Председателю Республиканской экспертной комиссии по грантовой поддержке профессионального роста учителей общеобразовательных организаций Республики Татарстан
Проект, направленный на развитие олимпиадного движения в Тукаевском муниципальном районе в 2018 году
учителя русского языка и литературы МБОУ «Кузкеевская СОШ»
Участники:
Специалисты управления образования, специалисты центра научно-методического обеспечения, руководители и заместители директора ОУ, учреждения дополнительного образования, педагоги, в том числе педагоги дополнительного образования, дети, родители.
Актуальность проекта:
Россия всегда славилась талантами, однако инновационная экономика требует все новых и новых идей, выхода за стандартные рамки, оригинальных решений. Факты говорят о том, что сегодня наша страна не может похвалиться первыми местами в научных, спортивных, культурных открытиях и достижениях человечества. Решающую роль в становлении нового поколения людей с инновационным типом мышления и поведения играет система образования.
На территории Тукаевского муниципального района сложилась традиционная система работы с одаренными детьми. Однако уже в течение многих лет ученики наших школ не попадают на первые строчки всероссийских олимпиад. Только на республиканских олимпиадах по русскому языку, литературе, татарскому языку занимают призовые места, при этом готовит один и тот же педагог. В течение многих лет на всероссийском уровне у нас нет даже участника. Очевидно, что используемые формы и методы работы в современных условиях не дают гарантированного результата.
Приведенные доводы стали основанием для принятия решения о разработке проекта, который с учетом сложившихся традиций и современных средств позволил бы вывести систему образования муниципалитета по данному направлению на иной качественный уровень. Проект «Интеллект» должен стать основным документом, определяющим стратегию развития деятельности по выявлению, развитию и поддержке одарённых детей в Тукаевском муниципальном районе.
Проблемный анализ ситуации:
Работа с одаренными детьми в Тукаевском муниципальном районе всегда являлась частью программы развития образования. С каждым годом увеличивается сеть кружков, работающих на базе школ от учреждений дополнительного образования. Анализ показал, что каждое ОУ организует определенную работу по подготовке к олимпиадам, по выявлению одарённых детей. Однако данная работа не носит системного характера. Педагоги слабо владеют специальными технологиями развития одаренности. В ОУ нет тьюторов, тренеров, менторов по работе с одаренными детьми.
Достаточно активно включены дети в проектную и исследовательскую деятельность. На муниципальном конкурсе детских проектов количество участников ежегодно увеличивается. Но основной формой работы НОУ остается исследование лингвистического характера. Практическую направленность, пользу для изменения конкретной, реальной ситуации в нашем районе носят, пожалуй, только работы, связанные с экологией.
Помимо проблем перечисленных выше, остаются проблемы слабого взаимодействия с родителями в вопросах поддержки и сопровождения одаренных детей, отсутствие информационной базы сопровождения одаренных детей в районе и ряд других.
Проблемы:
Работа по выявлению и поддержке одаренных детей не носит системного характера.
Недостаточно эффективно выстроена работа по интеллектуальному и техническому направлениям.
Педагоги слабо владеют специальными технологиями развития детской одаренности.
Имеющаяся система мотивационных мероприятий для одаренных детей недостаточно эффективна.
Отсутствует информационное сопровождение работы с одаренными детьми.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в том, что изменение имеющейся на территории системы работы с одаренными детьми будет проходить в два этапа:
Создание идеальной модели, которая включила бы в себя максимум современных средств и способов работы с одаренными детьми.
Данная модель будет служить ориентиром (отправной точкой) для обсуждения при принятии муниципальной программы работы с одаренными детьми в будущем.
Реализация модели с учетом современных требований.
Цель проекта: Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение технологии управления системой работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях района.
Задачи проекта:
-Развитие и адресная поддержка одаренных детей в различных областях интеллектуальной деятельности;
-Создание системы межотраслевого взаимодействия по организации работы с одаренными детьми и привлечения профессорско-преподавательских кадров ВУЗов;
-Поддержка одаренных учащихся и педагогов, работающих с одаренными детьми на уровне района, введение системы поощрения их достижений;
-Внедрение инновационного научно-методического обеспечения процесса обучения одаренных детей;
-Развитие кадрового потенциала, работающего с интеллектуально - одаренными детьми;
-Обеспечение современных комфортных условий для обучения и развития одаренных детей;
-Создание системы выявления и педагогической поддержки одаренных детей как уникального ресурса развития муниципалитета;
-Увеличение количества победителей и призеров регионального, республиканского федерального этапа Всероссийских предметных олимпиад школьников и научно-практических конференций.
Ожидаемые результаты проекта:
- Создание муниципальной модели работы с одаренными детьми, отвечающая требованиям времени;
- Формирование системы работы с одаренными учащимися;
- Творческая самореализация выпускника школы;
- Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;
- Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми;
- Разработка и апробация новых образовательных программ для подготовки к олимпиадам по каждому предмету;
- Обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
-Стимулирование мотивации развития способностей;
- Проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
-Увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Концептуальные основы и нормативная база:
- Конвенция ООН “О правах ребенка”;
- Закон РФ “Об образовании”;
- Президентская программа “Дети России”;
- Федеральная программа “Одаренные дети”;
-Образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа»;
-ФГОС;
-Федеральная целевая программа развития образования России на 2015-2020 годы.
-Муниципальное Положение «Одаренные дети»
Формы работы
- Подготовка к олимпиадам;
-Подготовка и участие в интеллектуальных конкурсах;
-Проектно-исследовательская деятельность.
-Количество детей в одной группе – 8 учащихся;
-Количество групп по одному предмету могут быть – 1,2, 3 (6-7, 8-9, 9-11кл.)
-Количество привлеченных детей – 100 человек;
-Количество привлеченных учителей ОУ и преподавателей ВУЗов 30;
-Количество привлеченных методистов по субботам- 4;
-Постоянно действующие группы по субботам (в зависимости от заявки учащихся и их родителей, образовательных организаций);
-Группы, действующие в каникулярное время учащихся (в зависимости от заявки учащихся и их родителей, образовательных организаций);
-Индивидуальная подготовка победителей муниципального этапа предметных олимпиад для участия на региональном этапе.
Организация работы:
I. Подготовка на базе школы:
- со своим учителем 2 раза в неделю.
II. Подготовка на базе муниципальных площадок по субботам 4 раза в месяц:
- с лучшими учителями района 2 раза в месяц;
- с ВУЗовскими преподавателями, учителями республики 2 раза в месяц.
Циклограмма занятий по субботам:
-1 неделя - Районный учитель;
-2 неделя - Районный учитель;
-3 неделя - Приглашенный преподаватель ВУЗа;
-4 неделя - Приглашенный преподаватель ВУЗа;
Занятия на базе муниципальных площадок проходят по циклам в каждую субботу.
Дети обучаются 4 часа в своей школе, обедают, едут на площадку.
Продолжительность занятий:
2 спаренных урока по 80 минут (4 урока)
1 пара - 12.00 - 13.20;
Кофе-брейк
II пара - 13.40 - 15.00.
Финансирование.
Финансирование из средств бюджета района и средства общественных организаций.
Общие расходы:
-Оплата преподавателям ВУЗов ведущим занятия;
-Оплата руководителям групп (учителя района) ведущим занятия
-Стимулирование педагогических кадров, работающих с одаренными детьми и имеющие достижения;
-Поощрительные меры одаренных детей с целью повышения мотивации к обучению и росту своих достижений.
Транспортные расходы:
-Подвоз учащихся из образовательных учреждений до площадок и обратно;
-Подвоз преподавателей ВУЗов из г. Набережные Челны и г. Елабуги;
-Организация выездов учащихся для работы на базе ВУЗов г. Казани, г. Елабуги.
Дорожная карта
мероприятия | уровень | комиссии |
апрель |
Разработка и корректировка комплексной программы. | муниципальный | Комиссия по работе с одарёнными детьми |
Разработка и апробация новых образовательных программ для подготовки к олимпиадам по каждому предмету | муниципальный | Предметные комиссии |
Разработка программ развития одаренности и приведение их в единую систему с муниципальной. | школьный | Комиссии школьных методических объединений |
Выявление интеллектуально одарённых учащихся через: -наблюдения в ходе уроков, -организацию исследовательской, кружковой работы, -проведение внеклассных мероприятий по предмету, -оценку способностей учащихся и анализ их успеваемости по смежным предметам | школьный | Комиссия по работе с одарёнными детьми |
Тренинговые занятия с учащимися 9,11 классов по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. | муниципальный | Экспертные комиссии по подготовке к ОГЭ, ЕГЭ. |
| май | |
Проведение диагностики учащихся 7-10 классов по выявлению интеллектуально одарённых детей | муниципальный | Комиссия по работе с одарёнными детьми |
Сформировать банк данных диагностических материалов по выявлению интеллектуально одарённых детей | муниципальный | Комиссия по работе с одарёнными детьми |
Закрепление ответственных педагогов за подготовку учащихся к Всероссийской предметной олимпиаде школьников | муниципальный | Специалисты управления образования |
Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет. | муниципальный | Экспертный совет РМО |
Участие школьников в отборочном туре Международной олимпиады по русскому языку для национальных школ. | республиканский | Комиссия по проверке олимпиадных работ школьников |
Изучение опыта работы педагогов-предметников республики, других регионов по подготовке к олимпиадам | республиканский | Комиссии по проверке республиканских олимпиадных работ |
II республиканский творческий конкурс детских коллективов «В созвездии А.С. Пушкина и Г. Тукая» среди обучающихся 1-11 классов | муниципальный | Комиссия по проверке творческих работ |
| Июнь, июль | |
Изучение мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, об особенностях личностного развития их ребёнка | муниципальный | Психолого-педагогическая комиссия |
Разработка совместных предметных программ учителями района и преподавателями ВУЗов по подготовке учащихся к олимпиадам. | муниципальный | Экспертная комиссия РМО |
Организация работу профильных лагерей для одарённых детей | муниципальный | Комиссия по работе с одарёнными детьми |
Конкурс эссе «Юный правозащитник» (до 10.06.2018). | муниципальный (лучшие работы на всероссийский тур) | Конкурсная комиссия |
Подготовка и проведение командной олимпиады по математике «Домино» для учащихся 5-6 классов. | муниципальный | Конкурсная комиссия |
. | август | |
Представление, анализ индивидуальных планов работы учителей-предметников по подготовке учащихся к предметной олимпиаде. | муниципальный | Экспертная комиссия РМО |
Составление и подписание соглашений с НГПУ г.Наб. Челны и филиалом КФУ г. Елабуга о взаимодействии по реализации проекта. | муниципальный | Специалисты управления образования |
| сентябрь | |
Проведение «Интеллект марафона» | муниципальный | Конкурсная комиссия |
Создать банк олимпиадных заданий по каждому предмету | муниципальный | Комиссии по проверке олимпиадных работ |
Создать условия для работы в ресурсном центре с выходом в интернет для участия в дистанционных олимпиадах. | муниципальный | Предметные комиссии РМО |
Диагностика: для учащихся «Круг моих интересов» для учителей «Оценка степени вовлеченности в предметную область» для родителей «Горизонты развития моего ребёнка» Составление диагностических карт | муниципальный | Психолого-педагогическая комиссия |
| Октябрь | |
Проработка теоретических разделов олимпиадных материалов | муниципальный | Комиссии по проверке олимпиадных работ |
Проведение школьного тура предметных олимпиад | школьный | Комиссии по проверке олимпиадных работ | |
Участие учителей в олимпиадах различных уровней | республиканский | Аттестационные комиссии | |
Разворачивание процедур мониторинга качества олимпиадной подготовки учащихся. | Муниципальный | Группа экспертов, прошедших повышение квалификации в рамках данного проекта | |
Внешнее партнёрство с преподавателями ВУЗов (КФУ, КНИТУ, НГПУ). | республиканский | Учреждения дополнительного образования | |
| ноябрь | | |
Конкурс знатоков литературы | муниципальный | Конкурсная комиссия | |
Тренинг – помощь мотивированным учителям в подготовке школьников к олимпиаде | республиканский | Члены республиканской комиссии по проверке олимпиадных работ | |
Проведение муниципальных этапов олимпиад | муниципальный | Комиссии по проверке олимпиадных работ | |
| декабрь | | |
Проведение муниципальных этапов олимпиад | муниципальный | Комиссии по проверке олимпиадных работ | |
Проведение научно-практической ученической конференции | муниципальный | Комиссия по проверке научно-исследовательских работ | |
Анализ результатов участия интеллектуально одарённых учащихся в школьных, муниципальных турах всероссийских предметных олимпиад. | муниципальный | Методические комиссии | |
Создать рейтинг учителей (методобъединений) по результатам муниципального этапа олимпиад | муниципальный | Аттестационная комиссия | |
Организация обмена опытом работы, проведение семинаров с целью сравнительного анализа школьных, муниципальных этапов ВСОШ, встреч с авторами олимпиадных задач в рамках курсов повышения квалификации. | муниципальный республиканский | Методические комиссии. | |
Стажировочная деятельность:
мероприятия | уровень | количество часов | Семинар по теме «Основные требования к организации внеурочной деятельности учащихся в рамках введения профессионального стандарта педагога». | муниципальный | 2 часа | Деятельность по накоплению образовательных ресурсов и их диссеминации: формирование банка инновационного педагогического опыта по тематическому направлению; подготовка информационно- аналитических материалов по экспертной деятельности ; обзорная само экспертиза методических материалов педагогических кадров; | республиканский | в течение года | Стажировка «Модель организации внеурочной деятельности с привлечением социальных партнеров на примере МБОУ «Лицей №78 им. А.С.Пушкина» города Набережные Челны». | региональный | 4 часа | Семинар для учителей - экспертов «Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности школьников». | региональный (НГПУ) | 4 часа | Республиканский семинар-совещание с участием председателей предметно-методических комиссий муниципальных образований РТ: «Итоги республиканской и всероссийской олимпиад школьников 2017/2018 учебного года и перспективы развития олимпиадного движения в 2018/2019 учебном году». | республиканский (Республиканский олимпиадный центр) | 6 часов | |
Критерии эффективности:
Будем считать условия достаточными, если будет наблюдаться положительная динамика результативности участия в школьном и муниципальном этапах ВОШ, если будет сформирована мотивация учителя и ученика на работу по подготовке к олимпиадам.