СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект ” Мы познаем вместе” для детей старшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации комплекса занятий по формированию познавательного интереса посредством ИКТ-технологий детей старшего дошкольного возраста как фактора вхождения в социум в проекте “Мы познаем вместе”.

Объект исследования: процесс познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе посредством ИКТ.

Предмет исследования: комплекс занятий познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе посредством ИКТ.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе, возможно, будет продуктивной, если будет содержать следующие компоненты:

  • когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных и интеллектуальных задач) и формирующий целостную картину мира;
  • деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленный на формирование познавательной активности ребенка;
  • эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Охарактеризовать познавательный интерес, его психолого-педагогическую структуру;

2. Изучить природу ИКТ-технологий, особенности организации с детьми старшего дошкольного возраста и научно обосновать ее возможности в развитии познавательного интереса;

3. Обосновать и сформулировать основные положения и структурные компоненты комплекса занятий по формированию познавательного интереса для детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ;

4. Спроектировать модель методики познавательного развития детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе на основе выявленной методологической стратегии и апробировать ее в условиях дошкольной организации.

Просмотр содержимого документа
«Проект ” Мы познаем вместе” для детей старшей группы»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “ Детский сад № 85” город Барнаул, Алтайский край

















Проект ” Мы познаем вместе”

для детей старшей группы





















Подготовила:

Черномордова Татьяна Николаевна.











г. Барнаул 2017 г.



Содержание

Введение.................................................................................................................3 стр.

Глава I. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема

    1. Развитие и сущность познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................................................................8стр.

    2. Развитие познавательного интереса старших дошкольников через внедрение информационно - коммуникационных технологий......................................................12стр.

Выводы по главе ..................................................................................................15стр.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса посредством ИКТ у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Создание и проведение комплекса занятий по формированию познавательного интереса с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.............................................................................................................................16стр.

Выводы по главе ..................................................................................................18стр.

Заключение .........................................................................................................18стр.

Список использованной литературы.............................................................20стр.

Приложения





























В каждом человеке – солнце.

Только дайте ему светить.

Сократ



Введение

Изменение приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности выдвигают в число важных и существенных задачи развития интересов и способностей каждого ребенка. Так, на смену учебно-дисциплинарной модели образования приходит личностно-ориентированная система образования, предполагающая обеспечение детям равных возможностей для получения знаний и умений, достижения каждым из них более высоких результатов, учет их индивидуальных особенностей. Личностно-ориентированное обучение признает уникальность субъектного опыта самого ребенка как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании окружающего мира. Субъектный опыт ребенка во многом зависит от уровня развития познавательного интереса. Стремление к познанию заложено у ребенка самой природой. Развить это стремление, закрепить его, дать возможность перерасти в стойкий познавательный интерес - вот цель педагогической работы с дошкольниками.

Актуальность исследования. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его феномену, развитию у него познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины мира.

Актуальность исследования определяется тем, что освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие», которая еще не представлена в современных программах. Несмотря на то, что имеются теоретические осмысления проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в науке (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Ю.Н. Кулюткин, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), которые посвящены психологическим аспектам изучаемого феномена, теория и методика дошкольного образования нуждается в теоретико-методическом освещении познавательного развития детей дошкольного возраста, что определяет актуальность на научно-теоретическом уровне.

Также актуальность обусловлена тем, что отсутствует научно-методическое обеспечение познавательного развития детей дошкольного возраста, потребность в котором возрастает в связи с введением государственного стандарта дошкольного образования, где обозначены перспективы полноценного развития личности дошкольника, в том числе и познавательного: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира.

Целостная картина мира может быть сформирована в единстве и связях познания ребенком предметов и явлений окружающего мира, что обеспечивает интегрированный образовательный процесс в детском саду, который также недостаточно разработан в научно-методической литературе.

На основе анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске теоретико-методического обеспечения познавательного развития детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Актуальность проблемы определила тему исследования: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и апробации комплекса занятий по формированию познавательного интереса посредством ИКТ-технологий детей старшего дошкольного возраста как фактора вхождения в социум в проекте “Мы познаем вместе”.

Объект исследования: процесс познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе посредством ИКТ.

Предмет исследования: комплекс занятий познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе посредством ИКТ.

Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе, возможно, будет продуктивной, если будет содержать следующие компоненты:

  • когнитивный, направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных и интеллектуальных задач) и формирующий целостную картину мира;

  • деятельностный, отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленный на формирование познавательной активности ребенка;

  • эмоционально-чувственный, определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:

1. Охарактеризовать познавательный интерес, его психолого-педагогическую структуру;

2. Изучить природу ИКТ-технологий, особенности организации с детьми старшего дошкольного возраста и научно обосновать ее возможности в развитии познавательного интереса;

3. Обосновать и сформулировать основные положения и структурные компоненты комплекса занятий по формированию познавательного интереса для детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ;

4. Спроектировать модель методики познавательного развития детей дошкольного возраста в интегрированном образовательном процессе на основе выявленной методологической стратегии и апробировать ее в условиях дошкольной организации.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе МБДОУ № 85 города Барнаула, Алтайского края.


Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители воспитанников,

Целевая группа проекта: Дошкольники в возрасте 5-6 лет

Вид проекта: Групповой , творческий.

Продолжительность проекта: Год.

Сроки реализации проекта: Сентябрь 2016 - май 2017 года.

Основные формы реализации проекта: непосредственная образовательная деятельность. Индивидуальная работа с детьми. Развлечения.Совместная работа детей с родителями. Практикумы и консультации для родителей.

Обеспечение:

Материально-техническое: проектор, ноутбук, интернет, стандартные программы Windows, Microsoft Office, видео-аудио-текстовые редакторы, и видео-аудио конвертеры, компиляторы Macromedia dreamweaver, Auto Play, Kvisoft Fiip book, видеокамера, фотоаппарат.


Учебно-методическое: приведено в списке использованной литературы.

Презентация проекта: Итоговое родительское собрание

Продукт проектной деятельности: сборник методических разработок, медиатека. фотоматериал.

Новизна исследования: создание авторских разработок

Практическая значимость: данную систему работы можно применить в практике работы любого детского сада, а также в семейном воспитании

План исследовательской работы:

Iэтап –Подготовительный

  • Выявить уровень влияния ИКТ на познавательный интерес детей при помощи методов: диагностики, анкетирования, беседы. Сроки: сентябрь 2016 г.


  • IIэтап – Поисково-исполнительный

  • Рассмотреть познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема .Сроки: сентябрь 2016 г.

  • Изучить развитие и сущность познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Сроки: сентябрь 2016 г.


  • Изучить развитие познавательного интереса старших дошкольников через внедрение информационно - коммуникационных технологий. Сроки: октябрь 2016 г. - май 2017 г.


  • IIIэтап – Диагностический

  • Повторно выявить уровень влияния ИКТ на познавательный интерес детей при помощи методов: диагностики, анкетирования, беседы Срок: май 2017 г.


  • IV этап – Заключительный

  • Подведение итогов исследовательской работы. Срок: май 2017 г.


I этап –Подготовительный

Опытно-экспериментальное исследование предполагается провести в три этапа, где каждый этап имеет свои цели и задачи: констатирующий, формирующий, контрольный. База экспериментального исследования - группа «Звездочки» МБДОУ № 85 города Барнаула.

Экспериментом охвачено 30 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, посещающие МБДОУ № 85 группу «Звездочки» – 15 детей экспериментальная группа и 15 детей – контрольная группа.

На первом этапе нашего исследования изучалась и анализировалась литература по данной проблеме, был проведен ряд обследований по специально подобранной методике по диагностике сформированности познавательного интереса у данной категории дошкольников и на основе полученных результатов нами была разработана система методической работы со старшими дошкольниками.

Цель констатирующего этапа: выявление уровня сформированности познавательного интереса. Нами были использованы такие методы и приемы как беседа, наблюдение, анкетирование; были выбраны диагностические методики.

Для оценки изучения уровня развития познавательного интереса, познавательной активности проведено анкетирование воспитателей, который на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями детей выбрали ответы на вопросы анкеты.

Данная анкета переработана нами. Основой послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича). Полученные данные были обработаны и переведены в процентные значения по следующим группам крите­риев: познавательная потребность выражена слабо, познавательная потребность выражена умеренно, познавательная потребность выражена сильно.

Для дифференциации детей по уровню выражения познавательной потребности была разработана система балльных оценок:

- оценка в 5 баллов, отдается на вопросы, ответы которых – «часто», «рассуждает самостоятельно», «отвечает эмоционально».

- нейтральный ответ («иногда», «когда как») оценивается в три балла;

- ответы, характеризующие низкую познавательную потребность, оцениваются в один балл.

Таким образом, 30-22 баллов – потребность выражена сильно; 21 –18 баллов – потребность выражена умеренно; 17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.

Показатели обследования уровня познавательной потребности экспериментальной группы на констатирующем этапе представлены в Приложении, таблице 1.

В экспериментальной группе 20 % детей - познавательная потребность выражена слабо; 73,3 % детей - познавательная потребность выражена умеренно; 6,7% детей – познавательная потребность выражена сильно (рисунок 1). Представлен в Приложении

Показатели обследования уровня познавательной потребности контрольной группы на констатирующем этапе представлены в таблице 2.

В контрольной группе % детей со слабой познавательной потребностью составляет 6,7; умеренная познавательная потребность присутствует у 73,3 % детей; 20 % детей, чья познавательная потребность выражена сильно (рисунок 2). Представлен в Приложении.

Косвенные методы представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео и телепередач.

Таким образом, диагностика уровня познавательного интереса старших дошкольников показала определенную картину, которая вытекает из ряда особенностей развития детей данной категории. По полученным данным видно, что формирование познавательного интереса данной группы детей имеет свои особенности. Для успешного обучения и воспитания необходимо проводить работу по повышению познавательного интереса не только традиционными методами педагогики, но и посредством использования ИКТ-технологий.

IIэтап – Поисково-исполнительный.


Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема


    1. Развитие и сущность познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Анализ психолого-педагогической литературы убеждает в том, что формирование познавательного интереса как сложного личностного образования возможно на более ранних ступенях развития ребенка, а, именно, в дошкольном возрасте. Становление познавательного интереса тесно связано с психическим развитием личности дошкольника: формы познания мира, деятельности и общения складываются и обогащаются постепенно на протяжении детства, и одновременно с ними формируются индивидуальные психологические качества и свойства личности, развиваются интересы.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Добрынин Н.Ф., Рибо Т.);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (Рубинштейн С.Л.);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (Ковалев А.Г.).

Щукина Г.И. считает, что в действительности интерес выступает перед нами:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- и как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель активности личности;

- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам. [22]Морозова Н.Р. характеризует интерес, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности;

2) наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.

Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).

Интерес – это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению). (Скаткин М.Н.) [26]

Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала). [26]

Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.

На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Проблема любознательности разрабатывается в отечественной психологии достаточно давно, хотя она далека еще от своего окончательного решения. Значительный вклад в понимание природы любознательности внесли Рубинштейн С.Л., Матюшкин А.М., Крутецкий В.А., Юркевич В.С., Берлайн Д.Е., Щукина Г.И., Рейнвальд Н.И., Крупнов А.И. и др.

В работе Кудинова С.И. любознательность представлена как целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации.

Морозова Г.Н. считает, что любознательность близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определенном предмете или деятельности»

Щукина Г.И. рассматривает любознательность как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребенка к предмету познания и степень влияния его на личность.

Рамонова К.М. подчеркивает то, что любознательность является своеобразной формой активности, отличающейся рядом особенностей:

- любознательность – первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности, связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;

- выступает как первоначальная форма познавательного интереса и представляет собой непосредственное и познавательное недифференцированное отношение;

- является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратной энергии;

- развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребенку противоречивых фактов, побуждающих выявить причины явлений. Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью. Развитие познавательной активности проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».

Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.

Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды -в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по-взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А.Парамонова).

Наиболее общими и важными задачами познавательного развития ребенка являются не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие познавательной инициативы (любознательности) и освоение культурных форм упорядочения опыта (на материале представлений о мире), как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.

1.2. Развитие познавательного интереса старших дошкольников через внедрение информационно - коммуникационных технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии - это совокупность методов и программно - технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации.

Информационные технологии - это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение наших детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, мы в свою очередь используем для приобщения детей к информационной культуре.

Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает педагогу в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера в педагогике позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт работы педагогов в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса детей.

Наглядность ИКТ, простота использования, безусловно, улучшает образовательный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес обучающихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.

Преимущества ИКТ открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

При использовании ИКТ работа ведѐтся по следующим направлениям:

1. Работа с программами MS Office (Word, Excel, Power Point).

2. Создание презентаций к урокам.

3. Работа с ресурсами сети Интернет.

4. Использование готовых обучающих программ.

5. Разработка и использование собственных авторских программ.

6. Использование проектора в показе

Проектируя будущее мультимедийное пособие, педагог проводит огромную работу - продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение, обратную связь с детьми, достигать развивающего эффекта обучения. Так, воспитатели включают в презентации видеозаписи, анимированные модели явлений, совершают с дошкольниками виртуальные путешествия в окружающий мир, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.

Презентации состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. И в то же время универсальны. Так как охватывают сразу несколько образовательных областей.

Одним из очевидных достоинств таковых занятий с использование ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса дошкольников, совершенствованию их эмоциональной сферы.

Медиа пособия, создаваемые педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, и задания.

Обучающий эффект уроков с медиа поддержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают воспитанников на диалог, комментирование происходящего.

Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность детей, учитывают возрастные особенности.

Занятия с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Множество загадочного и неизвестного находят дети в окружающем их мире. Ребенку очень сложно найти ответы на интересующие их вопросы, но интересно, и ребенок стремится найти ответы на все интересующие их вопросы. Дошкольники с удовольствием принимают участие в различных исследованиях. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения, учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности.

Метод проектов даёт детям возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от педагога, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Например, решая задачу, как из стихов рождается музыка, они сами становятся композиторами, соприкасаются с тайной возникновения звука.

Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более разнообразный опыт столкновения с проблемами, решить которые можно только научно-исследовательским путём. Педагог помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами.

Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения.

Итак, различные виды средств обучения являются носителями специфических свойств и функций, определяющих их дидактические возможности. Такое представление о средствах обучения служит теоретическим обоснованием дифференцированного подхода к их использованию.

Выводы по главе

Одним из основных показателей становления личности является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у детей в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. При рассмотрении данного процесса мы опирались на теоретические положения психологии и педагогики, раскрывающие сущность и основные характеристики интереса, его значение в развитии личности.

Мы рассмотрели последовательные стадии развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения, учащихся в творческую деятельность.

Затем мы раскрыли понятие информационно-коммуникационные технологии. С помощью информационно-коммуникационных технологий можно не только предоставлять информацию, но и получать ее от пользователя. Они могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством в сфере образования.

Опыт работы педагогов в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса детей.

Таким образом, в современном мире необходимы информационно-коммуникационные технологии.



Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательного интереса посредством ИКТ у детей старшего дошкольного возраста

2.1. Создание и апробация комплекса авторских разработок по формированию познавательного интереса с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста в проекте “Мы познаем вместе”



В данное время созданы и апробированы в 3 старших группах МБОДУ № 85 города Барнаула, Алтайского края. несколько мультимедийных авторских разработок. Все коллективные показы осуществлялись с помощью проектора. Индивидуальные просмотры осуществлялись через ноутбук.

“Байанай ыйа”- содержит информацию о Байанае и сборник загадок о животных Якутии. Презентация с загадками. Цели: 1) формирование активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции; 2) знакомство с традициями и верованиями народов Якутии; 3) развитие логического мышления; 4) воспитание чувства уважения к природе.

“Веселая математика” – паззлы и головоломка с использованием картин из народного эпоса Олонхо. Цели:1)Способствовать развитию логического мышления, и математических способностей.2) Развитие познавательного интереса

“Кроссворд – 2014” - кроссворд с названиями диких животных. 1. Развитие логического мышления; 2. Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность. 3. Закладывать основы естественно-научного мышления, интерес к чтению.

“Олонхо эйгэтэ”- викторина по одноименной книге Е.П.Чехордуной, Е.П. Ивановой. Цели: 1) знакомство с олонхо, как составляющей частью культуры народов Саха. 2) активизировать интеллектуально-познавательную деятельность.

“Страна Олонхо” – картинная галерея работ Тимофея Степанова, и игра в стиле найди картинку. Цели: 1) Познакомить с творчеством якутского художника Тимофея Степанова. 2) Продолжить знакомство с олонхо. 3) Развитие познавательного интереса к культуре народов Саха.

Электронные книги: “Путь молока”, “Гаваи”. Содержат картинки без надписей,красочно оформленные анимацией. Цели:1) развивать познавательных интересов и познавательных способностей детей. 2). Закладывать основы естественно - научного мышления, интерес к чтению.

“Загадки кота Василия”,“Открытка друга”- комплексы загадок, логических задач . Цель – развитие речи, коммуникативных навыков и обогащение словаря через событийность. Задачи: Расширять кругозор детей через сюжет сказки; Развивать связную речь, обогащать словарь; Воспитывать эмпатийность.Учить анализировать поступки героев; Учить работать в парах; Развивать свободное общение через создание игровых ситуаций; Развивать фантазию, творчество.Способствовать развитию логического мышления, и математических спсобностей.

Следующая разработка - “Оонньуур көлөлөр” – 1 опыт в создании мультипликационного фильма совместно с детьми. Содержание работы направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через музыкальную, продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), развитие детского творчества в разных видах деятельности, приобщение к изобразительному искусству.Учить детей работать парами, коллективно.

Эта совместная работа возникла спонтанно. Во время просмотра мультфильма “Алаа Могус”, Сарыал Иванов спросил как делаются мультики. Заметив проявление интереса, мы обьяснили,что такое анимация. Показали на примере быстрого перелистывания листов блокнота. Предложили создать свой мультфильм.

Дети сами выбрали тему, затем и выбор сюжета по одноименной песне” “Оонньуур көлөлөр”. Эту песню они учили в прошлом году, с удовольствием напевали во время игр. Следующим этапом стало изготовление фонов, декорации и персонажей. Затем , мы с ребятами приступили к сьемке. После монтажа, ребята с удовольствием и гордостью несколько раз смотрели свой первый мультфильм , делились впечатлениями, и вырабатывали новые идеи.

Дети приобрели знания и практические умения по созданию мультфильмов и видеороликов, создали собственные сценарии, персонажей, декорации, научились анализировать звуки и создавать их подручными средствами, настраивать технику, необходимую для съемки, сочинять сказки.

Выводы по главе.

ИКТ вызывает у детей старшего дошкольного возраста все возрастающий интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребенка. Звуковые эффекты, например аплодисменты при правильном ответе повышают самооценку.

Хочется отметить, создание мультипликационного фильма- это инициатива самих детей. В начале проекта незапланированная деятельность, но важнейшая победа в формировании и развитии познавательного интереса.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях - он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания педагога и детей, их сотрудничества в образовательном процессе. Ребенок становится идущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Заключение

Актуальность темы «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий» обусловлена тем, что освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством.

В теоретической части исследования рассматривался анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме, раскрыли сущность познавательного интереса детей дошкольного возраста, а также в теоретическом исследовании мы определили причины актуальности выбранной темы.

Анализ литературы позволил сделать выводы о том, что с помощью информационно-коммуникационных технологий можно не только предоставлять информацию детям, но и получать ее от пользователя. Они могут обеспечить обучение в любом месте и в любое время, что дает их мощным средством в сфере образования.

Опыт работы педагогов в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса детей.

Целью экспериментального исследования, в соответствии с гипотезой заключалось в теоретическим обосновании апробации комплекса занятий по развитию познавательного интереса посредством информационно-коммуникационных технологий детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе определена специфика работы по развитию познавательного интереса при использовании ИКТ на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Разработанный и внедренный в рамках экспериментального исследования комплекс занятий, успешно реализуется в ходе образовательного процесса.

В 2014 году представлена игра “ Олонхо эйгэтэ” в республиканском конкурсе этнокультурной рукотворной детской игрушки по мотивам героического эпоса олонхо в современных условиях среди профессиональных и народных мастеров. В данное время ведется активный поиск программ для создания медиатеки.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования будет проведен согласно плану.

































Литература

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки в детском саду:практическое пособие/ И.Е.Аверина.-М.Айрсис-пресс,2009

  2. Агапова, И.А. Развивающие игры со словами для детей / И.А. Агапова. – М.: РИПОЛ классик: Дом XXI век, 2008. – 224 с.

  3. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности // Вопросы психологии. 1996. - № 4. -С. 24-31.

  4. Бевор Эвлин. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара. Звенигород, 16-17 июля 1993 г. / Под общ. ред. А.В.Шарикова. -М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. С. 29-35.

  5. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. - М., 1955. - С. 3-14.

  6. Венгер JI.A. Программа «Развитие». М.: Просвещение, 1994. - 340 с.

  7. Вместе с куклой я расту:познавательно-игровые занятия с детьми 2-7лет/авт.-сост. О.Р.Меремьянина.-Волгоград:Учитель,2012

  8. Выготский JI.C. Психология развития как феномен культуры: Избранные психологические труды. М.: Воронеж: МОДЭК, 1996. - 510 с.

  9. Галигузова JI.H. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 17-25.

  10. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1964-1980 гг. М.: Изд. МГУ, 1981. - С. 198-203.

  11. Долдунова Н.М. Медиакультура каждой школе // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международногомсеминара. Звенигород, 16-17 июля 1993 г. / Под общ. ред. А.В.Шарикова. -М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. С. 80-82.

  12. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Леушенко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – 224 с.

  13. Ермакова Е.С. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. 1982. - № 2. - С. 60-67.

  14. Ермолаева, М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников / М.В. Ермолаева. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2006. – 224 с.

  15. Жигло Г.Н. Пресса и педагогика сотрудничества // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: Материалы международного семинара. Звенигород, 16-17 июля 1993 г. / Под общ. ред. А.В.Шарикова. -М.: Агентство ЮНПРЕСС, 1994. С. 109-110.

  16. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/-Волгоград. Учитель,2012

  17. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения. – //Управление ДОУ, 2004, № 41.

  18. Комплексные занятия по программе “От рождения до школы” под .ред.Н.Е.Вераксы,М.А. Васильевой. Старшая группа/авт.сост.Т.В. Ковригина, М.В.Косьяненко, О.В.Павлова-Волгоград.Учитель,2012.

  19. Матюшкин A.M. Педагогическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. - № 4. - С. 5-17.

  20. Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1964-1980 гг. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: Изд. МГУ, 1981. - С. 274-279.

  21. Михеева, Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы у детей 4-7 дет/ Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2011.

  22. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. - 47 с.

  23. О5ону чуолкайдык санарарга уорэтии уонна грамота5а уорэтэргэ бэлэмнээьин. И.Каратаев.

  24. Олонхо. Игрушки. Научно-популярное издание. Сост. Аммосова В.В. Я: Дани- Алмас, 2014

  25. 1.Олонхо эйгэтэ. Е.Чехордуна, Е.Иванова; ил.Ю.Пестрякова,С.Старостиной. – Якутск ,2005.-72с.

  26. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгер. М.: Педагогика, 1986. - 224 с.

  27. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения: проблемы и суждения. М., 1971.-208 с.

  28. Хрусталева Р.Ю. Мотивация учебной деятельности. Развитие познавательных интересов учащихся разного возраста // Дидактика: Учебно-методические материалы по курсу / Под ред. О.А.Абдуллиной. М.: Прометей, 1992.-С. 197-210.

  29. Якутский фольклор для дошкольников. /Лепчикова Л.П.,Татаринова Х.К., Иванова Г.Н.Я: Министерство Образования,1993



Интернет ресурсы:



Электронное пособие “Олонхо эгэлгэлээх эйгэтэ”П.Фомина,М.Баишева

http ://900igr.net/Detskie_prezentatsii

http://www.maaаm.ru

http://www.nsportal.ru































Приложение 1.

п/п

Вопросы

Возможные ответы


Балл

1

Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?


а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1


3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

«Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича).


Таблица 1

Изучение познавательных интересов

Экспериментальная группа

Коды детей

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

001

18

Потребность выражена умеренно

002

15

Потребность выражена слабо

003

22

Потребность выражена сильно

004

19

Потребность выражена умеренно

005

16

Потребность выражена слабо

006

21

Потребность выражена умеренно

007

18

Потребность выражена умеренно

008

25

Потребность выражена сильно

009

21

Потребность выражена умеренно

010

19

Потребность выражена умеренно

011

21

Потребность выражена умеренно

012

20

Потребность выражена умеренно

013

20

Потребность выражена умеренно

014

19

Потребность выражена умеренно

015

21

Потребность выражена умеренно




Таблица 2

Изучение познавательных интересов

Контрольная группа

Коды детей

Количественная обработка (баллы)

Качественная обработка

001

18

Потребность выражена умеренно

002

25

Потребность выражена сильно

003

19

Потребность выражена умеренно

004

19

Потребность выражена умеренно

005

15

Потребность выражена слабо

006

21

Потребность выражена умеренно

007

18

Потребность выражена умеренно

008

25

Потребность выражена сильно

009

27

Потребность выражена сильно

010

19

Потребность выражена слабо

011

21

Потребность выражена умеренно

012

20

Потребность выражена умеренно

013

20

Потребность выражена умеренно

014

19

Потребность выражена умеренно

015

21

Потребность выражена умеренно































































Приложение 2


Экспериментальная группа Рисунок 1



Рисунок 2

Контрольная группа


Сравнительный анализ результатов уровня познавательного интереса старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп.














Приложение3

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь


Первичный мониторинг по анкете Юркевича


***

Кроссворд-2014.

Дикие Животные»


«Байанай ыйа»

сборник загадок о животных Якутии

***

“Веселая математика” – паззлы и головоломка с использованием картин из народного эпоса Олонхо.

“Страна Олонхо” – картинная галерея работ Тимофея Степанова

***

“Олонхо эйгэтэ”- викторина по одноименной книге Е.П.Чехордуной, Е.П. Ивановой

Декабрь

Январь

Февраль


“Загадки кота Василия” комплексы загадок, логических задач + “Электронная книга: “Путь молока”

Электронные книги: “Гаваи”. ( к новогоднему утреннику




***


«Письмо друга»

комплекс загадок, логических задач




Создание медиа по инициативе детей


***

«Мир в защите»

Медиа поздравления детей с Днем защитника Отечества

Март

Апрель

Май


Создание медиа по инициативе детей

***

«Это огромное сердце матери» . Медиа поздравления детей с международным Женским днем


Создание медиа по инициативе детей


***

«Зеленый мир» - комплекс комплекс загадок, логических задач


«Победа глазами потомков» Медиа поздравление с 70 -летним юбилеем Дня победы

***

«Мы дети твои, дорогая Земля!» - презентация индивидуальных детских работ


Перспективный план работы с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

родительское собрание:

-Воспитание познавательной активности в семье

- Практикум «Дети и компьютер. Польза и вред»

- Консультация «Творческие проявления в игре детей»

-Практикум «Пока мама на работе и как организовать досуг ребенка, в отсутствии взрослых»

Декабрь

Январь

Февраль

Консультация «Дети и телевизор» Требования ВОЗ к организации телепросмотра для детей дошкольного возраста

Презентация «Письмо друга»

комплекс загадок, логических задач

Презентация детского м/ф “Оонньуур кололор”

Совместная работа с детьми. «Мир в защите» Медиа поздравления детей с Днем защитника Отечества

Март

Апрель

Май

Совместная работа с детьми. «Это огромное сердце матери». Медиа поздравления детей с международным Женским днем

Совместная работа с детьми. Создание медиа по инициативе детей


Совместная работа с детьми. «Победа глазами потомков» Медиа поздравление с 70 -летним юбилеем Дня победы

***

«Мы дети твои, дорогая Земля!» - презентация индивидуальных детских работ

































26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!