Проект Мы выбираем здоровый образ жизни.
2022-2023гг.
Мы за здоровый образ жизни
Здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Актуальность проблемы
Одним из основных показателей развития государства, его благополучия являются продолжительность жизни и состояние здоровья граждан. Социально-экономические процессы, произошедшие в нашей стране в конце XX - начале XXI в., привели к катастрофическому ухудшению этих показателей. В последнее время в обществе изменилось соотношение требований к развитию разума и тела: первые из них завышены, а вторые занижены. Известно, что более половины юношей и девушек на момент окончания школы имеют несколько хронических заболеваний. Лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30% юношей по состоянию здоровья не подлежат призыву в армию. Более 40% призывников не могут выполнить самые низкие нормативы физической подготовки.
По мнению специалистов-медиков, причины 75% болезней человека возникают в детские годы. Возраст от 1 года до 15 лет наиболее благоприятен для сохранения будущего здоровья.
По результатам исследований российских психологов учащиеся начальной классов, которые учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом в школе и дома не менее 2,5 – 3 часов. К этому следует добавить время, проведенное перед телевизором и компьютером. Малоподвижный образ жизни, уличный шум, громкая музыка, излучение от сотовых телефонов, а также неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы негативно воздействуют на здоровье детей.
Здоровье школьников год от года ухудшается. По оценкам Института возрастной физиологии Российской академии образования, от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста, связано со школой. Поэтому для школьников важнейшей здоровьесберегающей средой может стать школа, которая взаимодействует с другими социальными объектами и является эффективным институтом культивирования ЗОЖ.
Вопрос о сохранении здоровья подрастающего поколения стоит сегодня как никогда остро и требует конкретного решения в повседневной школьной практике. Тревогу вызывает частота заболеваний учащихся, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость и как следствие снижение качества знаний. Вот почему проблема здоровьесбережения в образовательном процессе стала для нас приоритетной. Сохранить здоровье подрастающего поколения сегодня можно только совместными усилиями семьи, специалистов и школы.
Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Перед школой стоит проблема путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности и в целом по организации физического воспитания как основы здоровья.
Краткое содержание проекта:
Цель проекта:
поиск наиболее оптимальных средств создания и укрепления здоровья учащихся, создания благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни.
Задачи проекта:
Обучающие:
- обучить младших школьников основам здорового образа жизни;
- сформировать у него необходимых знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развивающие:
- развивать познавательное отношение к ЗОЖ, индивидуальные и творческие способности учащихся;
- содействовать физическому развитию школьников ,закаливанию организма
Воспитательные:
- воспитать у детей бережное отношение к своему здоровью;
- формировать потребность в культуре общения, положительных привычках.
Принципы проекта:
• непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день;
• принцип активного обучения — учащиеся являются непосредственными участниками здоровьесберегающих мероприятий;
• последовательность и систематичность — проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков;
• доступность — определяется прежде всего ролью воспитателя как консультанта, организатора процесса;
• прочность — знания подкрепляются практикой;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей
Проект направлен: воспитанников детского дома, участвующих в данном проекте
Основные участники Проекта
Перцева Анжелика Дмитриевна – руководитель проекта «Мы выбираем ЗОЖ»»,
Котомина Светлана Владимировна – руководитель проекта «Мы выбираем ЗОЖ»
Сроки реализации проекта в течение года
Основные этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап
На подготовительном этапе будет проведен подбор школьников ОГКОУ Шуйский детский дом- школа, которые примут участие в проекте «Мы выбираем ЗОЖ»
II. «Я расту»
На втором этапе Проекта начнется заполнение дневника «Я расту» (детьми под руководством родителей и учителя). Создание карты двигательных умений и навыков. Диагностическое тестирование. Беседы, праздники здоровья, утренники
III. Творческий этап
Подготовка конкурса рисунков и плакатов «Мы – за ЗОЖ!», о правильном питании. Изготовление буклетов и брошюр «Секреты здоровья», «Свет мой, зеркальце, скажи», загадок «Угадайка», пословиц и поговорок «Жить ЗДОРОВО».
Подготовка творческих выступлений воспитанников ОГКОУ Шуйский детский дом- школа,. Подвижные игры. Игры-эстафеты. Соревнования. Устные журналы. Смотры-конкурсы
IV. Завершающий этап
Хочешь быть здоровым – будь им!
Нормативно-правовой и документальной основой Проекта формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся являются:
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Устав детского-дома
Воспитательные программы детского дома
Проект формирования ценности здоровья и здорового образа жизни сформирован с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
активно формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.
В основу данного проекта легли идеи:
1) нивелирования влияний на здоровье учащихся вредных факторов и
усиления
влияния положительных факторов;
2) многократного повторения в действиях учащихся упражнений, положительно
влияющих на здоровье;
3) использования в педагогической работе по формированию полезных привычек
активных методов обучения;
4) создание у школьников положительного психофизического настроя в процессе
приобщения их к ЗОЖ.
Реализация проекта направлена на:
изучение состояния здоровья учащихся; (исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности)
формирование установки на здоровый образ жизни,
сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса
воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых
качеств;
развитие двигательных способностей;
расширение кругозора;
консультации для родителей и педагогов по вопросам физического здоровья
организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Основные аспекты проводимых мероприятий и их задачи |
воспитательный | обучающий | оздоровительный |
- воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью, - понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, - пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни. | - обучение детей нормам здорового образа жизни, - обучение приемам и методам его реализации, - умение определять вредные привычки, совместно с рекомендациями по их устранению. | - профилактика широко распространенных заболеваний, - улучшение психических качеств, необходимых для учебного процесса: уравновешенность. спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности. |
План мероприятий:
№ | Мероприятие |
1. | 24.06.2022 - Разработка буклета «Спорт против наркотиков» |
2. | 25.06.2022 – КТД - оформление стенда «Мы выбираем жизнь!» |
3. | 26.06.2022г. - Спортивные соревнования «Стенка на стенку» |
4. | 4.09.2022 - Спортивные состязания «Спорт – против террора!» |
5. | 28.10.2022 - Творческо-познавательное мероприятие «Я и мое здоровье»! |
6. | 31.12.2022- За безопасность дорожного движения |
7. | 11.02.-12.02.2023- День здоровья. Участие в ЛЫЖНЕ РОССИИ. |
8. | 18.02.2023 - Познавательно-развивающее мероприятие «Формула здоровья» |
9. | 23.02.2023 - Поход на каток «Все на лед – каток зовет!» |
10. | 20.04.2023 - Профилактическое мероприятие с элементами тренинга «100 советов для здоровья». |
11. | 06.04.2023 - Познавательное занятие «10 лучших спортсменов городского округа Шуя». |
12. | Экскурсия в лес «Здоровье от самой природы». |
Ожидаемые конечные результаты:
создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности;
у учащихся должны быть выработаны формы поведения, помогающие избежать опасностей для жизни и здоровья;
снижение заболеваемости среди учащихся и педагогов.
сформированность у учащихся активной гражданской позиции,
воспитание у учащихся стремления к участию в деятельности экологических организаций;
Что дает реализация данного проекта нашей школе
Представление о здоровом образе жизни, осознание ценности здоровья, осознание губительного влияния вредных привычек на здоровье, понимание роли полезных привычек в сохранении здоровья, развивать желание заниматься спортом.
Сейчас далеко не каждый представляет себе, что богатство, здоровье и счастье редко бывают наследственными, а намного чаще – созданными, результатом приложения собственных сил, труда, знаний.
Вот почему надо помочь нашим детям в приобретении ясности жизненных позиций, в становлении личности, приготовить их к возможности выбора жизненного пути сознательного профессионального самоопределения. Необходима целенаправленная действенная пропаганда физической культуры, спорта, здорового образа жизни через все средства массовой информации. Для продолжения рода человеческого нужны физически и нравственно здоровые люди.