Открытый урок: «Наш восточный сосед – Япония»
(Защита проектов)
Цель и задача:
- Создать у учащихся представление о культуре, искусстве, обычаях, просвещении Японии.
- Умение использовать в своей работе дополнительной литературы и другие источники информации, выступать перед аудиторией.
Учитель:
По соседству с нами есть маленькая, но удивительная страна. Страна, в которой люди наперекор природе, не давшей им в достатке ни полезных ископаемых, ни земли, достигли таких экономических высот, что многие живущие на нашей планете могли бы позавидовать им.
В чём же секрет? Может в том, что каждый живущий в этой стране любит её, может это любовь ко всему красивому, что дала природа – мать.
Для нас, русских, Япония представляется страной далёкой и загадочной, сами же японцы - чуть ли не культурными антиподами: замкнутым, молчаливым, никогда не улыбающимся народом, у которого одна цель - работа. Это страна со своей самобытной культурой и традициями. Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас бок о бок. А кому неизвестна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Япония слывёт одной из самых загадочных и экзотических стран мира.
Взяв себе самое передовое, японцы по - прежнему сохраняют древний уклад жизни. Например, всей страной отправляются весной созерцать цветение сакуры, а осенью – багряные кленовые леса. Японцы не сомневаются, что живут в самой красивой стране, ведь даже солнце предпочитает освещать первой именно её.
На островах, в солёных водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так отличается она.
Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.
Там развивалась культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые –
Не умирало никогда.
Страной восходящего Солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из – за моря здесь Солнце,
За море садится оно.
Япония не похожа ни на одну страну мира. Страна наоборот. Для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
Японская культура, манера поведения в обществе, взаимоотношение в семье поражают своим постоянством в современном мире, где традиции поколений уходят в прошлое и имеют тысячелетнюю историю.
Главное для японца – это семья, дом. Японский дом настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища, то ли японский дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нём живёт.
Поэтому, при выборе вами тем проектов за основу я предложила вам использовать концепцию ДОМА, традиции и обычаи, связанные с домом. Порядок представления работ:
1. Японский дом. Дёмин Саша
2. Искусство Японии. Полякова Настя
3. Национальная одежда. Орлова Наташа
4. Просмотр видеофрагмента – «Красоты Японии».
5. Чайная церемония. Кузюткина Валя
6. Традиции Японии. Боровикова Аня
7. Просвещение Японии. Лебедев Лёша
8. Литература Японии. Ковалёва Кристина, Вика
9. Видеофрагмент «Когда цветёт сакура».
Учитель:
На следующем уроке мы посмотрим работы, которые подготовили:
Лобазова Лера – «Достопримечательности Японии»
Шишко Валентин – «Единоборства»
Бояров Влад – «Особенности японской музыки»
Мастер – класс с выставки в особняке Румянцева в Санкт – Петербурге художника – сенсея «Картины из бумаги».
Мы сегодня говорили об удивительной стране, где люди наперекор природе не давшей им в достатке территории, плодородных почв, полезных ископаемых, а наградившая грозными стихиями, не испытывают враждебного отношения к ней, напротив стремятся к гармонии.
Каждый человек видит Японию по-своему. И каждый соприкасается с этим необычным миром природы, обогащается, учится новому пониманию красоты.
Япония -- это одна из тех стран, которые до сих пор покрыты каким-то завесом таинственности. В этом она чем-то похожа на Россию. Если по нашим улицам, в представлении иностранного обывателя, бродят медведи в обнимку с мужиками в ушанках, то по японским улицам бродят самураи с длинными мечами и гейши в своём кимоно. Так что, русский с японцем - братья на век.
А с чем у вас ассоциируется Япония?
Домашнее задание: объяснить высказывание – «Есть две страны для сравнения. Это Россия – у которой всё есть и ничего нет, и Япония у которой ничего нет и всё есть»?
Работу представить в любом удобном для вас виде.
Итоги проектной деятельности
Дёмин Александр
Полякова Анастасия
Орлова Наталья – национальная одежда Японии
Видео «Красоты Японии»
Кузюткина Валентина
Боровикова Анна – традиции Японии
Видео «Когда цветёт сакура»
Лебедев Алексей