Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46» г.о. Нальчик КБР.
Тема проекта:
«Мы – будущее России!»
Автор: воспитатель
Соблирова А.А.
2023-2024 уч.г.
ПРОЕКТ «МЫ – БУДУЩЕЕ РОССИИ!»
ВИД ПРОЕКТА
познавательный, творческий, информационный, игровой, групповой.
УЧАСТНИКИ:
Дети подготовительной группы.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Дети, воспитатель, родители.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Нравственно-патриотическое развитие личности дошкольника при использовании новых современных образовательных технологий, Интернет-ресурсов, во взаимодействии ДОУ и семьи; формирование и систематизация представлений о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о символах России.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины;
2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
3. Формирование первоначальных представлений о нравственных ценностях (семья, любовь, добро, совесть, верность, честь);
4. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
5. Формировать чувства любви к малой Родине на основе изучения национальных культурных традиций;
6. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;
7. Развивать интерес к русским традициям и промыслам, воспитывать трудолюбие, уважение к труду и бережное отношение к результатам труда;
8. Развивать познавательный интерес, психические процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, делая акцент на гендерную принадлежность;
9. Способствовать развитию самостоятельности в достижении результата.
СРОКИ ПРОЕКТА
долгосрочный, сентябрь – май 2023-2024 уч.г.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Сформировать у детей представления о Родине, о родной стране, её истории и традициях; развить познавательные способности, интерес к исследовательской деятельности, обогатить словарь детей, творческую активность детей и родителей; воспитать любознательность, патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым; участвовать детям в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности;
улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизировать родителей как участников педагогического процесса в группе детского сада.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I этап – подготовительный.
Постановка и выявление проблемы;
Набор диагностического материала и выявление уровня сформированности нравственно-патриотических чувств у детей;
Изучение методической и специальной литературы по данной теме;
Оформление уголков по патриотическому воспитанию;
Анкетирование родителей;
Диагностическое обследование детей.
II этап – основной
Апробация методов и приемов по решению поставленных задач;
Разработка и проведение НОД с учетом выделенной проблемы;
Составление планов, конспектов, наглядных пособий, презентаций;
Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры;
Встречи с интересными людьми;
Составление альбомов: «Герб моей семьи», «Семья – ключик к счастью», «Генеалогическое древо семьи»;
Чтение художественной литературы;
Прослушивание музыкальных произведений;
Конструирование и продуктивная деятельность;
Сбор собственного материала по выбранной теме;
Оформление выставок.
III этап – итоговый
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Подбор наглядного материала (презентации);
Подбор художественной литературы;
Подбор произведений и наглядного материала русского народного творчества;
Изготовление дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр;
Выставки книг, рисунков, поделок;
Создание условий для проведения открытых мероприятий;
Методические разработки (перспективный план);
Интерес детей и вовлечение родителей;
Создание предметно-развивающей среды.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувства Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в создании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно.
Особое место в образовательном процессе занимает культура – носитель ценностей народа, отображающая его традиции, нравы, образ жизни многих поколений. Народная культура является живой связующей нитью между поколениями, объединяет прошлое, настоящее и будущее. Её отстранённость от воспитания приводит к распаду социума и личности.
Воспитание патриотизма является неотъемлемой частью системы образования. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Огромную роль в становлении личности ребенка играет любовь к близким людям, к родному городу и родной стране.
В ходе реализации проекта у детей формируются патриотические чувства, связывающие разные поколения, представления о нравственных ценностях (честь, семья, добро, совесть, верность); чувства любви к Родине; ; знания о родном городе Электростали (история, символика, достопримечательности).
В нашем детском саду ежегодно дети с родителями принимают участие в конкурсах, выставках творческих работ, спортивных мероприятиях, фестивалях «Росинки», театрализованных представлениях.
Перспективный план
Пояснительная записка
Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Нравственно-патриотическое развитие дошкольников формирует чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре.
Результатом освоения данной программы является обеспечение социально – воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно – нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Семья |
Детский сад |
Страна, ее столица, символика | | Права и обязанности (Конституция) |
Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей и подготовительной группах детского сада.
Базой нравственно - патриотического воспитания является, нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Ожидаемые результаты
Дети подготовительной к школе группы должны знать к концу года:
из раздела родная семья: умение называть членов семьи, знать домашний адрес, умение составлять рассказ о семье и о семейных традициях;
из раздела родная природа из раздела родная природа: название растений, животных и птиц разных климатических зон России, умение объяснить назначение заповедников, Красной книги РФ;
из раздела родной город: знание название родного города, символы города их значение, знание народов населяющих родной город, знание животных, птиц и растений родного края;
из раздела родная страна: название, страны и столицы, знание русских былинных богатырей, знание образцов русских народных промыслов, знание климатических зон РФ, название крупных городов и рек России, знание народов населяющих РФ, знание символического значения государственных символов России, знание о столице России, достопримечательностей Москвы, знание прав и обязанностей гражданина РФ.
Перспективное планирование в подготовительной группе
СЕНТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Моя семья
Закрепить знание детей о своей семье, своих близких; о семейных праздниках, традициях
Разгадывание ребуса «7Я»; работа над понятием «семья». Обсуждение рассказа В. Драгунского «На садовое большое движение». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Лепка «Посуда для моей семьи»
Рисование «Моя семья»
Изготовление панно «Моя семья». (Я – в середине, а по лучам члены семьи)
2-я неделя
Я люблю свой детский сад и район где я живу
Расширять представление детей о детском саде; о районе
Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду; рассказы об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). Рассматривание фотографий. Экскурсия детей вместе с родителями по району. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад)
3-я неделя
Малая родина. За что мы любим свой город.
Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «Малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства.
Экскурсия по родному городу (с родителями); рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с видами родного города.
Фотовыставка «Я в родном городе»
Д/и «Что в родном городе есть»
Рисование «Любимый город»
4-я неделя
История возникновения герба родного города
Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города – гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Беседы о том, где можно увидеть герб города, рассматривание иллюстраций герба родного города.
ОКТЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Флора и фауна родного края
Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.
Беседы о животных и растениях родного края, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки. Экскурсия (вместе с родителями в краеведческий музей г. Ногинск).
2-я неделя
Знаменитые земляки
Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Беседы о знаменитых земляках.
Рисование: «Моя профессия»
3-я неделя
Мир вокруг нас
Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.
Занятия, беседы о разных странах и их жителях. Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.
Д/и «Иностранец», «Кто в какой стране живет»
П/и детей разных стран.
4-я неделя
Разноцветные люди
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.
Занятия, беседы о детях разных национальностей, чтение стихотворений, литературных произведений.
Рисование: «Разноцветные дети»
Д/и «Иностранец», «Наша планета»
П/и детей разных стран
НОЯБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Наша страна - Россия
Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».
Занятия, беседы о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок; рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России. Беседа о березке – символе России.
2-я неделя
Как жили славяне
Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.
Занятия, беседы об историческом прошлом России, чтение русских былин; пословицы и поговорки о Родине. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.
3-я неделя
Богатыри земли русской
Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей.
Занятия, беседы о русских богатырях, чтение былин и легенд, русские народные подвижные игры. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
4-я неделя
Русские народные промыслы
Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Занятия, беседы о русских народных промыслах, русские народные подвижные игры, игры с дымковскими, Богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими игрушками. Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов. Рассматривание образцов хохломы, гжели и т.д.
ДЕКАБРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Климатические зоны России
Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Занятия, знакомство с географической картой России.
Д/и «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Чей хвост, чья голова».
2-я неделя
Жизнь людей на Севере
Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях.
Занятие, беседы о жизни северных народов; рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, художественной литературы.
3-я, 4-я недели
По Новогодней карте
Рассказать детям о том, что наши предки умели и любили веселиться, напомнить, что обычно праздник начинается торжественно, потом под музыку водят хороводы, поют песни, пляшут, затевают игры.
Беседа о праздниках. Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Беседа о новогодних символах.
Рассказ о новогодних обычаях.
Сооружение построек из снега.
Акция «Поможем птицам зимой».
Оформление группы к празднику. Новогодний утренник.
Рисование: «Праздник елки в детском саду», «Письмо Деду Морозу».
ЯНВАРЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Русский лес – чудесный лес
Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.
Занятие, беседы о жизни животных в лесу, рассматривание иллюстраций.
Д/и «С какого дерева листок», «Узнай по описанию», «Чьи припасы», «У кого какой домик», «Зеленая аптека».
2-я неделя
Что такое заповедник?
Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.
Занятие, беседы о заповедниках России, рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.
Рисование: «Красная книга России»
3-я неделя
Голубые реки России
Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.
Занятие, беседы о реках России, озере Байкал, рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.
ФЕВРАЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Какие народы живут в России
Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ. Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию: русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.
Занятие, беседы о многонациональной России, рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений, художественной литературы.
П/и разных народов РФ.
2-я неделя
Государственные символы России – флаг, гимн
Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Занятие, беседы о государственных символах России, рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна, наблюдение в ходе прогулок (с родителями), на каких зданиях можно увидеть государственные символы.
Д/и «Узнай наш флаг»
Аппликация: изготовление флага РФ.
Рисование флага РФ.
3-я неделя
Государственный символ России - герб
Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством.
Занятие, беседы о символическом значении герба РФ, рассматривание изображений государственного герба.
Д/и «Узнай наш герб»
4-я неделя
День защитников Отечества
Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.
Праздник «День защитников Отечества»; изготовление подарков для пап и дедушек, рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск: сухопутных, военно-морских, воздушных.
Д/и по выбору воспитателя.
МАРТ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Моя мама
Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.
Утренник «Мамин день»; рассматривание фотографий знаменитых россиянок, изготовление подарков для мам и бабушек.
Фотовыставка «Моя мама»
Рисование: «Мама дома», «Мама на работе», «Портрет мамы»
2-я неделя
Масленица
Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы. Познакомить детей с образцами русского народного поэтического фольклора.
Занятие – развлечение, беседы о масленичной неделе, символическом значении блинов, чучела Масленицы.
Рисование: «Встреча весны»
Спортивные состязания.
3-я неделя
Главный город нашей страны
Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Познакомить детей с историческими и современными достопримечательностями столицы России. Побуждать детей восхищаться ее красотой. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Занятие, рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.
Фотовыставка «Главный город», выставка детских рисунков.
4-я неделя
История Московского Кремля
Познакомить детей с историческим прошлым Москвы, с тем, как строилась Москва, кто ее основал, чем занимались ее жители. Подчеркнуть историческую значимость древнего русского города для России. Воспитывать патриотические чувства. Побуждать детей восхищаться красотой Кремля.
Занятие, рассматривание иллюстраций про древнюю Москву.
Чтение литературных произведений, рассматривание изображений древнего и современного Кремля.
Рисование на тему: «Древняя Москва»
Выставка детских рисунков на тему: «Московский Кремль»
АПРЕЛЬ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
Города России
Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород, Новосибирск и т.д. Формировать представление о том, что Россия – огромная страна. Воспитывать чувство гордости за свою родную страну.
Занятие, рассматривание иллюстраций с видами городов.
Чтение литературных произведений о городах России.
2-я неделя
Наши космонавты
Дать детям представление о строении Солнечной системы, звездах, планетах, о полете человека в космос.
Беседа на тему: «Человек на Луне» (рассказы о космонавтах).
Наблюдения: Восход и заход Солнца. Смена дня и ночи. Ночное небо: звезды (с родителями). Луна, какая она (с родителями).
Рисование: «Ночное небо», «Земля наш дом», «Ракета».
3-я неделя
Знаменитые россияне
Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.
Занятие, беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов.
4-я неделя
Знаменитые спортсмены России
Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить, что значит слово «патриот».
Занятие, беседы о российском спорте, рассматривание иллюстраций.
Подвижные спортивные игры на улице.
МАЙ
ДАТА
ТЕМА НЕДЕЛИ
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1-я неделя
День Победы
Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.
Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, беседы о подвигах людей во время ВОВ.
Рисование: «День Победы»
2-я,
3-я недели
Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.
Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».
Занятие, беседы о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.
Д/и «Узнай наш герб (флаг)»
4-я неделя
Мы – патриоты. Итоговая диагностика по программе.
Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.
Фотовыставки, выставки детских рисунков.
Дидактические игры.
ЛИТЕРАТУРА
Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России», гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
Е. В. Симонова «Моя первая книга о России».
«Моя Родина – Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Книга первая: «С древних времен до наших дней». Книга вторая: «Большая и малая Родина». Книга третья: «Природа и климат». Книга четвертая: «Народы. Костюмы. Праздники». Книга пятая: «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».
Т. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» /Патриотическое воспитание/.
Л. А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», /методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/.
6. Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», /опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ
7. М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» /методическое пособие/
Н. С. Голицына «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью»
В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе».
Степанов «Стихи о России».