Муниципальное казённое дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад №5» г. Пласта
Проект:
"Осень в родном краю"
для детей старшей
группы
Воспитатель: Зорина О.В. 2025 год
Тип проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой. Сроки реализации: сентябрь 2025г. Участники проекта: Воспитатели и дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников. Актуальность проекта: Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности. Одно из определений любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как «активный интерес к окружающему миру, к явлениям, к людям», и задача педагогов развивать это «активный интерес». Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через прямой контакт ребенка с природой. Интересные для наблюдений природные объекты изучать лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель: Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, ее признаках и явлениях. Задачи: • углубить представления об изменениях в природе осенью; • развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; • привлечь внимания к окружающим природным объектам; • развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; • пополнить и обогатить знания детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы»; • расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов, согреваемых в осенний период; • воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Этапы реализации проекта
1. Предварительный. - Выбор темы проекта; - Определение цели и задач проекта; - Составление плана работы; - Изучение методической литературы; - Подготовка оборудования, материалов; - Предварительная работа с родителями. 2. Основной этап (практический). План реализации проекта.
Содержание деятельности по образовательным областям: Познавательное развитие . -НОД «Осенняя прогулка», «Что нам осень принесла», «Осень в лесу», «Перелетные и зимующие птицы» -цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью»; -экскурсия по территории ДОУ( «Деревья и кустарники нашего детского сада», «Ищем приметы осени», «Соберем листья для гербария» и др.); -экспериментальная деятельность с осенними листьями; -экспериментальная деятельность «Красящие и косметические свойства овощей и фруктов» -Инновационная деятельность. Игра « Собери овощи и фрукты»
«Как вести себя у водоёмов поздней осенью?», «Съедобные и несъедобные грибы». Рябиновая веточка. -Настольно – печатные игры: «Времена года» «Кто где живёт?», «С какой ветки детки?», «Что лишнее?» и др.
Социально-коммуникативное развитие. - Сюжетно-ролевые игры : «На прогулке в осеннем лесу», «Овощной магазин», «Магазин цветов», «Семья» - Дидактические игры: «Кто больше знает примет осени?», «Какой сок, варенье?», «Хлопай в ладоши» , «Какая бывает осень?», «Угадай, что где растет?», «Осенние слова», «Найди дерево по описанию», «Найди пару», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?»; - Беседы: «То, что растет живое», «Сколько красок у осени?», «Золотая осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Труд людей осенью» и др.;
Художественно-эстетическое развитие. -Рисование нетрадиционными способами: «Деревья в лесу»(ватными палочками), «Разноцветный лес» (штампование губкой) ; НОД «Осенний лес» (коллективная аппликация) ; -Лепка «Овощи и фрукты для магазина», «Грибная полянка» -Рассматривание репродукций картин: И. С. Остроухов «Золотая осень», И. И. Левитан «Золотая осень», «Поздняя осень» И. Шишкин «Осень», «Осень в лесу» П. М.Гричишкина «Мостик в лесу» -Прослушивание музыкальных произведений: П. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года», песни об осени.
Трудовая деятельность : -Совместное украшение группы к осеннему празднику. -Сбор природного материала на прогулке, семян цветов. -Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. -подготовка клумбы группового участка к зиме. -укрывание корней деревьев опавшей листвой. -Сбор и оформление гербария. Взаимодействие с родителями -Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной» -Папка-передвижка «Осенние месяцы» -Сбор природного материала. -Участие в выставке «Осенние фантазии», предоставление экспонатов для мини-музея «Осень в банке». -разучивание с детьми стихов и изготовление костюмов к утреннику.
Важное место в проекте было отведено реализации здоровье сберегающих технологий:
- разучили и использовали в работе физминутки на осеннюю тематику такие как «Вот и осень наступила», «Осенние цветы», «Ветерок», «За грибами»
- проводили игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Осень», «Осенние листья», «Птицы»
Наблюдение за сезонными изменениями в природе
Беседы:
«Как одеваться осенью,
чтобы не болеть» .
ООД «Золотая осень» (рисование)
Наблюдение за цветником
Наблюдение за перелетными птицами
Пальчиковая гимнастка «Вышел дождик погулять» , «Листочки» ;
физкультминутка «Мы – осенние листочки» , «Ветерок» ;
дыхательная гимнастика «Ветерок» ;
хороводная игра «К нам осень пришла» ;
« Осенняя прогулка», «Что нам осень принесла», «Осень в лесу»,
Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью
Рябиновая веточка.
Рябиновая веточка.
Экспериментальная деятельность с осенними листьями
Настольная игра Грибная полянка»
Настольно игры: «Времена года» «Кто где живёт»?
Рисование нетрадиционными способами: "Деревья в лесу» ватными
палочками.
«Разноцветный лес» (штампование губкой)
Лепка «Овощи и фрукты для магазина»
Инновационная деятельность. Игра « Собери овощи
и фрукты
Инновационная деятельность. Игра « Собери овощи
и фрукты
Консультация для родителей
Оформление гербария .
Трудовая деятельность. Сбор природного материала.