Филиал МБДОУ ДС «Василек» с. Архангельское
в с. Павло- Куракино
Проект
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Шестерина Анна Алексеевна
2022 г.
Актуальность.
В современном мире наблюдается увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии. С каждым годом в дошкольных учреждениях все больше и больше таких детей, требующих своевременной помощи педагогов и родителей.
Всем известно, что нарушения речи, влияют на общее развитие ребенка в целом, его поведение, мышление, общение с окружающими его людьми. Чаще всего у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики рук.
Работа по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составных частей здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Проект направлен на работу с детьми, с недостатками речевого развития и недостаточными навыками развития мелкой моторики рук, посещающих дошкольное учреждение, и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный; срок реализации - сентябрь.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
2 этап – основной; срок реализации - октябрь – апрель.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный; срок реализации – май.
Цель – подведение итогов работы, отчет о проделанной работе.
Цель проекта :
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Повысить уровень владения практическими навыками в вопросах развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
• Создать условия для развития мелкой моторики рук у детей в играх и специальных упражнениях;
• Создать картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста;
• Повысить уровень знаний педагогов и родителей ДОО о использовании здоровьесберегающих технологий в развитии детей, в частности о развитии мелкой моторики рук, и внедрить их в НОД и в различные режимные моменты;
• Привлечь родителей и педагогов ДОО для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду, по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии детей.
Принципы реализации проекта :
Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта.
Принцип развивающего развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».
Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуального подхода к воспитаннику в зависимости от характера;
Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника, определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.
Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.
Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.
Условия реализации проекта :
Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Насыщение развивающей среды в ДОО (подборка игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей, организация уголка по развитию мелкой моторики рук в группе);
Создание системы просветительской деятельности с родителями.
Насыщение проекта различными формами совместной деятельности детей, родителей, педагогов.
Активное включение в работу педагогов детского сада.
Ожидаемые результаты:
I. Повышение у детей уровня практических навыков в вопросах
развития мелкой моторики и координации движений рук.
II. Создание системы работы с детьми по развитию мелкой
моторики рук.
Выстраивание перспективного плана работы.
Подборка и оформление материала по теме.
III. Повышение уровня теоретических знаний и практических
умений у родителей и воспитателей по теме проекта;
Участие родителей и воспитателей в формировании устойчивых
навыков у детей.
Перспективный план реализации проекта :
Сентябрь
Подготовка к разработке и реализации проекта : подбор, изучение и анализ методической литературы по теме проекта.
Составление перспективного плана работы с детьми и родителями по теме проекта.
Подбор и систематизация материала для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей.
Подбор и систематизация консультационного материала для педагогов ДОО и родительского уголка.
Октябрь
Выступление на родительском собрании с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями на тему «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников».
Оформить картотеку игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у дошкольников для родительского уголка, картотеку пальчиковой гимнастики для работы с детьми.
Консультация для родителей и воспитателей «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.
Ноябрь
Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.
Подготовить консультации для родителей и педагогов «Пальчиковая гимнастика», «Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики». Привлечь родителей к пополнению уголка для развития мелкой моторики рук в группе.
Декабрь
Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.
Консультация для родителей «Мелкая моторика. Что это такое и зачем она нужна?», «Развитие графических навыков у дошкольников».
Январь
Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.
Подготовить информационную страничку для родительского уголка «Игры на кухне».
Буклет для родителей и воспитателей «Игры и пособия для развития мелкой моторики рук».
Выставка игр и пособий для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Февраль
Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.
Передвижная папка для родительского уголка «Зачем нужны шнуровки».
Консультации для родителей и воспитателей «Игры с песком или песочная терапия», «Подготовка руки к письму».
Март
Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.
Передвижная папка для родительского уголка «Формы работы по развитию мелкой моторики рук».
Апрель
Реализация перспективного плана работы с детьми. Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики рук на занятиях.
Информационная страничка для родительского уголка «Конструирование из строительного материала».
Передвижная папка для родительского уголка «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста».
Май
Фотоотчет для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей».
Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Самомассаж.
3. Ниткография. «Нитки». «Верёвочки».
4. Работа с песком.
5. Рисование на крупе.
6. Игры с пуговицами.
7. Развитие графических навыков. «Нарисуй рисунок по точкам». «Обведи рисунок по точкам».
8. «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы).
9. Игры с кубиками.
10. Пазлы.
11. «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик).
12. Игры с мозаикой.
13. «Собери бусы».
14. «Выложи узор».
15. «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам).
16. «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами).
17. «Шнуровки».
18. Игры с мелким конструктором
19. «Веселые прищепки»
Список используемых источников
Литература:
1. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2000. – 192 с.
2. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г. – 96 с
3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М. : Издательство «Эксмо», 2006.
4. Теплякова О. Н. Обучающие игры. М., 2008. – 128 с.
5. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. Москва 2012. – 64с.
6. Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры. Москва. 2007. – 186 с.
Фотографии из личного архива автора.