СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Осень золотая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какой бывает осень? Как деревья и растения готовятся к зиме? Что она нам приносит?

Просмотр содержимого документа
«Проект "Осень золотая"»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ, ЧУДЕСНАЯ ПОРА – КРАСКАМИ УКРАСИТ ЗЕМЛЮ ВСЮ ОНА

(для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)


Проблема проекта.

Какой бывает осень? Как деревья и растения готовятся к зиме? Что она нам приносит?


Актуальность проекта.

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что способствует развитию любознательности, интереса к окружающему миру. Изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой, лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, развивающий познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирующий навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.


Цель проекта.

Включение детей в культурные практики, создающие условий для развития у детей любознательности, познавательного, творческого интереса к различным областям знаний, формированию культурных умений в области экологического воспитания.


Задачи проекта:

- углубить представления детей об изменениях в природе происходящих осенью;

- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе;

- стимулировать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе, к исследовательской работе, проведению опытов;

- обогатить словарный запас за счёт слов, обозначающих краски осени;

- поддерживать стремление детей демонстрировать полученные знания в разных видах деятельности в детском саду (изобразительной, продуктивной, театрализованной, игровой);

- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года, бережно относится к ней.

Вид проекта: творчески - информационный.

Тип проекта: групповой.

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Сроки реализации: краткосрочный.


Прогнозируемый результат.

Организация культурных практик детей, способствующих формированию культурных навыков в области экологии:
- углубление знаний об осени, ее признаках и дарах;

- пополнение словарного запаса;

- развитие навыков общения и речи;

- расширение кругозора;

- разнообразит способы сотрудничества;

- развитие художественно-творческих навыков;

Активная, заинтересованная работой в проекте родителей, расширит их компетенции и культурные практики во взаимодействии с детьми и педагогами в развитии у детей универсальных культурных умений эмоционального и положительного отношения к природе, умение видеть прекрасное в разное время года, бережно относится к ней.


Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- художественная литература, плакаты, иллюстрации, картинки-ситуации, фотоматериалы по теме проекта;
- столовая, чайная посуда, мягкие игрушки, большой грузовик, куклы, скатерть, салфетки, кувшин, разные подарки; старинные посуда, вещи, одежда;

- игрушки (овощи, фрукты, сыр, колбаса, курица, салат, хлеб, батон и т.д.);

- настольно-печатные игры;

- инвентарь: швабра, ведро, щетка, тряпочки;
- цветные карандаши, пластилин, гуашь, кисточки, цветная бумага;
- магнитофон, диски.


Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.


Организация деятельности в рамках проекта.

Подготовительный этап:

- формулирование проблемы;

- определение темы, актуальности и цели проекта;

- ознакомление детей и родите6лей с целью и задачами проекта, планом совместной деятельности в проекте;

- сбор, анализ и систематизация информации по данной теме;

- обогащение предметно-игровой среды различными материалами и предметами в соответствии с темой проекта;

- подбор детской художественной литературы, иллюстраций, видеоматериалов и др.;

- разработка технологической карты проекта.

Основной этап:

- проведение с детьми бесед;

- проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр;

- чтение художественной литературы детям;

- рассматривание иллюстраций, плакатов;

-продуктивная деятельность;

- разучивание игр;

- инсценировка и драматизация сказок.

Заключительный этап:
- выставка подделок «Осенняя сказка»;

- развлечение « Уж небо осенью дышало…»;

- осенний праздник.

Технологическая карта проекта

Социально-коммуникативное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик: к.п. коммуникативная,

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п. формирования поведения и отношения

Беседы:

«Какая погода осенью», «Какие овощи мы едим осенью»;

«Какие осенние праздники вы знаете»; «Какие осенние месяца вы знаете», «Труд людей осенью»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Овощной магазин», «Магазин цветов».»Прогулка в осенний лес», «Транспорт» (Едем в лес), «Автобус», «Едем в лес за грибами»

Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «С какого дерева листочек», «Овощи или фрукты», «Узнай на вкус».

Ситуации: «Какие овощи ты видишь на тарелке».

Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику.

Сбор природного материала на прогулке.

Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки.

Сбор гербария.


Познавательное развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п.свободные детской деятельности,

-к.п. коммуникативная.

ОД «Осень».

Наблюдения: «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Как готовятся растения и деревья к зиме?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?», «Сезонные наблюдения».

Беседы: «Здравствуй осень золотая», «Поздняя осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Перелетные птицы», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Жизнь растений осенью», «Что растет на грядке»

Рассказывание сказки «Маша и медведь».

Рассматривание: картинок «Осень», плаката «Деревья, листья,

плоды».

Д/и «Цветы», «Во саду ли, в огороде», лото «Овощи, фрукты, ягоды, грибы», «Фруктовая башня»,«Собери картинку» (фрукты, овощи), «Четвертый лишний»

Рассматривание и беседа по картине И.Шишкина «Сосновый бор», Н.Левитан «Золотая осень», К.Бальмонт «Осень»

Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев.

Ознакомление с природой- экскурсия в осенний парк.


Речевое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п.свободные детской деятельности,

-к.п. коммуникативная.

Дидактические игры: «Правильно или нет?»

Пословицы, поговорки о осени

Чтение: Алябьевой «Модница осень»,

М. Садовский «Осень», Л. Толстой «Дуб и орешник», И. Бунин «Листопад»,

Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?»

Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

Пословицы, поговорки, загадки об осени.

Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», А.Плещеев «Туча небо кроет», Н.Григорьева «Осень», Л.Толстой «Дуб и орешник», М.Садовский «Модница осень», И. Соколов-Микитов «Лес осенью» , И. Блажевич «Кленовые листья», Паустовский К Г «Какие бывают дожди»

Заучивание стихотворения М. Геллер «Осень».


Художественно-эстетическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

-к.п. игрового взаимодействия,

-к.п.свободные детской деятельности,

-к.п.коммуникативная

ОД. Аппликация «Осенний пейзаж»

Конструирование и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строитель), «Башня для Чиполлино» (мелкий строитель), «Овощи и фрукты для магазина» (поролон), «Корзинка для сбора урожая» (оригами), «Золотая осень» (дерево)

Аппликация: «Грибы наших лесов», «Превращение осеннего листочка» (флористика), «Витаминная корзина», «Осеннее дерево» (техника обрывания)

Рисование: «Букет из листьев и колосьев», «Осенний пейзаж», «Осенняя береза», «Консервируем на зиму»,

«Корзинка для сбора урожая»

Лепка: «Хлебобулочные изделия» (из солёного теста), «Ветка рябины», «Лисички в траве», «Овощи и фрукты» (из соленого теста для игры в магазин)

Коллаж «Что можно сделать из муки?»

Коллаж из осенних листьев

Изготовление приглашений на осенний праздник

Работа с трафаретами и шаблонами

Раскрашивание, штрихование

Игр. Упр. «Дорисуй осеннее дерево»

Составление узоров и рисунков из круп

Самостоятельная продуктивная деятельность: « Рисунок для друга на тему осень, «Нарисуй настроение».

Лепка «Конфеты к чаю».

Аппликация «Осень фантазия».

Разучивание песен об осени.

Слушание «Звуки леса», П.И.Чайковский «Октябрь»

Сценка «Урожай»

Разучивание танцев грибочков, с осенними листьями и др.

Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты осень принесла?», «Собирем урожай».


Физическое развитие

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. здорового образа жизни,

-к.п. игрового взаимодействия

-к.п.коммуникативная

Физкультминутка «Листопад».

Подвижные игры: «Осенние листочки», «Ручеек», «Собираем урожай», «Огород у нас в порядке», « Кто скорее соберет», «Автомобили на уборке урожая», «Пирог», «Кто быстее всех найдет свой калач»,«Назвался груздем, полезай в кузовок», «Грибы и грибники», «Осенний наряд», «Осенние бусы».


Взаимодействие с родителями

Культурные практики

Виды

Содержание

Интеграция культурных практик:

-к.п. познания мира и самопознания,

- к.п. формирования поведения и отношения,

-к.п. коммуникативная

Консультация «Как одеть ребенка осенью». «Витамины в саду и на грядке».

Выставка поделок «Краски осени»,

Выставка рисунков «Осень золотая»

Участие в конкурсе детских рисунков «Я и осень».

Сбор природного материала.

Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме.

Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме.

Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес. Рекомендации по организации экскурсии в хлебный магазин.

Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению детских костюмов, декораций для осеннего праздника.

Ширмы «Магия овощей», «Здравствуй, осень».

Участие родителей в посадке кустарников на участке детского сада.

Слушание произведений русских и зарубежных композиторов об осени в условиях семьи.


Распределение деятельности по центрам активности:

  • «Лукоморье» - центр речевого развития: Выставка детской литературы, иллюстраций отображающих разные периоды осени. Пополнить медиатеку – библио-аудио-видеотеку подборками и отснятыми в ходе проекта материалами.

  • «Исследователи» - центр познавательно-исследовательской деятельности: поместить разнообразные материалы и оборудование для экспериментирования, необходимых для знакомства с природой родного края; наглядный и дидактический материал: «Узнай на вкус», «Овощи или фрукты», «С какого дерева листочек», «Правильно или нет?», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний» .

  • «Мастеровые»- центр конструктивной деятельности: поместить природный материал, пластилин, бросовый материал, конструкторы, лего, крупный строитель для постройки: «Овощехранилище», «КамАЗ», «Автобус» (мягкие модули); мастеровой материал для мальчиков.

  • «Айболит» - центр сюжетно-ролевой игры: обогащение атрибутами для организации игр «Школа», «Библиотека», «Семья», «Детский сад».

  • «Волшебная палитра» - центр художественно-эстетического развития: поместить разнообразные иллюстрации, картинки «Осенний пейзаж», «Дары осени», соленое тесто для лепки овощей и фруктов, засушенные осенние листочки для изготовления коллажей, материалы для продуктивной деятельности детей.

  • «Золотой ключик или Буратино»- центр музыкально театральной деятельности: поместить разнообразные виды театров, предметы, театральные атрибут, маски, ширму для игр-драматизаций. Прослушивание музыкальных произведений об осени.

  • «Я, познаю себя» - центр социально-коммуникативного развития: поместить принесенные из дома небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, ширму и кресло для уединения.

  • «Будь всегда здоров!» центр и физического развития: поместить игровой материал и спортивные атрибуты, способствующие двигательной активности детей.


Результаты проведения проекта (итог)

Участие детей в специально организованных культурных практиках, способствовало формированию у них универсальных культурных умений в природоведческой экологической области и в результате:
- дети совершенствовали свои знания об осени, ее признаках и дарах;

- пополнили словарный запаса;

- обогатили навыки общения и речи;

- расширили кругозор;

- научились использовать разнообразные способы сотрудничества;

- обогатили художественно-творческие навыки.

В процессе участия родителей в совместном проекте с детьми они повысили свою компетентность в сфере экологического образования детей, активно участвовали в пополнении развивающей среды группы, изготовленными совместно с детьми муляжами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Для родителей проводились в соответствии с задачами проекта консультации, беседы, давались рекомендации по организации взаимодействия с детьми в условиях семьи по обогащению их природоведческих культурных практик, экологической культуры.


Перечень литературы

(или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программы, рекомендации, пособия, обеспечивающие реализацию проекта. Интернет-ресурсы:

1 .Азбука общения: - «Детство – Пресс»; 2003. -384с.

2. Алямовский В.Г. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков.- М.: ТЦ Сфера, 2006. 64с.

3.Беспалова О.Н.Методика обучения детей правилам хорошего тона.- Волгоград.- «СКИТ»,1994.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.– М.: Просвещение, 1991. – 207с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. М., 2008.

2001. - 128с.

6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.- 392с.

7.КнязеваО.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: Детство- Пресс, 1999. -304с.

8. Насонкина С.А.Уроки этикета.- СПб: Изд-во «Акцидент», 1999.- 40с.
9. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками /авт.-сост. Н.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 127с.

10. Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.- М.: Школьная Пресса, 2003.- 128с.


Приложения к проекту:

1. Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью».





Приложение 1.

Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью».

«Как одеть ребенка осенью».

Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой

Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.

Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.

Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.

Одежда сверху должна быть трехслойной.

Первый слой – майка, футболка.

Второй слой – трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.

Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.

Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осеняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.

Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.

Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – каппиляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.

Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки – травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.

Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. А также они не фиксируют ногу , что травмоопасно.

Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).

Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.

Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.

У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.