СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Моя семейная реликвия"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Моя семейная реликвия"»

«МОЯ СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ»

Исполнители:

Полянский А., ученик 8 класса I вида ГБОУ СКОШИ I-II вида;

Иванова А., ученица 5 «а» класса I вида ГБОУ СКОШИ I-II вида.

Руководители проекта:

Антипова Л.А.- учитель-дефектолог СК I вида

Соктуева А.Д-Н. - учитель-дефектолог
















































Оглавление

Введение.
Глава 1. Выбор темы исследовательской работы.
1.1. Что такое семейная реликвия?
Глава 2. Реликвия в нашей семье и ее история.
2.1. История возникновения сундука.
Заключение.
Список литературы.

В настоящее время в современном обществе остро ощущается возрождение интереса к историисвоего народа, к его культуре, традициям, обычаям, быту. У людей возникает притяжение к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию.

Исследовательский проект «Моя семейная реликвия» посвящен изучению семейных реликвий.

Актуальность: в последнее время наблюдается повышение интереса к старине, древним традициям своего народа, к своим корням, поэтому считаю, это наша работа является актуальной и современной.

Объект исследования: семейная реликвия.

Предмет исследования: деревянныесундуки- семейная реликвия?

Гипотеза: если я раскрою «тайну» старинных сундуков, имеющейся в нашем доме, то смогу узнать больше о своей семье и их жизни.

Цель: узнать историю появления семейной реликвии –сундуки.

Задачи исследования: узнать, что значит «реликвия»;провести исследование истории возникновениясундуков; проанализировать историю появления сундука в нашей семье;
уточнить, что знают о своих семейных реликвиях мои одноклассники;защитить исследовательский проект.

Методы:анализ, обобщение, беседа, анкетирование, систематизация.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Этапы реализации проекта: 1 этап – подготовительный, 2 этап – основной (реализация),

3 этап – заключительный.

Практическая ценность данной работы – данная исследовательская работа может быть использована на уроках окружающего мира, истории, развития речи, во внеклассное время, а также для дальнейших исследований семейных традиций и реликвий.

Глава 1.Выбор темы исследовательской работы.

Мои бабушка и дедушка живут на берегу озера Байкал. У них свой красивый деревянный дом. В доме есть ряд старинных, предметов, например, сундукикоторые всегда привлекали мое внимание. Сундуков в доме 5, и все они все разные. Я спрашивал у мамы, бабушки и дедушки, откуда и как оказались в нашем доме.И я узнал, что эти старинные предметы являются нашими семейными реликвиям и что их беречь.Эти сундуки, оказывается, привлекали не только мое внимание. Моя мама, в детстве, со своими братьями и сестрами очень ждали того момента, когда бабушка открывала большой, старинный, кованый сундук. И чего только в нем не было, и фотографии, украшения, грамоты, разные документы, а самое главное, там всегда хранились конфеты, любимое лакомство детворы. Бабушка перебирала, рассматривала и извлекала из сундука вещи и делилась воспоминаниями о них со своими внуками, ее воспоминания превращались в увлекательный рассказ. Меня тоже заинтересовала тема семейных реликвий и с помощью родителей, педагогов школы я начал вести исследовательскую работу по изучению своих семейных реликвий.Я узнал, что слово «реликвия»(от латинского глагола relinquere - «оставаться») - свято хранимая, почитаемая вещь и связана с историческими илирелигиозными событиями прошлого.Значит, наши сундуки являются семейными реликвиямии хранятся в доме, как память о прошлом.Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящеесегодня.Издавна одной из традиции в семьях была традиция узнавать о своих предках. В каждой семье есть старинные вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. А как могли бы дойти до нас эти вещи, если бы мои родственники их не берегли. Эти предметы старины дороги нам как память о наших предках.Как хорошо, что в нашей семье есть замечательная традиция – хранить семейные реликвии!Уже три поколения в нашем доме бережно хранятся старинные сундуки, сделанные руками моего прадедушки, и мне захотелось больше о ней узнать, и том, почему она называется семейной реликвией?

Глава 2. Реликвия нашей семьи и её история.

Так как меня заинтересовала тема семейных реликвий, то мне стало интересно, почему родным так дороги эти предметы, ведь сейчас в магазинах много разной мебели, которую можно купить и не нужно ничего делать.

Моипрадеды жили в тяжелое и трудное время. Работать приходилось много, а получали немного. Поэтому, денег на покупку мебели и предметов домашней утвари не было.Прадедушка многое умел делать. У него были «золотые руки», поэтому он сам делал всю необходимую мебель для дома. Его руками были сделаны и наши сундуки, которые до сих пор занимают почетное место в нашем доме. Всего сундуков в доме пять, два больших, еще два поменьше, и самая маленькая, музыкальная шкатулка. Все детали сундука прадедушка делал сам, потом оставлял их сушиться, затем собирал сундук, а после этого красил ее морилкой. И наконец, он украшал его разными декоративными металлическими изделиями и покрывал лаком, чтобы он имел красивый вид.Мой прадедушка делал свою работу всегда аккуратно, поэтому у него уходило много времени на ее изготовление, где - то около месяца.

На полке хранится старинная музыкальная шкатулка – еще однасемейная реликвия. Она когда - то принадлежала прабабушке. Раньше музыкальная шкатулка представляла собой уникальный музыкальный инструмент. Со временем музыкальные детали сломались и в шкатулке стали хранились разные памятные вещи, фотографии, медали, письма с войны. Вот довоенная фотокарточка учеников 8 класса, а вот фото уже с фронта, удостоверение к медали «За боевые заслуги», памятные часы. В нашей семье шкатулка передается по наследству, как драгоценная реликвия, хранящая связь поколений. В доме есть и другие более современные шкатулки, но этой шкатулкой очень дорожат в семье.

Наша маленькая деревянная шкатулка имеет столетнюю историю и думаю, что послужит ещё много лет.

Сундуки заменяли нашим предкам почти все привычные для нас предметы мебели. В них хранили одежду и обувь, посуду и еду, книги и документы. Самые прочные служили аналогом современных сейфов. На сундуках писали, а иногда и спали. Они исполняли роль стула и скамьи, а поставленные на бок, становились шкафом или комодом. Их брали с собой в дорогу, как сегодня чемоданы. Сундуки были украшением в домах богачей и бедняков. Их преподносили в дар, отдавали в приданое и передавали по наследству. Недаром Владимир Даль в своем словаре назвал сундуки «коренной русской утварью».

Я живу в республике Бурятия. Бурятия край народных умельцев. Оказывается, у бурятсундуки тоже имели тоже большое значение. В этом лично убедился и я сам, побывав с одноклассниками в музеяхистории, этнографии, природы, краеведения. Там бережно сохраняется богатая материальная культура прошлого Бурятии.Сундуки у бурят, как и у многих других народов, являлась неотъемлемой частью приданого невесты. Чем больше их было, тем богаче считалась будущая супруга. Роспись всегда имела большое значение, завитки, напоминающие рога – это символ богатства, достатка и изобилия. Часто встречается так называемая плетенка – улзы или вечный узел, то есть бесконечность.




2.1. История возникновениясундуков.

Узнать историю сундука мне помогли работа столковыми и этимологическими словарями, энциклопедии, материалы Интернета по теме.

Сунду́к (от тюркского сандык) — изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностейи других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели.Несколько столетий назад в Европе мебель являлась предметом роскоши.В русской избе обычно стояла пара лавок, стол, сундук, печь и этажерки.При изготовлении сундуков использовали древесину различных пород деревьев.Казалось бы простой деревянный сундук. А оказывается, сколько надо приложить труда, сноровки и умения, чтобы его сделать. Глядя на сундук, понимаешь, что она хранит много дорогих воспоминаний прошлых лет. В ходе выполнения своей исследовательской работы, мне стало интересно, а что знают про свои семейные реликвии мои одноклассники. Вместе со своим учителями на занятиях внеурочной деятельности мы провели анкетирование.По вопросу: А у вас дома есть старинные вещи, доставшиеся от бабушек и дедушек? Если есть, то напишите, какие. На этот вопрос половина ребят ответили отрицательно.

Небольшая часть учеников, включая и меня, написали, какие предметы старины имеются дома, а некоторые мои одноклассники и вовсе не знают ничего о семейных реликвиях.
После завершения работы над проектом, я рассказал на классном часе одноклассникам об истории сундуков, затем выступил с сообщением на школьной конференции и поделился теми знаниями, которыми теперь я обладаю.Многие заинтересовались моими исследованиями и тоже решили узнать, а может у них тоже есть семейные реликвии и историю их появления. Это значит, что чем больше мы узнаем о наших семьях, наших предках, тем уважительнее будем относиться к своему прошлому.Бабушкин сундук- это связь времен, которая связывает нас с прошлым, молодостью наших мам и пап, бабушек и дедушек.

Заключение.

Реликвия - это вещь, которая нам досталась в наследство от уже ушедших предков и хранящая светлую память о них.Семейные реликвии ценны вдвойне. Они не дают забыть нам о наших предках и об их жизни. А это самое главное.Семейные реликвии - огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы. Пусть через много лет наши дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».

Вывод:

В самом начале работы я предложил, что если я раскрою «тайну» старинных сундуков, имеющихся в нашем доме, то смогу узнать больше о своей семье и жизни моих предков.К тому же в работе было доказано, что старинные сундуки действительно является семейной реликвией нашей семьи. Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.


Использованная литература:

  • Большой Энциклопедический словарь

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа». – СПб., «Детство-Пресс», 2008, с. 83 – 140.

  • Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». – М., «Дрофа», 2003.

  • Сайты сети Интернет:nsportalru , wikipedia.org , enc-dic.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!