«Нескучный спорт»
Военно-прикладное физическое воспитание юношей старших классов через внеклассную деятельность.
Беззубова Марина Александровна
учитель физической культуры
Республика Татарстан
г. Набережные Челны
МБОУ «СОШ № 12»
электронная почта: [email protected]
сот.телефон 960-082-02-92
Военно-прикладное физическое воспитание юношей старших классов через внеклассную деятельность.
Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них невозможен ни научно-технический прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях хозяйствования.
Новый физкультурно-спортивный Комплекс «ГТО», являющийся программной и нормативной основой современной системы физического воспитания, призван сыграть важную роль в подготовке всесторонне развитых и физически совершенных людей, активных строителей здорового общества, стойких защитников Родины.
В системе физического воспитания одним из основополагающих принципов является принцип прикладности – связи физической культуры с практической жизнью общества. Данный принцип отражает важнейшую функцию физической культуры – быть фактором подготовки человека к трудовой и оборонной деятельности
На практике это выражается в использовании физической культуры и спорта в формах профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и военно-прикладной физической подготовки (ВПФП).
Реализация принципа оборонной и военно-прикладной направленности физической культуры в образовательном процессе по усвоению ценностей физической культуры, имеет важное социальное значение. Наиболее эффективно этот принцип реализуется при использовании военно-прикладных физических упражнений и в процессе непосредственной военно-прикладной физической подготовки. Военно-прикладная физическая подготовка имеет большое значение при подготовке юношей к военной службе. В силу специфики военной деятельности, военно-прикладное физическое упражнение – важное средство подготовки молодого солдата к нагрузкам в повседневной деятельности, связанной с выполнением обязанностей по защите Отечества.
В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазанье и перелезание, упражнения в метании (на дальность, в цель, по движущемуся предмету) и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении горизонтальных и вертикальных препятствии
различные прыжки, кувырки, специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированных полосах
препятствий, плавание, туризм и др. Их прикладность состоит в том, что многие из них применяются в повседневной жизни. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, двигательно-координационные способности, внимание, память на движения, волевые качества и др.
Прикладность отдельных упражнений достигается усложнением отдельных элементов и упражнений, имеющих профессионально важное значение.Овладевая движениями, имеющими практическое значение для жизни, занимающиеся приобретают умение рационально и полноценно проявлять свои физические способности, познают закономерности движений своего тела.
В средней образовательной школе № 12 учителя физической культуры уделяют большое внимание военно-спортивной подготовке юношей старших классов. Поддерживают традиции и ежегодно проводят военно-спортивную игру « Марш-бросок» в период военно - полевых сборов, входящих в раздел образовательной программы юношей старших классов.
Положение
о проведении военно-спортивной игры
«Марш-бросок».
1. Цель:
-подготовка школьников к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.
2. Задачи:
- совершенствование умений и навыков, необходимых на военной службе.
-повышение функциональной устойчивости организма юношей к необходимым и экстремальным условиям.
-привлечение школьников к здоровому образу жизни, занятиям военно-прикладными видами спорта
3. Сроки и место проведения:
Соревнования проводятся 22 мая 2014 года на спортивной площадке средней общеобразовательной школы №12.
Начало соревнований в 11.00 часов. Регистрация участников за 15 минут до начала соревнований.
4. Участники соревнований:
Соревнования командные ( могут быть личные). Состав команды 8 человек. Команда должна иметь отличительные знаки.
К соревнованиям допускаются учащиеся ( юноши) старших классов, имеющие медицинский допуск и соответствующую физическую подготовку.
Каждый участник допускается к старту в спортивной форме и обуви.
5. Программа соревнований.
- торжественное открытие соревнований.
- каждый участник соревнований должны преодолеть дистанцию 1000м .(дистанция содержит 11 этапов. Схема 1). Старт общий для всей команды.
-подведение итогов и награждение победителей и призеров соревнований.
Основные этапы игры:
1.Бег по пересеченной местности 200м.
2. «Паутина»
3. «Шкуродер».
4. «Перенос раненого».
5. «Лабиринт».
6.Преодоление препятствия.
7. «Блиндаж».
8. «Болото».
9. «Рукоход».
10. «Тарзанка».
11.Бег по пересеченной местности 100м.
Примечание: Схема дистанции прилагается. За каждое нарушение на этапе добавляется 5 секунд штрафного времени к общему времени прохождения дистанции.
6.Судейская коллегия:
-Судейство соревнований возлагается на МО учителей физической культуры.
-главный судья соревнований учитель физической культуры Беззубова М.А.
-главный секретарь учитель физической культуры.
-судейство на этапах осуществляют учащиеся, освобожденные от уроков физической культуры по состоянию здоровья
7.Определение победителей:
Победители и призеры соревнований в командном зачете определяются по наилучшему времени преодоления командой всей дистанции. Время фиксируется по последнему участнику команды на финише. В личном зачете победитель определяется по лучшему времени преодоления полосы. Победители и призеры соревнований в командном зачете награждаются грамотами и призами.
8.Финансирование.
Финансирование соревнований (приобретение призов и грамот для победителей и призеров) возлагается на администрацию.
Ход мероприятия.
1.Участники военно-спортивной игры «Марш-бросок» строятся перед центральным входом в школу (звучит марш).
2.Поздравительное слово заместителя директора школы по УВР.
3.Открытие военно-спортивной игры. Выступление ответственного руководителя школы по военно-полевым сборам.
4.Сдача рапорта командиров команд.
Все участники произносят кодекс чести:
Участник военно-спортивной игры «Марш-бросок»
- Корректен и вежлив с любым участником игры, а в случаях нарушения правил приносит извинения пострадавшей стороне.
- Не ведет грубую игру и не создаёт угрозы для жизни и здоровья себе и другим участникам игры
- Не употребляет нецензурных выражений.
- Готов в любую минуту прийти на помощь другим участникам игры в случае возникновения угрозы жизни и здоровья
- Выполняет правила сам и пресекает у других неподчинение правилам игры.
- Помнит, что чем более он опытен в игре, тем больше ответственности лежит на нем за выполнение принципов и правил игры, кодекса чести.
5.Изучение командами схемы игры.
Основные этапы игры:
1э. Бег по пересеченной местности 200м.
2э. «Паутина». Каждый участник перешагивает через веревки, натянутые паутиной. Высота паутины 0,5м
3э. «Шкуродер». Каждый участник пролезает через узкую створку между двумя деревьями.
4э. «Перенос раненого». Четверо участников одной команды берут носилки (заранее подготовить), укладывают «пострадавших» правильно (головой вперед) и переносят их на определённую дистанцию.
5э. «Лабиринт». Все участники команды проходят лабиринт змейкой, строго взявшись за руки.
6э.Преодоление препятствия. Все участники должны перелезть через препятствие сверху.
7э. «Блиндаж». Необходимо проползти по пластунски под натянутой сеткой (длина 5 метров высота 50см
8э. «Болото». Разложенные на этапе металлические обручи в шахматном порядке преодолевают прыжками по всей длине.
9э. «Рукоход». Пройти на руках по горизонтальной лестнице не касаясь ногами земли.
10э. «Тарзанка». Преодолеть расстояние 3м., раскачиваясь на канате Отмеренное расстояние не касаться ногами. Границы отмерены флажками.
11э.Бег по пересеченной местности 100м.
6.Начало соревнований.
7. Подведение итогов.
8. Награждение победителей.
9.Фотографирование на память всех участников соревнований.
Реализация программного материала по военно-прикладной физической подготовке осуществляется на уроках и внеклассных спортивно-массовых мероприятиях, а также в процессе самостоятельных тренировочных занятий по заданию учителя.
При этом необходимо максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на занятиях будет использоваться.
Схема 1. Дистанция военно-спортивной игры «Марш-бросок».
Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /
Ю.К. Бабанский – М.; Просвещение, 1982.- 192с.
2. .Бака М.М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи/ М.М.Бака. Учебно-методическое пособие- М.; Советсткий спорт,
2004.-280с.
3. Климов В.А. Развивающийся человек в развивающемся мире /
В.А.Климов-М.; Просвещение,1980.-63,64с.
4.Чистякова С.Н. Профессиональное ориентирование школьников / С.Н.Чистякова – М.; Просвещение,1980.- 142с.