Создание мотивационной основы учебной деятельности Проблемная ситуация Предлагает вспомнить отрывок из сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква «А». Читает отрывок произведения, задаёт вопросы по ходу чтения (бланк 1). Беседа, нацеленная на актуализацию знаний и умений учащихся: Почему заболела собака? В какой части слова Описка сделал ошибку? Как вы думаете, что он забыл или не знает, не умеет? Какие родственные слова есть у слова «собака»? А в них, может быть, пишется буква «а»? Как помочь тем, кто не знает, какую букву нужно выбрать для написания?. Помогает сформулировать цель учебной деятельности, конкретизировать её в учебной задаче: составить алгоритм действий для выявления способа проверки и правильного написания слов с безударной гласной в корне. | Называют героев сказки, с которой они знакомились в 1 классе, кратко передают содержание. Слушают отрывок, устанавливают причину возникновения проблемной ситуации. Высказывают свои предположения, пытаются их аргументировать. Принимают участие в беседе. Выясняют, что Описка допустил ошибку при обозначении безударного гласного на письме, в корне слова собака. Подбирают родственные слова: собачка, собачий. Предлагают повторить правила единообразного написания корней. Кто-то из детей заметит ошибку в слове Розочка. Находят корень, выясняют, что ошибка сделана не в корне. Оставляют поиск объяснения в будущем. Формулируют цель урока: помочь героям сказки научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне. Конкретизируют цель в виде учебной задачи. |
Ребята, как вы представляете себе Кляксича? Какой он: добрый или злой, сварливый или добродушный? Легко ли Але и буквам с ним сражаться? Хотите отправиться с ними искать буквы? 1.Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное: м...ря, гр...чи, ш...ры, л...са, д...жди, сл...ды, в...лна, к..ты, т..грята, св..сток. Организует проверку. Предлагает обсудить, какое правило использовали для проверки написания. 2.Какие общие признаки проверочных слов? Сделайте вывод, почему данные слова являются проверочными? Что важно учитывать при написании слов с безударным гласным в корне? Попробуем подобрать к этим словам проверочные однокоренные: т..грята, св..сток, м..ряк, сл..варь 3.Предлагает выполнить задание на площадке учи.ру Определите формы слова дом и родственные (однокоренные слова) Назовите в корне каждого слова букву, написание которой надо проверить Какие из этих слов будут проверочными, а какие проверяемыми? Почему? Какие шаги мы будем делать, чтобы выбрать правильную букву для написания? Выводит на экран опорный алгоритм действий. 4.Ситуация затруднения. Выбрать из предложенного отрывка несколько слов с безударной гласной в корне и выполнить проверку по алгоритму. « Он подговорил Описку, тот и написал на её будке – «сабака Розачка». И она теперь совсем разболелась. Предлагает обсудить это затруднение. Как поступить, где можно узнать правописание слова? Какие источники могут быть достоверными, какие — нет? Знакомит с приёмами запоминания словарных слов | Дают характеристику героям сказки. Высказывают свою готовность им помочь. Выполняют задание в парах, записывают слово с безударной гласной и подбирают к нему проверочное- форму слова с гласным, стоящим под ударением.. Осуществляют взаимопроверку. Выявляют два слова, в которых нельзя проверить безударную гласную, изменив форму слова. Определяют причину затруднения, пробуют подбирать проверочные, изменяя форму слова. Определяют общие признаки проверочных слов: 1) гласный в корне стоит под ударением, 2) корень в проверочном и проверяемом слове одинаковый. Обобщают информацию о способе проверки. Вместо формы слова предлагают однокоренные слова. Эту версию пытаются проверить вместе с учителем. Делают вывод о написании слова с безударным гласным в корне. Выполняют задание. Группируют слова в столбики: формы слова и однокоренные слова. Выбирают из слов каждого столбика слова проверяемые и проверочные. Делают вывод, о том, что при написании слова с безударным гласным в корне необходимо знать, какой буквой обозначается на письме этот гласный в словах с таким же корнем, но под ударением. Составляют алгоритм действий по выявлению правильного способа написания слов с безударным гласным. Выполняют задания по проверке составленного алгоритма. Выбирают слова: подговорил, написал, разболелась, собака. Работают в парах осуществляют проверку по алгоритму. Осознают затруднение при проверке слова «собака». Высказывают предположения, обсуждают. Предлагают обратиться к словарю, к учителю Проверяют правильность написания. |