СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Мы за жизнь на чистой планете"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мы за жизнь на чистой планете"»

Актуальность.

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» - говорит народная пословица. Как то я спросил у мамы, а что означает эта пословица. Мама сказала, что смысл этой пословицы в том, что люди не должны засорять окружающую природу?

А что же мы часто видим. Горы мусора окружают современные города.Человечество может погибнуть под горами собственных отходов, количество которых с каждым годом увеличивается. Утилизация отходов: проблема настоящего, а не будущего. Частично решить ее можно, дав отходам вторую жизнь путем сортировки и переработки. Но мало уничтожить свалку, надо перестроить сознание людей, повысить экологическую культуру населения, воспитать бережное, неравнодушное отношение к экологическому состоянию родного края.
Нашим вкладом в решение данной проблемы, стал экологический творческий проект « Мы за жизнь на чистой планете» в рамках экологической акции «Мы чистим мир».

Цель:принять посильное участие в решении проблем твёрдых бытовых отходов.

Задачи проекта:

- выяснить суть проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми отходами;

- выяснить, как ученики нашего класса относятся к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами;

- познакомиться с основными способами утилизации мусора;

- предложить свои пути вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

- Создать коллекцию новогодних моделей детской одежды из бросового материала, доказав возможность вторичного использования ТБО.

Участники проекта: обучающиеся 2 «Б» класса МКОУ «СОШ №12». Подготовительный этап:

Реализуемые мероприятия:

- Экологическое мероприятие « Откуда берется мусор?» » в рамках муниципальной экологической акции « Мы чистим мир».

- Анкетирование учащихся и родителей по теме «Проблемы утилизации ТБО в нашем селе».

Теоретическая часть.

В настоящее время одной из основных экологических проблем является проблема загрязнения окружающей среды бытовым мусором. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем, по различным данным, от 300 кг до одной тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а сыпать в одну кучу, образуется гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Ситуация с утилизацией ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. Несмотря на строительство специальных полигонов и создания свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. В–третьих, в России недостаточно мусороперерабатывающих предприятий.

Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и угрожают человеческому здоровью.  

Практическая часть:

Анкетирование учащихся и родителей нашего класса:

Мы провели опрос среди обучающихся и родителей нашей школы. Им была предложена анкета «Проблемы утилизации ТБО в нашем городе » (Приложение 1). 
В анкетирование принимали участие учащиеся 2х классов и их родители -50 чел.
100 % опрошенных указали, что несанкционированные свалки можно увидеть в районе Сокольской горы, на берегу реки Бугульминки, в овраге возле школы.
На вопрос «В чем причины возникновения несанкционированных свалок в нашем городе?»

100% ответили, что причиной этих свалок является низкая экологическая культура населения, в частности, неуважение к городу, безразличие, невоспитанность. И это действительно так.
На вопрос «Как вы относитесь к свалкам и помойкам?»

100% опрашиваемых ответили, что им не безразлично наличие свалок в неположенном месте и возмущены тем, что люди вываливают мусор в неположенных местах. 86% опрошенных утверждают, что сами они никогда не выбрасывают мусор в неположенном месте. Больше половины учащихся и их родителей периодически убирают мусор вокруг своих домов (соответственно 53% и 52%). Мы предполагаем, что, если родители поддерживают чистоту вокруг своих домов, то и своих детей привлекают к уборке, поэтому данные цифры практически совпадают.
На вопрос: «Как вы думаете, кто должен следить за чистотой улиц в городе?». 43% ответили, что поддержание чистоты на улице – дело только самих жителей. В соответствии с Постановлением о благоустройстве жители обязаны поддерживать чистоту территории по периметру своего владения на расстоянии 15 метров. Некоторые жители заботятся не только о чистоте своего собственного дома, двора, но и о чистоте общественных мест. В городе постоянно проводятся субботники по уборке закрепленных территорий.
 40% опрошенных считают, что следить за чистотой улиц обязана исключительно администрация города, 30% - городская администрация и сами жители. 
Мы выяснили, что на территории нашего города функционирует одна свалка, для такого небольшого населения это нормально. Но некоторые жителей предпочитают выбросить мусор где - нибудь поближе, т.е. на берегу реки Бугульминки.
50 % не сортируют твердые бытовые отходы в хозяйстве.50 % опрошенных собирают отходы отдельно. А вот используют бытовые отходы вторично лишь 35 %, а остальные 65% просто их сжигают.
100 % опрошенных, к сожалению, сжигают макулатуру. По рассказам родителей раньше в школе собирали макулатуру и сдавали её на переработку. Если бы у нас была бы такая возможность, мы бы тоже занимались сбором макулатуры, но сдавать ее некуда.
10% учеников ответили, что выкинут упаковку от продуктов питания, которые они съели по дороге домой, прямо на улице, а вот 70% выбросят в мусорку дома.

Основной этап:

Теоретическая часть:

Способы утилизации ТБО:

Способ древних греков — вывозить на свалкуЗа 500 лет до нашей эры афиняне решили вывозить мусор не меньше чем на милю от города. Когда ветер стал приносить в город запах свалки и начали плодиться крысы, мусор стали закапывать. Этим способом сегодня пользуются жители многих городов.  Вывозят мусор на специальный полигон твердых бытовых отходов. Тут и складывают весь наш мусор по строгой схеме: 50 см утрамбованный слой мусора, 25 см слой грунта, опять слой мусора и т.д.). Когда котлован полигона переполняется. над землёй вырастает холм слоёного мусорного пирога. На дно такого котлована укладывается специальная прослойка, не пропускающая влагу. Влага, выделяющаяся из мусора ядовита, нельзя допустить её попадания в грунтовые воды.  
На полигонах навсегда теряется огромная площадь полезных земель. Полигон твердых бытовых отходов - оборудованная территория для захоронения промышленных и бытовых отходов. Сва́лка (отходов) в отличие от полигона, не оборудована средствами, защищающими окружающую среду от загрязнений.    Несанкционированные свалки – запрещенные. Отравляющие вещества со свалок могут проникать в грунтовые воды, а также загрязнять реки и другие водоёмы.

     Способ второй — сжигать. Сегодня в мире насчитывается 40 тысяч мусоросжигательных заводов. В России их пока немногим более 10. Плюсы: количество мусора сокращается на 70–90%. Получаемое тепло можно использовать для выработки электроэнергии и обеспечивать ею не только сам завод.  Минусы: Дорого. Строительство завода в среднем обойдется в 600 млн. долларов.

Способ для тех, кто хочет стать миллионером, перерабатывать.

 Оказывается, что многим бытовым отходам можно подарить новую жизнь. Главное – в этом необходимо участие каждого человека. И нужны знания. Из бытового мусора можно делать: бумагу, картон, пластик, текстиль, строительные материалы, горючие материалы, биогаз, укрепляющую добавку в асфальт, компост. Так что же надо знать и что делать? Прежде всего, нужно отделить их друг от друга в зависимости от того материала, из которого они изготовлены. Но об этом уже подумали специалисты и поставили не один мусоросборник, а несколько. Ну, а если не поставили сегодня, то поставят скоро обязательно. Контейнеры повезут на специализированный завод переработки. И заживут вчерашние бытовые отходы второй жизнью. А свалки будут уменьшаться – это раз, экология улучшаться – это два. Кроме этого, будет улучшаться и экономика. Из вторичного сырья изготавливают различные упаковки, поддающейся переработке. Вот мы и узнали об одном из источников превращения отходов в доходы.

Практическая часть: проект « Очистим планету от мусора»

Экологическая акция «Знай, «соринка», свое место! »

В классе и дома, вместе с родителями, была организована экологическая акция по раздельному сбору мусора, который собирали в прозрачные пластиковые контейнеры по трем категориям: пищевые (органические отходы); бумажные отходы; прочий мусор (пластик, полиэтиленовые пакеты, фольга, стекло). Ребята самостоятельно распределяли мусор по категориям. Пищевые отходы в дальнейшем использовались на корм домашнему скоту. Разлагаемый мусор заложили в компостную яму. Не разлагаемые бытовые отходы утилизировали в городские контейнера для мусора.

В рамках акции была проведена опытно-исследовательская работа «Что возвращается в природу быстрее всего? »

Различные образцы отходов поместили в отдельные прозрачные пластиковые контейнеры с почвой, перемешали и закрыли крышками. Через 3 месяца исследуем и проверяем.

Вывод:

Быстрее всего разлагаются пищевые отходы и опавшие листья.

Бумага меняет свой внешний вид и медленно разлагается, а пластик, полиэтиленовые пакеты совсем не исчезают. Следовательно, часть бытовых отходов, а именно бумагу, пищевые отходы, листья можно вторично использовать, тем самым мы заметно сократим загрязнение природы.

Творческая акция « Мусорное рукоделие»: вот бумажка, тут же банка - будет чистая полянка.

- Выставка поделок « Очень умелые ручки» в рамках муниципальной акции « Мы чистим мир».

- Изготовление праздничных подарков ко Дню мам.

- Театр пластиковых бутылок «Эти забавные животные» в рамках муниципальной акции «Всемирный день защиты животных».

- Участие в экологической акции « Птичья столовая» в рамках « Встречи зимующих птиц»;

- проведение физкульминуток с использованием самодельного спортивного инвентаря.


Вывод:использование не разлагаемых отходов возможно в игровой, спортивной, творческой деятельности. Тем самым возможно не только уменьшить загрязнение окружающей среды, но и сэкономить семейный бюджет.

Республиканский конкурс социальной рекламы.

- Участие в республиканском конкурсе социальной рекламы « Мы за чистый мир».

На конкурс представлен видеоролик « Мы за чистоту окружающей среды».

Работа отмечена Республиканским олимпиадным центром дипломом 1 степени.

Творческая мастерская « Экомода- за чистоту природы».

Как известно, существует несколько способов утилизации отходов. Самый перспективный - вторичная переработка отходов. Оказывается, многим бытовым отходам можно подарить новую жизнь. Приложив немного юмора, фантазии и ... любви к природе, в преддверии Нового года ребятами была создана коллекция новогодних костюмов из бросового материала.

Мы рады представить вашему вниманию Миннуллина Азалию и ее костюм « Мальвина». Голубое воздушное платье, выполнено из тончайшего полиэтилена с поясом из голубой ленты. Легкое, изящное, представляющее собой небывалое волшебство идей, это платье воплощает в себе кроткость, подчеркивает индивидуальность героини детской сказки. Дополнением к костюму служит парик, выполненный из тонких полиэтиленовых лент. Наряд сшит, будто для принцессы.

Наша следующая модель — добродушный, отзывчивый Спанч- боб.

Вы узнали, это он. Знаменитые квадратные штаны, красный галстук, белые гольфы. Модель выполнена из бумаги и картона. Такой экстравагантный новогодний костюм можно изготовить всего за 1 вечер. Экологичный материал наряда распадается 1-2 года и не загрязняет почву. Автор модели Галиев Адель.

Колупаева Диана и ее костюм « Пеппи Длинный чулок».

Прекрасно подходит для новогоднего праздника. Майка морской тематики выполнена из пакетов. Полиэтиленовые пакеты надолго сохраняют привлекательные свойства: паро- и водонепроницаемость, стойкость к растяжению и разрыву, и главное – низкую стоимость. Именно благодаря этим качествам полиэтиленовые изделия могут пользоваться повышенным спросом. Юбка изготовлена из ткани старого зонта, украшена бантами из старого пакета – майки и фольги от шоколадки, цветами. Дополняют ансамбль аксессуары: заколки из кусочков ленты и бусинок и модная сумка из двух старых дисков красиво обмотанная нитками для вязания.

Лучшие кутюрье мира ломают голову над тем, как удивить людей новыми моделями. .Новогодние костюмы, изготовленные нами, поражают своей оригинальностью и красотой. Мы сумели превратить бросовый материал в неповторимые дизайнерские вещи. Вглядитесь в эти костюмы, запомните их такими, и попробуйте сделать еще лучше. И поверьте, природа скажет вам «СПАСИБО!». Ведь таким образом можно дать новую жизнь, наверное, не одной "тонне" мусора.

Коллекция отмечена дипломом 1 степени на VIII республиканской конференции исследовательских и проектных работ младших школьников им. С.Ф. Морозова, декабрь 2015г.

Заключительный этап:

Экологический праздник « Планета без мусора».В ходе театрализованного представления,  ребята нашего класса встретились с мусорным монстром и королевой мусора, которых убедили не загрязнять нашу планету, обсудили вопросы своего дальнейшего участия в решении проблемы бытовых отходов и составили обращения к родителям.

Как мы ученики можем помочь справиться с отходами: 

- выявлять несанкционированные свалки и сообщать о них экологической службе;

- организовывать сбор макулатуры и металлолома;

- выпустить листовки о вреде мусора;

- рассказать другим школьникам о том, как надо обращаться с отходами, постараться дать новую жизнь ненужным отходам;

- организовать субботник по сбору мусора в местах отдыха и т. д., и т. п.

- организовать во дворах места отдыха, украшая их цветниками и деревьями.


Обращение к взрослым:
- МЫ думаем надо отказаться от не­нужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более дол­говечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждаю­щимся те вещи, которыми вы не пользуетесь.

- Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это по­может также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратит­ся намного меньше.

- Пищевые и садовые отходы - прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений.

- Из пластиковых бутылок можно изготовить подставки или поддоны для цветов, горшочки для рассады.

- Кроме этого, постарайтесь не покупать дополнительный мусор. Если вы будете иметь с собой дополнительную сумку, то не будете использовать по­лиэтиленовые пакеты. 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправлен­ных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке или в упаковке, подлежащей переработке.

- И уж, конечно, не стоит покупать вещи, содержащие ядохимикаты, а по­стараться найти им замену. Заменить обычные лампочки на люминесцентные - более долговечные. При совершении покупок не выбрасывайте полиэтилено­вые пакеты, используйте их повторно, этим вы также уменьшите загрязнение природы. Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились зна­ки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избе­гать покупки таких товаров.

- И самое главное: не надо разбрасывать мусор. Для утилизации мусора - твердых бытовых отходов (ТБО) существуют специальные полигоны, но для того, чтобы мусор туда попал, его надо собрать в специально установленный контейнер. Следовательно, когда вы выходите в места отдыха - пляжи, пар­ки, лес, нельзя оставлять там мусор. Он будет отравлять землю и воду.

- Посмотрите вокруг, почему бы ни сделать свой двор, микрорайон более чистым и более зеленым. Объединившись с соседями, вы можете преобразить свой микрорайон и свой город. А соблюдение всех перечисленных правил позволит вам не только внести большой вклад в дело охраны природы, но и существенно сэкономить свои деньги.
Главным же залогом чистоты города является осознание каждым бугульминцем того, что начинать решение этой проблемы надо с себя, не оставаться равнодушным ко всем его проблемам, в том числе к проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами. 
Лозунгом должны быть слова: Чисто там, где не сорят. Выбор за нами!

Если каждый человек будет стремиться сделать чище свой двор, улицу, город: все люди будут дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться красотой Земли. Ведь ухоженную землю имеет тот, кто ее ценит и бережет.


Приложение 1:

Анкета «Проблемы утилизации ТБО в нашем городе ».

1 . Часто ли вы встречаете на улице свалки мусора и где

2.В чем причины возникновения несанкционированных свалок в нашем городе?»

3.Как вы относитесь к свалкам и помойкам?

4. Как вы думаете, кто должен следить за чистотой улиц в городе?

А) администрация города Б) Жители В) Администрация и жители
5. Куда обычно вы выбрасываете мусор

6. Сортируете ли вы отходы на пищевые, разлагаемые и не разлагаемые?

7.Используете ли вы отходы вторично?

8. Сжигаете ли вы отходы?
9. Собираете ли вы макулатуру, куда сдаете?

10.Если вы что- то съедаете по дороге, куда вы выбрасываете упаковку?


Использованная литература и интернет ресурсы:

  1. http://www.preimushestvo.ru/story/kuda-uhodit-musor

  2. http://helion-ltd.ru/my-own-business/

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. http://www.adme.ru/tribune/greenpeace-makulatura-spasaet-derevya-5792

  5. Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.

  6. Степановских А.С. Прикладная экология: охраны окружающей среды: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2010.-751с.