СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему: "Имидж современного педагога"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему: "Имидж современного педагога"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Ейский полипрофильный колледж»











ПРОЕКТ

ОП.01 Педагогика



Студентки 22 группы отделения школьного образования и прикладной информатики

Бугровой Елены Дмитриевны

ТЕМА «Имидж современного педагога»





Преподаватель:

Великановская Л.А.









Ейск, 2023

Оглавление

Введение 3

Глава 1. История развития образа педагога 5

§1.1 Развитие образа педагога в различных эпохах 5

Глава 2. Качественная характеристика имиджа современного педагога 8

§2.1 Основные структурные элементы педагогического имиджа 8

§2.2 Мнение целевой аудитории 11

§2.3 Функциональная роль имиджа педагога 12

Глава 3. Создание положительного имиджа педагога 14

§3.1 Проектирование имиджа 14

§3.2 Продукт проектной деятельности 17

Заключение 18

Список литературы 19

Приложение 1 20

Приложение 2 21

Приложение 3 22







Введение

Педагог – профессия особенная. Он всегда на виду. С первого класса начинается активное взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к окружающему миру, к людям и к самому себе. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный. Насколько бы профессионально ни был подготовлен учитель, он обязуется совершенствовать свои личностные качества, тем самым формируя свой имидж.

В переводе с английского image в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного учителя»), говорят о том образе, который возникает в головах у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т. п. Иначе говоря, в данном случае слово образ должно употребляться в широком смысле - как представление о человеке. Это означает, что понятие имидж может трактоваться так, каким видят люди данного человека, как его оценивают, как они к нему относятся.

Имидж — это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь» (С.И. Ожегов).

Имидж - неотделимая частица мастерства в педагогической деятельности. Положительный имидж педагога важен не только для его обучающихся как собственный пример успешного человека, которого они видят ежедневно, но и для самого себя – для своей удовлетворенности.

Актуальность работы:

Так как представление о любой профессии складывается из совокупности отдельных образов ее представителей, то престиж педагогической деятельности и педагогической профессии является отражением имиджа, формируемого каждым учителем. Поэтому необходимо провести глубокий научный анализ и изучить профессиональный образ современного учителя и условия его создания. Основные проблемы здесь заключаются в разрыве между практической необходимостью развития профессионального имиджа учителя и недостаточным уровнем изученности и теоретической разработанности этого процесса. Актуальность работы заключается в потребности осознания педагогами важности положительных изменений в личном имидже, что могло бы способствовать получению лучшего результата в педагогической деятельности.

Цель работы:

Определить сущность и структуру профессионального имиджа современного педагога и психолого-педагогические условия для его эффективного формирования.

Задачи:

  1. Определить сущность и основные понятия имиджа современного педагога.

  2. Рассмотреть взаимосвязь общественного мнения и имиджа.

  3. Проанализировать процесс формирования имиджа педагога на основании исторических сведений.

  4. Дать имиджевые характеристики современного педагога.

  5. Изучить рекомендации по созданию положительного имиджа современного педагога.

  6. Проанализировать результаты исследования.



Глава 1. История развития образа педагога §1.1 Развитие образа педагога в различных эпохах

Образ учителя в средние века

В средние века учитель играл важную роль в образовании. Он был авторитетным и уважаемым человеком, обладающим знаниями и опытом. Учительство было преимущественно религиозным делом, и учителями чаще всего были священники или монахи.

Учитель в средние века не только передавал знания, но и формировал моральные ценности и нравственные принципы учеников. Он был не просто образованным, но и нравственным авторитетом, который воспитывал дисциплину, послушание и верность церкви, формировал характер и мировоззрение учеников.

Образ учителя в эпоху Просвещения

В эпоху Просвещения, которая пришла в XVIII веке, образ учителя претерпел значительные изменения. Вместо строгого и авторитарного подхода, учитель стал рассматриваться как наставник и проводник знаний.

Важным аспектом образа учителя в эпоху Просвещения было стремление к развитию умственных способностей учеников. Учитель стал акцентировать внимание на развитии логики и критического мышления.

Также стали активно использовать новые методы обучения, такие как диалог, обсуждение и самостоятельное исследование. Наставник старался вовлечь учеников в активное обучение и развить их способность к самостоятельному анализу.

Образ педагога также был связан с идеалами просвещенного абсолютизма, где учитель играл роль воспитателя и формирователя гражданской и нравственной позиции учеников. Он стремился взрастить у них чувство справедливости, толерантности и гражданской ответственности.


Образ учителя в XIX веке

В XIX веке образ учителя претерпел значительные изменения под влиянием социальных, политических и культурных процессов того времени. В этот период учитель стал играть важную роль в формировании национальной идентичности, патриотизма и моральных ценностей учеников.

Одной из основных задач учителя в XIX веке была передача знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе. Учитель стал активно использовать новые методы обучения, такие как систематическое объяснение материала, демонстрация примеров, проведение практических занятий и др.

Однако, помимо передачи знаний, учитель играл роль воспитателя и формирователя характера учеников. Он стремился стать образцом для подражания и вдохновителем для подопечных.

Кроме того, в XIX веке учитель стал более профессионализированным. Были созданы специальные учебные заведения для подготовки учителей, где они получали не только педагогические знания, но и практические навыки.

Образ учителя в XX веке

В XX веке образ учителя претерпел значительные изменения под влиянием социальных и технологических изменений. Введение компьютеров, интернета и других технологий в образовательный процесс позволило учителю использовать новые методы обучения и коммуникации с учениками.

Таким образом, в XX веке образ учителя стал более профессиональным, акцентировался на воспитании и развитии учеников, а также адаптировался к новым технологиям и педагогическим теориям.





Современный образ учителя

Одной из основных задач современного учителя является развитие учеников как личностей. Учитель помогает ученикам развивать критическое мышление, творческие способности и навыки самоорганизации. Он стимулирует интерес к учебе и помогает ученикам найти свое призвание и цель в жизни.

Современный учитель также активно использует информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе. Он умеет работать с электронными учебниками, интерактивными досками, онлайн-ресурсами и другими современными образовательными инструментами. Современный учитель также применяет методы обучения, где ученики активно участвуют в процессе, решают задачи, обсуждают и анализируют информацию.

Кроме того, современный учитель учитывает разнообразие учеников и их индивидуальные особенности. Он создает условия для успешного обучения каждого ученика, учитывая их разные стили обучения, интересы и потребности.

Таким образом, современный образ учителя включает в себя роль наставника, организатора, партнера. Он вобрал в себя все лучшие качества и навыки, что создавались и изучались его предшественниками на протяжении тысячелетий.



Глава 2. Качественная характеристика имиджа современного педагога §2.1 Основные структурные элементы педагогического имиджа

Структура имиджа личности педагога

Внешний имидж (мимика, жесты, одежда, прическа, характеристики голоса, особенности речи). Внешний вид педагога, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Мимика – важный аспект установления доброжелательных отношений с обучающимися. Как известно, люди копируют мимику своего собеседника. Особенно это проявляется при взаимодействии с детьми. Улыбка на лице учителя свидетельствует о его одобрении и способна расположить ребенка к активной учебной деятельности.

Жесты – в ходе выступления нужно сопровождать свою речь естественными «открытыми» жестами, приглашающими обучающихся к контакту. Избегайте неподвижных поз со скрещенными или заведенными за спину руками. Для педагога правильный жест может служить и средством воспитательного воздействия на обучающихся.

Одежда – индикатор развития эстетического вкуса педагога. Цвет, фасон и опрятность одежды и аксессуаров педагога влияют на восприятие его ученическим коллективом. Особенно важным этот фактор становится в средних и старших классах, когда подростки вступают в фазу активной социальной самоидентификации, копируя образы своих кумиров. Внешний вид педагога на этом этапе играет важную роль в завоевании авторитета среди учеников, а также в воспитании у них эстетического вкуса и умения выбирать образ соответственно ситуации.

Голос и особенности речи – речь должна быть настолько громкой, чтобы слова были слышны, но без крика и надрыва. Произношение должно быть внятным, четким, уверенным. Необходимо правильно ставить ударения. Темп речи – медленный в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – при изложении вспомогательной информации. Ритм речи равен воздействию ваших слов. Если в речи нет ритма, то речь становиться бытовой. Ускорение или замедление речи говорящим привлекает внимание публики, но изменение скорости должно быть оправдано логической структурой выступления. Значимость высказывания подчеркивается увеличением громкости, снижением громкости, замедлением речи. Интонация должна быть дружественной, спокойной, убедительной, выразительной, без ироничных и оскорбительных оттенков.

Процессуальный имидж (особенности профессиональной деятельности). Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Знание методики – предполагает умение педагога выбрать педагогические методы и средства, которые обеспечат наиболее эффективное усвоение обучающимися содержания обучения или воспитания.

Этика общения – отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет нравственно-психологический климат коллектива.

Творческий подход – творчество является неотъемлемой составляющей педагогической деятельности. В условиях интенсивно меняющихся интересов и потребностей современных школьников учителю необходимо модернизировать традиционные методы обучения и воспитания.

Внутренний имидж (личностные особенности человека). Это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Ценности – образцы ориентации сознания и поведения личности. Ценности, носителем и транслятором которых является педагог, играют существенную роль в воспитании обучающихся.

Мотивы педагогической деятельности – это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. Как правило, выделяют мотивы материальные, мотивы долженствования и самореализации. От того, какой мотив для учителя является ведущим, зависит стиль его профессиональной деятельности.

Личностные качества педагога – врожденные или приобретенные особенности его характера. Поскольку особенностью взаимодействия учителя с обучающимися является непрерывность данного процесса, становятся особенно важными истинные качества, чувства и эмоции педагога.

Все структурные элементы имиджа взаимосвязаны и представляют собой систему. Несоответствие внутреннего и внешнего имиджа ведет к потере индивидуальности педагога. Важно, чтобы проектируемый имидж не только соответствовал социальным нормам, но и органично встраивался в структуру личности педагога.


§2.2 Мнение целевой аудитории

На основании анкетирования (см. приложение 2), проведенного мною в группе ш-22 Ейского полипрофильного колледжа, были получены следующие результаты, представленные в приложении 3:

100% студентов считают, что внешний вид преподавателя имеет значение при завоевании авторитета учеников, при этом большинство опрошенных, в размере 79% от общего числа учащихся, отметили, что пол и возраст педагога не играют никакой роли в образовательном процессе.

Среди качеств преподавателя наибольшее предпочтение, практически в равной степени, отдается профессиональным и коммуникативным навыкам. Как видно из диаграммы (смотреть с. 22, приложение 3), личные и интеллектуальные навыки отходят на второй план. Однако примечательно, что в следующем вопросе “Каких качеств не хватает современному учителю?” лишь 2 человека отметили среди вариантов профессиональное знание предмета, из чего можно сделать вывод, что коммуникативные качества в приоритете у целевой аудитории.

Важно заметить, что с взрослением отношение опрошенных к учителю либо не изменялось, либо улучшалось. В целом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что отношение общества к преподавателям в большинстве своем положительное, с редкими исключениями. Более того, абсолютное большинство отметило, что они сами стали лучше благодаря учителям.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что имидж преподавателя, будь то внешний, процессуальный или внутренний, несомненно важен для учеников. И в разной степени, но влияет на качество образовательного процесса.







§2.3 Функциональная роль имиджа педагога

Как писал советский и российский психолог, А.А. Бодалев. «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Несомненно, внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. Вместе с тем и родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы.

В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа выделяют духовность, нравственность, а его основой считаются деловые и лидерские качества, умение разрешать конфликты, устанавливать партнёрские отношения, коммуникативные способности, убедительность, адаптивность, оптимизм, доброжелательность. Особенности профессионального имиджа в том, чтобы уметь гармонизировать интересы организации и сотрудников, быть принципиальным, внимательным к нуждам и запросам людей, быть безупречным, порядочным, надёжным, честным, благородным, дисциплинированным и пр.

Публичные профессии, в том числе и профессия педагога, связаны с авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется имиджем. Особенно это полезно учителям, у кого общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности.

Имидж педагога рассматривается нами как важный аспект его профессионализма и средство влияния. Он раскрывается в двух планах: во-первых, с точки зрения требований к учителю со стороны общества; во-вторых, с позиций учителя - каким он стремится представить себя детям, что он хочет о себе заявить обществу.

Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, являются: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность. Психологически грамотное восприятие учителем ученика поможет установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие.

Есть несколько причин, показывающих, что личный имидж является важной составляющей для роста карьеры педагога:

  • имидж влияет на тех, кто принимает решения в вопросах профессионального роста;

  • мы верим тому, что видим;

  • мы все часто принимаем решения на основе первого впечатления;

  • мы все действуем как послы своей профессии или организации;

По мнению многих педагогов и психологов, имидж педагога отличается от имиджа представителей других профессий в основополагающей функции: способствовать обеспечению высокого качества обучения и воспитания. В этом смысле имидж учителя рассматривается как важная составляющая его педагогической техники. Эффективность образовательных технологий невозможна без овладения искусством педагогической техники, без искусства учителя, проявляющегося во взаимодействии с учениками, предъявлении и принятии учебных задач и заданий, использовании средств обучения, ежеминутного владения ситуацией урока.

Глава 3. Создание положительного имиджа педагога §3.1 Проектирование имиджа

Имея общее представление о том, что есть имидж, и какова его роль в профессиональной деятельности современного педагога, а также об особенностях формирования общественного мнения, перейдем к рассмотрению технологического аспекта проектирования имиджа.

Для того чтобы формируемый имидж был органичен для его носителя, а также понятен и актуален для окружающих, необходимо продумать его психологическую основу.

Представленная ниже технология может быть применима для проектирования имиджа представителей различных профессий, мы же проанализируем каждый её элемент применительно к профессии педагога.

  1. Создание Я-концепции (ответ на вопрос: «кто я?», «каковы мои отличительные особенности?»).

На данном этапе необходимо сформулировать стратегическую цель своей профессиональной деятельности, уяснить свои профессиональные функции. Эти элементы необходимо соотнести с объективными требованиями, установленными в нормативно-правовых документах (273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция развития образования в России» в действующей редакции, профессиональный стандарт «Педагог» и др.).

Кроме того, важно сформулировать свои личностные достоинства: внутренние (ценности, профессионально-значимые качества личности, темперамент, характер, увлечения, скрытые мотивы); внешние (визуальная привлекательность, особенности голоса, мимики и жестов).

Немаловажную роль на данном этапе играет оценка ресурсов для построения имиджа (материальные, финансовые, временные, интеллектуальные и пр.).


  1. Изучение предпочтений целевой аудитории.

Целевую аудиторию педагога представляют, в первую очередь, обучающиеся, их родителя, а также коллеги и представители организаций-партнеров.

Для определения предпочтений целевой аудитории нужно:

• Назвать и описать целевые группы, с которыми взаимодействует носитель имиджа (возраст, пол, род деятельности, национальные и религиозные особенности, социальный и материальный статус, географическое положение, уровень образования, состав семьи, линия взаимосвязи целевой аудитории и носителя имиджа; степень зависимости целевой аудитории от деятельности носителя имиджа).

• Сформулировать их ожидания. Опираясь на результаты социологических исследований, СМИ и опыт собственного взаимодействия с учениками, их родителями, коллегами и др.

• Сформулировать их текущее отношение к носителю имиджа. Педагог должен осознавать, какое впечатление он производит в глазах целевой аудитории, учитывая сложившиеся в обществе стереотипы. Например, молодой педагог, скорее всего, будет вызывать недоверие со стороны родителей. В то же время, ученики зачастую воспринимают молодого педагога как друга, здесь важно утвердить свои авторитет и не допустить фамильярности, сохранив при этом доверительную атмосферу в классе.

  1. Оценка контекста своей деятельности (в каких условиях будет функционировать носитель имиджа).

От того, где находится образовательная организация (в мегаполисе, маленьком городке или сельском поселении), какой статус она имеет (общеобразовательная школа, гимназия, лицей и пр.), социального портрета учеников и многих других обстоятельств во многом зависит проектируемый имидж педагога. Кроме перечисленных факторов необходимо оценить следующие факторы:

• Виды деятельности, которые должен осуществлять носитель имиджа (преподавание определенного предмета, классное руководство, административные функции и т.д.).

• Структуры и организации, с которыми взаимодействует носитель имиджа.

• Нормативные требования к занимаемой должности (прописанные в профессиональном стандарте «Педагог», а также в должностной инструкции).

• Экономическую и политическую обстановку в мире, стране, регионе и их влияние на развитие профессии.

  1. Создание сообщения-информации о личности.

Соотнеся свои цели, ожидания целевой аудитории, собственные качества нужно сформулировать выигрышные особенности своего имиджа.

• Сформулировать кредо, девиз своей деятельности, в соответствии с которым педагог должен совершать любые действия в рамках своей профессиональной деятельности.

• Сформулировать табу (в первую очередь, запреты на нарушения морально-нравственных норм). Например, педагогу не позволительно повышать голос на ребенка, применять физическую силу и т.д.

• Разработать программу саморазвития. Постоянная работа над собой, контроль своих действий и мыслей необходимы педагогу для качественного выполнения его функций. Только сильная личность способна завоевать авторитет в глазах ребенка.

§3.2 Продукт проектной деятельности

Результатом проектной деятельности на тему "Имидж современного педагога" стал продукт, представленный в приложении 1.

Учитель выполнен в светлых тонах, этим я хотела указать на яркость образа преподавателя, который занимает одно их важнейших мест в жизни его подопечных, выделяясь среди прочих образов и воспоминаний.

Педагог изображён в опрятной одежде, исполненной в классическом стиле. Лицо учителя сияет улыбкой, ухоженно, не содержит лишнего макияжа. Все эти элементы крайне важны в формировании внешнего имиджа.

В окружении учителя мы можем заметить баннеры, содержащие информацию об имидже современного учителя. Они выполнены в стиле газетных заголовков, так они более доступны и понятны для восприятия.

В своей поделке я постаралась изобразить все аспекты преподавательского имиджа, как внешние, так и внутренние.



Заключение

На основе изученной литературы подведём итог: имидж учителя включает в себя индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. В процессе построения имиджа существенное влияние оказывает общество, которое порождает требования к профессиональному имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

Формирование имиджа педагога должно осуществляться через формирование Я-концепции как способа поведения и оценки его самого себя самим. Я-концепция – комплекс форм поведения, система отношений человека к себе. Сформированная позитивная Я-концепция повышает результативность профессиональной деятельности учителя, обеспечивает формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважении со стороны учителя.

В результате позитивного отношения со стороны педагога происходит рост самооценки школьника, раскрывается его творческий потенциал, а убежденность школьника в собственной ценности дает ему возможность более полно реализовать себя. Для плодотворной деятельности в направлении сотрудничества учителя с учениками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал у учеников. Все это вместе составляет имидж учителя.

Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование.

Список литературы
  1. Левитина, С. М. "Имидж педагога" – URL: https://multiurok.ru/files/imidzh-pedagoga-1.html?ysclid=ln8yvkzwet868665797 – Дата публикации: 14.04.2019. (Дата обращения: 02.10.2023)

  2. Опфер, Евгения Анатольевна. Имидж современного педагога: учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование» / Е.А. Опфер; М-во образования и науки РФ, Волгогр. гос. соц.- пед. ун-т. – Волгоград: Принт, 2017. – 84 с. ISBN 978-5-94424-271-6

  3. "История педагогики: эволюция образа учителя в различных эпохах" – URL: https://nauchniestati.ru/spravka/obraz-uchitelya-v-istorii-pedagogiki/ – Дата обращения: 02.10.2023

  4. Электронный ресурс. "Имидж современного педагога
    (Библиофонд)" – URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=606525 – Дата обращения: 02.10.2023

  5. Электронный ресурс. "Основные этапы формирования имиджа педагога (studfile.net)" – URL: https://studfile.net/preview/5749631/page:3/ – Дата обращения: 02.10.2023

  6. Якимова, Ю. А. Формирование позитивного имиджа современного педагога: выпускная квалификационная работа / Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО / «Уральский государственный педагогический университет» - Екатеринбург, 2018 г.

Приложение 1



Приложение 2

1. Имеет ли значение, по Вашему мнению, внешний вид учителя для завоевания авторитета у учеников?

А) да

Б) нет

2. Имеет ли значение для образовательного процесса пол и возраст учителя?

А) да

Б) нет

3. Какие качества должны преобладать у современного учителя? (не более двух вариантов).

А) профессиональные

Б) коммуникативные

В) личностные

Г) интеллектуальные

4. Каких качеств не хватает современному учителю (не более двух вариантов)?

А) доброты

Б) взаимопонимания с учениками

В) профессионального знания предмета

Г) юмора

Д) терпения

Е) строгости



5. Изменялось ли Ваше отношение к учителю по мере взросления?

А) изменялось в лучшую сторону.

Б) изменялось в худшую сторону

В) не изменялось.

6. На что Вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс (не более двух вариантов)?

А) на то, во что он одет

Б) на прическу

В) на настроение

Г) на макияж

7. Случалось ли у Вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?

А) постоянно происходит

Б) один раз было

В) такого никогда не было.

8. Есть ли в Вашей жизни учитель, благодаря которому Вы стали лучше?

А) да

Б) нет

В) я об этом не задумывался.

9. Какими качествами учитель не должен обладать?

А) грубость

Б) равнодушие к ученикам

В) деление учеников на «любимчиков» и остальных учеников.

Г) ни одним из этих качеств.





Приложение 3