МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УРЕНСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема проекта: «Меры времени. Год»
Выполнила: А.Н. Изюмова
Учитель математики
Урень 2018
Цель проекта: Формировать навыки определения времени в повседневной жизни.
Задачи:
Образовательные
Создать условия для закрепления умения определять время по часам, наглядного представления о единицах времени и знания соотношения между ними, повторить известные единицы времени;
Познакомить с новыми единицами измерения времени;
Усвоить из отношения с введёнными ранее единицами;
Получить наглядное представление о каждой новой единице времени;
Коррекционно – развивающие
Показать практическое измерение знаний единиц измерения времени в жизни;
Познакомить с историей календаря;
Способствовать развитию мыслительных процессов, речи;
Воспитательные
Содействовать воспитанию умения правильно распределять время;
Показать ценность времени, его необратимость, скоротечность.
Тип проекта: краткосрочный, информационно – исследовательский
Краткая аннотация проекта: Данный проект предназначен для учащихся 5 класса школы – интерната. Проект предлагает учащимся обобщить знания, связанные с темой «Время». Познакомиться с новой мерой времени – год, изготовить памятку «Измерение времени»
Актуальность: Проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умению видеть, формулировать и решать проблему.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Актуализация знаний, выявление затруднений
На доске записано число специально неправильно, с ошибкой
09.12.2018
- Найдите ошибку в записи числа
- Какое сегодня число?
- Какой идёт месяц?
- Какой по счёту февраль месяц?
- Какой месяц был до февраля?
- Какой месяц будет после февраля?
- Какой день недели?
- какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой по счёту сейчас урок?
- В котором часу он начинается?
- Сколько минут длится урок?
- В котором часу начинаются уроки в нашей школе?
- О чём мои вопросы? А нужно ли знать меры времени?
Давайте поразмышляем: что было бы, если бы люди не знали мер времени?
Ситуации:
- Надо вовремя прийти в школу на уроки…
- Больному делают операцию, а действие наркоза заканчивается…
- Нужно выращивать овощи…
- Как отмечать день рождения…
Судя по вашим ответам, вы имеете не точное представление о том, что будет, если люди не смогут определять время.
Постановка целей и задач урока
– Как думаете, какую тему будем сегодня изучать? (Высказывания учащихся.)
Тема «Меры времени» ( на доске)
Ребята, а вы сами умеете определять время?
Измерение времени вызывает у вас затруднения?
Давайте на этом уроке попробуем разобраться с проблемой « Сможем ли мы прожить, не умея определять время?»
Как думаете, каким образом можно решить эту проблему? Что нужно нам для этого знать? Что нужно сделать?
- сегодня мы закрепим умения определять время по часам
- познакомимся с новой мерой – год
-будем учиться работать с календарем
- а также будем учиться преодолевать трудности, с которыми будем сталкиваться.
Время идет, как поезд идет.
Время летит, как самолет.
Чтобы от времени не отставать,
Людям приходится рано вставать.
Но для того, кто в постели лежит
Под одеялом и тянется,
Время – оно совсем не бежит,
А тянется, тянется, тянется…
А. Усачев
Ну, а для того, чтобы время не тянулось, мы будем выполнять различные интересные задания. По ходу выполнения заданий мы создадим памятку «Измерение времени». ( на доске)
Наша работа будет проходить по плану: (на доске)
1. Повторим меры времени;
2. Выполним практические задания;
3. Узнаем новую информацию;
4. Создадим памятку «Измерение времени».
IV. Реализация плана.
Повторение мер времени.
У учащихся на партах карточки:
неделя | год | килограмм | метр |
век | секунда | ночь | рубль |
день | сутки | час | минута |
месяц | век | сантиметр | центнер |
Выберите слова, которые обозначают меры времени.
неделя | год | | |
век | секунда | | |
день | сутки | час | минута |
месяц | век | | |
– Расположите их в порядке возрастания
секунда | минута | час | сутки |
неделя | месяц | год | век |
| | | |
| | | |
Почему мин больше сек?
Сколько сек в 1 мин? (записать в памятке)
1мин=60с, 1ч=60мин
– Обратите внимание на сокращенную запись единиц измерения времени.
- А что каждый из вас может сделать за 1 с, 1 мин, 1ч?
Одеться, хлопнуть в ладоши, выполнить домашнее задание.
- А при помощи какого прибора можно точно измерить время?
А какие часы вы знаете?
Работа с памяткой - наклеить картинки часов
Практическая работа с моделями часов «Какое время?»
– Я веду рассказ, а вы показываете время, используя модели часов.
(Выставляю по ходу решения задачи слова: утро, день, вечер, ночь.)
Задача. Машенька встала в 7 ч, оделась, позавтракала и в 8 ч побежала в детский садик. Туда она пришла в 8:30. (Утро или день?) В детском саду она играла с детьми, пообедала и в 12:30 легла спать. Поспала 2 ч, встала и спросила, сколько времени. – Сколько времени стало? (14:30.) – День или ночь? (День.) В 17:30 ее забрала мама и через полчаса Машенька с мамой были дома. Во сколько они были дома? (18:00.)– День или вечер? (Вечер.) Маша поиграла со своими куклами 1час. И мама позвала её ужинать. Который час? (19-00) После ужина Маша посмотрела мультики, мама почитала ей книжку и в 21-00 Маша пошла спать. Наступила… ночь.
У вас сейчас были трудности в работе с часами?
Нужно ли вам уметь определять время по часам?
А если бы вы не могли работать по часам, что было бы?
Повторение мер.
Посмотрите внимательно на слова, которые я выставила.
УТРО ДЕНЬ ВЕЧЕР НОЧЬ
Под каждое слово поставьте соответствующую картинку. О какой единице измерения времени можно здесь говорить?
В памятке составить картинку. И под ней записать
1 сут =24ч
Что можно сделать за сутки?
Физминутка Части суток.
Утром солнышко встает (руки вверх и в стороны).
Деток завтракать зовет (махи ладонями к себе).
Днем ребята занимаются (имитация письма на ладошке)
И обедать собираются (ладонью гладят живот)
Вечером играют, ужин ожидают (хлопки и ходьба на месте).
Ну, а ночью детвора спит до самого утра (сложенные ладошки
положить под щечки).
А вам говорит что-нибудь выражение 7суток?
Что это за мера времени? (Неделя)
Что вы знаете о неделе?
Решение рифмованной задачи «Сосчитайте, сколько дней».
Мы только с парохода, мы только из похода –
Десять недель гостили на воде.
А сколько это дней? Считай-ка поверней!
(7 · 10 = 70 дней.) Объясните, почему так.
Новый материал.
А какая еще единица измерения времени складывается из суток? Месяц.
Какие месяцы вы знаете?
ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ
Разбейте все месяцы на 4 группы. (парная работа)
Почему получились такие группы? (Время года)
ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ
МАРТ АПРЕЛЬ МАЙ
ИЮНЬ ИЮЛЬ АВГУСТ
СЕНТЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
Работа с памяткой.
Какую единицу измерения времени образуют 12 месяцев?
Работа с памяткой:
1год=12мес
Что помогает человеку, кроме часов, ориентироваться во времени?
Чтобы ответить на этот вопрос – я предлагаю вам отгадать загадку:
Под Новый год пришел он в дом
Таким нарядным толстячком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез. (Календарь)
Знакомство с новой информацией.
Ребята, прочитайте информацию на карточках.
1. Календарь – неотъемлемая часть повседневной жизни.
2. Это перечень дней года, разбитый на недели и месяцы.
3. Наиболее известны карманные, отрывные, настольные, настенные календари.
4. Календарь удобен, чтобы вести счет времени – годам, месяцам, неделям, дням.
5. По календарю видно, что в году 12 месяцев, как называется каждый месяц, какой месяц за каким идет, сколько в каждом месяце дней, недель.
6. Новый год всегда начинается с 1 января.
Работа с памяткой - приклеить картинки с календарями.
Рассказ о календарях, показ на слайдах.
Практическая работа с календарем.
У каждого ученика на парте лежат календари.
По ходу ответов ведется запись в памятке.
-Какой период времени отображен в календаре? (год)
-Как разбит год в календаре? (по месяцам)
-Как располагаются дни? (в колонках или в строчках по 7 дней, что соответствует количеству дней в неделе)
-Сколько дней в каждом месяце? (30, 31)
-Какой месяц является исключением? ( февраль)
- Сколько дней в феврале? (Ответы учащихся в зависимости от того, какой год идет.)
-Сколько дней в году? (365, 366)
В памятке
1мес=30, 31день , 1год= 365 дней, 1год= 366 дней – високосный год.
- Високосный год повторяется каждые 4 года. Следующий високосным годом будет 2020. А знаете ли вы, как определить количество дней в месяце используя собственный кулак? ( показать)
– Сколько дней в январе? (31.)
– На какой день приходится 1 января?
– Сколько недель в январе?
– На какие дни выпадают праздничные дни?
– Каким цветом обозначены праздники?
– Перечислите все праздничные дни, отмеченные в календаре.
– Вам трудно было ориентироваться по календарю?
Для чего нам необходимо владеть данными знаниями?
А если бы вы не умели работать с календарем, что было бы?
Памятка «Измерение времени».
В результате нашей работы на уроке у нас получилась памятка «Измеряем время».
Как вы думаете, нужна ли нам и для чего эта памятка?
V. Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
Тест
1. Указать «лишнюю» единицу измерения:
1 секунда; 1 месяц; 1 метр.
2. Вставить пропущенные названия единиц измерения времени:
1 мин = 60 …; в году 365 или 366 … .
3. Указать правильное произнесение фразы: 20 часов вечера или…
8 часов утра; 8 часов вечера; 7 часов вечера.
4. 4. В обычном году в феврале
29 сут. 28 сут. 30 сут.
5. Указать класс, в котором ты будешь учиться через год: в седьмом; в пятом; в шестом.
VI. Итог урока.
Давайте вернемся к нашему плану. Выполнили мы его? Как вы сейчас ответите на вопрос «Сможете ли вы прожить, не умея определять время?»
Какой вывод можно сделать?
- Люди не смогут жить в порядке, не умея определять время. Будет хаос.
Какое решение можно принять после нашего урока?
VII. Рефлекия.
- Какой для тебя сегодня был урок : интересный, познавательный, полезный.
- Какое у тебя состояние после урока : взволнованное, удовлетворенное, отличное
- Ты сегодня на уроке : задумался, удивился ,убедился , принял решение
Домашнее задание: задание с.137 №563