонтом машины и занимается автозвуком.

Володя считает, что его главное качество – краткость, но бабушка почему-то считает иначе.

Гребенкин Илья Юрьевич – мой дядя. Илья родился 17 марта 2012. С Ильей у нас разница в возрасте 5 месяцев, можно сказать, что мы вместе растем. Илья хорошо учится в школе, состоит в Российском движении детей и молодежи «Движение первых», активно участвует в школьных мероприятиях, в месте с мамой делают различные поделки и участвуют в конкурсах.

Илья помогает родителям по хозяйству. В свободное время ходит с папой на рыбалку, любит пробовать что-то новое.


Члены семьи по линии Полухиных

Полухин Леонид Викторович - мой дядя.

Родился 2 июля 1989 года в Нижнесергинском районе. В первый класс пошел в «Усть-Салдинскую школу». Окончил 9 классов.

В 2010 году Лене пришла повестка в армию, и он отправился служить. Служил Леня в военной части № 48257 в войсках обеспечения безопасности в звании рядовой.

Сейчас работает на пилораме г. Верхотурья. Женат. У Лени тоже большая семья - 3 детей, ждут 4.

Полухин Алексей Викторович – мой дядя.

Родился 12 мая 1992 года в Нижнесергинском районе. Мама рассказывает, что Алеша с детства был очень добрым всегда приносил в дом всех бездомных кошек и собак.

Алеша закончил 9 классов Усть-Салдинской школы, а затем вечернюю школу. После вечерней школы пошел учиться в профессиональное училище на специальность электромонтер.

Алеша умер 13 августа 2016 года, к сожалению, он не успел жениться. Детей у него не было.

Полухин Александр Викторович – мой дядя.

Родился 7 августа 1996 года. Саша окончил 9 классов «Усть-Салдинской школы».

5 сентября 2023 года он подписал контракт в военной части № 45863, сейчас является участником специальной военной операции на Украине. С 22 октября 2023 года числится без вести пропавшим.



    1. Традиции и ценности моей семьи

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ — родительский дом.


Понятие о семейных ценностях

Семейные ценности – это фундамент семьи, который складывается из обычаев и традиций, передаваемых из поколения в поколение. Это те прочные узы, которые связывают всех членов семьи. Это чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это всё то, что люди переживают вместе внутри дома: радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Каковы же ценности современной семьи?

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное.

Семейные ценности – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения. Семейные ценности с годами видоизменяются, но основные всегда остаются неизменными. Приведу несколько примеров, какими могут быть семейные ценности, хотя в каждой семье они свои, индивидуальные.

Любовьосновная семейная ценность. Это любовь родителей друг к другу, к детям, детей ко всем членам семьи. «Главная» любовь в семье – это любовь между папой и мамой. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом. Союзы, основанные на любви, – счастливые и благополучные. Они представляют собой крепкий оплот, тихую гавань, в которую всегда можно вернуться, получить поддержку и утешение.

Верность - еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе, и в радости, несмотря ни на что. Это качество, которое формируется в человеке с детства, потом перерастает в верность своему слову, делу, преданность в дружбе, верность в семье друг другу.

Доверие - Очень важно доверять друг другу. С каждой проблемой, неудачей, любыми переживаниями мы должны делиться со своими родными. Только близким людям всегда можно рассказать правду и рассчитывать на поддержку и совет. Именно родные люди всегда помогут в трудную минуту.

Доброта это очень важная семейная ценность, которая включает в себя желание помочь члену семьи, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной.

Взаимопонимание - Каждому важно понимать друг друга, уважать интересы и стремления взрослых членов семьи и детей. Ведь поддержка очень помогает: человек развивается не только духовно, но и поднимается ввысь в спорте, карьере, достигает больших успехов в жизни.

Об уважении - Нужно уважать каждого в семье, будь то взрослый человек или ребенок. Плохо, когда родители только приказывают, совсем не считаясь с интересами своих детей. Но когда в семье все пущено на самотек – это тоже плохо. Просто надо осторожно, тактично подсказать, помочь, не унижая чувства достоинства другого, прислушиваясь к мнению человека, несмотря на его возраст.


Какие ценности важны для моей семьи

Я считаю, что это –

  • доверие и уважение,

  • верность друг другу (не только между взрослыми, но и между детьми).

  • любовь к каждому члену семьи каждого из нас. Мне особенно хочется остановиться на этой семейной ценности. Не надо ничего жалеть для своих близких людей. Чаще дарить им подарки, говорить больше хороших, теплых слов, уделять больше внимания папе и маме, дедушке и бабушке, своему брату и сестренке

  • быть благодарными родителям, бабушке и дедушке, друг другу, Богу. Благодарение – это одна из важных семейных ценностей.

  • мы стараемся слушать друг друга и слышать, а не только себя;

  • учимся просить прощение, если ты виноват;

  • учимся прощать друг друга. Ведь любой человек может ошибиться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Надо уметь прощать грубые слова, которые иногда «срываются» с языка, уметь забывать обиды и все плохое;

  • мы честны друг с другом. Ведь ложь – это самое плохое во взаимоотношениях людей. Во-первых, честное признание – половина наказания. Во-вторых, если что-то скроешь, потом правду узнают и будет еще тяжелее. Как ни трудно, надо найти в себе силы сказать правду, ничего не придумывая и не приукрашивая.

Вывод: мы видим, что семейные ценности являются основополагающими в жизни каждого человека. Именно они определяют, какими будут его убеждения, принципы: эгоистичными или направленными на благо родных и близких людей. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Родовые ценности формируют культуру человека.

Что такое семейные традиции?

Семья – это единое целое. Чтобы это единение было прочным, очень важно иметь общие ценности, которые являются опорой семьи. А на основе семейных ценностей формируются семейные традиции.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции.

Традиции это не только то, что отличает один народ от другого, но и то, что способно объединить самых разных людей. Семейные традиции русского народа – наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Начнем с того, что семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать родословную, а самым обидным прозвищем считалось «Иван, не помнящий родства». Составление подробной родословной, своего фамильного дерева являлось неотъемлемой частью традиций каждой семьи. Давней русской традицией можно назвать и передачу вещей, принадлежащих далеким (и не очень) предкам, своим потомкам. Например, прабабушкина шкатулка или прадедушкины часы – семейные реликвии, которые хранятся долгие годы в укромном уголке дома. В каждой семье традиции могут быть совершенно разными. Они могут быть новыми или передаваться из поколения в поколение, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.

Что мы понимаем под семейными традициями? Это определенная деятельность, которой семья занимается совместно. Это и празднования значимых дат, и сбор за общим столом, и совместные поездки на природу, и походы в церковь и т.д. Все эти действия очень объединяют семью. Благодаря им каждый член семьи чувствует себя нужным. Семейные традиции передаются от старших поколений младшим и служат основой доверия и домашнего тепла. Через семейные традиции можно ощутить связь поколений, преемственность во времени. Благодаря устоявшимся традициям, в семье возникают понимание, атмосфера любви и добра.

Какие бывают традиции?

  • Совместные чаепития с тортом, сладостями, вкусной домашней выпечкой. Полезно один или несколько раз в месяц собираться за одним столом всей большим кругом близких. В уютной обстановке можно приятно обсудить повседневные дела, интересные новости, сообщить о достижениях внуков. Эта традиция будет способствует развитию таких ценностей, как уважение к старшим, любви и доброты.

  • Совместный вечерний досуг – настольные игры, такие как домино, лото, партия в шахматы. Вполне вероятно, что эту традицию ребенок перенесет позже и в свою собственную ячейку.

  • Регулярные экскурсии в ближайшие города, по памятным местам, музеям, паркам, зоопаркам.

  • Здоровый образ жизни тоже может стать традицией. Каждые выходные, в зависимости от времени года, можно выезжать в парк покататься на велосипедах, роликах, коньках, санках. Детям это приносит огромное удовольствие и массу впечатлений. Такие воспоминания остаются на всю жизнь.

  • Совместные путешествия. Это не обязательно должна быть поездка на море. Многим нравится выезжать в лес, к реке, с палатками, котелками, спать в спальных мешках, ловить рыбу, готовить уху на костре, петь вечером песни под гитару. Для детей это необыкновенное приключение, а родителям такой отдых позволит отвлечься от повседневных будней, освежить свои чувства и просто насладиться природой.

  • И конечно же, самыми любимыми являются семейные праздники, поскольку все еще сильны в нас традиции древнерусского застолья.

Семьи все разные, но чем больше традиций, тем крепче становится семья. Если же в семье нет традиций или их не соблюдают, это прямой путь к разрушению семьи. Хорошая традиция объединяет нас, развивает в членах семьи бескорыстие, сострадание к ближним.

Готовя этот проект, мы всей семьей обсудили, какие традиции есть уже сейчас в нашей семье. Всем ли они нравятся? Что они дают каждому члену нашей семьи?

Традиции моей семьи

Одна из основных традиций, которые есть во всех семьях и у нас тоже, - это празднование значимых дат: Новый год, 8 марта, День знаний, Рождество, Пасха, Дни Рождения и т.д.

Думаю, самым значимым в нашей семье является празднование Нового года. Это у нас самый добрый праздник, потому что Дед Мороз нам, детям, приносит подарки под елку, а взрослые дарят подарки друг другу. На Пасху на праздничном столе у нас всегда куличи, которые испекла сама бабушка и пасхальные яйца от наших курочек.

Помимо праздничных традиций, у нас есть те, которые происходят в удобное для семьи время, когда все мы приезжаем к бабушке и дедушке. Например, иногда у нас получается устроить семейный обед или ужин. Обычно, когда мы собираемся вместе всей семьей, бабушка готовит манты. За общим столом мы с удовольствием общаемся, делимся новостями, вспоминаем забавные случаи из жизни и наслаждаемся вкуснейшими мантами.

Одна из любимых традиций нашей семьи – работа на покосе. Все мы любим, когда наступает пора сенокоса. Для нас это не только работа, но и удовольствие, отдых и радость. Это время запоминается на долго.

Что является основной задачей нашего поколения? 90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома. Мы тоже любим фотографироваться всей семьей. У нас есть несколько альбомов с семейными фото, а общие фотографии и фотографии внуков висят у бабушки с дедом дома на стене.

В настоящее время все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться. Занимаясь этим проектом, мы тоже задумались над своим генеалогическим деревом. Родители и моя бабушка стали вспоминать родословную нашей семьи, стали пробовать составлять схему родственных связей. Работа всех нас и заинтересовала, и сплотила еще в одном нужном общем деле.

Еще у нас появилась новая традиция: помощь военнослужащим в зоне СВО. Мы участвуем с сборе гуманитарной помощи, закупаем все необходимое: лекарства, продукты питания, одежду или помогаем материально. Собранную помощь относим с места сбора гуманитарной помощи.

Мы видим, что основой семейных ценностей являются семейные традиции, которые оказывают большое влияние на формирование культуры человека в целом.

Берегите свои семейные ценности и традиции и тогда вы будете счастливы!

  1. Практическая часть

    1. Создание генеалогического древа


Для своего проекта я выбрал нисходящий вариант составления генеалогического древа, мне кажется, что оно вмещает более полную информацию о всех членах семьи.


Ход составления древа:

1. Я изучил старые документы и фотографии. Особенно важны такие документы, которые содержат генеалогическую информацию: свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации можно почерпнуть из трудовых книжек, грамот, дипломов, аттестатов. Все документы делятся на две основные группы: родственники по материнской и родственники по отцовской линии.

2.Опрос родственников – это бабушки и дедушки – их воспоминания особенно ценны для исследования. Семейные праздники - это прекрасная возможность расспросить родственников.

3.Оформление генеалогического древа семьи. В центре я разместил бабушку и дедушку по маминой и папиной линии и уже от них стал строить древо. Вот что у меня получилось.

Анкетирование

Я провёл социологический опрос, состоящий из 10 вопросов, среди опрашиваемых были люди в возрасте от 11 до 80 лет. В анкетировании приняло участие 39 человек.

Вопросы анкеты

  1. Ваш пол

  1. Ваш возраст

  1. Что такое семья?


  1. Для чего человеку семья?

  1. Какую роль в твоей жизни играет семья?

  1. Знаешь ли ты родословную своей семьи?

  1. Как ты считаешь, каждому человеку следует знать историю своей семьи?

  1. Многих ли своих родственников ты можешь назвать самостоятельно, без посторонней помощи?

  1. Какие праздники вы отмечаете всей семьей (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди) Перечислите все. Если таких нет, поставьте 0

  1. Закончите предложение: "Самый счастливый день в нашей семье тогда, когда..."

  1. Закончите предложение: "Я люблю свою семью за то, что..."

  1. Какие семейные ценности на ваш взгляд самые важные?


Проанализировав анкеты, я сделал вывод: большинство опрашиваемых знают о своих родственниках и хорошо поддерживают внутрисемейные отношения, а также ценят семейные традиции и считают семью - главным в жизни человека.



    1. Создание семейного фотоуголка

«Все, чего не расскажешь словами,

Фотографии скажут про нас…»


После того, как мною была собрана и систематизирована информация о моих родственниках, я начал отбор фотографий для создания семейного фотоуголка, который планирую подарить бабушке на 8 марта.

Идея была – создать фотоуголок самых близких родственников по линии папы. Мне хотелось создать именно бумажный вариант уголка, чтобы он отражал дух прошлого времени, когда фотоальбом являлся действительно семейной реликвией, хранилищем ценной информации о самом близком, что есть у человека, - его семье. Этот уголок будет украшать стену в доме деда и бабушки, они будут хранить его и демонстрировать своим гостям.

Первым делом я выбрал фотографии в разных альбомах всех своих родственников. Мне повезло, что все фотографии в электронном виде. Затем я принялся, подбирать рамочки к фотографиям и искать красивые цитаты о семье. Решено было расположить в центре фотографию формата А4 со всеми членами семьи, остальные фотографии на которых вся семья, реши сделать формата А5. Эти фотографии я оформил в стиле знаменитой жвачки «Love is…». Следующим шагом стало создание отдельных фотографий моих родственников. Я вставлял в фоторамки «полороид» фотографии всех, делать это я решил в программе PowerPoint так было удобнее. Когда я завершил с оформлением фотографий, дело оставалось за малым. Нужно было все распечатать, вырезать и расположить все на пробковой доске.

В процессе оформления было решено добавить «праздничного настроения» с помощью гирлянды по контуры доски и флажком на верхней части доски, а также добавить смысла, с помощью названий семейных ценностей.

И вот, что у меня получилось. Я считаю, что проделанная работа того стоила. Бабушка и дед будут рады такому подарку.

Заключение

Семья – одна из наивысших ценностей. Очень важно сохранять семейные ценности, не разрушать их, не уничтожать, а укреплять; чтить и поддерживать семейные традиции, без которых наша жизнь лишается яркости и душевной теплоты. Передача семейных ценностей, соблюдение традиций – путь к единению семьи, ее укреплению и большей сплоченности. Именно в семье, состоящей из нескольких поколений, сохраняются старые традиции и создаются новые.

Благодаря помощи моих родственников, я с моими родителями смог восстановить родословную нашей семьи. Я узнал не только о тех, кто рядом с нами, но и кого нет уже в живых. Я понял, где начало нашей семьи. Узнал, кем работали мои родственники. 

Изучая историю своего рода, я много интересного узнал из жизни родственников. А еще я понял, что если родословная будет вестись дальше, то мои потомки будут знать о том, как живу я. Это заставило меня задуматься о том, какой пример я подам своим будущим детям, внукам…

В моем роду нет великих ученых и мировых знаменитостей. Однако в результате работы над составлением родословной у меня появилось чувство гордости за свой род, ведь мои далекие родственники – хорошие семьянины, работящие люди, настоящие патриоты своей Родины.

Цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза подтвердилась.




Список используемых источников

1. Калистратова, Э.А. Азбука родоведа. Методическое пособие / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2006. – 80 с.

2. Калистратова, Э.А. Пособие по составлению родословия / Э.А. Калистратова. – Екатеринбург: «Филантроп», 2007. – 100с.

3. Моя родословная: Для учащихся начальной школы. – Москва: ВИТА – ПРЕСС, 2008. – 74 с.

3. Полякова Е.Н. Из истории русских имен и фамилий.- Москва:

Просвещение, 1975г.-160с.

4. Семейный архив.

5. https://pamyat-naroda.ru/

6. https://www.obd-memorial.ru/html/default.htm

7. http://onomastikon.ru/proishogdenie-familii-belozyorov%0D%0A.htm

8. https://xn----dtbebvqepcbbtq4r.xn--p1ai/blog/chto-takoe-genealogiya

9. https://www.znaikak.ru/genealogderevo.html

10. https://pomnirod.ru/articles/metodika-rodoslovnyh-issledovanij/metodicheskie-rekom/babushkina-oyu-rastim-rodoslovnoe-drevo.html

Лекции по русской генеалогии. Савелов Л.М. Репринт издания 1909 года. –

М.: Археографический центр 1994 г.

https://pomnirod.ru/articles/stati-po-teme/vsemenov-zadachi-i-puti-genealogii.html



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!