Проект
"Осенняя пора, очей очарованье"
Автор:
Воспитатель
Рютина О.И
2022 г.
Участники проекта: воспитанники ДОУ родители, педагоги
Вид проекта: познавательно-творческий, исследовательский, групповой
Продолжительность: среднесрочный
Возраст детей: 4-5 лет средняя группа
Актуальность:
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей среды экологического направления, где мы с раннего возраста самостоятельно познаем окружающий мир, выделяем связи и зависимости, существующие в природе, активно проявляем позицию в отношении природных объектов – помочь, защитить, позаботиться.
Именно с точки зрения экологического образования предметная среда должна создавать условия для: познавательного развития, экологического развития, оздоровления, формирования нравственных качеств, формирование экологически грамотного поведения, формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников, что способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник. Китайская пословица гласит: «расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Экологическое образование будет более эффективным, если изучать природу не только по картинкам и фотографиям, но и через эмоциональное восприятие деревьев, трав, через прямой контакт ребенка с природой. В любом городе, поселке есть
интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности — это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Проблема: «Что нам осень принесла?»
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта «Осенняя пора, очей очарованье».
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени (растительный и животный мир родного края, погодные явления);
обогащать словарь детей образной лексикой, упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову;
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке, поэтическом слове, живописи.
Развивающие:
развивать воображение, мышление, речь в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках;
развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность, фантазию;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Воспитательные:
воспитывать экологическую культуру детей;
воспитывать коммуникативные навыки (свободное общение со сверстниками, педагогом, родителями);
воспитывать ребенка, как субъект детской деятельности.
Предполагаемый результат:
закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
дети будут узнавать приметы осени, выучат названия осенних месяцев;
расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;
отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой, исследовательской);
заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.
Используемые виды деятельности:
Продукт проектной деятельности:
Конкурс поделок «Фруктовая фантазия»
Выставка «Разноцветная осень»;
Праздник «Волшебница-осень»;
Подведение итогов проекта.
Проект состоит из трех этапов:
I. Подготовительный этап:
Воспитатели:
изучение познавательной и методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников;
подготовить подборку литературы для детей об осени;
составление плана совместной работы с детьми, педагогами, родителями;
разработка конспектов НОД, сценария праздника «Осенний калейдоскоп»;
подбор материала и оборудования для занятий, бесед, праздника, игр с детьми;
подбор художественного материала;
подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», Ягоды, грибы», «Осень»;
оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;
беседа с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Работа с родителями:
Совместное с детьми изготовление поделок из фруктов для конкурса «Фруктовые фантазии», создание гербария;
организация сбора с детьми природного материала;
привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации;
совместное словотворчество детей и родителей (стихи, рассказы, загадки, сказки о природе и т. д.).
Оснащение предметно-развивающей среды:
выставка совместных работ детей и родителей;
подготовка выставки детского изобразительного творчества по теме «Художественная осень»;
подготовка коллекции гербариев осенних листьев и семян деревьев
II. Основной этап:
сентябрь - ноябрь
Мероприятия по работе с детьми:
Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
«Фрукты, овощи», «Ягоды, грибы», «Осень», «Дикие животные».
Чтение художественной литературы:
«Храбрый опенок» Э. Шим, «Грибная аптека А. Лопатина
М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»К.Ушинский «Осенняя сказк, а», «Спор деревьев», Г.Скребицкий «Белка готовится к зиме»
Стихи
К. Бальмонт «Осень», И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…», «Осень» Т. Скребицкий
Беседы:
«Собираем урожай»,
«Грибы и ягоды – дары леса»
«Осень пришла урожай принесла»
«Лесные жители»
«Перелетные птицы»
Аппликация:
«Ветка рябины»
«Осеннее дерево»
Рисование:
«Огурец и помидор»
«Золотая осень»
«Осень»
Лепка
«Корзина с брусникой»
«Солнце в тучах»
Самостоятельная художественная деятельность:
Наблюдения:
за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
за красотой и богатством осенних красок
за цветником
за перелетными птицами
за насекомыми
за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки:
Взаимодействие с родителями
конкурс поделок «Фруктовая фантазия»
Создание аппликации «Лесные жители»
Создание альбома «Птицы нашего края»
оформление выставки детских работ «Красавица Осень»;
Дидактические игры:
«Во саду ли во городе», «Узнай и назови», «Что бывает осенью?», «Чего не стало?», «Времена года», «Дольки», «Чудесный мешочек», «Овощи, фрукты», «Найди свой домик», «Сложи картинку», «Большой-маленький», «Найди такой же листок», «Разложи фрукты и овощи по корзиночкам»;
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!», «Осенние листочки», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди», «Солнышко и дождик», «Птички и дождик», «Листопад», «У медведя во бору»;
Физкультминутки:
«Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Дождик», «Ветер»:
Пальчиковая гимнастика:
«Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Осень золотая», «Репка», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим, рубим»;
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Совместная работа детей и родителей
конкурс поделок «Фруктовая фантазия»
Создание аппликации «Лесные жители»
Создание альбома «Птицы нашего края»
оформление выставки детских работ «Красавица Осень»;
Досуги, развлечения:
Развлечение «Весёлый огород»
Развлечение «В гостях у Лесовичка»
«Осенние развлечения»
Викторина «Все о птицах»
3-й этап – заключительный.
Праздник «Волшебница-осень».
Выставки детских работ «Красавица Осень»;
Подведение итогов проекта.
Оценка результатов проекта.
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- у детей создано радостное, настроение;
- установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признаках;
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность,
ДЕТИ БУДУТ ЗНАТЬ: название времени года и осенних месяцев, название деревьев и кустарников, осенних цветов, ягод их разнообразие цвета, о природных явлениях осени.
БУДУТ УМЕТЬ: участвовать в наблюдениях, делиться своими познаниями, устанавливать простейшие связи, между явлениями происходящие в природе осенью, бережно относиться к растениям. Участвовать в совместной деятельности с родителями во время художественного творчества.