Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Улан-Удэ»
Формирование местного (регионального) патриотизма у школьников во внеурочной деятельности.
«От малых тропинок к большим городам»
(название проекта)
Общеобразовательное учреждение:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
Фамилия, имя, отчество автора проекта: Петрова В.В.
Должность автора проекта:
Зам. директора по ВР
Контактный телефон,
адрес электронной почты автора проекта:
8- 914-050-52-76
[email protected]
Подпись автора проекта:
___________________________
Документы сданы:
«_____»______________20__г.
1.Описание проекта.
1.1. Постановка проблемы.
В современной России патриотизм становится одним из значимых качеств, востребованных обществом и государством. Его формирование должно происходить на основаниях, учитывающих различные мировоззренческие позиции обновляющегося российского общества. Как система идей, взглядов и действий патриотизм чрезвычайно важен в любых общественных формациях и является мощным стимулом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов.
Поэтому патриотизм – это сложное, системное, личностное образование, в котором сочетаются чувства, мысли, идеи, идеалы, понятия единства, долга, обязанности и ответственности, конкретные действия и поступки человека по отношению к своей Родине.
При анализе тысячелетней истории Российского государства вряд ли можно найти в сфере сознания личности и общества более стойкое и значимое чувство, чем патриотизм. Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родному языку, традициям формируются с древности. Так по крупицам складывается культура, проявляется национальный характер.
Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать в раннем возрасте, когда возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, что очень важно в воспитании патриотизма. А такие понятия, как «Родина» (лоно рождения), «Отечество» (отчий дом) дети познают в детстве через окружающий мир.
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д. Поэтому важно, чтобы патриотическое воспитание, активно осуществлялось в школе как во время учебного процесса, так и во внеурочной деятельности.
Во многих теоретических исследованиях отечественных ученых предпринимается попытка выделить различные типы (виды) патриотизма. Представляет интерес типология М.П. Бузского и А.Н. Вырщикова, которые распределили виды патриотизма по признакам принадлежности и отношения человека к своему Отечеству и государству, выделяя государственный, российский, однонациональный, местный (региональный) и гражданский.
Местный (региональный) вид патриотизма проявляется в любви к окружающей природе, своей малой родине, семье и близким, духовной культуре своего народа. Природные, исторические, кровные и бытовые условия должны стать предметом патриотической любви как элементы духа своих предков и своего народа.
Сейчас актуален системно-деятельностный подход в обучении, воспитании, так как современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования. В рамках введения ФГОС знаковым является наличие в нем воспитательного компонента, приоритетность которого заключается в духовно-нравственном развитии личности.
Средняя общеобразовательная школа № 5 города Улан-Удэ - гарнизонная школа, большинство учащихся - приезжие из различных регионов России. А Бурятия – республика богатая традициями, где переплетаются буддизм, шаманизм, православие, Восток и Запад. Здесь благодатная почва для формирования чувства патриотизма, толерантности, гражданственности, в том числе национальной идентичности, российской ментальности. Думаю, что и в реализации проектов, предполагающих выезды к культурно-историческим объектам, исследовательскую работу этих объектов, реализуется и задача оздоровления детей, формируется интерес к истории и культуре народов, формируется местный (региональный) патриотизм.
Рассмотрим формирование местного (регионального) патриотизма у школьников во внеурочной деятельности.
В этом направлении можно использовать разнообразные формы (поездки к культурно-историческим объектам, памятникам культуры, экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции, исследовательские работы, диспуты, групповые работы, игры, конкурсы, выставки, родительские собрания совместно с детьми и т.д.) и виды деятельности.
В своей исследовательской работе были рассмотрены результаты анкетирования, целью которого было выявить уровень знаний о памятных и исторических местах республики Бурятия. О том, что Иволгинский дацан является центром буддизма в России, знают 67 % учащихся, 45% учащихся лишь слышали о названиях местных минеральных источников, 26% учащихся знают содержание легенд о сопке Баян Тугад в с. Иволгинск.
Таким образом, необходимо внедрить проектный вид деятельности, позволяющий объединить детей, родителей, учителей в совместную творческую, исследовательскую деятельности, где реализуется проект «От малых тропинок к большим городам» ведущим направлением, которого является формирование бережного отношения, любви к своей малой Родине на основе оздоровительной и познавательной деятельности с детьми младшего, среднего школьного возраста.
Проект универсален, мобилен, так как предполагает организацию мероприятий и в других районах республики, страны и может осуществляться в различных формах в течение учебного года.
Данный проект был разработан в преддверии олимпийских игр в г. Сочи и подготовка к ним являлась своеобразной национальной идеей и символом проекта стали пять олимпийских колец. В каждом из них заключен девиз: играй, узнавай, здоровей, побеждай, вырастай. С учетом олимпийской символики маршрут по Иволгинскому району разделен на пять этапов:
Первое кольцо. Источник Арюун-Булаг (с. Нижняя Иволга).
Второе кольцо. Гуннское городище (с. Сужа)
Третье кольцо. Сопка Баян Тугад (с. Иволгинск.)
Четвертое кольцо. Источник Ута-Булаг (с. Ключи.)
Пятое кольцо. Иволгинский дацан (с. Верхняя Иволга).
На каждом этапе учащиеся школы знакомятся с минеральными источниками, с одним из крупнейшим памятником археологии - Гуннское городище, с легендами о сопке Баян Тугад, занимаются живописью, сочинением стихотворений, новых легенд – организуются своеобразные творческие столики. На заключительном этапе участники проекта посещают Иволгинский дацан – центр буддизма в России.
Следовательно, одним из условий повышения уровня знаний о своей малой Родине, а также организации оздоровительного и познавательного отдыха учащихся является реализация данного проекта.
В разных уголках нашей республики, России много неповторимых мест, их необходимо знать и сохранять. Только так формируется бережное отношение, любовь к малой Родине. Поэтому идея этого проекта позволяет организовать один из видов деятельности в патриотическом направлении в разных школах.
1.2. Цель и задачи проекта:
Цель проекта: формирование культуры нравственного здоровья посредством построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания в патриотическом направлении.
Задачи проекта:
- формировать компетенции личностного самосовершенствования: учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные;
- формировать культуру здорового образа жизни личности учащихся 4- 8 классов во вне учебной образовательно-воспитательной среде;
-познакомить с местными памятниками истории, археологии;
-рассмотреть экологическое состояние данных памятников;
- создать творческую и рабочую группы для реализации проекта;
- привлечь к участию в проекте учащихся других образовательных учреждений, родителей;
-выпустить альбом;
1.3. Механизм реализации и календарный план выполнения проекта
Организатором проекта является МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Улан-Удэ.
1.4. План мероприятий по реализации проекта
№ | Мероприятия | Дата | Исполнители |
I этап. Организационный. Март 2018 г.- август 2018 г. |
1 | Создание творческой группы | февраль 2018 г. | |
2 | Разработка положения о проведении | март 2018 г. | Творческая группа |
3 | Информационное обеспечение образовательных учреждений района* | май 2018 г. | (возможное участие) |
5 | Приём заявок на участие* | до 20 августа 2018 г. | |
6 | Поиск спонсоров | до 20 августа 2018 г. | |
II этап. Практический (сентябрь 2016 г.) |
| Сбор и проведение мероприятия | май - сентябрь 2018 г . | |
| | | |
III этап. Завершающий (октябрь 2016 г.- май 2017 г.) |
1 | Подготовка и выпуск буклета, диска, публикации в СМИ | октябрь 2018 г. | Творческая группа |
2 | Оценка результатов проекта | ноябрь 2018 г. | Творческая группа |
3 | Разработка механизмов дальнейшего развития проекта | до мая 2019 года | Творческая группа |
1.5. Содержание мероприятий
№ | Название | Расположение участников | Содержание деятельности | Время |
Место сбора и отправки участников – СОШ № 5 (10.00 ч.) |
1. | Первое кольцо. Источник Арюун Булаг (с. Нижняя Иволга) | На площадке близ источника. | Беседа о источнике. Пропаганда здорового образа жизни с участием местного населения. Бурятские национальные игры «Намда адляар хэгты»: 1.Шагай 2.Наадан 3.Алта нюуха. | |
2. | Второе кольцо. Гуннское городище | У раскопок | Познавательные беседы о гуннах. | |
3. | Третье кольцо. Сопка Баян Тугад с. Иволгинск | У подножия сопки. | Создание творческих столиков: занятия живописью, сочинение стихотворений, легенд. | |
Обеденный перерыв 12.00 – 12.40 |
4. | Четвертое кольцо. Источник Ута Булаг с. Ключи | Расположение близ источника | Экологический десант на источник. Пропаганда здорового образа жизни с участием местного населения. Проведение подвижных игр. | |
5. | Пятое кольцо. Иволгинский дацан | с. Верхняя Иволга | Познавательна экскурсия по Иволгинскому дацану, как центру буддистов. | |
| Награждение участников, подведение итогов | СОШ № 5 | Линейка. Исполнение гимна республики Бурятия. | |
1.6.Ожидаемые результаты:
Внедрение вариативной формы организации познавательно-оздоровительной деятельности в образовательно-воспитательный процесс;
Формирование элементов культуры нравственного здоровья;
1.7. Критерии оценки проекта:
Качественные критерии оценки:
- привлечение внимания общественности, родителей к познавательно-оздоровительной деятельности.
-активное внедрение проекта в практику школьного обучения.
Количественные критерии оценки:
- число участников (учащиеся, учителя, родители)
- сумма привлеченных средств для проведения мероприятия;
- количество информационных материалов в СМИ;
- сумма спонсорской помощи.
1.8. Основные риски при выполнении и способы их решения:
Основные риски:
- возможны изменения даты проведения мероприятий в связи с погодными условиями, а также с обострением эпидемической ситуацией инфекционных заболеваний, наложение карантинов в образовательных учреждениях.
- недостаточное материальное обеспечение.
Способы их решения:
-профилактика здорового образа жизни во время учебного процесса.
- проведение информационной кампании (освещение деятельности проекта «От малых тропинок к большим городам» в СМИ, проведение родительского собрания, распространение пригласительных билетов и тд.)
1.9. Бюджет проекта:
- полная стоимость проекта – _________ руб.
- имеющаяся сумма – _______ руб.
- запрашиваемая сумма –_______ руб.
Смета расходов:
№ | Статьи расходов | Запрашиваемая сумма | Собственный вклад и привлечение средств |
Приобретение канцтоваров и расходных материалов: |
1. | белая писчая бумага | | |
2. | цветная писчая бумага | | |
3. | Диплом | | |
4. | Оборудование для творческой мастерской | | |
5. | Конверт | | |
6. | заправка картриджа принтера | | |
7. | заправка картриджа цветного принтера | | |
8. | Спортивный инвентарь | | |
Итого: | | |
Приобретение призов для награждения |
1. | Значки с символом проекта | | |
2. | | | |
Питание гостей и участников проекта |
1. | Обед | | |
Итого: | | |
Прочие расходы |
1. | CD диск | | |
2. | ГСМ | | |
3. | Полиэтиленовые мешки для мусора и перчатки | | |
Итого: | | |
| ИТОГО ПО СМЕТЕ: | | |
9