МБДОУ « Одесский детский сад»
Проект
«От звука к слову»
Выполнила: Жунусова Т.М.
Одесское - 2023
Краткосрочный проект для детей 2-ой младшей группы
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы.
Сроки проведения проекта: ноябрь
Проект «Артикуляционная гимнастика для малышей (профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет)» направлен на профилактику речевых нарушений у детей 3-4 лет и выравнивание равных стартовых возможностей детей.
Реализация проекта заключается в последовательном решении задач в соответствии с этнокультурными, возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников, в последовательном усложнении комплекса методов и приемов используемых технологий. Предлагаются комплексы упражнений и заданий, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также эмоциональной сферы ребенка. Помимо развития подвижности мимико-артикуляционных мышц и выработки четких артикуляционных позиций губ и языка, предложенные комплексы упражнений позволяют улучшить координацию движений пальцев рук, выработать правильное речевое дыхание, развить интонационную выразительность голоса, усовершенствовать пластику движений и способы выражения своих чувств и эмоций. Комплексы построены на знакомых детям лексических темах, насыщены игровыми образами. Занимательная форма преподнесения материала наиболее полно соответствует психологическим возможностям ребенка 3-4 лет.
Данный проект реализуется с детьми 3-4 лет в форме групповых занятий;
Актуальность проекта
В последнее время в логопедической практике часто встречается ситуация когда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин: ребенок много и часто болеет, не посещает дошкольное учреждение и т. д. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата, отклонений в развитии зубов, неправильным расположением верхних зубов по отношению к нижним и др. кроме того, речевые нарушения могут вызвать нарушения иннервации мышц артикуляционного аппарата, обусловленные дизартрическими проявлениями.
Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу и невропатологу, устранять дефекты.
Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются и становятся стойкими. Младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития в дальнейшем. В целях профилактики речевых нарушений и возникновения вторичных нарушений разработан образовательно – развивающий проект: «Артикуляционная гимнастика для малышей (профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста 3-4 лет)». Данный проект предполагает использование методов стимулирующего воздействия на процесс становления вербальной коммуникации детей с трудностями в развитии речи. Воздействие на речевую функцию в сенситивном периоде позволит избежать роста числа задержки речевого развития, своевременно проводить профилактическую работу. Развитие компенсаторных возможностей ребенка позволит успешно развиваться, обучаться, легко адаптироваться в дошкольной, затем в школьной среде.
Данный проект позволяет реализовать одну из вариативных форм работы с дошкольниками в рамках работы консультативного центра, способствует социализации детей к условиям детского сада, обусловливает успешность вхождения ребенка в детский сад, направлен на раннюю профилактику речевых нарушений у детей в процессе кружковых логопедических занятий, совершенствование форм взаимодействия родителя – ребенка - педагога.
Ранняя профилактическая деятельность с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет повысить качество работы в старшем дошкольном возрасте. Консультирование родителей (законных представителей) (далее-родителей), обучение практическим приемам коррекции речи в процессе деятельности с родителями направлено на обеспечение единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания, активизацию взаимодействия участников образовательных отношений в решении вопросов профилактики речевых нарушений детей.
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ:
«ПТЕНЦЫ» («ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ)
Ротик широко открыт,
Язычок спокойно спит.
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
«ХОБОТОК»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«ЗАБОРЧИК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«ПЯТАЧОК»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево(8-10 раз).
«ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»
Зубки верхние снаружи
Нам почистить очень нужно.
Зубки нижние – не хуже,
Тоже чистки просят дружно.
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«ШАРИК»
Шарик слева, шарик справа,
Есть у нас одна забава:
В щеки дуем – чередуем,
То в одну, а то в другую.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.
«СДУЙ ВАТКУ С ЛАДОШКИ»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
«РАСЧЕСКА»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз, потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
Цель проекта :
Показать Артикуляционную гимнастику во второй младшей группе
Задачи:
1.Создать условия для внедрения проекта «Артикуляционная гимнастика для малышей»
2.Изучить и внедрить технологии - «Артикуляционная гимнастика» в младшей группе детского сада».
Ожидаемый результат
1. Детям было очень интересно наблюдать за своим языком и языком друга. Все пытались сделать
2. Сформируются артикуляционные уклады, необходимые для постановки звуков.
3. У детей появится положительный эмоциональный настрой и желание заниматься.
Заключительный:
Оформить стенд с фотографиями детей, когда выполняют Артикуляционную гимнастику