СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Методы формирования навыков пожарной безопасности в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках конкурса "Педагогический дебют" проект  «Моя педагогическая инициатива» , тема «Методы формирования навыков пожарной безопасности в  начальной школе»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Методы формирования навыков пожарной безопасности в начальной школе»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»








ПРОЕКТ

«Методы формирования навыков пожарной безопасности в начальной школе»



Учитель начальных классов

Иванова Полина Алексеевна









город Луга

2020 год


СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п



Наименование раздела


Страница


Введение

3

Основы формирования навыков пожарной безопасности в начальной школе

5

Методы формирования навыков пожарной безопасности в начальной школе

6

Мониторинг начального уровня знаний о пожарной безопасности и действиях при ЧС

8

Формированию навыков пожарной безопасности и действиях при ЧС во внеурочной деятельности по программе «Педагогика безопасности: юный пожарный»

9

Заключение

9

Список литературы

10


Приложение 1



Приложение 2
















ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. В настоящее время, стало очевидным, что пожарная безопасность стала не только темой урока, занятия в учебном учреждении, но образом жизни каждого сознательного гражданина нашей страны. Вследствие чего перед образовательной системой ставят важную задачу: подготовить образованного человека, который сможет быстро и верно среагировать в чрезвычайной ситуации, рационально организовывать самостоятельную деятельность при пожаре.

Формирование пожарной безопасности в школах проходит везде однотипно и регламентировано в начале учебного года учащихся знакомятся с установленными для школы правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. В соответствии с планом профилактических мероприятий по противопожарной безопасности в школе проводится учебно-тренировочная эвакуация учащихся.

На данный момент многим очевидна необходимость подготовки младших школьников к безопасной жизнедеятельности, как в рамках школы, так и во внешкольное и внеурочное время.

Таким образом, проблемой проекта является отсутствие культуры пожарной безопасности в рамках традиционных методов обучения учащихся.

Для решения данной проблемы выбрана следующая тема исследования: «Методы формирования навыков пожарной безопасности в начальной школе».

Объект исследования: учащиеся младших классов.

Предмет исследования: методы формирования навыков пожарной безопасности у младших школьников на уроках и на внеурочных занятиях.

Цель исследования: разработка программы и методико-дидактического обеспечения формирования навыков пожарной безопасности младших школьников на уроках и на внеурочных занятиях .

Гипотеза исследования: развитие умений и навыков пожарной безопасности у младших школьников будет осуществляться эффективно, если:

- будут использоваться различные виды деятельности, методики, в том числе и метод проектов;

- в процессе обучения будет преобладать самостоятельная практическая деятельность учащихся.

В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:

• выявить психолого-педагогических особенности обучения младших школьников пожарной безопасности;

• использовать имеющиеся методы в урочной и во внеурочной деятельности по формированию навыков пожарной безопасности младших школьников;

• разработать программу и методико-дидактический материал для формирования навыков пожарной безопасности для учащихся начальной школы;

• апробировать разработанные методические и дидактические материалы в школьной практике.

Методы исследования:

• теоретические (психолого-педагогический, теоретическое обобщение результатов исследования, анализ исследований);

• эмпирические (педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент);

  • диагностические (беседа, тестирование, анкетирование, контрольные задания).

База исследования: 188230, Ленинградская область, город Луга, пр. Кирова, д. 74, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3».
















Основы формирования навыков пожарной безопасности

в начальной школе

В первой части исследования мы раскроем определения, понятия и особенности обучения младших школьников в рамках программы «Окружающий мир» по стандартам ФГОС НОО. В основу анализа взята программа «Окружающий мир» по разделу «Безопасность жизнедеятельности и действиях при ЧС» в рамках ФГОС НОО.

Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для младших школьников включает основные принципы его реализации, рекомендации по планированию работы педагогов и специалистов общеобразовательного учреждения, а также предложения по взаимодействию с родителями школьников.

Обобщая опыт были выделены основные направления в работе со школьниками:

  • развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения;

  • ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций;

  • воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующих укреплению здоровья;

  • через увлекательные занятия и дидактические игры, познакомить детей младшего школьного возраста со строением человеческого тела, функциями различных органов;

  • используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий, формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях, безопасность жизни.

В связи с динамически развивающимся миром, мы считаем, что данную тему можно расширить и обогатить с помощью разработанной нами программы и методико-дидактического обеспечения формирования культуры пожарной безопасности.



Методы формирования навыков пожарной безопасности

в начальной школе

Дадим определение безопасности в целом – это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействия.

Обучение противопожарным правилам проводится систематически, целенаправленно, начиная с 1-го класса, в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Каждый учитель вправе дополнить знания своих учеников по культуре пожарной безопасности как в школе, так дома, на улице и в других местах. Противопожарную учебу и воспитание следует проводить на всех этапах школьной жизни, используя адекватные младшему школьному возрасту психолого-педагогические методы передачи знаний и формирования навыков.

Организуя работу с младшими школьниками, следует помнить, что ещё недавно игра была ведущей в жизни дошкольника. С поступлением в школу она не исчезает, по-прежнему желанна и необходима. Это отвечает психологическим особенностям детей, младших школьников: повышенная эмоциональность, быстрая утомляемость и переключаемость внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию взрослым.

Сделав анализ проводимых в школе профилактических мероприятий, мы сделали выводы что, следует использовать такие методы формирования культуры пожарной безопасности, как:

  • чтение текстов соответствующей тематики с последующим обсуждением и анализом;

  • проблемные и эвристические беседы;

  • викторины;

  • познавательные игры;

  • решение ситуативных задач;

  • имитационные игры;

  • проектная деятельность;

  • экскурсии в пожарную часть города;

  • лекции от сотрудников МЧС с ярким наглядным пособием;

  • диктанты.

Для проведения занятий можно использовать детскую литературу: С.Маршак "Пожар", "Кошкин дом", "Рассказ о неизвестном герое", Т.Юрмин "Кто плохой?", В.Ровицкий "Друзья в твоем доме", И.Демьянов "Коробок - черный бок", К.Паустовский "Барсучий нос", Е.Хоринская "Спичка-невеличка", С.Михалков "Дядя Степа", Л.Толстой "Пожарные собаки". Рекомендуется показ имеющихся видеофильмов пожарной тематики для данного возраста.

Можно практиковать составление рассказов на противопожарную тематику на уроках развития речи. Также можно предложить тему рассказа или мини-сочинения в виде поговорки «Коробка спичек хоть мала, а может сделать много зла» и др.

К завершению периода начального обучения учащийся должен знать:

  • существование явления "пожар", его опасность и последствия;

  • источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений;

  • наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними;

  • элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т. п.).

  • Учащийся должен уметь:

  • грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления;

  • сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания;

  • спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших;

  • тушить костер, выключать электроприборы.

Научить ребят сознательно выполнять в школе, на улице и дома правила пожарной безопасности, разъяснить им опасность шалости с огнем, правила пользования электробытовыми приборами, подручными и первичными средствами пожаротушения, вызова пожарной охраны – обязанность учителя.












Мониторинг начального уровня знаний о пожарной безопасности и действиях при ЧС

Мы выбрали методом начального уровня знаний о пожарной безопасности и действиях при ЧС для младших школьников, в частности обучающихся 2 классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» - тестирование.

Правильно составленные тесты должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:

• относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

• однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

• правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

• относительно краткими, требующими сжатых ответов;

• информационными;

• удобными для быстрой математической обработки результатов;

• стандартным пригодными для широкого практического использования.

Тестирование проводилось в двух 2х классах «Средней общеобразовательной школы №3». Обозначим буквой «А» класс, который в течение двух лет обучения обучался только в рамках школьной программы, без дополнительных занятий посвященных пожарной безопасности. Буквой «Б» обозначим класс, который в тот же промежуток времени получал дополнительные знания по пожарной безопасности в виде экскурсий, открытых уроков, дополнительных занятий. Каждый учащийся из класса «А» и «Б» прошел этот тест (Приложение 1).На диаграмме 1 видно сколько правильных ответов дали участники тестирования.

Диаграмма 1

Формированию навыков пожарной безопасности и действиях

при ЧС во внеурочной деятельности

по программе «Педагогика безопасности: юный пожарный»


Основной целью программы «Педагогика безопасности: юный пожарный» (Приложение 2) формированию навыков пожарной безопасности и действиях при ЧС, а также, профилактика борьбы с огнем, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных (ДЮП), обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим. Дружины юных пожарных создаются в целях совершенствования обучения детей мерам пожарной безопасности, помощи в профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний, направленных на предупреждение пожаров, а в случае необходимости – их использование при пожаре.

Задачами данной программы являются: физическое развитие подрастающего поколения, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.


Заключение


Проблемы безопасности существовали всегда, однако, именно сегодня они особенно обострились и оказались в центре общественного внимания. Защита жизни - это комплекс активных мероприятий, соответствующих форм и способов поведения и деятельности, направленных на локализацию, устранение или сведение к минимуму результатов пожаров и воздействия ЧС на нравственное, физическое и психологическое состояние человека.

Одной из задач обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе является формирование у учащегося ответственного отношения к безопасной деятельности и здоровью человека вообще и личного в частности.

В основе программы «Окружающий мир» для младших школьников лежат базовые знания, которые необходимо знать каждому человеку. А при использовании программы «Педагогика безопасности: юный пожарный» знания, становятся более эффективными и глубокими. При взаимодействии с сотрудниками «Отряда государственной противопожарной службы Лужского района» ребята получают дополнительные знания и навыки пожарной безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акимов В.А., Соколов Ю.И. Пожарные риски России —М.: ВНИИ ГО и ЧС, 2016

2. Брокгауз и Ефрон Безопасность // Энциклопедический словарь: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

3. Дурнев Р.А., «Катастрофы и образование» / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999;

4. Егоров Э.Я. «Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению». Дис. на соискание уч. степени к.п.н. − Йошкар-Ола., 2004. − 199 с.

5. Зимняя И.А. «Педагогическая психология» М.: Логос, 2004 - 384 с.

6. Латышев, Л.К. Теория, практика и методы преподавания: учебное пособие – Москва: Академия, 2003. – 190 с.

7. Прохоров А.М. глав. ред. Окружающая среда // Российский энциклопедический словарь.. — М.: «Большая российская энциклопедия», 2000. — С. 1090 (книга 2)

8. Розенова М.И. Московский государственный университет печати «Педагогическая психология» Учебное пособие

9. Рудницкий В. С. Пожарное дело в С.-Петербурге: Ист. очерк. СПб., 1903

10. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. 2005. Выпуски 23–24.

11. Свиридова Е. В. «Психолого-педагогические особенности современных детей младшего школьного возраста»

12. Сидоркин В. А. Психолого-педагогические условия формирования готовности школьников к организованным действиям при чрезвычайных ситуациях : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /

13. Сидоркин Владимир Александрович; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2008. - 142 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-13/3125

14. Струков Д. П. Десятилетие Российского пожарного общества, 1893-1903: Ист. обзор. СПб., 1903.

15. Энциклопедия . Закон Российской Федерации «О безопасности» // Гражданская защита.. — Т. I. А—И. — М.: Московская типография № 2, 2006.

9