Проект «Я и мое тело».
Вид проекта: творческо-информационный.
Продолжительность проекта:1 месяца.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников.
Образовательные области: «Физическая культура», «Познание».
Актуальность темы: Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если родители будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку реализовать свое право на здоровье, счастливую жизнь?
Цели проекта: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни.
Добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Разработать наглядные материалы, оказывающие развивающее влияние на познавательную и здоровьесберегающую деятельность детей.
Задачи проекта:
Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, сказками, рассказами о здоровье.
Продолжать прививать культурно-гигиенические навыки. Помочь детям запомнить правила ухода за телом. Учить применять полученные знания на практике.
Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Предполагаемый результат: Дети получат первичные представления о некоторых внутренних органах и их основных функциях (легкие, сердце, желудок, кишечник), их местонахождение, значении.
Научатся различать понятия «часть тела», «орган».
Выучат пословицы, поговорки, стихи, загадки о здоровье.
Должно измениться отношение родителей к данной проблеме.
Предварительная работа: Рассматривание рисунков и фотографий в анатомических атласах.
Знакомство с литературными произведениями.
Использование дидактических игр.
Деятельность родителей в реализации проекта:
Беседы с детьми.
Чтение научно-популярной и художественной литературы детям.
Рассматривание иллюстраций.
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
Разработка конспектов занятий, проведение бесед, подбор научно-популярной и художественной литературы.
Оформление выставок детских работ, информационных стендов.
Создание альбомов.
Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
Анкетирование родителей.
Подбор научно-популярной, художественной и познавательной литературы.
Подбор иллюстрированного материала.
Подбор стихотворений, загадок, пословиц, поговорок.
Разработка дидактических игр, пособий.
Самообразование воспитателя по теме.
Введение детей в проблему, активизируя интерес к ней.
Консультации, статьи в родительском уголке «Здоровье –главное богатство».
Основной этап:
Беседа «Я и мое здоровье», «Почему люди болеют?», «Как работает наш организм, что внутри нас», «Чистота – залог здоровья».
Советы родителям, консультации: «Как сохранить свое здоровье и здоровье своего ребенка», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Мой организм, мое здоровье», «Вредные привычки взрослых и их влияние на зож детей», «Правила чистоты».
Опытно-исследовательская деятельность: измерение своего роста, веса.
Чтение художественной литературы:С.Михалков «Чудесные таблетки», «Тридцать шесть и пять», «Грипп», «Прививка», заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровом образе жизни, Е.Пермяк «Про нос и язык».
Дидактические игры: «Части тела», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как органы помогают друг другу», «Анатомический фартук», «Видим, слышим, ощущаем».
Рассматривание иллюстраций: «Строение тела», «Внутреннее строение человека».
Игровые ситуации: «Оказание первой помощи».
Составление рассказов: «Зарядка и простуда», «Белоснежная улыбка», «Секреты здоровья».
Лепка: «Фигура человека», «Виды спорта».
Рисование: «Алгоритмы гигиенических навыков», «Я и мое тело», «Друзья и враги здоровья».
Сюжетно ролевая игра: «Поликлиника», «Регистратура».
Конструирование: из строительного материала «Стадион», «Игровая спортивная площадка».
Заключительный этап:
Фото выставка: «Мама, папа и я – здоровая семья», выставка детских работ «Мы дружим с физкультурой».
Музыкально – спортивный праздник: «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!».
Формы работы:
НОД, беседы, чтение научно-популярной и художественной литературы,
Рассматривание рисунков, плакатов, альбомов, практические действия, сюжетно – ролевые и дидактические игры.
Тема | Задачи | Сроки | Пути реализации | Итоговое мероприятие |
«Я и мое тело» | Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, сказками, рассказами о здоровье. Продолжать прививать культурно-гигиенические навыки. Помочь детям запомнить правила ухода за телом. Учить применять полученные знания на практике. | октябрь | 1. Беседы. 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Просмотр видео. 4. Сюжетно-ролевые игры. 5. Дидактические игры. 6. Подвижные игры. 7. Чтение художественной литературы. Разучивание стихов, потешек, поговорок. 8. Выставка детского творчества. 9.НОД | Музыкально – спортивный праздник: «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!». |
Непосредственно образовательная деятельность на октябрь.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 1. Природный мир, исследовательская деятельность. «Кто такой человек». О.А.Воронкевич стр.422 2. Занятие с психологом. Проводится по плану психолога. 3. Физическое развитие на прогулке. | 2 1. Математическое развитие. «Состав числа 3 из двух меньших чисел, знакомство с задачей». Л.В.Минкевич стр. 20. 2. Рисование. «Веселый клоун». Т.М.Бондаренко стр. 470. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 3 1. Подготовка к обучению грамоте. «Гласный звук (и), буквы И, и». Г.Ф.Марцинкевич стр. 19. 2. Конструирование/аппликация. «Тряпичная кукла – «Закрутка». Т.М.Бондаренкостр.638. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. | 4 1. Речевое развитие. Составление рассказа по картинам из серии «Составление рассказа на заданную тему». О.С.Ушакова стр. 45. 2. Лепка. «Клоун всегда улыбается нам – слепим его и подарим друзьям». Н.Н.Леонова стр. 266. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 5 1. Чтение художественной литературы/ознакомление с искусством. Стихи Сергей Михалков «Чудесные таблетки». 2. Социальный мир. «Профессии. (Медицинский работник в детском саду)». О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеева стр. 116. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. |
8 1. Природный мир, исследовательская деятельность. «Как растет человек». О.А.Воронкевич стр. 412. 2. Занятие с психологом. Проводится по плану психолога. 3. Физическое развитие на прогулке. | 9 1. Математическое развитие. «Пространственные отношения, сравнение чисел». Л.В.Минкевич стр. 23. 2. Рисование. «Веселые ладошки».Н.Н.Леонова стр. 95. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 10 1. Подготовка к обучению грамоте. «Гласный звук (ы), буква ы». Г.Ф.Марцинкевич стр. 22. 2. Конструирование/аппликация. «Спортивная площадка» (из строительного материала). Л.В.Куцакова стр.96. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. | 11 1. Речевое развитие. Составление текста-рассуждения. О.С.Ушакова стр. 136. 2. Лепка. «Спортивный праздник». Н.Н.Леонова стр. 238. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 12 1. Чтение художественной литературы/ознакомление с искусством. «Живопись». Л.В.Белканова стр. 6. 2. Социальный мир. «Спорт». О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеева стр. 72. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. |
15 1. Природный мир, исследовательская деятельность. «Как растет человек». О.А.Воронкевич стр. 412. 2. Занятие с психологом. Проводится по плану психолога. 3. Физическое развитие на прогулке. | 16 1. Математическое развитие. «Измерение объема условной меркой». Л.В.Минкевич стр. 24. 2. Рисование. «Лыжная прогулка» Т.М.Бондаренко стр. 471. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 17 1. Подготовка к обучению грамоте. «Гласный звук (э), буквы Э, э». Г.Ф.Марцинкевич стр. 23. 2. Конструирование/аппликация. «Овощи и фрукты -полезные продукты». Т.М.Бондаренко стр.546-548. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. | 18 1. Речевое развитие. Пересказ сказки «Лиса и козел». О.С.Ушакова стр. 130. 2. Лепка. «Спортивный праздник». Н.Н.Леонова стр.238. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 19 1. Чтение художественной литературы/ознакомление с искусством. Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало». Т.М.Бондаренко стр. 170. 2. Социальный мир. «Спорт». О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеева стр. 72. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. |
22 1. Природный мир, исследовательская деятельность. «Как и для чего человек дышит». О.А.Воронкевич стр.338. 2. Занятие с психологом. Проводится по плану психолога. 3. Физическое развитие на прогулке. | 23 1. Математическое развитие. «Преобразование фигур, состав числа 4 из двух меньших чисел». Л.В.Минкевич стр. 26. 2. Рисование. «Любимый вид спорта». Н.Н.Леонова стр.70. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 24 1. Подготовка к обучению грамоте. «Согласные звуки (н, н*), буквы Н, н». Г.Ф.Марцинкевич стр. 26 2. Конструирование/аппликация. «Колобок» оригами. Т.М.Бондаренко стр.640. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. | 25 1. Речевое развитие. Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». О.С.Ушакова стр. 138. 2. Лепка. «Мы любим зимний вид спорта». Т.Г.Казакова стр.142. 3. Физическое развитие. Проводится по плану руководителя по физическому развитию. | 26 1. Чтение художественной литературы/ознакомление с искусством. «Графика». Л.В.Белканова стр. 8. 2. Социальный мир. «Продукты питания». О.Н.Каушкаль, М.В.Карпеева стр. 107. 3. Музыкальное развитие. Проводится по плану музыкального руководителя. |
Образовательная деятельность в режимных процессах.
Утро.
1.Учить здороваться при встрече, прощаться при расставании. Обсудить с детьми различные ситуации, выяснить, какие вежливые слова необходимо использовать в каждой из них (благодарить за оказанную услугу, здороваться, прощаться, извиняться и т.д.).
2. Коллективные и индивидуальные беседы с детьми о том: «Как я провел выходной?». Формировать умение составлять рассказы из опыта, передавая хорошо знакомые события; с помощью воспитателя строить рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования (экспозиция-обрисовка действующих лиц, времени и места действия; завязка-причина события, развитие события, развязка).
3. Рассматривание сюжетных картинок, рисунков и фотографий в анатомических атласах.
4. Игры с двигателями и строителем. Развивать внимание, воображение и сообразительность.
5. Создание условий для возникновения сюжетно – ролевых игр. Учить детей разыгрывать знакомый сюжет, вызывать у детей положительное эмоциональное состояние от игры со сверстниками. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
6. Самостоятельная игровая деятельность детей. Формировать у детей умения самостоятельно находить партнеров для игр, придумывать сюжет игры.
7. Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
8. Рассказать детям о необходимости ежедневно поливать цветы, воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять знания детей о строении растений, выделять стебель, листья, ветви, цветки у различных растений.
9. Утренняя гимнастика.
10. Закреплять навыки намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, умываться, насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место. Своевременно пользоваться носовым платком. Пользоваться индивидуальной расческой.
11. Учить детей последовательно и аккуратно накрывать на стол, полностью сервировать стол. Рассказать о том, что красивая сервировка способствует повышению аппетита, улучшает настроение. Учить самостоятельно и своевременно выполнять обязанности дежурных.
12. Закреплять умения пользоваться столовыми приборами, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой по мере необходимости. Вспомнить важнейшие правила поведения за столом (кушать, не торопясь, помнить, что все неприятности происходят из-за спешки или баловства, за едой нельзя разговаривать, смеяться, нужно убирать за собой и т.д.) Учить соблюдать правила во время приема пищи.
13. Научить детей вместе с воспитателем готовить необходимые предметы для занятий. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.
14. НОД.
15. Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек, узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. Продолжать соблюдать правила поведения в раздевалке: не сорить, помогать товарищам, не мешать другим, вытирать ноги при входе в помещение.
Дневная прогулка.
1. Самостоятельная игровая деятельность детей. Учить выбирать игру, поддерживать дружеские отношения во время игры.
2. Наблюдение: растения осенью. Уточнить и систематизировать знания детей о признаках осени, учить устанавливать связь между состоянием растений и осенними изменениями в природе. Предложить рассмотреть деревья, назвать их, рассказать, какие изменения произошли с деревьями.Сбор семян. Научить детей собирать семена для последующей посадки их весной, показать, чем отличаются зрелые семена от незрелых, сравнивать семена разных цветов.
3. Наблюдение за погодой. Предложить детям охарактеризовать погоду, вспомнить, какая погода была утром, составить сравнительный рассказ.
4.Труд в природе: учить помогать при уборке участка. Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Уборка опавших листьев. Предложить детям выбрать фронт работы по собственному желанию, подобрать необходимый инвентарь. Учить детей собирать игрушки перед уходом с прогулки, приводить участок в порядок (поливать песок из лейки, подметать в домике и прочих постройках и т.д.).
5. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом.
6. Подвижные игры. Учить детей следовать правилам игры, исполнять роли игроков и водящего. Повышать двигательную активность детей.
Вечер.
В группе:
1. Физкультурно – оздоровительная работа после сна.
2. Слушание музыкальных произведений.
3. Просмотр кукольного спектакля.
4.Рассматривание иллюстраций и картин.
5. Чтение научно-популярной и художественной литературы. Разучивание стихов, поговорок, потешек. Беседы.
6.Выставка детского творчества.
7. Создание условий для возникновения сюжетно – ролевых игр под руководством воспитателя.
8. Игры детей с двигателями, конструкторами, строителями.
9. Индивидуальная работа с детьми.
10. Вечерняя прогулка. Самостоятельная двигательная деятельность.
Работа с родителями.
1. Консультации в родительском уголке «Витамины на столе».
2. Сбор информации для оформления альбома «Мое здоровье».
3. Консультации, статьи в родительском уголке «Здоровье - главное богатство».
4. Привлечь родителей к заклеиванию окон «Подготовим группу к зиме».
5. «Поможем братьям нашим меньшим» - привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.
Оснащение предметно – развивающей среды.
1. Оформление уголков для сюжетно – ролевых игр.
2. Составление альбома «Полезные продукты».
Комплекс утренней гимнастики на октябрь:
Ходьба друг за другом в колонне по одному (на носках, на пятках, с остановками по сигналу); бег (с остановками по сигналу). Перестроение в три колонны со скакалками в руках.
О.Р.У. со скакалкой:
1. И.п.: о.с., сложенная вчетверо скакалка в опущенных руках. 1 – руки с натянутой скакалкой к груди; 2 – руки вверх; 3 – руки к груди; 4 – и.п.
2. И.п.: ноги на ширине плеч, стоять на скакалке, концы в руках. 1 – поворот вправо; 2 – и.п.; 3-4 – то же, влево.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, сложенная вдвое скакалка на шее, руки согнуты. 1 – наклон вправо, опуская правую руку; 2 – и.п.; 3-4 – то же, наклон влево.
4. И.п.: ноги на ширине плеч, сложенная вдвое скакалка в опущенных руках. 1 – перенести одну ногу через натянутую скакалку; 2 – обратное движение; 3-4 – то же, другую ногу.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, сложенная вчетверо скакалка в руках, прямые руки вверху. 1-3 – наклон касаясь пола; 4 – и.п.
6. И.п.: о.с., скакалка сзади, под пяткой правой ноги, натянута. 1 – поднимая правую ногу назад, наклониться вперед; 2 – и.п.; 3-4 – то же, поднимая левую.
7. И.п.: о.с., сложенная вчетверо скакалка в опущенных руках. 1 – присесть, руки вперед; 2 – и.п.
8. Прыжки разными способами через скакалку.
9. Упражнения на дыхание.
Перестроение в одну колонну. Ходьба друг за другом.
Ходьба друг за другом в колонне по одному (на носках, на пятках, крестным шагом, с поворотами на 180 градусов); бег (с разворотами на 180 градусов). Перестроение в три колонны.
О.Р.У.:
1. И.п.: о.с., руки на пояс. 1 – наклонить голову к правому плечу; 2 – к левому; 3 – вперед; 4 – назад.
2. И.п.: о.с. 1 – поднять правое плечо; 2 – и.п.; 3-4 – левое плечо; 5 – плечи вверх; 6 – и.п.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, правая рука вверху, пальцы в кулак. 1 – рывком поменять положение рук; 2 – и.п.
4. И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – хлопок перед собой; 2 – хлопок за спиной.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки на пояс.1 – наклон вправо; 2 – и.п.; 3-4 – наклон влево; 5-7 – наклон вперед, руки вперед, пальцы в замок; 8 – и.п.
6. Упражнение «Мельница».
7. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-4 – медленно присесть; 5-8 – медленно встать.
9. И.п.: о.с. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7-8 – два хлопка над головой; и обратное движение.
10. Прыжки на месте «Ножницы» с чередованием с ходьбой на месте.
11. Упражнение на дыхание.
Перестроение в одну колонну. Отрабатывание танцевального шага.