ПРОЕКТ «МОЙ ГОРОД»
Актуальность проекта.
Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Тема проекта: «Мой город»
Тип проекта: открытый, исследовательский, кратковременный. Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Участники проекта: педагог, дети подготовительной группы, родители. Проект реализуется в сотрудничестве с библиотекой, выставочным залом, учреждениями культуры.
Цель проекта: формирование у детей любви к Родине, к родному городу и его истории, чувства ответственности за судьбу города, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение детей к культуре и традициям народа.
Основные задачи:
• Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем г. Королева на материале легенд, преданий, экспонатов музеев, научной литературы.
• Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие города.
• Углубление знаний детей о предприятиях нашего города.
• Знакомство детей с почетными гражданами города.
• Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
• Развитие бережного и созидательного отношения к городу (достопримечательности, культура, природа).
План действий:
1. Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми.
5. Обсуждение результатов.
6. Определение перспектив проектирования.
Перспективный план работы по проекту «Мой город » в
подготовительной группе
Работа с книгой-альбомом г. Королев
Поисково-собирательная работа:
Знакомство с историей города на основе материалов музеев Сбор фотографий известных людей.
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по городу.
«Красота нашего города» «Наш город для детей».
Целевые прогулки с родителями:
К памятнику С. П. Королева
К центральной больнице.
К школам.
По близлежащим улицам.
В парк.
Главная достопримечательность города - ЦУП (центр управления полетом)
На улицу Проспект королева
Экскурсии с родителями:
Экскурсия в Королевский исторический музей.
Экскурсия в Дом - музей О. М. Куваева.
Экскурсия в музей космической техники РКК Энергия.
Беседы о г. Королеве - частички России»:
«Чем славится г. Королев ? ».
«Улицы, по которым мы ходим».
«Главный Конструктор баллистических ракет»
Викторина: Что. Где. Когда?
Праздники:
Праздник города.
Праздник «Нам весело живется» (День рождения детского сада)
Оформление альбомов:
«Мы живем в г. Королеве».
«Королев-город космонавтики».
«Наш любимый детский сад».
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование « Центральная улица г. Королева».
Макет дома, где я живу.
Фото детей в моем городе.
Рисование «Что мы видели в музее?»
Описание реализации проекта
Педагог подбирает краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащает развивающую среду материалами о г. Королёв (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагог согласует тематику НОД по ознакомлению с родным городом, играми детей;
создает условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагог, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по городу, начинают поисково- собирательную работу.
В процессе поисковой деятельности дети познакомились с историей г. Королева: как возник город на этом месте, почему носит такое интересное название, чем знаменит этот город.
В названиях улиц нашла отражение история города и страны (В честь С.П. Королева были названы улицы и проспекты в разных городах страны).
Особо заинтересовал ребят вопрос о названии улицы, на которой стоит памятник С. П. Королеву. («Почему эту улицу так назвали?»), на встрече с интересными людьми от своих бабушек дети узнали, что названа эта улица в честь академика С. П. Королева.
В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выяснили, что в городе очень много интересного, жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другое. Но самое красивое здание - это, конечно же, ЦУП (центр управления полетами). Педагог рассказал детям историю его создания и строительства. Дети в процессе работы над проектом много узнали о людях, которые прославили свой город, свою страну.
Открытием для детей явилось то, что у г. Королева есть свой герб и на нем изображен земной шар и ракета.
Особенно важной явилась работа по ознакомлению детей с музеями города. Дети уже знали, что такое музей, для каких целей он создается, когда возникли первые музеи, какие бывают музеи, совершали заочные путешествия по Третьяковской галерее, Эрмитажу, Лувру. Неоднократно бывали в выставочном зале года. Теперь же они узнали о музеях родного города: краеведческом, историческом музее, музее космической техники.
Вывод:
Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса. В результате проведенной работы была создана среда для нравственно-патриотического воспитания современного дошкольника. В ходе проекта у детей формировались навыки: умение включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения, проявлять активность, настойчивость в получении новых знаний.
У детей появился интерес к родному городу, что отразилось в их рассказах, рисунках, уважительное отношение к истории родного города.