МАДОУ Детский сад № 197
г.Екатеринбург
Проект
«Матрешка - игрушка, символ России»
средняя группа
Подготовили музыкальный руководитель : Надырова
Альбина Закиевна,
воспитатель: Линкалина
Алина Викторовна
2021год
Технологическая карта проекта
Название проекта (тема) | ««Матрешка- игрушка, символ России» |
Тип | Познавательно-творческий |
Участники | Дети, воспитатель, родители (законные представители) |
Масштаб (сроки) | Ноябрь - (долгосрочный) |
Основание для разработки. Проблема (актуальность) | В наше время детям в достаточном количестве покупают разнообразные игрушки. Проведя беседы с родителями, мы узнали, что многие родители не считают нужным приобретать такие игрушки, как матрешки, это один из символов нашей страны, достопримечательность, народная игрушка. Поэтому мы решили побольше узнать о русской матрешке, и передать свои знания детям, для которых матрешка является самой первой игрушкой в раннем детстве. Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Знакомя детей с русской игрушкой матрешкой – мы помогаем увидеть разнообразие цветовой гаммы, развиваем мелкую моторику, эстетический вкус, и, наконец, не даем забыть наследие наших предков. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. |
Цель | Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки, исполнению русских народных песен, хороводов, игр ; формировать у детей чувство патриотизма. |
Задачи: | Обучающие: Закрепить знания детей об истории матрешки, как народного промысла. Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в различных видах деятельности (подвижные, сюжетные, режиссерские игры, театрализованная деятельность, художественное и музыкальное творчество) Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, мелкой моторики, познавательных интересов, смекалки, музыкально-творческих способностей. Развивающие: Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность. Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству и искусству. |
Стратегия и механизмы реализации (Этапы) | 1. Подготовительный: - подбор литературы, иллюстраций , подбор материалов для изо и музыкальной деятельности; 2. Исследовательский - ознакомление с историей матрешки; с видами матрешек, материалом, художественных элементов; составление орнаментов; 3. Заключительный: - обобщение результатов работы; - сбор коллекции игрушек – матрешек; - изготовление «Семейной матрешки» для мини – музея группы «Матрешка- игрушка, символ России»; изготовление дидактических игр; оформление фоторепортажа с детьми; - оформление картотеки игр с матрешками.; Развлечение «Русская матрешка». |
Ожидаемые результаты | 1. Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор). 2. Разучивание простейших элементов росписи. 3. Получить представление о разнообразии матрешек, научить различать особенности разных матрешек. 4. Расширение и активизация словарного запаса слов 5. Обогащение музыкальных впечатлений, знакомство с народными песнями, хороводами, играми. |
Трансляция | Размещение на сайте ДОУ, публикация в пед.сообществах |
Вывод: | В завершении работы мы подвели итоги своего . - Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? - Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? Сделали вывод, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. В русской игрушке, ее содержании, форме и декоре отразились народные представления о мире, добре, красоте. Она несет в себе любовь и дружбу. Познакомились с песнями, играми, хороводами с матрешкой. Именно поэтому народная игрушка рассматривается, как символ русского искусства, не перестает быть любимой игрушкой детей на протяжении нескольких веков. |
Тип проекта: Долгосрочный, групповой.
Вид проекта: познавательно – творческий.
Разделы программы:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- речевое развитие.
Участники проекта: дети cредней группы , воспитатель, родители.
Срок реализации проекта : ноябрь .
Актуальность: Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей трудно чем - либо удивить. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.
Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка исторические сведения – это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек.
Предмет исследования. Русская Матрешка.
Цели: Воспитать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки, исполнению русских народных песен, хороводов, игр ; формировать у детей чувство патриотизма.
Участники проекта:
- дети средней группы;
- родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;
- воспитатели средней группы.
Ожидаемый результат:
Знакомство с особенностями русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узор).
Разучивание простейших элементов росписи.
Получить представление о разнообразии матрешек, научить различать особенности разных матрешек.
Расширение и активизация словарного запаса слов
Обогащение музыкальных впечатлений, знакомство с народными песнями, хороводами.
Этапы проекта : 1. Подготовительный: - подбор литературы, иллюстраций , подбор материалов для изо и музыкальной деятельности;
2. Исследовательский - ознакомление с историей матрешки; с видами матрешек, художественных элементов; составление орнаментов;
3. Заключительный: - обобщение результатов работы; - сбор коллекции игрушек – матрешек; - изготовление «Семейной матрешки» для мини – музея группы «Матрешка- игрушка, символ России». - изготовление дидактических игр; -оформление фоторепортажа с детьми; - оформление картотеки игр с матрешками.; Развлечение «Русская матрешка».
Задачи для детей:
- познакомиться с историей матрешки как видом народного промысла;
- получить знания о матрешке, о ее цветовой гамме;
- освоить некоторые художественные элементы, применять их в росписи матрешек;
- проявлять творческую фантазию в играх, хороводах, оркестре.
Для родителей:
- вызывать интерес к русской народной игрушке;
- приобщать к истокам русской народной культуры;
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
- способствовать творческой активности детей;
- создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- развивать социально – профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Предметно – развивающая среда:
- игрушки матрешки;
- иллюстрации матрешек.
- аттрибуты, шумовые инструменты для песен, игр, хороводов с матрешками
Направление реализации проекта:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимосвязь с родителями.
Мероприятия для детей.
Беседы с детьми на темы: «Русская игрушка - матрешка»,
«О цветовой гамме матрешек»,
«Из чего сделана матрешка».
Чтение художественной литературы: Л. Некрасов «Мы веселы матрешки», В. Приходько «Матрешка на окошке», С. Маршака «О матрешках», В. Берестова «Матрешкины потешки», В. Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю. Володиной «Танец матрешек», стихи о матрешках Е. Крысина, Р. Карапетян, Л. Громовой, Н. Радченко, А. Клешовой, С. Иваова.
Оформление мини – музея «Матрешка».
Изготовление книжки- малышки «Русская матрешка»
Сюжетно-ролевые игры «Мастерская игрушек», «Магазин игрушек»
Музыкальная игра «Матрешка»
Непосредственно образовательная деятельность:
Познание. Формирование целостной картины мира «Знакомство с русской матрешкой».
Художественное творчество. Рисование «Украсим сарафаны матрешкам». Аппликация «Русская матрешка».
Познание. Формирование элементарных математических представлений «Матрешка в гостях у ребят».
Физическая культура «Матрешка с платочками».
Коммуникация. Развлечение «Русская матрешка»
Для родителей:
Выставка рисунков детей «Матрешечка»;
Консультация «Как играть с матрешкой».
Анкета для родителей.
Конкурс «Семейная матрешка»
Форма презентации проекта:
Развлечение «Русская матрешка»
Мини-музей «Матрешка- игрушка, символ России»
КОНКУРС «СЕМЕЙНАЯ МАТРЕШКА»
Общие положения: Конкурс творческих работ «Семейная Матрёшка» проводится в рамках познавательно- творческого проекта «Матрешка- игрушка, символ России» ,
а также в честь праздника День Матери.
Цель конкурса – привлечение родителей (законных представителей) к активному участию в жизни детского сада. их внимания и внимания детей к русской народной культуре и традициям, а также к создание условий для развития и популяризации детского художественного творчества.
1.2.Задачи:
Раскрытие творческих способностей детей и семей воспитанников.
Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность с детьми.
Выявление и пропаганда лучшего опыта творческой деятельности.
Формирование общественного мнения о значимости дошкольного воспитания.
2. Участники выставки, сроки и условия проведения
2.1. Участники смотра – конкурса: к участию в конкурсе приглашаются семьи воспитанников средней группы № 12 МАДОУ № 197
2.2. Порядок проведения конкурса:
Конкурс состоится в МАДОУ «Д/С №197» 23 октября 2020 года.
2.3. К участию в выставке допускаются:
- работы, самостоятельно выполненные детьми;
- работы, выполненные совместно детьми и родителями
2.4. Прием работ осуществляется воспитателем группы по 23 октября 2020 г
Оформление выставки работ в фойе группы 2020 г., фото и видеоотчет будет отснят и отправлен для ознакомления родителям посредством WhatsApp, Instagram.
3. Требования к работам
3.1. Представленные работы могут быть плоскостными и объемными, в виде рисунка, аппликации, сувенира, сюжетной поделки и др., но содержащими изображение лиц членов семьи конкурсанта, общий размер работы не превышает формата А 3
3.2. Принимаются поделки, выполненные из любых материалов в любой технике (глиняные, папье-маше, бумажные, деревянные, пенопласт и др.).
3.3 Работы должны быть подписаны: название, автор, возраст ребенка.
3.4 Поделки должны быть устойчивы или иметь подставку(обьемные), плоскостные изготовлены на листе плотной бумаги , ватмана или картона.
Содержание представленных работ должно соответствовать тематике конкурса.
4. Награждение
Участники выставки будут отмечены Благодарственными письмами.
При прохождении каждого конкурсного этапа оцениваются:
-соответствие костюма заданной теме конкурса;
- художественный уровень;
- сложность работы;
- оригинальность идеи;
- креативный подход;
-аккуратность исполнения
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Познание. Формирование целостной картины мира.
Тема «Знакомство с русской матрешкой».
Цели: 1. Познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла; дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме; учить называть свойства и качество предметов.
2. Формировать грамматически правильную речь; учить детей составлять описательный рассказ; обогатить словарь детей.
3. Воспитывать патриотические чувства; развивать эстетический вкус.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрешками; чтение художественной литературы Материал: игрушки-матрешки, иллюстрации, альбомы о матрешке.
Словарная работа: семёновская, полхово-майданская, веселая, нарядная, красивая.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для маленькой - темница.
(Матрешка.)
Воспитатель: Верно. Сегодня я расскажу вам историю о матрешке.
Эта веселая игрушка - расписная матрешка - родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Прообраз ее - деревянную пустотелую куклу - художник увидел в Японии. Эта была игрушка-неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая же кукла, только поменьше. И художник выдумал для детей похожую куклу.
Кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще... С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда (выставка матрешек).
Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?
Дети: У одной - красный, у другой - синий с цветочками, у третьей - малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой - яблоки на переднике.
Воспитатель: Как же назвали красавицу? Назвали ее Матрешей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась матрешка - разъемная деревянная кукла.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Воспитатель: Из чего сделана матрешка? (Из дерева)
Воспитатель: Начали точить матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: в Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан, Семёново и других (выставка иллюстраций, альбомов).
Воспитатель: эта матрёшка из Полховского Майдана (рассматривание полхово-майданской матрёшки).
А я, подружка из Майдана
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами,
Сияющими лепестками
И ягодами разными, спелыми и красными.
Воспитатель: По форме она более вытянутая и стройная. Основные цвета: фиолетовый, алый, голубой, жёлтый. Узор на сарафане красивые цветы. Чем украшен сарафан матрёшки? Какими красками расписывали матрёшку? (рассматривание Семеновской матрёшки)
А я из тихого зеленого городка Семёново.
Я в гости к вам пришла
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Воспитатель: У неё яркий цветастый фартук, который украшен пышными букетами малиновых роз с зелёными листьями, травкой. На голове жёлтая косынка с мелким узором.
- Чем расписан сарафан этой матрёшки?
- Какими красками пользовались художники?
Физкультурная минутка «Матрешки».
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки (хлопки перед собой).
На ногах сапожки,
Топают матрешки (руки на пояс, поочередно правую ногу выставить вперед на пятку, затем левую).
Влево, вправо наклонились (наклоны влево – вправо),
Всем знакомым поклонились (наклоны головы влево – вправо).
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых
Вы похожи словно сестры (повороты туловища направо – налево, руки к плечам).
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки (хлопки в ладоши перед собой).
Выставляя матрешек, воспитатель предлагает дидактическую игру «Выбираем сувенир».
Воспитатель: Какую матрешку вы бы выбрали в подарок другу? Расскажите, почему она вам понравилась?
Дети:
- Я бы подарил эту матрешку, потому что она с петухом - это самая первая русская матрешка
- Эта матрешка украшена яркими цветами и зелеными листьями, у нее красивый сарафан, поразительные черты лица. Она выполнена семеновскими мастерами.
- У этой матрешки цветы, ягоды, листья сказочные обведены черным контуром. Ее выполнили полхово-майданские мастера.
Воспитатель: Матрешки - изделия, которыми гордятся россияне, откуда бы ни приезжали люди в нашу страну, среди других сувениров они обязательно увезут на родину и русскую матрешку.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Художественно – эстетическое развитие.
Рисование.
Тема: «Украсим сарафаны матрешкам».
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством. Продолжать знакомить с народной игрушкой. Обогащать представления детей о народном искусстве. Учить составлять узор из отдельных элементов. Упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой. Развивать чувство цвета, ритма в узоре. Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Материал:
Выставка кукол, матрёшка расписная, матрёшка не расписанная, корзинка, силуэты матрёшек, вырезанные из бумаги для акварели; гуашь, кисти, ватные палочки.
Предварительная работа:
Беседа о матрешках, рассматривание картинок.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята.
Я на ярмарке была,
Корзиночку вам принесла.
Корзиночка не простая
И товар в ней расписной.
Что же в этой корзиночке?
Открою секрет.
Это - народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская .....
Дети: - Матрёшка!
- Да, ребята, вы угадали. Это – матрёшка. Посмотрите, какая она?
Дети: - яркая, красивая, весёлая, разъёмная, интересная, румяная, деревянная и т. д.
-Как она одета? На голове у неё...
Дети: - Платочек.
- На туловище сарафан и фартук. Фартук украшен чем?
Дети: - цветами, узором и т. д.
- Ребята, а как же получается такая красивая матрешка? Сначала один мастер вытачивает из дерева вот такую матрешку (показываю не расписанную матрешку). Он делает сначала самую маленькую, неразъемную матрёшку. А затем следующую, побольше, уже выпиливая ее изнутри. Затем ее расписывает красками уже другой мастер.
- А теперь, ребята, давайте отдохнём.
Физкультминутка:
- Мы, матрёшки,
Вот такие крошки.
(Руки на поясе, повороты с приседанием)
Посмотрите, вот у нас
Красные сапожки.
(Руки на поясе, движения ногами «Ковырялочка»)
Мы матрёшки,
Вот такие крошки
(Руки на поясе, повороты с приседанием)
Посмотрите, вот у нас
Розовые щечки
(Показываем указательными пальчиками на щечки)
- Молодцы, ребята, садитесь. Но у меня в корзиночке ещё что- то есть. (Показываю силуэты матрешек) Что не так с этими матрёшками?
Дети: - Они не расписанные.
- Давайте поможем этим матрёшкам превратиться в красавиц? Сначала сделаем цветным платочек и завяжем его. (нарисуем узелки «примакиванием») Затем украсим цветами и листьями фартук при помощи кисточки ( «примакиванием» ) и ватных палочек ( «тычком»). А теперь украсим горошком платочек при помощи ватных палочек. А на рукавах можно нарисовать полоски кончиком кисти. Теперь она стана нарядная, но матрёшка же ещё и румяная. Румянец мы ей нарисуем розовой краской пальчиками
.- Ну что, готовы? Тогда встаньте около стульчиков.
- Кручу, верчу, превратить вас хочу.
Хочу превратить вас в мастеров.
Пойдемте в ваши мастерские и там каждый украсит свою матрёшку.
Дети садятся за столы и под народную музыку украшают матрёшек.
Итог:
Ребята, посмотрите какие красивые у нас с вами матрёшки получились. Как у настоящих мастеров.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Познание. Формирование элементарных математических представлений.
Тема «Матрешки в гостях у ребят»
Цели:
Закрепить счётные умения в пределах пяти; закрепить умение при сравнении предметов выделять параметр высоты, употребляя слова: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая; упражнять в счете звуков на слух в пределах пяти;
Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
Продолжать знакомить детей с историей появления матрёшки;
воспитывать усидчивость, активность.
Материал: демонстрационный – домик для матрёшек, матрёшки, посуда. Раздаточный – матрёшки.
Словарная работа: высокая, низкая, ещё ниже, самая низкая.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем (загадка). Сейчас я загадаю ее вам, а вы слушайте внимательно и постарайтесь отгадать:
На крыльцо резной избушки
Вышли бойкие подружки:
Пять красавиц расписных!
Все в платочках кружевных!
Все в передниках цветастых!
Пять румяных! Пять глазастых!
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: один, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это? (Матрёшки)
Воспитатель: Правильно, это матрёшки. Мы с вами в детском саду и вы дома с родителями из бумаги, дерева, ткани, картона, пластилина можете сделать красивых матрёшек.
Посмотрите, какой у нас здесь стоит красивый домик. Как вы думаете, кто здесь живёт?
(Матрёшки)
Воспитатель: Правильно, здесь живут матрёшки. Они и пришли к нам в гости. Матрёшку сделать непросто. Сначала из дерева (липы или берёзы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и лишь
потом их размеры становятся всё больше. А художник весёлыми красками расписывает матрёшек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрёшка уже улыбается. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьёй. Матрёшек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось всё больше. Но матрёшки - это не всегда девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с вас. И вот таких красивых матрёшек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрёшку любят во всём мире и нам эта игрушка тоже нравится.
Воспитатель: Как вы думаете, матрёшка пришла одна к нам в гости? (Нет)
Воспитатель: А почему вы так думаете? (Матрёшек всегда много)
Воспитатель: Давайте познакомимся с подружками. (Выставить матрёшек)
Воспитатель: Вот как их много. Давайте посчитаем. Вызвать одного ребенка (один, два, три, четыре, пять, – всего пять)
Воспитатель: Дети, а матрёшки одинаковые? (Нет)
Воспитатель: Они разные по высоте. Иди покажи, какие они? (Самая высокая, ниже, ещё ниже, ещё ниже, самая низкая)
Воспитатель: Дети, матрёшки пришли к нам в гости. А что мы должны сделать, когда к нам приходят гости? (Угостить гостей)
Караваем всех встречаем,
Самовар на стол несём,
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.
Воспитатель: Давайте угостим наших матрёшек чаем из самовара. Дети, а одинаковую ли посуду мы должны им поставить? (Нет)
Воспитатель: А почему? (Матрёшки разного роста и посуда должна быть разная)
Воспитатель: Как бы вы разложили посуду для всех матрёшек? (По величине)
Воспитатель: Правильно ли разложили посуду? (Да)
Воспитатель: Почему вы так думаете? (Потому что он её разложил по величине)
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнём!
Физкультминутка под музыку.
Похлопаем в ладошки,
Похлопаем немножко,
Ведь к нам пришли Матрёшки,
Очень хорошо!
Их в гости приглашаем
И чаем угощаем,
За чаем не скучаем,
Вот как хорошо!
Давайте мы попляшем,
Давайте мы попляшем,
Попрыгаем, поскачем,
Пусть все на нас глядят.
Без дела не скучаем,
Без дела не скучаем,
Всех в гости приглашаем,
Вы приходите к нам.
Игровое упражнение «Матрёшки слушают музыку».
Воспитатель: Ребята, матрёшки очень любят слушать музыку. Послушайте и вы музыку и сосчитайте звуки (ударять ложками, стучать в барабан, а дети считают звуки и отсчитывают столько матрёшек, сколько звуков они слышали).
Воспитатель: Сколько звуков вы слышали? Сколько матрёшек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько матрёшек? Понравилось ли вам играть с матрёшками? А какое у вас было настроение, когда к вам в гости пришли матрёшки? (Хорошее, радостное, весёлое, праздничное)
Воспитатель: Как бы вы изобразили весёлое настроение? (Улыбнуться))
Я с вами согласна. Когда у людей весёлое, радостное настроение, они улыбаются друг другу. Давайте повернёмся к матрёшкам и улыбнёмся на прощание!
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе. Художественно – эстетическое развитие.
Аппликация.
Тема «Русская матрёшка».
1. Учить детей украшать сарафаны узором, используя геометрические формы: круг, овал.
2. Закрепить умение намазывать всю поверхность деталей клеем; закрепить представление о цветовой гамме.
3. Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и за свой народ; воспитывать аккуратность в работе.
Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.
Словарная работа: нарядная, веселая, грустная, круг, овал.
Материал: Матрешка с грустным лицом, цветные овалы и круги, клеёночки – подставки, салфетки, клей, «матрешки – подружки», демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.
Ход занятия.
(Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки).
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек. А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)
Воспитатель: Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и садятся на стульчики).
Воспитатель: Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки). Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто
называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково - матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку). Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими
свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!
Физкультминутка.
Танцевальные движения под музыку «Русская матрешечка».
Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю на фланелеграфе матрешку из аппликации). Как вы думаете, почему она грустная? (она одна)
Воспитатель: У неё нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.
Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой).
Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).
Воспитатель: Давайте устроим хоровод матрёшек (дети под музыку танцуют русскую плясовую с матрёшками).
Мы матрёшки,
Мы сестрички.
Мы толстушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.
Развлечение «Русские матрешки – игрушка, символ России»
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста детско-родительских отношений, пробуждению чувства , поддерживать доброжелательное общение в играх, танцах, продуктивной совместной деятельности; учить детей выразительно исполнять песни, стихотворения
Звучит русская народная мелодия, дети входят в зал
З
агадка:
Эти яркие сестрички
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной
Только старшую открой
В ней сидит сестра другая,
В той, еще сестра - меньшая,
Доберешься ты до крошки…
Эти девицы - …(матрешки).
Немного истории: презентация
Матрёшка считается исконно русской жительницей. Мало кому известно, что у русской матрёшки совсем не русские корни.
Мифов о её происхождении довольно много, но большинство исследователей считает, что прообразом матрёшки стало японское божество, чья фигурка тоже раздвигалась и вмещала в себя более мелкие части. Эта японская фигурка представляла собой лысенького старичка.
Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. Почему её назвали именно Матрёшкой? Считается, что это название произошло от русского имени Матрёна. В свою очередь у этого имени имеются свои корни. Оно пошло от латинского Matrona, что значит "знатная женщина". Удачное название, ведь действительно кукла стала по-настоящему "знатной".
Очень быстро матрёшка стала символом русского народного искусства. Символы эти моментально распространились по России, в каждой губернии её "одевали" согласно местным традициям. Зачастую вместе с нарядом куклы менялась и её форма - то округлялась, то удлинялась. Там, где было развито народное ремесло, обязательно были матрёшки. Матрёшка - символ жизни. Женщина даёт жизнь дочери, та, в свою очередь, даст жизнь следующему существу и так далее.
Матрёшка символизирует богатство, плодородие, материнство. Именно поэтому её так любят в народе.
Ведущий- Матрешка: Здравствуйте, дети!
Я на ярмарке была, вам платочки принесла.
Ну-ка, девочки наряжайтесь, да в матрешек превращайтесь!
Воспитатель и музыкальный руководитель наряжают девочек.
.
Исполняется песня «У матрешек розовые щёчки»
У
матрёшек розовые щечки
у матрешек яркие платочки (взмах платочком)
и сапожки из сафьяна
и нет краше сарафан
Пр: ух-ах-ох!
сарафан у нас в горох
ух-ах-ох!
сарафан у нас в горох
2. Друг за дружкой мы стоим
весело на вас глядим
не пройдете мимо нас
спляшем и споем для вас
Пр: ух-ах-ох!
сарафан у нас в горох
ух-ах-ох!
3.Нам играет пастушок
наш Ванюшенька дружок.
Ну-ка, Ваня поиграй,
с нами песню запевай
Ведущий: А сейчас давайте послушаем наших матрешек.
Мы нарядные матрешки, от большой до самой крошки,
Встали друг за дружкой, веселые подружки.
Подарили Маше матрешку – нету краше
Вся такая ладная, яркая, нарядная.
Интересно с ней играть
Можно даже открывать
Приоткрой ее немножко,
Там внутри еще матрешка!
Только чуть поменьше ростом
В остальном – двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось – целых пять!
Пять матрешек, все в одной
Могут спрятаться порой!
Ах, матрешечка – матрешка,
Хороша, не рассказать!
Очень любят с нами детки
В детском садике играть!
7..Щечки яркие, платочек,
По подолу – цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
8.Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки,
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво!
9.Мы игрушки знатные
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся
Они всем очень нравятся!
10.Я девчонка удалая, заводная, озорная
Плакать, хныкать не люблю
Всех сейчас повеселю!
11.Мы не будем здесь скучать
Будем весело плясать!
Хоровод «Матрешки»
Матрешка. А для мальчиков я приготовила музыкальные инструменты.
Разбирайте, малыши!
И
сыграйте от души!
Мальчикам раздают ложки.
Мальчик:1. Эх, топну ногой,
Да притопну ножками .
Развеселый у нас
Будет танец с ложками
2. Эти ложки не для каши,
Не для супа, не для щей.
Ты игру послушай нашу
Сразу станет веселей.
3. Звонкие, резные, 4. Как у наших у ворот
Ложки расписные. Собирается народ.
В руки дети их возьмут, Вперед пропустим ложкарей
Веселить гостей начнут! Чтоб веселить наших гостей.
Танец с ложками (исполняют мальчики)
Матрешка: Ну, детвора, поиграть пришла пора!
Все по ленточке берите,
И на карусели прокатитесь!
Игра «Карусель».
М
атрешка: Петушки на палочке сахарные, пряничные,
С крылышками гладкими, головами сладкими.
Будь ко всему всегда готов,
На всех не хватит леденцов...
Угощает всех леденцами
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С МАТРЕШКОЙ
Музыкально – дидактическая игра «Матрешки»
Цель: развитие звуковысотного слуха, развитие умения различать высокий, средний, низкий регистры звучания музыки, расширение певческого диапазона .
Игровой материал: Большие, средние и маленькие матрешки, сделанные из картона, в красных, зеленых и синих сарафанах соответственно. По количеству детей.
Ход игры: Детям 4-5 лет предлагаются матрешки маленькие и большие,
детям 6-7 лет – маленькие, средние по величине и большие.
После этого дети садятся за стол( или на ковер), где перед ними раскладываются две или три (в зависимости от возраста) матрёшки.
Муз.рук: И у каждой матрешки свой голосок, своя песенка. У самой большой матрешки очень низкий голос и зовут ее «До». Послушайте, как она поет (исполняет). А эта матрешка немного поменьше, зовут ее «Ре», а голосок у нее немного повыше, и т. д.
Все матрешки живут в музыкальном домике и любят ходить друг к другу в гости по лесенке. Вот большая матрешка пошла в гости к самой маленькой. Послушайте ее песенку: «Вот иду я вверх».А потом отправилась назад –домой: «Вот иду я вниз». Дети, давайте, и мы споем эту песенку.
Дети исполняют попевку «Вот иду я вверх» в разных тональностях.
Педагог рукой показывает направление движения мелодии.
Продолжение игры: Матрешек можно использовать при разучивании мелодии песни, показывая направление, скачки в мелодии с помощью музыкальных матрешек.
Музыкально- дидактическая игра «На чем играю».
Цель: развивать тембровый слух, учить различать высокий, низкий регистр звучания.
Программные задачи:
- формировать умение различать детские музыкальные инструменты по его тембровой окраске;
- развивать сенсорные способности: тембровой слух, восприятие, память, воображение;
воспитывать эмоциональную отзывчивость, дружеские взаимоотношение между детьми.
Оборудование: ширма, бубен, колокольчик, погремушка, карточки с изображением инструмента, кукольный персонаж Матрешка.
Ход игры:
Воспитатель: Дети, дети, все сюда!
Здесь веселая игра
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся играть!
Дети садятся на свои стульчики полукругом. (перед ними на столе ширма, за которой прячется Матрешка и музыкальные инструменты)
Муз. рук.: Дружно, весело живут матрешки и любят играть на разных музыкальных инструментах. А на каких, догадайтесь сами.
Воспитатель: Ребята, к вам в гости сегодня пришел веселая Матрешка и принесла вам интересные игрушки (воспитатель садится за стол и начинает показ)
Матрешка: Здравствуйте, дети! Я хочу с вами сегодня поиграть! Посмотрите какие у меня карточки. Что на них изображено? (ответы детей)
- Молодцы! Правильно, это инструменты. Ребята, у меня есть волшебный короб, в котором находятся загадки про музыкальные инструменты. Хотите их отгадать?
В ней горошинки звенят
Карапузов веселят
Это первая игрушка
Под названием. (погремушка) Дети показывают карточку
Он под чистой шапочкой сидит,
Не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять
И немного раскачать
Слышен будет перезвон:
"Дили-дон, дили-дон" (колокольчик) Дети показывают карточку
В руки молоточки взяли
По пластинкам застучали.
Слышен музыкальный звон
Так звучит. (металлофон) Показывают карточку
Есть бубенчики на нем
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий. (бубен) Показывают карточку)
Матрешка: Какие вы молодцы! Как хорошо вы все знаете музыкальные инструменты. А умеете ли вы играть на них?
Света, давай ты на сыграешь на инструменте, а остальные детки отгадают, на каком инструменты ты сыграла. Заходи за ширмочку. А вы детки, слушайте внимательно и отгадывайте! (Ребенок играет на инструменте, дети слушают внимательно и отгадывают)
Матрешка: Молодец, хорошо Света играла! Ребята, на каком инструменте сейчас Света играла? (ответы детей)
- Правильно, металлофон!
- А кто еще умеет играть на инструменте? Хорошо, Саша, зайди ко мне за ширмочку, выбери любой инструмент. На инструменте ты играй, но его не называй. (Ребенок заходит за ширму и играет на музыкальном инструменте по выбору, другие угадывают, игра продолжается пока не назовут все инструменты.)