Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Тема: «Определение качества мёда»
Автор проекта:
Константинова Алла, обучающаяся 8 «Б» класса
Руководитель: учитель
географии Хамитова И.В.
г. Троицк Челябинская область
2024
Содержание
Введение 3 Свойства мёда, его виды 4 Методика исследования мёда 6 Экспериментальная часть. Определение натуральности мёда 7 4. Памятка по определению качества мёда 8 Заключение 9 Источники информации 10 Приложения 11 | |
| |
| |
Введение
В этом году мы с классом сходили на мастер-класс в ЮУрГАУ по определению качества мёда, после чего я захотела повторить увиденные опыты с домашним мёдом (Приложение 1). Ещё совсем недавно мой папа занимался пчеловодством, теперь этим занимается мой дядя. Мёд очень вкусный, мама даёт нам его как лекарство при простудных заболеваниях.
Цель проекта: расширить знания о натуральном мёде.
Задачи:
- изучить свойства мёда;
- узнать способы подделки мёда;
- научиться определять натуральность мёда в домашних условиях.
Объект: мёд.
Предмет: качество мёда.
Методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ, обобщение.
Гипотеза: я предполагаю, что в домашних условиях можно определить качество мёда.
Практическая значимость: результаты моей работы будут интересны всем, кому мёд по вкусу.
Продуктом будет памятка по определению качества мёда.
Свойства мёда, его виды
До появления человека на планете пчелы жили уже около 60 миллионов лет. Со своего появления человек стремился добыть мёд. Люди использовали дикий мёд в качестве сладкого лакомства. Он служил продуктом, лекарством, косметическим средством. Изначально люди собирали дикий продукт, в Башкирии до сих пор занимаются бортничеством, а около 5 миллионов лет назад удалось одомашнить пчёл. «Золотой лекарь», «жидкое золото» называли этот продукт. В нашей стране до 1917 года мёд являлся официальным лекарством и продавался в аптеках.
Мёд – сладкое вязкое и ароматное вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений. Медоносные пчелы вырабатывают его, чтобы кормиться во время долгой зимы. За летний сезон одна пчелиная семья собирает до 150 кг меда. В составе мёда более 300 веществ: углеводы, органические кислоты, соли, протеины, аминокислоты, витамины. По некоторым свойствам мед напоминает плазму крови человека. В нем найдено 37 важных для организма человека элемента – больше, чем в самых популярных витаминно-минеральных комплексах. Но чтобы все это пошло нам на пользу, мед нужно уметь выбирать, хранить и правильно употреблять.
Сотовый мёд — мёд, не извлечённый из восковых сотов, продаётся рамками или небольшими прямоугольными вырезками. Жидкий мёд — нормальное состояние свежего мёда после откачки из сотов. Жидкий мёд имеет разную степень густоты. Вязкость мёда зависит от содержания в нём воды и отчасти от температуры окружающего воздуха. Закристаллизовавшийся мёд образуется естественным путём из жидкого мёда при перепадах температуры.
Фальсифицированный мёд – это мёд, полученный изменением вида или свойств качественного мёда с корыстной целью. Фальсификация мёда может проводиться: при самом производстве мёда на пасеке (скармливание пчёлам сахарного сиропа, подкормка пчёл старым мёдом, выкачка незрелого мёда, то есть до запечатывания сот пчёлами); после передачи полноценного продукта от пасечника другим лицам (разбавление мёда сахарным сиропом, добавка в загустевший мёд мела, крахмала, перегревание при растапливании).
Искусственный мёд производят на фабриках из свекловичного или тростникового сахара, кукурузы, сока арбузов, дыни и других сахаристых веществ. Однако искусственный мёд все же является продуктом питания, но не лечения! Искусственный мед по вкусу и внешнему виду трудно отличить от натурального. Поэтому порой для определения подделки обращаются в исследовательские лаборатории, где после тщательного микроскопического и химического анализа меда определяется его качество и происхождение [2].
Чтобы купить на зиму мёд надо сначала купить небольшое количество и провести несколько несложных опытов в домашних условиях для определения его качества.
Методика исследования мёда
Качество мёда можно определить по внешним признакам: по цвету, вкусу, запаху. Также можно определить на наличие крахмала, мела простыми химическими опытами.
По цвету – каждый сорт меда имеет свою окраску: цветочный мед - светло-желтого цвета, липовый - янтарного, ясеневый - прозрачный, как вода, гречишный имеет разные оттенки коричневого цвета. Чистый без примесей мед, как правило, прозрачен, какого бы цвета он ни был. Мед, имеющий в своем составе добавки, мутноват.
По аромату – настоящий мед отличается душистым ароматом. Мед с примесью сахара не имеет аромата, а его вкус близок к вкусу подслащенной воде.
По вязкости – если опустить в емкость тонкую палочку, то настоящий мед тянется вслед за палочкой длинной непрерывной нитью, а когда эта нить прервется, то она целиком опустится, образуя на поверхности меда башенку, которая затем медленно разойдется. Фальшивый же мед поведет себя, как клей: будет обильно стекать и капать с палочки вниз, образуя брызги.
Настоящий мёд легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке. У фальсифицированного меда структура грубая, при растирании на пальцах остаются комочки.
А с помощью простых опытов в домашних условиях можно определить, не фальсифицирован ли мёд [1].
3. Экспериментальная часть. Определение натуральности мёда
Для проведения эксперимента я взяла три образца. Образец 1- мёд с пасеки моего дяди гречишный, образец 2 – мёд из той же пасеки цветочный, образец 3 – собранный мёд на поле подсолнечников (Приложение 2).
Опыт 1. Определение цвет мёда. Образец №1: карамельный цвет. Образец №2: цвет охры. Образец №3: мёд желтого цвета (Приложение 3).
Опыт 2. Определение аромата мёда. Образец №1: сильный, приятный запах гречихи. Образец №2: слабый запах. Образец №3: слабый запах сахара (Приложение 4).
Опыт 3. Определение вкуса мёда. Образец №1: присутствует горечь. Образец №2: приторный. Образец №3: более приятный для меня, отсутствует горечь (Приложение 5).
Опыт 4. Определение вязкости мёда. Образец №1: однородная густая масса, башенки нет, закристаллизован. Образец №2: башенки нет, закристаллизован. Образец №3: средней вязкости, башенка есть (Приложение 6).
Опыт 5. Определение примесей крахмала. Мёд нужно развести в холодной воде. Натуральный мёд растворяется медленно, он придает воде небольшую мутность, но не должен образовывать осадка, если добавить раствор йода, он не должен посинеть.
Вывод: все образцы медленно растворились с образованием осадка, при добавлении раствора йода вода помутнела, но не приобрела синего оттенка – значит, ни в одном из образцов не присутствует крахмал. Для подтверждения мы капнули йод на картофель, тот сразу посинел (Приложение 7).
Опыт 6. Определение примесей мела.
Мёд нужно развести в холодной воде, капнуть уксусной кислоты. Если раствор вспениться, значит, перед нами фальсификат.
Вывод: вспенивания не было ни в одном образце, значит примесей мела нет. Для проверки выводов в один из образцов мы добавили крошку мела, которая после добавления уксуса образовала сверху пену (Приложение 8).
4. Памятка по определению качества мёда
В результате проведенных опытов образцы прошли все эксперименты успешно, их можно считать качественными, что меня порадовало. Исходя из полученных знаний, мы составили памятку.
Чтобы купить на зиму мёд надо сначала купить небольшое количество и провести несколько несложных опытов в домашних условиях для определения его качества.
Рассмотрите мед по цвету
Почувствуйте аромат мёда.
3. Попробуйте мед на вкус.
4. Зачерпните мед ложкой, прокрутите ее и посмотрите, как он стекает – каплями или вязкой лентой. Если образуется на поверхности меда горка, то это хороший натуральный мёд.
5. Налейте в стаканчик воды и размешайте в нем неполную ложку меда. В полученный раствор добавьте каплю йода. Если появилась синева, то в мёд добавлен крахмал.
6. В водный раствора мёда капните уксусной эссенции. Если раствор «закипит» с выделением углекислого газа, в мёде присутствует мел.
Заключение
Цель проекта выполнена, я расширила знания о натуральном мёде. Для этого изучила свойства мёда, узнала способы подделки мёда, научилась определять натуральность мёда в домашних условиях. Мёд с пасеки моего дяди качественный, не теряет своих свойств даже при хранении несколько лет. Я повторила опыты, показанные мне на экскурсии в ЮУрГАУ, и подтвердила свою гипотезу, что в домашних условиях можно определить качество мёда. Для этого нужно уметь наблюдать, проводить эксперимент, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Практическая значимость: результаты моей работы будут интересны всем, кому мёд по вкусу. Продуктом стала памятка по определению качественного мёда.
Источники информации
1. Мастер-класс по определению качества мёда кандидата сельскохозяйственных наук, доцента кафедры птицеводства ЮУрГАУ Швечихиной Татьяны Юрьевны.
2. https://multiurok.ru Материалы учебного проекта ученицы 11 класса МБОУ «Поспелихинская СОШ №1» Алтайского края Ткач Анастасии Валерьевны «Анализ качества мёда в домашних условиях» (обращение 30.03.2024).
Приложение 1
Экскурсия с классом в ЮУрГАУ
Приложение 2
Образцы для эксперимента.
Образец 1- мёд с пасеки моего дяди гречишный, образец 2 – мёд из той же пасеки цветочный, образец 3 – собранный мёд на поле подсолнечников
Приложение 3
Опыт 1. Определение цвет мёда. Образец №1: карамельный цвет. Образец №2: цвет охры. Образец №3: мёд желтого цвета
Приложение 4
Опыт 2. Определение аромата мёда. Образец №1: сильный, приятный запах гречихи. Образец №2: слабый запах. Образец №3: слабый запах сахара
Приложение 5
Опыт 3. Определение вкуса мёда
Приложение 6
Опыт 4. Определение вязкости мёда. Образец №1: однородная густая масса, башенки нет, закристаллизован. Образец №2: башенки нет, закристаллизован. Образец №3: средней вязкости, башенка есть
Приложение 7
Опыт 5. Определение примесей крахмала
Приложение 8
Опыт 6. Определение примесей мела