Проект
"моя семья"
(нравственно – патриотическое воспитание)
Т.М. Шайдурова
Актуальность темы
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает дошкольное образовательное учреждение развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко – культурному наследию. Дошкольник прежде должен осознавать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Данный проект призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием "семья" невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге.
Работа над проектами имеет большое значение для формирования личности ребенка, укрепляя и развивая детско – родительских отношений, для укрепления в сознании ребенка своей компетентности, умение выступать перед большим коллективом слушателей, развитие речи. Поскольку представление проекта предполагает вопросы слушателей по содержанию проекта и умение ребенка, предоставляющего проект, отвечать на эти вопросы. Вместе с этим накапливается жизненный опыт ребенка, тренируются и развиваются его коммуникативные способности, что в преддверии школьной жизни очень важно.
Проблема.
У детей дошкольного возраста недостаточно сформированы навыки нравственно – патриотического воспитания. Отсутствует интерес родителей к жизни дошкольного учреждения.
Цель проекта:
Создание организационно – педагогических условий формирования у детей дошкольного возраста духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Задачи проекта:
Обогатить знание детей о своей семье.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Механизм реализации проекта
Этапы проекта | Сроки этапов реализации | Задачи этапов проекта |
Подготовительный этап | 10 марта | - Опрос детей: " Что я знаю о семье?" - Анкетирование родителей по теме: " Нравственно – патриотическое воспитание" - Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результата; - Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. |
Основной этап Заключительный этап | 10 марта- 20 марта 20 мая – 30 мая | Содержание деятельности педагога: С детьми: - Беседы: "Какие мы", "Мы разные", "Моя семья"; - Занятия из цикла " Я и моя семья" 1. " Моя мама". 2. "О моем любимом папе". 3. "Едем в гости к бабушке". - Видео – интервью детей о своих семьях в рассказах "Семья глазами ребенка"; - Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций; - Разучивание песен, стихов, на семейную тематику; - Утренник: "Ты на свете лучше всех – мам"; -Видео - презентация: " Кто такие ветераны?"; -Кукольный театр: "Заюшкина избушка", "Теремок"; -Физкультурный досуг: "Мы – дружные ребята"; - Аппликация: "Моя семья"; -Изготовление поделок к празднику для мам и бабушек, открытки к 9 мая для ветеранов. С родителями: -Консультация "Нравственное воспитание детей"; -Беседы "Семейные традиции". Содержание деятельности родителей: -Рисунки совместно с детьми: "Портрет нашей мамы", "Дом в котором я живу"; - Изготовление эмблем семьи, девиз; -Изготовление " Древа семьи"; -Участие в утренниках; -Участие в оформлении выставок в группе; -Подготовка к презентации детей "Древа семьи". -Презентация детьми "Древа семьи"; -Выставка "Древа семьи", эмблем и девизов; -Видеофильм об итогах реализации проекта "Моя семья"; -Повторный опрос детей и анкетирование родителей; -Анализ полученных результатов. |
Ожидаемые результаты.
Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений.
Повышение рейтинга дошкольного образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта:
беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы
получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семья, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Следующий этап в нашей работе с детьми по формированию нравственно – патриотическому воспитанию это краткосрочный проект" Мой любимый город".
Приложение
Занятие 1: " Моя мама".
Цель: Дать представление, что у всех есть мамы. Развивать добрые, нежные чувства к своим родным людям и уважение к семьям животных на примерах сходства.
Ход занятия:
Организационный момент:
-Ребята, кто вас сегодня привел в детский сад? ( Мамы, папы, бабушки и т. д.). И все – таки большинство детей привели мамы. Ребята, а как зовут ваших мам?
Д/И "Назови имя мамы".
- Какие красивые у ваших мам имена. А вы, своих мама любите? ( Да). Хотите сделать мамам подарок? (Да).
Основная часть:
- Вот, посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные слова и сложим их с этот сундучок.
Д/И "Ласковые слова для мамы. (Ласковая, нежная, красивая, веселая, добрая, любимая и т.д.)
-Молодцы! Вот сколько чудесных слов мы собрали в сундучок для мамы. А потом мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
-Очень хорошо, когда у каждого есть своя мама. А вы, знаете, что ваших мам и пап тоже есть мамы и папы? О ком я говорю? (бабушки и дедушки).
Д/И "Назови ласково бабушку ( дедушку) (дедуля, бабуля и т.д.).
- Правильно, мамы есть не только у маленьких детей, но и у взрослых. И вы, когда вырастите, тоже станете мамами и папами.
Но ребята мамы есть не только у людей. Мамы есть и у птиц и у животных. Мамы птиц и животных такие же заботливые, нежные и ласковые, как и ваши мамы. И их дети также похожи на своих родителей.
Д/И "Помоги найти маму".
Ин. работа: на какую маму похож жеребенок? (теленок, ягненок, поросенок и т. д.)
-А как мамы животных заботятся о своих детях? (Они ласкают их, лижут язычком, кормят, играют с ними и т.д.).
- А мамы корова и лошадь учат своих, детей находить и щипать на лугу вкусную и сочную, полезную траву.
Д/И " Накорми животных".
- Дикие животные живут в лесу, и мамы их учат добывать себе пищу. Белка учит кого? (бельчонка). Чему? (собирать грибы, шишки). Зайчиха учит кого? (зайчонка). Чему? (быстро бегать от лисы).
Заключительная часть:
- Ребята, давайте громко скажем мамам за то, что всему нас научила: " Мамочка, спасибо".