Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 112»
Авиастроительного района г.Казани
Районный этап 7 городского конкурса инновационных программ,
проектов и методических разработок
Проект для 10- х классов
Тема: «Мы в театре , театр в нас…»
2019-2020 учебный год
Известно, что знания усваиваются лучше, когда ученик личностно включен в процесс. Но что означает это? Ведь ученик все время включен в процесс образования: он запоминает, думает, отвечает, т.е. он постоянно включен интеллектуально, но не эмоционально. «Лишь тогда, когда ученик эмоционально реагирует на происходящее и привлекает свой не только интеллектуальный, а и жизненный опыт, можно говорить о его личностной включенности»
Разработчик проекта :Ганиева Л.В.- учитель русского языка и литературы
Партнер: Щербакова Н.В.- учитель предметной области «Искусство» ( Музыка и ИЗО), классный руководитель 10 а класса
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: литература, искусство
Возраст на который рассчитан проект: 16-17 лет
Тип проекта:
По времени исполнения: долгосрочный ( 1 учебный год),
По форме организации: индивидуальная и групповая формы работы;
По доминирующей деятельности: творческий;
По сфере применения результатов: культурологический, социальный;
По широте охвата содержания: предметный и межпредметный;
Цель:
Создание условий для творческого, нравственного и интеллектуального развития детей средствами театрального искусства и его сценического воплощения
Задачи:
Формирование представлений о специфике литературы и театрального искусства в ряду других искусств
Развитие эмоционального восприятия художественного текста
Предполагаемые продукты проекта: спецвыпуск газеты «112 новостей», музыкальный спектакль силами учащихся
Планируемые результаты:
-повышение интереса учащихся к литературе и театральной деятельности
-социальная адаптация в предлагаемом социуме и конкретных условиях
-развитие умения выражать свою точку зрения на постановку путем подбора аргументов
-повышение культурного уровня учащихся
-расширение кругозора
-расширение читательской и зрительной компетенции
- работа по формулировке проблем и аргументов (В 27) ЕГЭ, написанию аргументов и выводов в итоговом сочинении
Для реализации проекта использованы практико- ориентированные технологии, гарантирующие планируемые результаты
- переход от дисциплинарной к междисциплинарной организации содержания обучения
-переход от адаптивной к креативной форме активности
-переход от разобщенности процессов формирования нравственности профессионализма к развитию духовности и ответственности как факторов профессиональной компетенции
-выпускник- создатель собственной стратегии поведения, носящий поливариантный характер
-продуктивность обеспечивается формированием личностно- творческой концепции, рефлексивная позиция личности как программы профессиональной компетенции, готовность к инновационной деятельности, личностно-творческую самореализацию
В процессе планирования выдвинута гипотеза:
Творческое развитие школьников может быть достигнуто на основе взаимодействия ведущих компонентов педагогического процесса, выбора педагогических форм, методов, приемов, средств и самореализацией подростков в окружающем социуме.
3
Аннотация: В рамках мероприятий, посвященных Году театра, учащиеся 10а класса посетили ряд разножанровых спектаклей в театрах Казани, получившей титул «Третьей культурной столицы России».
Для социализации личности учащихся и снижения негативного влияния социума, исходя из социального состава класса, где из 27 человек 10 а класса- в неполных семьях воспитываются 50% учащихся, из которых 3 учеников-сироты, также есть многодетные ( по 4 ребенка семьи)- 4 семьи, одна семья –учет КДН, и возможно, родители заняты укреплением материального благополучия семьи и зарабатыванием и элементарного пропитания и для усиления полноценного морально-нравственного и культурного развития , мы, руководитель проекта Ганиева Л.В. и партнер проекта Щербакова Н.В. решили работать над данным проектом.
Значимость проекта . Сплочение коллектива класса, который был формирован в августе из трех совершенно разных коллективов, подчинение их основной идее- расширению кругозора, и как результат-совместная деятельность по ретрансляции опыта.
1.Был посещен 1.10.2019 в Казанский академический русский драматический театр (Россия, Казань) , спектакль «Пиковая дама», (охват из 27 учащихся -23 человека, 86%от числа учащихся класса)
«Пиковая дама» — одно из самых интригующих и авантюрных произведений в духе романтизма. Александр Пушкин не только красиво описал уже известную всем историю, как это было в некоторых его творениях, но и вложил в нее всю изобретательность своего литературного гения. Кроме того, в хитросплетениях мастерски написанной прозы спрятан актуальный и по сей день посыл: счастье не в деньгах, и даже не в удаче, а в любви
Пьеса исполнена в жанре театральная фантазия.
….Пиковая дама – яркое, но фатальное танго.
Это подлинный урок театра, веры в эту жизнь…
4
2. В рамках республиканского проекта «Театр и дети» 11.11.2019 на базе ДК Химиков было посещено финальное заседание (награждение) с просмотром постановки МХАТ спектакля по пьесе Н.А. Островского «Без вины виноватые», спектакль посетили 22 человека- 83% от общего числа учащегося. Главная идея данного произведения : характер волевой и сильной женщины, которая способна духовно воскреснуть после любых испытаний. Долгие годы она жила с внутренней болью, но сумела выстоять, несмотря на все напасти.
3. 27.11.2019 учащиеся класса в количестве 22 человек -83% от числа учащихся класса посетили татарский театр им Г. Камала , где посмотрели спектакль «Миркай и Айсылу» Н.Исанбета - особенное произведение для театра имени Камала. История о несчастных возлюбленных, чьи трепетные чувства "отцы деревни" объявили причиной грядущей засухи и жестоко покарали.
"«Миркай и Айсылу» — это спектакль, где быт, проза уступают место народным поверьям, приметам и предрассудкам («прелюбодеи виноваты в засухе»), здесь одним из элементов драматургии становится музыка талантливейшего Эльмира Низамова, светлая и трагичная. И все вместе 5 рождает новую реальность, поэтическую, образную. И трагический финал воспринимается светло, потому что души влюбленных омылись в прохладе струй реки и навеки соединились.
4. Планируется в марте 2020 года посетить Молодежный театр на Булаке и просмотреть комедию «Ханума»
Также планируется в феврале 2020 г посетить фильм о 100-летии со дня рождения Калашникова в ДК им. Ленина
Этапы работы над проектом:
1.Подготовительный
-Общение с активом класса, учителями, родителями, постановка задач
-Выбор репертуара и ценовой политики театра
-Анонсирование похода, цена, итоги, 5
-Изучение истории театров Казани, положением театрального зала, изучение спецлексики
-Знакомство с 15 правилами этикета в театре, их связь с ДРЛ
-Деление на группы и пары
-Оформление стенда с размещением различной информации о театральных местах, категории билетов, информации о спектакле, по результатам похода в театр предложены темы эссэ ( подготовка к ЕГЭ).
Промежуточный результат после просмотра спектакля «Пиковая дама» –спецвыпуск школьной газеты «112 новостей»
2. Посещение татарского национального театра
- изучение и сопоставления классического русского и национального театра
- выявление проблем, поднимаемых национальным театром перед обществом
- изучение традиций народного и социокультурного компонента 6
Промежуточный результат после просмотра - обсуждение и сравнительный анализ произведений русских и татарских писателей , проблемы общемировые, личностные, т.н. «вечные» темы искусства.(кл. час)
3. Промежуточный продукт
Постановка музыкальной сказки «Красная шапочка на новый лад» силами учащихся 10 а класса- воплощение театральной постановки через призму зрительского опыта и осмысления действия
Этапы воплощения замысла:
Подготовительный этап: выбор сценария и музыкального сопровождения
Выбор современной формы: мюзикл
Кастинг на роли: личное пожелание
Распределение ролей, зон ответственности
Через синтез искусств воплощение театрального образа теми средствами, на которые способен каждый из учащихся, взаимозаменяемость средств искусства
Репетиции, реализация музыкального и литературного материала 6
4.Участие в международной конференции с трансляцией опыта работы по расширению коммуникативных навыков и выявления способностей взаимозаменяемость в рамках синтеза искусств, интеграция.
5.Публикация с трансляцией опыта
Дальнейшие планы подразумевают посещение просмотра постановки патриотического содержания, посвященной 75- летию победы в ВОВ
План работы над проектом
этапы | Форма работы | Промежуточный результат |
Знакомство с 15 правилами этикета в театре | Классный час «Парный этикет» | Оформление стенда |
Посещение театра им. Качалова | культпоход | Газета, эссе |
Посещение ДК Химиков МХАТ | культпоход | Проблемы, поднимаемые Н.А. Островским Эвристическая беседа к итоговому сочинению |
Театр Г. Камала | культпоход | Эвристическая беседа к итоговому сочинению Проблемы задания В27, Аргументы к итоговому сочинению |
Постановка музыкальной сказки | Практическое применение и демонстрация самостоятельности выполнения обучающимися декораций к спектаклю, грима, изготовление костюмов, звуковое сопровождение театральной постановки | Постановка музыкальной сказки «Красная шапочка на новый лад» |
Театр Г. Камала | культпоход | Аргументы к итоговому сочинению, ЕГЭ( В 27) |
Организация совместной деятельности должна быть ценной для общества и личностно значимой для детей, соответствовать их интересам и потребностям. И тогда она вызовет у учащихся желание участвовать в ней, осуществлять индивидуальные и коллективные действия по её планированию, подготовке и проведению, выполнять постоянные и временные поручения, а значит, деятельность станет самоуправляемой, важное место отводится формированию сплоченности ребят
К числу важных характеристик повышения сплоченности класса можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.
8
Таким образом, правильная организация совместной деятельности учащихся, постановка перед ними чёткой цели, совместное продумывание путей и средств её достижения, систематичность такой деятельности обеспечат достижение цели исследования. Развивая коллектив старших школьников, необходимо делать акцент на формирование их готовности к самоуправлению, отхода от эгоистичному «Я» к чертам коллективизма, способствовать развитию органов самоуправления, а также насыщению интеллектуальной жизни детей.
В результате реализации проекта мы предположили, что частично развили у учеников класса интерес к окружению класса, смогли заинтересовать учеников узнать друг друга лучше. Мы предположили, что использование наглядных, интерактивных, игровых методов воспитания способствовало лучшему усвоению ребятами информации, знания ребят расширились, стали более конкретными, точными и глубокими, появилось умение заинтересовать собеседника, класс своей личностью, что привело повышению культурного уровня учащихся класса , заметно изменились эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства, повышение культурного уровня смягчают резкие проявления личности юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
В повседневном общении стали гораздо мягче, чувствительнее к сверстнику. Уровень ценностных ориентаций повысился, особенно развилась сфера мотивационных и волевых качеств . В целом атмосфера в классе стала еще более удовлетворительна, учащиеся имеют позитивное представление о своем классе, в поведении также снизились негативные проявления друг к другу. Повысилась социальная активность класса: дети охотнее участвуют во внутриклассных и общешкольных мероприятиях, сами предлагают какие-то идеи.
9
Показателями достижения таких результатов являются наличие интереса ко всем видам деятельности, неравнодушное отношение к процессу и результатам деятельности, активность участия во всех мероприятиях. Также положительным результатам можно отнести наладившиеся отношения сотрудничества и заинтересованного взаимодействия с родителями класса. На учете ВШК, ПДН, КДН, СОП учащиеся класса не состоят.(май 2020)
Также повысился уровень воспитанности учащихся ( сравнение на сентябрь 2019 и май 2020)
Мы можем сказать, что данная ситуация изменилась, благодаря, в том числе , формам и методам, используемым в проекте. Следовательно, гипотеза подтвердилась.
10
Используемые электронные ресурсы:
https://multiurok.ru/files/metodicheskoe-posobie-priiomy-i-metody-integrirova.html
https://www.maam.ru/detskijsad/integracija-predmetov-v-sovremenoi-shkole-kak-pedagogicheskoe-javlenie.html
https://videouroki.net/razrabotki/ispol-zovaniie-intieghratsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/integratciya_na_urokah_literaturi_161521.html
https://www.dissercat.com/content/integratsiya-kursov-iskusstv-i-predmetov-gumanitarnogo-tsikla-v-sisteme-khudozhestvenno-este
https://infourok.ru/integraciya-literaturi-i-shkolnogo-teatralnogo-obedineniya-493227.html
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/03/02/integratsiya-na-urokakh-literatury
10