ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ, ЧУДЕСНАЯ ПОРА – КРАСКАМИ УКРАСИТ ЗЕМЛЮ ВСЮ ОНА!»
(для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет)
Проблема проекта.
Какой бывает осень? Как деревья и растения готовятся к зиме? Что она нам приносит?
Актуальность проекта.
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что способствует развитию любознательности, интереса к окружающему миру. Изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой, лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности - это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, развивающий познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирующий навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
Цель проекта.
Включение детей в культурные практики, создающие условий для развития у детей любознательности, познавательного, творческого интереса к различным областям знаний, формированию культурных умений в области экологического воспитания.
Задачи проекта:
- углубить представления детей об изменениях в природе происходящих осенью;
- формировать у детей интерес к окружающему миру, родной природе;
- стимулировать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе, к исследовательской работе, проведению опытов;
- обогатить словарный запас за счёт слов, обозначающих краски осени;
- поддерживать стремление детей демонстрировать полученные знания в разных видах деятельности в детском саду (изобразительной, продуктивной, театрализованной, игровой);
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года, бережно относится к ней.
Вид проекта: творчески - информационный.
Тип проекта: групповой.
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Сроки реализации: краткосрочный.
Прогнозируемый результат.
Организация культурных практик детей, способствующих формированию культурных навыков в области экологии:
- углубление знаний об осени, ее признаках и дарах;
- пополнение словарного запаса;
- развитие навыков общения и речи;
- расширение кругозора;
- разнообразит способы сотрудничества;
- развитие художественно-творческих навыков;
Активная, заинтересованная работой в проекте родителей, расширит их компетенции и культурные практики во взаимодействии с детьми и педагогами в развитии у детей универсальных культурных умений эмоционального и положительного отношения к природе, умение видеть прекрасное в разное время года, бережно относится к ней.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- художественная литература, плакаты, иллюстрации, картинки-ситуации, фотоматериалы по теме проекта;
- столовая, чайная посуда, мягкие игрушки, большой грузовик, куклы, скатерть, салфетки, кувшин, разные подарки; старинные посуда, вещи, одежда;
- игрушки (овощи, фрукты, сыр, колбаса, курица, салат, хлеб, батон и т.д.);
- настольно-печатные игры;
- инвентарь: швабра, ведро, щетка, тряпочки;
- цветные карандаши, пластилин, гуашь, кисточки, цветная бумага;
- магнитофон, диски.
Основной раздел программы: социально-коммуникативное развитие.
Организация деятельности в рамках проекта.
Подготовительный этап:
- формулирование проблемы;
- определение темы, актуальности и цели проекта;
- ознакомление детей и родите6лей с целью и задачами проекта, планом совместной деятельности в проекте;
- сбор, анализ и систематизация информации по данной теме;
- обогащение предметно-игровой среды различными материалами и предметами в соответствии с темой проекта;
- подбор детской художественной литературы, иллюстраций, видеоматериалов и др.;
- разработка технологической карты проекта.
Основной этап:
- проведение с детьми бесед;
- проведение дидактических, сюжетно-ролевых игр;
- чтение художественной литературы детям;
- рассматривание иллюстраций, плакатов;
-продуктивная деятельность;
- разучивание игр;
- инсценировка и драматизация сказок.
Заключительный этап:
- выставка подделок «Осенняя сказка»;
- развлечение « Уж небо осенью дышало…»;
- осенний праздник.
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: к.п. коммуникативная, -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. игрового взаимодействия, -к.п. формирования поведения и отношения | Беседы: «Какая погода осенью», «Какие овощи мы едим осенью»; «Какие осенние праздники вы знаете»; «Какие осенние месяца вы знаете», «Труд людей осенью» Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Овощной магазин», «Магазин цветов».»Прогулка в осенний лес», «Транспорт» (Едем в лес), «Автобус», «Едем в лес за грибами» Дидактические игры: «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Зимние запасы», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что растёт на грядке?», «С какого дерева листочек», «Овощи или фрукты», «Узнай на вкус». Ситуации: «Какие овощи ты видишь на тарелке». Труд: Совместное украшение группы к осеннему празднику. Сбор природного материала на прогулке. Посильное оказание помощи в уборке листьев с площадки. Сбор гербария. |
Познавательное развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п.свободные детской деятельности, -к.п. коммуникативная. | ОД «Осень». Наблюдения: «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Как готовятся растения и деревья к зиме?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые?», «Сезонные наблюдения». Беседы: «Здравствуй осень золотая», «Поздняя осень», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Ягоды», «Грибы», «Осенний лес», «Животный и растительный мир осеннего леса», «Перелетные птицы», «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Жизнь растений осенью», «Что растет на грядке» Рассказывание сказки «Маша и медведь». Рассматривание: картинок «Осень», плаката «Деревья, листья, плоды». Д/и «Цветы», «Во саду ли, в огороде», лото «Овощи, фрукты, ягоды, грибы», «Фруктовая башня»,«Собери картинку» (фрукты, овощи), «Четвертый лишний» Рассматривание и беседа по картине И.Шишкина «Сосновый бор», Н.Левитан «Золотая осень», К.Бальмонт «Осень» Сенсорное развитие: рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Ознакомление с природой- экскурсия в осенний парк. |
Речевое развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п.свободные детской деятельности, -к.п. коммуникативная. | Дидактические игры: «Правильно или нет?» Пословицы, поговорки о осени Чтение: Алябьевой «Модница осень», М. Садовский «Осень», Л. Толстой «Дуб и орешник», И. Бунин «Листопад», Творческое рассказывание детей по темам «Мы гуляли на участке», «Что я видел в парке?» Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Пословицы, поговорки, загадки об осени. Чтение и заучивание стихотворений об осени: Ю. Тувим "Овощи", А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…», А.Плещеев «Туча небо кроет», Н.Григорьева «Осень», Л.Толстой «Дуб и орешник», М.Садовский «Модница осень», И. Соколов-Микитов «Лес осенью» , И. Блажевич «Кленовые листья», Паустовский К Г «Какие бывают дожди» Заучивание стихотворения М. Геллер «Осень». |
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, -к.п. игрового взаимодействия, -к.п.свободные детской деятельности, -к.п.коммуникативная | ОД. Аппликация «Осенний пейзаж» Конструирование и ручной труд: «Овощехранилище» (крупный и мелкий строитель), «Башня для Чиполлино» (мелкий строитель), «Овощи и фрукты для магазина» (поролон), «Корзинка для сбора урожая» (оригами), «Золотая осень» (дерево) Аппликация: «Грибы наших лесов», «Превращение осеннего листочка» (флористика), «Витаминная корзина», «Осеннее дерево» (техника обрывания) Рисование: «Букет из листьев и колосьев», «Осенний пейзаж», «Осенняя береза», «Консервируем на зиму», «Корзинка для сбора урожая» Лепка: «Хлебобулочные изделия» (из солёного теста), «Ветка рябины», «Лисички в траве», «Овощи и фрукты» (из соленого теста для игры в магазин) Коллаж «Что можно сделать из муки?» Коллаж из осенних листьев Изготовление приглашений на осенний праздник Работа с трафаретами и шаблонами Раскрашивание, штрихование Игр. Упр. «Дорисуй осеннее дерево» Составление узоров и рисунков из круп Самостоятельная продуктивная деятельность: « Рисунок для друга на тему осень, «Нарисуй настроение». Лепка «Конфеты к чаю». Аппликация «Осень фантазия». Разучивание песен об осени. Слушание «Звуки леса», П.И.Чайковский «Октябрь» Сценка «Урожай» Разучивание танцев грибочков, с осенними листьями и др. Музыкальные игры: «Лесовичок и листики», «Горошина», Что ты осень принесла?», «Собирем урожай». |
Физическое развитие
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. здорового образа жизни, -к.п. игрового взаимодействия -к.п.коммуникативная | Физкультминутка «Листопад». Подвижные игры: «Осенние листочки», «Ручеек», «Собираем урожай», «Огород у нас в порядке», « Кто скорее соберет», «Автомобили на уборке урожая», «Пирог», «Кто быстее всех найдет свой калач»,«Назвался груздем, полезай в кузовок», «Грибы и грибники», «Осенний наряд», «Осенние бусы». |
Взаимодействие с родителями
Культурные практики |
Виды | Содержание |
Интеграция культурных практик: -к.п. познания мира и самопознания, - к.п. формирования поведения и отношения, -к.п. коммуникативная | Консультация «Как одеть ребенка осенью». «Витамины в саду и на грядке». Выставка поделок «Краски осени», Выставка рисунков «Осень золотая» Участие в конкурсе детских рисунков «Я и осень». Сбор природного материала. Рекомендации родителям о прочтении художественной литературы по теме. Разучивание с детьми стихотворений, загадок, пословиц по теме. Рекомендовать экскурсию с детьми на огород, в сад, лес. Рекомендации по организации экскурсии в хлебный магазин. Проведение индивидуальных бесед с целью создания интереса и привлечения родителей к изготовлению детских костюмов, декораций для осеннего праздника. Ширмы «Магия овощей», «Здравствуй, осень». Участие родителей в посадке кустарников на участке детского сада. Слушание произведений русских и зарубежных композиторов об осени в условиях семьи. |
Распределение деятельности по центрам активности:
«Лукоморье» - центр речевого развития: Выставка детской литературы, иллюстраций отображающих разные периоды осени. Пополнить медиатеку – библио-аудио-видеотеку подборками и отснятыми в ходе проекта материалами.
«Исследователи» - центр познавательно-исследовательской деятельности: поместить разнообразные материалы и оборудование для экспериментирования, необходимых для знакомства с природой родного края; наглядный и дидактический материал: «Узнай на вкус», «Овощи или фрукты», «С какого дерева листочек», «Правильно или нет?», «Разрезные картинки», «Четвертый лишний» .
«Мастеровые»- центр конструктивной деятельности: поместить природный материал, пластилин, бросовый материал, конструкторы, лего, крупный строитель для постройки: «Овощехранилище», «КамАЗ», «Автобус» (мягкие модули); мастеровой материал для мальчиков.
«Айболит» - центр сюжетно-ролевой игры: обогащение атрибутами для организации игр «Школа», «Библиотека», «Семья», «Детский сад».
«Волшебная палитра» - центр художественно-эстетического развития: поместить разнообразные иллюстрации, картинки «Осенний пейзаж», «Дары осени», соленое тесто для лепки овощей и фруктов, засушенные осенние листочки для изготовления коллажей, материалы для продуктивной деятельности детей.
«Золотой ключик или Буратино»- центр музыкально театральной деятельности: поместить разнообразные виды театров, предметы, театральные атрибут, маски, ширму для игр-драматизаций. Прослушивание музыкальных произведений об осени.
«Я, познаю себя» - центр социально-коммуникативного развития: поместить принесенные из дома небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями, ширму и кресло для уединения.
«Будь всегда здоров!» – центр и физического развития: поместить игровой материал и спортивные атрибуты, способствующие двигательной активности детей.
Результаты проведения проекта (итог)
Участие детей в специально организованных культурных практиках, способствовало формированию у них универсальных культурных умений в природоведческой экологической области и в результате:
- дети совершенствовали свои знания об осени, ее признаках и дарах;
- пополнили словарный запаса;
- обогатили навыки общения и речи;
- расширили кругозор;
- научились использовать разнообразные способы сотрудничества;
- обогатили художественно-творческие навыки.
В процессе участия родителей в совместном проекте с детьми они повысили свою компетентность в сфере экологического образования детей, активно участвовали в пополнении развивающей среды группы, изготовленными совместно с детьми муляжами, атрибутами для сюжетно-ролевых игр.
Для родителей проводились в соответствии с задачами проекта консультации, беседы, давались рекомендации по организации взаимодействия с детьми в условиях семьи по обогащению их природоведческих культурных практик, экологической культуры.
Перечень литературы
(или ссылки) на авторские, учебно-методические разработки, программы, рекомендации, пособия, обеспечивающие реализацию проекта. Интернет-ресурсы:
1 .Азбука общения: - «Детство – Пресс»; 2003. -384с.
2. Алямовский В.Г. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков.- М.: ТЦ Сфера, 2006. 64с.
3.Беспалова О.Н.Методика обучения детей правилам хорошего тона.- Волгоград.- «СКИТ»,1994.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.– М.: Просвещение, 1991. – 207с.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольника. М., 2008.
2001. - 128с.
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.- 392с.
7.КнязеваО.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: Детство- Пресс, 1999. -304с.
8. Насонкина С.А.Уроки этикета.- СПб: Изд-во «Акцидент», 1999.- 40с.
9. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками /авт.-сост. Н.В. Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2011.- 127с.
10. Петрова Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду.- М.: Школьная Пресса, 2003.- 128с.
Приложения к проекту:
1. Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью».
Приложение 1.
Консультация для родителей «Как одеть ребенка осенью».
«Как одеть ребенка осенью».
Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как одеть ребенка и что взять с собой
Ничто не помешает ребенку знакомиться с прелестями осенней погоды, если одежда будет правильной и комфортной. Правильная одежда легко и быстро снимается и одевается, что позволяет развивать самостоятельность и повышает самооценку ребенка, не содержит сложных застежек и шнурков, а также соответствует погодным условиям, росту и размеру.
Одежда не должна плотно облегать тело (за исключением майки, водолазки). Во-первых, небольшая воздушная прослойка между тканью и кожей хорошо сохраняет тепло. Во-вторых, слишком тесные вещи сковывают движения дошколёнка и ухудшают кровообращение. Поэтому следите, чтобы брюки не сидели слишком плотно на бедрах, а свитера не жали под мышками.
Отдавайте предпочтение натуральным тканям. Хлопчатобумажные и шерстяные вещи теряют вид намного быстрее, чем синтетические. Однако у них есть важные преимущества: они сохраняют тепло тела и дают коже возможность дышать. В то же время синтетика создает парниковый эффект, влага скапливается на коже и не испаряется. Из-за этого малыш может легко подхватить насморк.
Одежда сверху должна быть трехслойной.
Первый слой – майка, футболка.
Второй слой – трикотажная кофточка (боди) и легкий свитер (для активного ребенка), шерстяной свитер (для малоподвижного). Отдавайте предпочтение трикотажным кофточкам, шерстяным свитерам, без пуговиц, кнопок и молний.
Брюки из непромокаемой ткани или плотные джинсы на подкладке защитят маленького путешественника от дождя и ветра. Лучше чтобы брюки были с высокой талией или на лямках, так как дети часто приседают или наклоняются в процессе игры и часть спины (поясница) обнажается, что может привести к проблемам со здоровьем. Легкие непромокаемые штаны, надетые поверх обычных штанишек, дадут ребенку возможность свободно двигаться.
Третий слой – куртка на подкладке из мягкого флиса сделает прогулку очень комфортной. Хороша осеняя куртка из плотного и непромокаемого материала, что обеспечит дополнительную воздушную подушку, а также защитит от ветра и влаги.
Шапочка должна соответствовать форме головы ребенка – прикрывать лоб, уши и затылок. В шапочке из плотной натуральной ткани дошколенку не будет жарко, но у нее должны быть завязки, чтобы не было проблем с открытыми ушами.
Врачи часто повторяют родителям: кутать ребенка вредно, но руки и ноги постоянно должны быть в тепле. Дело в том, что в конечностях очень развита сеть мельчайших подкожных сосудов – каппиляров, которые легко отдают тепло. Вследствие этого ступни и ладошки замерзают намного быстрее, чем другие части тела.
Поэтому важная часть осенней экипировки – обувь и варежки. Малыш никогда не промочит ноги, если вы правильно подберете обувь для сырой погоды. Не забудьте спросить у продавца, если ли у ботинок дополнительный защитный слой. Обратите внимание на верхнее покрытие. Нубук не подойдет. Натурная кожа с пропиткой – то, что нужно. Подошва должна быть утолщенный, но гибкой. Проверьте ее при покупке – согните руками. Тогда она не потрескается и обеспечит стопе физиологическое положение. Отдайте предпочтение обуви на липучках, шнурки – травмоопастны, сложны и трудоемки в одевании, а молнии часто заедают и ломаются.
Резиновые сапоги в дождливую погоду незаменимы, однако, у них есть один значительный минус. Хотя по лужам в таких сапожках можно топать, сколько душе угодно, нога в резине не дышит и сильно потеет, особенно, когда тепло. Поэтому, под резиновые сапоги нужно надевать носки с хорошей впитываемостью, например, плотные носки из хлопка плюс шерстяные – в лужах вода далеко не теплая. А также они не фиксируют ногу , что травмоопасно.
Купите также однослойные варежки – перчатки сложны в одевании. И не забудьте прикрепить их к резинке или тесемке, чтобы они не потерялись, но так чтобы их легко можно вытащить и посушить (например, на липучке).
Если ребенок склонен к частым простудам подумайте о легком шарфике, который пригодиться в ветреную погоду.
Перед сборами в детский сад поинтересуйтесь прогнозом погоды. Одним из лучших решений в осенний морозец – многослойная одежда. Например, водолазка, свитерок крупной вязки, а сверху – не очень теплая куртка. То же самое касается и ног: колготки, рейтузы и брюки греют лучше и мешают меньше, чем толстые ватные штаны или зимний комбинезон с утеплителем.
У осени для нас припасено три характерные погоды: тепло и дождливо, холодно и дождливо и просто холодно. Одеть ребенка слишком тепло − не выход. Это ничуть не менее опасно, чем одеть недостаточно: дети бегают, прыгают, потеют, а потом моментально замерзают на холоде. Чтобы не дать сырости проморозить дитя, нужно надеть под обычную одежду, плотно прилегающую футболку с длинным рукавом и колготы. Верхняя одежда по-прежнему должна быть непромокаемой и непродуваемой.