СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проект по театрализованной деятельности для средней группы.
Проект по театрализованной деятельности
для старшей группы
«Музыка и театр»
Выполнили:
воспитатель Шолохова И.А.,
музыкальный руководитель Антонова Л.Г.
Тюльган, 2018
Название проекта: «Музыка и театр».
Проект разработали: воспитатель Шолохова И.А., музыкальный руководитель Антонова Л.Г.
Тип проекта: краткосрочный, игровой, коллективный, информационный, практико-ориентированный, комплексный.
Место события: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко».
Сроки реализации: 15.11.2018-30.11.2018
Участники: дети, родители (законные представители) воспитанников, воспитатель группы.
Актуальность проекта: Современность диктует свои условия в развитии детей, в век информатизации и компьютеризации забываются классические методы в воспитании детей. Недостаточное внимание к театру как средству воспитания детей, поверхностные знания детей о театре, его видах свидетельствуют о том, что мир театра несправедливо забыт. С помощью театрализованной деятельности в детском саду есть возможность познакомить ребенка с многообразием окружающего мира через сценические образы. Развитие «актерского мастерства» дошколят через многочисленные образы, звуки, краски помогает не только сформировать творческую личность, но и накопить опыт разных переживаний, развить речь ребенка, обогатить словарь. От выступления к выступлению, в процессе театрализованных игр, слушанья, просмотра спектаклей жизнь детей в дошкольном учреждении наполняется новым содержанием, яркими впечатлениями, положительными эмоциями от творческой деятельности.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способностей, знания об инструментах оркестра.
Формы организации проекта:
ООД,
игры,
игры-импровизации,
этюды,
кукольные представления,
театральные физкультминутки,
Задачи проекта:
Работа с детьми:
1. Расширить знания детей о современном театральном искусстве в г. Оренбург, закрепить основы норм поведения в театре, познакомить с инструментами симфонического оркестра.
2. Развивать у дошкольников диалогическую речь, использование навыков театрального искусства (мимика, пантомимика, жесты, голос), эмоциональность и выразительность в речевых высказываниях, узнавать на слух инструменты оркестра.
3. Воспитать способность стойкий интерес и положительное отношение к сценическому искусству, желание выступать и умение быть слушателем.
Работа с родителями:
1. Вызвать у родителей (законных представителей) желание посещать спектакли.
2. Расширить знания родителей (законных представителей) о видах театра, правилах поведения в театре.
3. Побудить родителей (законных представителей) к занятиям театральной деятельностью дома.
Методическая работа:
1.Создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольников средствами театрализованной деятельности.
2.Подбор литературы о знакомстве с театром для детей старшей группы.
3. Разработка пособий, дидактических и консультативных материалов для детей, родителей и коллег.
Ожидаемые результаты:
- сформированность расширенных знаний о современном театре у дошкольников и их родителей (законных представителей);
- развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;
-укрепление взаимосвязи между дошкольниками и их родителями (законными представителями) через совместное посещение театра. Занятия театральным искусством и подготовке к выступлениям.
Методы проекта:
Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, плакаты, презентации, просмотры театральных произведений для детей с использованием ИКТ);
словесные: беседы о театре, объяснение театральных понятий, словесные инструкции, чтение художественной литературы;
практические: психогимнастические упражнения, упражнения на развитие интонации, силы голоса, посещение театра.
игровые: театрализованные, дидактические, настольно-печатные и сюжетно-ролевые игры.
Этапы проекта.
1) Подготовительный этап:
1. Формулирование актуальности проекта, постановка темы, цели, задач проекта, определение методов решения поставленных задач.
2. Подбор методической и художественной литературы по знакомству с театром и развитию театрализованных умений дошкольников.
3. Подбор пособий, материалов и атрибутов по теме проекта, разработка презентаций.
4. Разработка тематического планирования мероприятий по формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников и их родителей.
2) Основной этап:
Работа с родителями:
- опрос родителей по теме;
-проведение индивидуальных консультаций «Театр дома», «Чем интересен современный театр»;
-привлечение родителей к участию в мероприятиях (театрализованное представление, поход в театр, выставки совместного творчества, изготовление атрибутов и декораций).
Работа с детьми.
День | Тематика | Мероприятия |
15.11, 16.11 | «День театра» | 1. Просмотр иллюстраций и слайдов об истории театра и театрального костюма. 2. Ритмопластика «Не ошибись» 3.Беседа «История театра. Театры города Оренбурга» 4.Чтение русских народных сказок, обыгрывание мимикой и пантомимикой героев «Угадай героя» 5. Просмотр записей спектаклей по русским народным сказкам. |
17.11, 18.11 | «Хочу всё знать о театре» | 1. Демонстрационный материал презентация «Виды музыкальных инструментов» 2.Психогимнастические упражнения на изображение различных эмоциональных состояний. 3.Игры «Угадай кто?», «Где мы были, мы не скажем» 4. Отгадывание загадок о театре. 5. Сюжетно-ролевая игра «Идем в театр». 6. Разыгрывание с детьми пальчиковых спектаклей по сказкам «Колобок» и «Теремок» |
19.11, 22.11 | «Театральные профессии» | 1. Настольно - печатная игра «Кому и что нужно для работы» 2.Беседа «Кто работает в театре» 3.Просмотр презентации «Театральные профессии» 4.Пословицы и поговорки о театре. 5. Задание родителям: изготовление декораций к сказке «Гуси-лебеди». 6. Разучивание с детьми ролей сказки «Гуси-лебеди». 7. Организованная образовательная деятельность «Экскурсия в мир театра»
|
23.11, 24.11 | «Театральная страничка» | 1.Демонстрация иллюстраций театральных героев, рассматривание их костюмов. 2.Разыгрывание этюдов по стихотворениям и потешкам. 3.Сюжетно-ролевая игра «Мы готовим спектакль» 4.Чтение художественной литературы стихи о театре. 5. Организованная образовательная деятельность «Веселый оркестр» 6. Продолжение разучивание с детьми ролей сказки «Гуси-лебеди». |
3) Заключительный этап | ||
25.11
| «Мы актеры»» | 1. Итоговое занятие «Музыка и театр»
|
27.11 |
| 1. Показ сказки «Гуси-лебеди» для родителей и детей младшей группы. 2.Беседа «Что мы знаем о театре» 3. Фото отчет «Как мы были артистами» |
Список литературы:
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.
3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.
8. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
9. https://proshkolu.ru/user/ilyina59/zoom/6234407/9af8a23cfaa83b74/
10. https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/konspekt-zanyatiya-quot-veselyy-orkestr-quot-981192
11.https://img-fotki.yandex.ru/get/6612/16969765.4b/0_68f3e_f8a1eeb3_orig.png
12. http://x-minus.me/tracks/337497/модница-осень
13. http://dovosp.ru/magazine_music_director/mr-03-2006
14. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» 2003г.
15. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» 2008г.
Приложение 1
Стихотворения о театре.
В ТЕАТРЕ (Агния Барто)
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли тёплые платки.
Нам в театре, в раздевальне
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла всё на свете!
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы.
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене -
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени -
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то...
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет,—
Ребятам я сказала.
КВАРТЕТ (Агния Барто)
Басню выбрали давно,
Распределили роли,
Решило выступить звено
На утреннике в школе.
Решили девочки прочесть
"Квартет", такая басня есть.
Светлане роль не подошла:
- Я вовсе не упряма,
Зачем же мне играть осла?
Мне не позволит мама.
Артистки начали шуметь.
Одна кричит: - Она медведь,
А вовсе не мартышка!-
Кричит другая: - Чур-чура,
Сказала я еще вчера -
Я косолапый мишка!
Проходит день и два денька,
Потом проходит пять,
На репетицию никак
Артисток не собрать.
Пришел козел и сел за стол,
Но нету соловья.
- Ну, если так,- сказал козел,
Тогда уйду и я!
Проказница мартышка
Умчалась на каток,
А косолапый мишка,
Схватив свое пальтишко,
Пустился наутек.
То нет мартышки,
То козла
Куда-то тетя увезла,
То мишка косолапый
Ушел на лыжах с папой!
Когда в товарищах согласья нет,
Не прочитать им и "Квартет".
В ТЕАТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (С.Я. Маршак)
Народу-то! Народу!
Куда ни кинешь взгляд, -
По каждому проходу
Идет волна ребят.
Сажают их на стулья
И просят не шуметь,
Но шум стоит, как в улье,
Куда залез медведь.
Из длинного колодца -
Невидимо для глаз -
То флейта засмеется,
То рявкнет контрабас.
Но вдруг погасли лампы,
Настала тишина,
И впереди за рампой
Раздвинулась стена.
И увидали дети
Над морем облака,
Растянутые сети,
Избушку рыбака.
Внизу запела скрипка
Пискливым голоском -
Заговорила рыбка
На берегу морском.
Все эту сказку знали -
О рыбке золотой, -
Но тихо было в зале,
Как будто он пустой.
Очнулся он, захлопал,
Когда зажгли огонь.
Стучат ногами об пол,
Ладонью о ладонь.
И занавес трепещет,
И лампочки дрожат -
Так звонко рукоплещет
Полтысячи ребят.
Ладоней им не жалко...
Но вот пустеет дом,
И только раздевалка
Кипит еще котлом.
Шумит волна живая,
Бежит по всей Москве,
Где ветер, и трамваи,
И солнце в синеве.
«Волшебный мир – театр» (Григорьева Татьяна Юрьевна)
Театра мир откроет нам свои кулисы,
И мы увидим чудеса и сказки.
Там Буратино, кот Базилио, Алиса
Легко меняются герои, маски.
Волшебный мир игры и приключений,
Любой малыш здесь хочет побывать.
Вдруг превратится в Золушку иль в принца,
И всем свои таланты показать.
Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.
Пусть детство будет словно сказка,
Пусть чудеса творятся каждый миг,
И мир вокруг пусть добрым станет ласковым,
Добро над злом опять пусть победит!
Театр кукол (Соколова Н.В.)
У нас сегодня с мамой
Культурная программа.
Давай мне, мама, руку,
Пойдем в театр кукол!
Что я большой - я знаю,
Но кукол обожаю
Смотрю и не могу понять,
Как куклой можно управлять?
Взял рукавичку и надел
И вот уж Петушок запел,
А поменял ты рукавичку
И превратился он в Лисичку!
Но знаю я наверняка -
Актера трудится рука,
И кукла оживает,
Поет, переживает
Волшебно это превращенье!
И мама смотрит с восхищеньем.
А мы в театр еще пойдем,
И папу мы с собой возьмем!
Приложение 2
Словарик театральных терминов
Театр - это целый мир новых слов, понятий...
Слов, которых в обыденной жизни мы не употребляем.
Актёр - деятельный, действующий (акт - действие).
Антракт - промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты - одобрительные хлопки.
Артист - творческий работник, занимающийся публичным исполнением произведений искусства (актёр, певец, музыкант).
Афиша - объявление о представлении.
Балет - вид театрального искусства, где содержание передаётся без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Грим - подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актёру для данной роли.
Декорация (лат.) - украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма - сочинение для сцены.
Жест - движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Карман - боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы - вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена - сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент.
Мимика - мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражением лица, отражающее эмоциональное состояние.
Монолог - речь одного лица, мысли вслух.
Опера - музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта - весёлый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.
Пантомима - выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик - накладные волосы.
Партер - места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссёр - управляющий актёрами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит - вещи подлинные или бутафорские, необходимые актёрам по ходу действия спектакля.
Репертуар - пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени.
Репетиция - повторение, предварительное исполнение спектакля.
Театр - место для зрелищ.
Фойе - помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
Приложение 3
«Отгадайте без оглядки театральные загадки»
1. Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(актёр)
2.Спектакль на славу удался
И публика довольна вся!
Художнику особые овации
За красочные ...(декорации)
3.Если хочешь стать другим, —
Призови на помощь ...(грим)
4.То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (костюмер)
5.Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…
(аплодисменты)
6.В оформлении лица –
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.
Нужно мастеру по гриму –
Художнику-…
(гримеру)
7.Для хранения одежды посетителей,
Театралов или кинозрителей,
Чтобы было им удобно и не жарко –
Гардероб есть. Или проще –…
(раздевалка)
8.В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …
(сцена)
9.Кто любитель представлений,
Просмотрел их тьму, немало,
Кто театра почитатель –
Тот зовётся…
(театралом)
10.Артист на сцене - кукловод,
А зритель в зале там - народ.
Артисту смотрят все на руку,
Что за театр? (Театр кукол)
11.Стоит на сцене загражденье,
Красивое на удивленье!
Умельцем сделана - не фирмой,
А как зовется? - Просто... (ширмой)
12.Вы приходите без опаски -
В театре кукол чудо-сказки
И праздничная атмосфера,
Когда? - Когда идет... (премьера)
Приложение 4
Психогимнастика - игры, упражнения, этюды по проживанию
эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста
1. Игра «Садовник»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.
2. Игра «Дожди»
Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.
Описание игры: дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.
3. Игра «С платком»
Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.
Описание игры: представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:
бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису.
После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: «Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?»
4. Игра «Угадай настроение»
Цель: учить детей по мимике лица, застывшим жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.
Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»
5. Игра «Говорящие предметы»
Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать.
Описание игры: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.
Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!»
Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.
6. Игра «Зеркало настроения»
Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.
Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой – тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.
7. Игровое упражнение «Читаем стихи с разным настроением»
Цель: развивать эмоциональные состояния радости, удивления, злости, страха, тренировать различные интонации голоса.
Описание: дети садятся в круг. Воспитатель предлагает взять по одной карточке, на обратной стороне которой изображен мимический эталон (радости, грусти, гнева, удивления, страха и т.д.). Участники договариваются, какое стихотворение будут читать. Каждый читает стихи в соответствии с настроением, изображенным на его картинке. Остальные отгадывают, какое чувство игрок пытался показать через интонацию, т.е. что у него изображено на карточке.
8. Игровое упражнение «Закончи предложение»
Цель: учить детей опознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Описание: Моя любимая игра…
Моя любимая игрушка…
Мое любимое занятие…
Мой лучший друг…
Моя любимая песня…
Мое любимое время года…
Мои любимые сладости…
Моя любимая книга …
Мой любимый праздник…
Мой любимый сказочный герой…
Моя любимая считалка…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
9.Игровое упражнение «Солнечный зайчик»
Цель: учить детей быть спокойными, радостными, удовлетворенными.
Описание: солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щеке, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот – погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
10. Игровое упражнение «Царевна Несмеяна»
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть в нем прежде всего положительные качества.
Описание: с помощью считалки или по договоренности выбирается «Царевна Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая, отзывчивая, веселая. Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах, поступках.
11. Игровое упражнение «В центре круга»
Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ощутить эмоциональное удовлетворение собой и дружескую поддержку.
Описание: дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.
Примечание: это игровое упражнение рекомендуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребенка была возможность побывать в центре круга.
Приложение 5
Конспект ООД тема "Экскурсия в мир театра"
Цель: Формировать представление детей о театре, как о виде искусства, его назначении.
Задачи
Образовательные :
Закрепить знания детей о театре.
Познакомить детей с театральными профессиями : артист, режиссер, костюмер, художник-декоратор, музыкант.
Воспитательные:
воспитывать интерес к театрализованной деятельности, желание самим выступать.
Закрепить правила поведения в театре
Развивающие:
развивать интерес к художественной литературе; эмоциональную отзывчивость при восприятии стихотворений, загадок.
развивать речь детей
обеспечить поддержку индивидуальности и детской инициативы
Материалы и оборудование
Ноутбук, магнитофон, маски, театральный сундучок.
Вывеска «Театральная касса», афиша, билеты.
Виды детской деятельности на занятии
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное;
Речевое развитие;
Художественно- эстетическое;
Ход образовательной деятельности
Воспитатель:
- Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!!!
Воспитатель: кто знает, что такое театр? (Выслушивает ответы детей).
Правильно, театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцуют и поют, рассказывают стихи;
Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди ходят в театр?(ответы детей).
Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать много нового, отдохнуть.
Правильно, дети, каждое посещение в театр – это праздник. Давайте мы отправимся в театр. Я буду экскурсоводом.
Воспитатель: Посмотрите, что это?
Яркая, красочная –это афиша Слайд 1
Воспитатель: О чем рассказывает афиша?
Ответы детей: Название спектакля ,кто исполняет роли, кто режиссер спектакля
Воспитатель : Дети, чем занимается режиссер?(ответы детей)
Предлагает роли сказочных героев, показывает артистам как себя вести, чтобы быть похожим на своего героя, каким голосом говорить советует режиссер, проводит репетиции.
Воспитатель: скажите, кто еще помогает создавать театральное представление?
Ответы детей: костюмеры, художники-декораторы, конечно артисты.
Воспитатель: что нам может еще рассказать афиша?
Дети: Время начала спектакля.
Вот сколько сведений мы узнали о предстоящем спектакле. А помогла нам узнать афиша.
Воспитатель: Что нужно обязательно иметь каждому зрителю, чтобы попасть в театр? (билет).
- Где можно приобрести билет? (В кассе). Слайд 2
- Как называется касса в театре? (театральной).Вывеска «Театральная касса»
Воспитатель предлагает детям встать в кружок .
Билет получит только тот, кто скажет вежливые слова. (Раздать детям билеты).
Звучит звонок
Воспитатель: нас в зрительный зал приглашает звонок (муз.заставка).
Толкаться не будем, спокойно войдем,
И место свое по билету найдем.
Цифра на билете должна совпадать с цифрой на спинке стула
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель предлагает одному из детей показать билетик, а он проверит, правильно ли вы нашли свое место.
Воспитатель: Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами поведения в театре. (Модели - картинки)
- Что обозначает эта картинка?
1.Главное правило - это соблюдение тишины во время спектакля.
– О чем говорит эта картинка?
2.Важное правило – приходить вовремя.
3.Очень важно, дети, во время спектакля не разговаривать.
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…(аплодисменты)
Молодцы! Покажите, как вы будете хлопать
Воспитатель: я вам загадаю загадки, внимательно слушайте.
Загадка:
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …(сцена), (Просмотр презентации «Экскурсия в мир театра»
Слайд 3
Воспитатель:- А сцена какая?
(большая, красивая, просторная).
Воспитатель: назовите самое большое театральное помещение
Ответы детей (зрительный зал).
Слайд 4
Посмотрите, ребята, на экран, зал какой?
(большой, огромный, красивый, величественный, светлый).
- А чего так много в зрительном зале театра? (очень много стульев, кресел)
Воспитатель: Чем украшена сцена? Слайд 5
Ответы детей: Украшена занавесом – специальными шторами, которые до начала представления закрыты. Когда начинается спектакль, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать прожектора.
Воспитатель: Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(декорации), Слайд 6
Воспитатель: Как вы думаете, для чего декорации?
Ответы детей: Для того, чтобы спектакль был ярким и красочным.
Декорации помогают зрителям, оказаться в сказке у великолепного замка или в дремучем лесу у избушки на курьих ножках.
Игра «Найди лишнее» Слайд 7
Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Необходимо назвать профессии тех, кто помогает создать спектакль (артист, костюмер, художник, музыкант). Определить кто лишний.
Игра «Театральный сундучок» (Маски для детей)
- А сейчас мы с вами превратимся в артистов. В моем волшебном сундучке есть различные маски. Выбираем и наряжаемся .Ой, моих ребят и не узнать.
- Ты какую роль играешь (зайца).А заяц какой, скажите? (трусливый, быстрый). Ты кто? (всех детей спрашивает воспитатель).Медведь какой? (неторопливый, тяжелый, большой, смелый). Волк голодный, злой. Лиса хитрая, красивая. Колобок, румяный бок – какой?(веселый, радостный, добрый). Бабушка какая? (добрая, заботливая).
А сейчас, мы покажем, как настоящие актеры перевоплощаются и играют свою роль. (Играет музыка для каждого персонажа, персонаж двигается, танцует).
Молодцы! Все справились со своей ролью! Вы были настоящими артистами, а артисты после представления выходят на поклон.
Дорогие гости, отблагодарим за старания наших артистов аплодисментами.
- Ребята, а легко ли быть артистом? Как вы думаете? (выслушиваем ответы детей). Нелегко. Каждый день репетиции. Надо уметь весело смеяться, горько плакать,
красиво танцевать, петь и учить наизусть много слов.
Игра «Покажи настроение»
Давайте мы как настоящие артисты изобразим веселое и радостное настроение.
Воспитатель: Вот мы побывали в театре и были артистами. Как много нового и интересного мы узнали о театре.
С театром расставаться нам очень жаль.
Артистами мы были так умело,
Как жаль, что быстро время пролетело.
Ведь быть артистом каждый рад,
А нам, друзья, пора в детсад
Приложение 6
Конспект занятия «Веселый оркестр»
Цель: Расширение представлений о музыкальных инструментах.
Программное содержание:
Образовательные:
- Закрепить с детьми понятие "оркестр", виды оркестров, группы инструментов
- Продолжить учить детей слушать музыкальные фрагменты внимательно сначала до конца
- Учить детей слышать красоту в звучании того или иного инструмента, запоминать название и звучание данного инструмента.
- Развивать музыкальную память
- Расширять кругозор и словарный запас детей
- Повторить с детьми различия золотой и поздней осени.
Воспитательные:
- Воспитывать музыкально-художественный вкус, стимулировать творческие проявления
- Создать положительный настрой от восприятия музыки и условия для совместной музыкальной деятельности
Предварительная работа:
- Знакомство с видами оркестров
- Разучивание песни "Модница", танец "Фиксики"
- Рассматривание иллюстраций ранней и поздней осени
- Заучивание и чтение стихов
Оборудование:
- экран, проектор, ноутбук
- музыкальный центр
- Иллюстрации музыкальных инструментов
Методы:
- Наглядный - мультимедийная презентация, музыкальный инструмент скрипка
- Практический - слушание, пение, танец
- Словесный - беседа, использование художественного слова
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал. Встают в большой круг.
Презентация
Слайд 1.
Музыкальное приветствие
Музыкальный руководитель: Я - веселая До - ми - соль - ка, У меня очень хорошее радостное настроение. Мне хочется, чтобы и вы не скучали. Я поделюсь с вами своим настроением. Давайте передадим его по кругу.
С ладошки сдувает, передает рядом стоящему ребенку, он передает дальше.
Ну вот, теперь мы все радостные и веселые, улыбнемся друг другу.
Ребята, вы любите путешествовать? Предлагаю отправится в удивительное путешествие - в город музыкальных инструментов. Хотите? До этого города добраться нелегко. Отправимся мы туда на облаке. Согласны? Рассаживайтесь поудобнее.
Мы на облаке летим (слайд 2)
На землю с облака глядим
Видим горы и леса (слайд 3, )
Это просто чудеса!
В мир волшебный, в мир прекрасный
В музыкальный мир войдем
Многое мы там узнаем
И с собою привезем.
А.В.Глотова
Вот мы с вами и прибыли в город музыкальных инструментов.
(слайд 4)
Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, какие инструменты вы знаете?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: На какие группы делятся музыкальные инструменты?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Ребята, что такое оркестр?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Правильно, это большая группа музыкантов, которой управляет дирижер.
А какие виды оркестров вы знаете?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Сегодня я вам расскажу какие инструменты составляют основную часть симфонического оркестра. (Слайд 5)
Давайте посмотрим, какие группы инструментов входят в состав симфонического оркестра. (слайд 6)
- Струнно - смычковые
- Духовые медные,
- Духовые деревянные
- Ударные
В городе музыкальных инструментов есть Оркестровая площадь. На ней мы с вами и находимся. А вот здесь проживает семья струнно - смычковых инструментов. (слайд 7) К ним-то мы и отправимся в гости.
Дети рассаживаются на стульчики возле экрана.
Музыкальный руководитель: Струнно - смычковая группа особая
Я вам открою секрет:
Не смогут звучать инструменты как надо,
Если смычка рядом нет.
Ребята, королевой симфонического оркестра называют скрипку.
Слайд 8
Не можем слушать без улыбки
Чудесный голос нежной скрипки
Достойней всяческих наград
И встрече с нею каждый рад.
Ребята, а вы хотели бы встретиться со скрипкой?
А вот и она, королева симфонического оркестра.
Рассматривание скрипки (настоящая)
Музыкальный руководитель: Посмотрите, какая у нее шея - гриф, туловище - дека и очень тонкая талия. У скрипки 4 струны, у каждой струны есть свое имя.
Скрипка совсем не умеет скрипеть
Скрипка умеет причудливо петь
Скрипач аккуратно скрипку берет
Ее на плечо слегка, мягко кладет
Правой рукой смычок поднимает
И в этот момент как бы все замирает
Вздохнув, опускает на струны смычок:
Послушайте скрипку: Тихо! Молчок!
Слушание звуков скрипки
Музыкальный руководитель: Красиво звучит скрипка, правда, ребята? В маленькой скрипке таится голос поразительной чистоты и силы. Она может радоваться, плакать, сердиться. Посмотрите, сколько места занимают скрипки в симфоническом оркестре.(слайд 6) Давайте мы с вами представим, что мы юные скрипачи и попробуем поиграть на скрипочках.
Дети имитируют игру на скрипке.
Музыкальный руководитель: Молодцы, у вас неплохо получилось.
Вы знаете, у скрипки есть старший брат. (Слайд 8)
Зовут его альт. По внешнему виду он очень похож на скрипку, но немножечко больше размером и звук у него бархатный, насыщенный. Давайте послушаем, как он звучит.
Прослушивание звучания альта
И.С.Бах "Страсти по Матфею" (вступление, фрагмент)
Музыкальный руководитель: На скрипке играет скрипач, а на альте - альтист.
В симфоническом оркестре альты занимают вот эту часть. (слайд 6)
Интересно, а кто же еще есть в семье струнно-смычковых инструментов? (слайд 8)
Она больше скрипки и альта
На них похожа очень
Госпожа Виолончель
На ней смычком играют тоже.
Виолончель можно назвать мамой скрипки и альта. Она больше размером, играют на ней сидя. У нее есть специальная палочка, на которую во время игры опирается инструмент. Голос у нее более низкий, мягкий. Про виолончель говорят, что она плачет. Давайте послушаем, как она звучит.
Прослушивание звучания виолончели
К. Сен-Санс "Лебедь"
Музыкальный руководитель: Играет на виолончели музыкант - виолончелист.
А в симфоническом оркестре они находятся справа от дирижера.
(слайд 6)
А вот и папа (слайд 8) этой музыкальной семьи большой красивый контрабас.
Посмотрите, какой он огромный. Звук у контрабаса очень низкий, Играет на нем стоя музыкант - контрабасист.
Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение, а вы подумайте и скажите, кого же изобразил композитор.
Прослушивание звучания контрабаса
К. Сен-Санс "Слон"
Музыкальный руководитель: В симфоническом оркестре контрабас занимает самую заднюю позицию струнно - смычковых инструментов.(слайд 6)
Вот мы и познакомились с семьей струнно - смычковых инструментов.
Какие музыкальные инструменты живут в этой семье?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Звучное имя у каждого есть
Попробуй запомнить или прочесть
Скрипочка - дочка, брат ее альт
Мама - виолончель
А самый большой - контрабас, гудит, будто ласковый шмель.
Молодцы, ребята вы со всем справились.
А вы знаете, в городе музыкальных инструментов есть парк. Называется он "Времена года". (слайд 9) И сейчас я предлагаю вам туда отправиться. Хотите? Тогда в путь.
Физкультминутка
Мы пойдем сначала вправо, 1 - 2 - 3
А потом пойдем налево, 1 - 2 - 3
А потом все соберемся 1 - 2 - 3
А потом все разойдемся 1 - 2 - 3
А потом мы все присядем 1 - 2 - 3
А потом мы дружно встанем 1 - 2 - 3
Музыкальный руководитель: Вот мы и в парке. Присаживайтесь на скамеечки. Этот парк волшебный, музыкальный. Смотрите, а вот и птички-нотки полетели, давайте глазками посмотрим, куда же они полетели
Гимнастика для глаз "ПТИЧКА" (слайд 10)
Птичка полетела - вверх,
Птичка полетела - вниз,
Птичка полетела - вправо,
Птичка полетела - влево,
И на ладошку села!
Птичка полетела - вверх,
Птичка полетела - вниз,
Птичка полетела - вправо,
Птичка полетела - влево,
И улетела!
Какое время года сейчас в парке?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Правильно, осень. Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная, богатая урожаем и очень - очень красивая. Какая это осень? Правильно, золотая. Давайте о ней споем песню "Модница"
Песня "Модница"
Сл. и муз. О.П.Григорьевой "Колокольчик" № 43 стр 7
Вот осень золотая (слайд 11)
Явилась к нам опять
Красавица такая
Что глаз не оторвать
Как будто из журнала
Где модницы стоят
Со вкусом выбирала
Осенний свой наряд
Припев:
Модница, модница к нам спешит торопится
Посмотреть мы рады на ее наряды
Вот в красном сарафане
С рябинками стоит
А вот в платочке рыжем
С грибочками сидит
Среди полей пшеничных
В наряде золотом
А в шляпке симпатичной
Гуляет под дождем
Припев:
Модница, модница к нам спешит торопится
Посмотреть мы рады на ее наряды
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята. Вторая осень - невидная собой, грустная с тихим плачем мелкого дождя, утренними заморозками. Ее называют: поздняя осень. Сейчас мы с вами услышим, как звучит симфонический оркестр. Мы послушаем "Осеннюю песню" Петра Ильича Чайковского.
(Слайд 12)
Музыкальный руководитель: Скажите, в чем различие между золотой и поздней осенью?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Как называется музыкальное произведение, которое мы с вами прослушали?
По-моему, вы загрустили? Наверное, вспомнили о солнечных летних днях, да? Не грустите, посмотрите, в этом парке есть даже танцевальная площадка. (слайд 13) Пойдемте, потанцуем.
Танец "Фиксики"
Разработка движений А.В.Глотовой
Музыкальный руководитель: Молодцы! У вас опять хорошее настроение.
Наше путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. А вот и облако, давайте попрощаемся с городом музыкальных инструментов и отправимся в путь. Рассаживайтесь поудобнее. (слайд 14)
Музыкальный руководитель: С семьей каких инструментов мы с вами познакомились?
В состав какого оркестра входят струнно-смычковые инструменты?
Какой инструмент из этой семьи самый большой?
Вот мы и прибыли в детский сад.
Дети встают в круг
- Вам понравилось путешествие?
- Кому было интересно побывать в городе музыкальных инструментов, возьмите скрипичный ключ, а кому что-то не понравилось или было неинтересно, возьмите паузу.
Музыкальный руководитель: Спасибо, мне было очень приятно путешествовать вместе с вами.
Музыкальное прощание.
Дети под музыку выходят из зала.
Приложение 7
Конспект занятия «Музыка и театр» 2018.
Цели урока
образовательные:
сформировать первичное представление о симфоническом оркестре;
развивающие:
развивать навыки музыкального восприятия,
расширять кругозор учащихся,
воспитательные:
формировать позитивное отношение к искусству.
Задачи:
повторить пройденный материал;
закрепить знание групп инструментов симфонического оркестра;
учить различать тембры инструментов симфонического оркестра.
Музыкальный материал:
музыкальный фрагменты с записями звучания отдельных инструментов;
музыкальный фрагмент с записями звучания симфонического оркестра
Оборудование: компьютер, проектор, изображения оркестра и инструментов (картинки на которых изображены различные инструменты
симфонического оркестра).
Работа со словарем: познакомить с понятием «оркестровая яма».
Педагог: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Сегодня мы идем в гости, а к кому, вы узнаете, прослушав музыкальный фрагмент.
Звучит музыка.
Педагог: Ребята, кто исполняет музыку?
Ответы детей: Оркестр.
Педагог: Правильно, мы сегодня идем в гости к оркестру. А вы знаете, где находится оркестр в театре? Посмотрите, оркестр находится между зрительным залом и сценой, а чтобы не мешать зрителям смотреть спектакль, оркестр сидит чуть ниже сцены, это место называется «оркестровая яма». Ребята, повторите, «оркестровая яма».
Педагог: Ребята, а какие группы инструментов вы знаете?
Ответы детей: струнно-смычковые, струнно-щипковые, ударные, деревянные духовые, медные духовые.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам послушать и угадать, какой инструмент звучит.
Презентация.
Педагог: Молодцы, справились.
Физ. Минутка:
Педагог: Маракасы в руки взяли,
А они вдруг зазвучали,
Маракасы хороши, с ними спляшем от души.
Ножки наши в пляс пустились-
Маракасы закружились.
А вприсядку как пошли,
Так друзей себе нашли.
Ножки прыгать не устали,
Маракасы не скучали
Прыгали, скакали, гостей развлекали.
Педагог: Ребята, у вас под стульчиками лежат инструменты, давайте мы тоже поиграем в оркестре.
Педагог: Молодцы.
Ребята, скажите, к кому мы с вами ходили в гости?
Ответы детей: К оркестру.
Педагог: А где находится оркестр в театре?
Ответы детей: В оркестровой яме.
Педагог: А какие группы музыкальных инструментов вы знаете?
Ответы детей: Духовые, струнные, ударные.
Педагог: Ребята, наше путешествие закончилось, вам пора возвращатьсядомой.
Приложение 8
Кукольный театр по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»
Действующие лица:
Рассказчица.
Куклы, озвучивают дети:
Матушка.
Батюшка.
Маша.
Ванюша.
Яблонька.
Печка.
Речка.
Баба Яга.
Гуси- лебеди.
Рассказчица: Здравствуйте, гости дорогие! Гости званные да желанные!
Давно вас поджидаем, сказку без вас не начинаем!
А сказку расскажу вам сегодня старинную не короткую, не длинную, а такую, что в самый раз, как от меня и до вас. Артисты готовы? Звенит звонок, заливается-
сказка наша начинается…
(на фоне музыки)
Рассказчица: Не далеко, не близко, не высоко, не низко, жили-были муж да жена. Жили они, не тужили, справно дом вели. И было у них двое деток – доченька Машенька да сыночек Ванечка. (действия на ширме)
Рассказчица: Вот как-то отец с матерью говорят детям…
Матушка: Доченька наша милая, послушай. Собрались мы с отцом
в город, на ярмарку. Будь умницей: гулять не ходи, за братцем гляди. Береги Ванюшку, дочка, следи, чтоб не влез куда.
Батюшка: Да смотри, чтоб гуси-лебеди его не обидели. Ходит слава о них нехорошая, что пошаливают они, деток малых в лес уносят!
Матушка: А ты, Ванюшка, не перечь сестре, слушай во всем.
Батюшка: А мы вам, детки, гостинцев с ярмарки привезем орехов грецких, пряников турецких, леденцов, коврижек, с картинками книжек!
Рассказчица: Дали родители деткам своим наказ, собрались да и отправились в путь-дороженьку. (родители прощаются с детьми, берут корзинки и отправляются на ярмарку.)
Приложение 1.
Рассказчица: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки
И отличны игрушки
Булавки, иголки,
Для волос заколки.
Наливают квас и мед,
Веселится весь народ!
Батюшка: Ай, тари-тари-тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги –
Куплю Маше серьги.
Останутся грошики –
Куплю Маше ложки!
(Исполняется песня «Ярмарка», см. приложение)
Матушка и Батюшка ходят по ярмарке между детьми –
продавцами, выбирают товары, складывают их в корзинку.
Рассказчица: Вот и солнышко за тучку скрылось…
Наша ярмарка закрылась.
Лавки закрываются,
Товары убираются.
Эх, хорошая была ярмарка! Но пора нам и о сказке нашей
вспомнить. Накупили матушка с батюшкой товара всякого, и гостинцы деткам не забыли, книжки яркие купили. Погрузили все в корзину, да и домой отправились. А в это время стало Машеньке скучно с братцем дома взаперти сидеть.
Маша: Усидеть здесь не могу,
Я к подружкам побегу.
Приложение 2.
Рассказчица: Посадила она братца на травку под окошком, а сама к
подружкам на улицу побежала. Заигралась, загулялась Маша, совсем про братца забыла. А в это время налетели гуси-лебеди и унесли мальца с собой за реки кипучие, за леса дремучие… (гуси-лебеди уводят Ванюшку с собой)
Вернулась Маша домой, глядь, а братца – то нету! Стала звать, причитать.
Маша: Ой, ты, братец мой, Ванюшенька!
Ты куда пропал, где ты спрятался?
Пожалей меня, отзовись скорей,
Не шути со мной, не до игр теперь!
(Девочка ищет брата, плачет, смотрит по сторонам, в отчаянии мечется в разные стороны).
Рассказчица: Но так никто и не отозвался! Только перышко лебединое
Рядом с домом нашла. Тут и догадалась она, что это гуси-лебеди братца ее Ванечку унесли! Бросилась Машенька догонять их. Бежала, бежала, видит: Молочная речка, кисельные берега.
Маша: Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Молочная речка: Съешь моего простого киселька с молоком, скажу.
Маша: У моего батюшки и сливочки не едятся!
Рассказчица: Побежала девочка дальше. Видит перед собой яблоневый сад.
(звучит музыка).
Маша: Яблоньки, яблоньки, скажите, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: Съешь моего лесного яблочка, скажу.
Маша: Ну, вот еще! У моего батюшки садовые не едятся!
Рассказчица: Ничего не сказала ей яблонька. Побежала девочка дальше.
Вдруг видит – стоит печь, а в печи румяные пирожки пекутся.
Маша: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печь: Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу!
Маша: Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные-то
пироги не едятся!
Рассказчица: Печка тоже девочке ничего не сказала. Долго бегала Маша
по полям, по лугам, совсем с ног сбилась. Не заметила, как к избушке на курьих ножках подошла. Заглянула она в окошко, видит: спит ее братец у окошечка, а Баба Яга у печи колдует, зелье колдовское готовит.
Приложение 3.
Рассказчица: Схватила Маша братца – и бежать. А Баба Яга злится, гусей-лебедей за ней вдогонку посылает.
Баба Яга: Гуси мои, гуси! Догоните девчонку! Отнимите братца да назад
поскорее возвращайтесь!
Рассказчица: Кто же теперь захочет помочь этой девочке? Печка не захочет.
И яблонька тоже не захочет… Да и речка… Ох, пропадут дети! Ребятки, не оставим Машеньку с Ванюшкой в беде! Поможем, чем сможем! Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Торопится девочка, от гусей-лебедей укрыться хочет. Вдруг на пути – печка.
Маша: Печка, печка, спрячь скорее меня и братца.
Нас гуси-лебеди догоняют!
Печка: Съешь мой ржаной пирожок да пять поговорок о хлебе вспомни, тогда спрячу.
Рассказчица: Одной Машеньке тут не справиться – гуси-лебеди уже близко.
Пока она будет, есть пирожки, давайте вспомним поговорки о хлебе. Помогайте ребятки!
(дети называют знакомые поговорки и пословицы о хлебе)
Хлеб – всему голова.
Худой обед, коли, хлеба нет.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
На чужой каравай рот не разевай.
Не красна изба углами – красна пирогами.
Печка: Что ж, спрячу вас с братцем.
Рассказчица: Гуси-лебеди полетали-полетали, не нашли девочку. Обратно к Бабе Яге полетели. Машенька с братцем дальше побежали. Стоит перед ними яблонька.
Маша: Яблонька-голубушка, спрячь нас!
Яблонька: Съешь мое лесное яблочко да повтори скороговорки.
Рассказчица: Трудное задание дала девочке яблонька, придется опять помогать Маше, не то гуси-лебеди ее заметят. Кто попробует повторить скороговорку?
Дети соревнуются в произношении скороговорок.
Рассказчица: Маша съела кусочек яблочка, яблонька закрыла их от гусей-лебедей своими веточками.
Рассказчица: Налетели гуси-лебеди, но никто из них Машеньку и Ванюшку не
заметил. Снова пустились дети в путь. Глядь – перед ними молочная речка, кисельные берега.
Маша: Речка-матушка, спрячь нас…
Молочная речка: Отведай моего киселя, да отгадай три загадки трудные.
Рассказчица: Ты, Маша, ешь, а загадки отгадать мы с ребятами тебе поможем.
1-я девочка: Вот и первая загадка:
Чистое, да не вода,
Клейкое, да не смола,
Белое, да не снег,
Сладкое, да не мед.
От рогатого берут –
Малым деткам дают.
(молоко)
2-я девочка: Вторая загадка:
Без рук, без ног, а ворота открывает?
(ветер)
Третья загадка:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без парусов плывут.
(облака)
Рассказчица: Правильно дети отгадали загадки?
Прячь реченька скорее сестрицу и братца – гуси-лебеди уже совсем близко!
(реченька прячет Машеньку и Ванюшку).
Рассказчица: Полетали, полетали гуси-лебеди, да так ни с чем и вернулись
к Бабе Яге. А Маша с братцем пустились во весь дух домой. Прибежали к родной хате уже на закате. Вот-вот родители с ярмарки вернуться!
(входят Матушка и Батюшка, обнимают Машеньку И Ванюшку)
Матушка: А вот и мы! Все ли благополучно? Не было ли вам, детки скучно?
Маша: Нет, мы не скучали, не озорничали.
Батюшка: Ну и молодцы! Вот вам леденцы! А вот пряники, коврижки,
с картинками книжки. (вынимает из корзинки гостинцы).
Читайте, смотрите, да только не порвите!
Маша: Батюшка, матушка! Как хорошо, что вы вернулись! Без вас дом
пуст, хлеб сух! Еда –не еда, вода – не вода!
Рассказчица: Не утерпела Машенька, да и рассказала все, что с ними за день
случилось – приключилось. Все радовались, что все хорошо закончилось. Добрый конец – всему делу венец. На том сказка наша и закончилась.
Маша и Ванюша: Помогли нам яблоньки,
Помогла нам печка,
Помогла чудесная
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас защищали,
К батюшке и матушке
Мы домой попали!
Приложение 5.
Рассказчица:
А теперь пора прощаться,
Хоть и жалко расставаться.
Приходите чаще к нам,
Рады мы всегда гостям
Приложение 9
Опрос для родителей «Театр в жизни вашего ребенка».
Цель: определить заинтересованность родителей театром, определить способы взаимодействия в развитии театральных способностей дошкольников.
1. Как Вы относитесь к театральному искусству?
Положительно
Отрицательно
2. Посещаете ли Вы с детьми театральные представления? Как часто?
Часто
Редко
Нет, не посещаем
3. Посещая театр с ребенком, Вы:
Хотите расширить кругозор ребёнка
Просто отдыхаете
Зашли случайно
4. Когда вы последний раз были в театре:
Ходим регулярно
Были год назад
Не помню когда
Не посещаем
5. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми, как в детском саду, так и дома?
Да.
Нет
6. Как вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?
Положительно
Отрицательно
7. Какую посильную помощь Вы могли бы оказать в постановке театральных постановок Вашими детьми в детском саду:
Помощь в пошиве костюмов
Создание декораций
Изготовление кукол для театра
Оформление афиш, изготовление билетов
Личное участие в спектаклях
Приложение 10
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ТЕАТР ДОМА»
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.
Какими же должны быть театральные игры дошкольников и как помочь детям возможно полнее и разностороннее проявить себя в своем «детском театре»?
Потребность в игре у детей, несомненно, велика и проявляется очень рано. Уже в 2 – 3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыпляток, бегающих за курочкой-мамой. Они с удовольствием перевоплощаются в котяток и собачек, маленьких козляток. Действия их подражательны и имитационны, всегда одноплановы, но чрезвычайно насыщены и потому несут в себе большой положительный заряд.
Совсем маленькие дети – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, двух – трех летних малышей вести еще рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст, но вот дома показать ребенку небольшой спектакль – игру и даже привлечь к нему самого малыша, наверное, можно. Домашние спектакли, как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно и уверенно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей.
Не стоит смотреть скептически на возможность организации театральных зрелищ для детей дома. Начать можно с простейшего: «Посмотри, Машенька, что я тебе принесла»,- говорит мама и достает из сумки сверток, разворачивает его… . Перед глазами малышки предстает забавная, пушистая, мягкая собачка. Девочка прижимает ее к себе, весело смеется, потом целый день ходит с ней, не выпуская из рук, и, наконец, ложится с ней спать.
На следующий день на пороге комнаты показывается мама, за ней на поводке движется знакомая уже собачка.
Постепенно действия игрушек становятся более сложными, все больше подчиняются заранее обдуманному замыслу. Теперь уже можно объединить несколько персонажей в знакомом литературном сюжете и попробовать воспроизвести его в лицах, стараясь, чтобы персонажи не только говорили, но и выполняли определенные действия. Например, сказка «Теремок». В продажу поступают готовые комплекты для игр по этой сказке, небольшие по величине, которые состоят из сборно - разборного домика - теремка и персонажей. Этот комплект своего рода модель, и с ним ребенок может один проиграть всю сказку, проговорив слова каждого персонажа и действуя за каждого из них.
Следует обратить внимание детей на то, что каждый персонаж действует и говорит по - своему, разными голосами. Двигаться они должны тоже по-разному. Полезно пофантазировать о каждом персонаже в отдельности, о том, что с ним было до того, как он увидел теремок. Хорошо, если ребенок придумает о каждом персонаже рассказ, это значительно расширит представление малыша об игровом образе.
Игрушка в своем общественно-образном виде, чаще всего лишенная характерности и пластической динамичности, подвижности, во многом ограничивает театральное действие. Возникает потребность в использовании дополнительных, выразительных средств, таких, как декорации, костюмы, а в дальнейшем музыкальное или шумовое оформление. Совершенствуются умения ребенка в управлении персонажей, в речевой характеристике образа. К старшему дошкольному возрасту при систематичности театрально- игровой деятельности можно добиться от детей хороших результатов, что позволяет подойти к созданию своего домашнего театра, в котором могут принимать участие все члены семьи и даже приглашенные. Рядом с готовыми литературными сюжетами могут появиться собственные пьески или инсценировки. В кукольных спектаклях игрушку уже можно заменить театральной куклой и от сценической плоскости перейти к сценическому пространству на ширме. Можно попытаться расширить границы жанра и подобрать свой репертуар для показа его друзьям и гостям.
Так постепенно от элементарной детской игры с простейшими театральными проявлениями можно перейти к домашнему театру, наполненному общими мыслями и чувствами, переживаниями и единым интересом, который приведет малыша в мир театра большого, профессионального и позволит ему стать умным, чутким зрителем.
Используя взятый из книги или из просмотренного спектакля сюжет, дети создают своеобразные инсценировки. Такая игра идет так, как будто бы все, что в ней совершается, происходит с ее участниками на самом деле. Но даже при самом большом увлечении игрой дети ясно отдают себе
отчет, что они играют. И все же « как будто» и только оно помогает ребятам действовать искренне и убедительно. Наивное и чудесное «как будто» словно путеводитель детской творческой фантазии, обязательный спутник их образного мышления, неизменный помощник в их игровой деятельности. В одинаковой степени это относится и к обычным ролевым играм, и к драматизации ( инсценировкам), и к сценической игре, игре театральной, руководимой взрослыми.
Инсценировками, драматизациями, т.е. театральными играми дошкольников, всегда руководит взрослый человек. Дошкольники недостаточно критично относятся к содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют в игре, что- то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети
начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и от роли, которая им нравится.
Вряд ли стоит говорить о том, что в театрализованных играх дети создают законченные художественные образы, но в их сценических этюдах иногда просматриваются элементы подлинного творчества. Живое реалистическое исполнение роли доставляет эстетическую радость, как участникам игры, так и зрителям. Дети смотрят, слушают, запоминают, потом обмениваются впечатлениями, из которых можно сделать вывод, насколько ясно было передано содержание разыгрываемого произведения.
Но игра – драматизация – это лишь та ступенька, которая выводит на более высокий уровень театрального творчества, когда дети начинают принимать участие в создании театрального спектакля. Эта новая и довольно сложная форма игровой деятельности для детей, хотя и здесь нужно стремиться сохранить характер сюжетно-ролевой игры.
В детском саду или школе несложно подобрать детей для участия в спектакле. Но как быть с домашним театром, когда в семье чаще всего один, два, реже три ребенка. Конечно, вместе с родителями это уже несколько исполнителей, но и этого часто бывает недостаточно для спектакля. Впрочем, вряд ли нужно стремиться к сложным домашним постановкам. Тем более что и цель-то у них совсем другая, чем в условиях детского сада и школы. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт.
Дома можно пойти на некоторый компромисс в оценке исполнительских умений ребят, подбодрить, поддержать их творческие проявления. Осторожное, тактичное вовлечение детей в театральное действие очень скоро принесет первые положительные результаты.
В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников.