Проект музыкального руководителя
и воспитателя старшей группы
«Музыка красок и радуга звуков!»
Полное название проекта: «Музыка красок и радуга звуков».
Название организации: МБДОУ № 482 «Радуга»
Адрес, телефон организации: ул. Лазурная, д.2/1, т. 202-55-50.
Авторы проекта: Потанина Алена Владимировна (воспитатель), Хозяйкина Ольга Владимировна (музыкальный руководитель).
Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели.
Участники проекта: музыкальный руководитель Хозяйкина Ольга
Владимировна, воспитатель Потанина Алена Владимировна, дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), родители.
Актуальность:
В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:
адекватно воспринимать визуальный мир информации;
ориентироваться в окружающем предметном мире и мире природы;
осознавать и осваивать окружающий мир избирательно, уметь адаптировать его к себе.
общаться с искусством, активно проявлять себя в творчестве, создавать свою предметно-пространственную среду.
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.
Безусловно, искусство должно являться стержневым компонентом
современного дошкольного образовательного процесса, так как именно оно
наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего
успешного обучения, развития, социализации.
Искусство – важнейший компонент духовной культуры, который включает в себя литературу, живопись, музыку, театр. Все эти виды связаны и
переплетаются между собой особыми узами, глубоко внутренними, имея под собой одну и ту же основу – многообразные проявления природы. Для того
чтобы формировать у детей целостную картину мира, необходимо
максимально синтезировать виды искусства, которые позволяют «озвучить» и «оживить» картину, музыку, пробудить целую гамму чувств и ассоциаций.
Каждая встреча ребёнка с прекрасным имеет большое значение в
формировании его чувств и сопричастности к миру. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно формирование творчески активной личности. Одним из важных условий, от которых зависит успешность приобщения дошкольников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы, был разработан данный
проект.
Цель: воспитание музыкальной культуры через реализацию творческих замыслов в процессе творчества.
Задачи:
Учить слушать и понимать музыку.
Учить определять характер музыки, ее настроение.
Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
Знакомить с творчеством русских композиторов (П. И. Чайковский, Д. Б. Кабалевский)
Учить воплощать музыку в рисовании.
Учить передавать в художественном искусстве настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
Развивать мышление и воображение, познавательную активность.
Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.
Поощрять инициативу, самостоятельность.
Ожидаемые результаты:
Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
Закрепление знаний инструментов, узнавание тембра инструментов.
Умение детей через рисунок понять и представить образ и настроение музыкального произведения.
Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений. Формы реализации проекта:
Музыкальная гостиная
Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
Творческая мастерская.
Самостоятельная деятельность детей.
Беседа с родителями, выставка работ детей.
Предварительная работа:
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме.
Изготовить пособия для игровой и образовательной деятельности.
Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности.
Составить план мероприятий.
Этапы реализации:
этап. Подготовительный. Подбор методической литературы. Составление плана деятельности.
Изготовление карточек и наглядных пособий. Поиск фонограмм и песен.
Составление беседы с детьми, беседы с родителями.
этап. Основной Работа с детьми.
Музыкальная гостиная «Музыка красок»
Слушание фрагментов: «Снежинки» А. Стоянова,
«Клоуны» Д. Б. Кабалевский,
«Болезнь куклы» П. И. Чайковский.
В ходе мероприятия, вся прозвучавшая музыка, в зависимости от характера отправлялась в домики разных цветов – красный, темно синий и белый.
Музыкальный репертуар: Д. Львова – Компанейца «Снежная песенка», Г. Струве «Пестрый колпачок».
Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками.
Музыкально-дидактические игры: «Угадай инструмент», «В каком домике живет инструмент», «Домик для нотки».
Упражнение на дыхание «Раз снежинка, два снежинка!»
Рассуждение по мультфильму «Ох и Ах».
Видео-ролик А. Стоянов «Снежинки»
Презентация «Клоуны».
Беседа-развлечение «Как снять негативное настроение – грусть».
Творческая мастерская «Радуга звуков».
Беседа ««Как ребенку помочь услышать мир в красках».
Рассматривание репродукций к музыке П. И. Чайковского «Болезнь куклы», Д. Б. Кабалевского «Клоуны», А. Стоянова «Снежинки».
Презентация «Музыка и живопись» (П. И. Чайковский «Болезнь куклы»).
Чтение сказки про холодные и теплые цвета «Снегурочка и Весна».
Дидактические игры: «В каких картинках спряталась музыка», «Домик для краски», «Краска для музыки», «Музыка в картинах».
Подвижные игры: «Цветные мячики», «Весело и грустно».
Пальчиковые игры: «Цирк», «Наша куколка гуляла», «1,2,3,4 – мы с тобой снежок лепили».
Рисование картин по прослушанным пьесам «Клоуны» Д. Б. Кабалевский,
«Снежинки» А. Стоянова,
«Болезнь куклы» П. И. Чайковский.
Рассуждение по мультфильму «Про клоуна».
Музыкально-творческий дворец «Музыка красок и радуга звуков».
Слушание фрагментов произведений П. И. Чайковского «Вальс цветов» и
«Гроза».
Подбираем к музыке теплые и холодные цвета.
Слушая «Вальс цветов» - закрашиваем нижнюю половину альбомного листа теплыми цветами.
Слушая «Грозу» - закрашиваем верхнюю половину альбомного листа холодными цветами.
Сюрпризный момент – с помощью трафаретов творческие работы превращаем в волшебный лес, где каждое дерево неповторимо!
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Эмоциональное состояние ребенка 5 – 6 лет». Консультация для родителей «Музыка в жизни ребенка».
Консультация для родителей «Рисуем музыку».
этап. Заключительный
Выставка детских работ «Музыка красок и радуга звуков».
Проектная карта (Первая неделя)
Дни недели | Содержание работы. |
Понедельник | Слушание фрагментов «Снежинки» А. Стоянова, «Клоуны» Д. Б. Кабалевского, «Болезнь куклы» П. И. Чайковского. Музыкально-дидактическая игра «Домик для нотки». Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками. |
Вторник | Презентация «Клоуны» Д. Б. Кабалевского. Рассматривание репродукций картин. Пение песни Г. Струве «Пестрый колпачок». Подвижная игра «Цветные мячики». |
Среда | Слушание фрагмента «Клоуны» Д. Б. Кабалевского. Дидактические игры «Музыка в картинах», «Краска для музыки». Просмотр мультфильма «Про клоуна». Пальчиковая игра «Цирк» 4. Рисование картины по прослушанной пьесе. |
Четверг | Презентация «Музыка и живопись». Рассматривание репродукций картин. Беседа- развлечение «Как снять негативное настроение – грусть». |
Пятница | Слушание фрагмента «Болезнь куклы» П. И. Чайковского. Дидактические игры «Музыка в картинках», «Краска для музыки». Музыкально-дидактическая игра «В каком домике живет инструмент». Пальчиковая игра «Наша куколка гуляла». Рисование картины по прослушанной пьесе. |
Проектная карта
(Вторая неделя)
Дни недели | Содержание работы. |
Понедель-ник | Видео - ролик А. Стоянов «Снежинки». Рассматривание репродукций картин. Пение песни Д. Львова – Компанейца «Снежная песенка». Чтение сказки «Снегурочка и Весна». |
Вторник | Слушание фрагмента «Снежинки» А. Стоянова. Дидактические игры «Музыка в картинках», «Краски для музыки». Упражнение на дыхание «Раз снежинка, два снежинка». Пальчиковая гимнастика «1,2,3,4 - мы с тобой снежок лепили». Рисование картины по прослушанной пьесе. |
Среда | Просмотр мультфильма «Ох и Ах». Дидактическая игра «В каких картинках спряталась музыка». Музыкально-ритмическое упражнение с хлопками. Подвижная игра «Весело и грустно». |
Четверг | Музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент». Беседа «Как ребенку помочь услышать мир в красках». Дидактическая игра «Домик для краски». Слушание фрагментов произведений П. И. Чайковского «Вальс цветов» и «Гроза». Рисование «Музыка красок и радуга звуков». |
Пятница | Творческая выставка «Музыка красок и радуга звуков». |