СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Пещеры - подземные дворцы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

индивидуальный проект по географии на тему "Пещеры - подземные дворцы"

Просмотр содержимого документа
«Проект "Пещеры - подземные дворцы"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Краснозерского района Новосибирской области

Орехологовская средняя общеобразовательная школа







ПРОЕКТ

по предмету: география




Тема проекта:

Создание фотовыставки «Пещеры — подземные дворцы».















Выполнил ученик 9 класса

Ф.И.О. Кожанов Никита,

Руководитель проекта:

Волкова Олеся Геннадьевна,

учитель географии


с. Орехов Лог

2022 г.


Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основная часть
1.1 Пещера – настоящее чудо природы…….…………………………...…..5
1.2 Характеристика пещер …….…………………………..……………..….6
1.3 Виды пещер ……………….……………………………………….……..7
Глава 2. Почему необходимо охранять пещеры
2.1 Значение пещер ……………………………..…………………………...9
2.2 Социологический опрос …………………...………………...………….10
Заключение…………………………………………………………………...11
Список литературы…………………………………………………..….…...12





























Введение

Пещеры - этот загадочный и волшебный мир темного царства, тишины и безмолвия. А еще пещеры можно справедливо назвать колыбелью человечества. Ведь в доисторические времена первобытные люди использовали пещеры как убежище от ветра и холода. Они были "первооткрывателями" природных подземелий. Найденные в пещерах орудия и настенные рисунки неандертальцев и кроманьонцев тому подтверждение. В античные времена одни пещеры считались обиталищами богов, другие - использовались для укрытия стад и особенно часто - для захоронения. Да и в недалеком прошлом известны случаи, когда люди, бывшие не в ладах с обществом, пытались укрыться в пещерах.

Но хоть пещерная "колыбель" давно покинута человеком, всё же интерес к подземельям сохранился на многие века. С 18 века начинаются первые экспедиции по изучению труднодоступных пещер.

Постановка проблемы. И на уроках географии при изучении темы «Горы» нам рассказывали о пещерах, для меня это было новшество, и я решила, занимаясь проектом, найти ответы на вопросы: как образовались пещеры, какие существуют типы пещер, кто занимается исследованием пещер, как используются и как сохранить пещеры.

Актуальность работы. Существует мнение, что пещеры представляют собой скользкие, мрачные полости в скале, в которой не только нет жизни, но нельзя найти ничего прекрасного. Вопрос о защите природных объектов сейчас особо актуален.

Своей работой по созданию фотовыставки, я хочу показать красоту и значимость пещер как уникального природного объекта и необходимости охранять пещеры.

Цель моей работы: С помощью фотовыставки показать многообразие и красоту «подземных дворцов», донести до окружающих, что пещеры, как и любой другой природный объект, нуждаются в защите.

Для достижения моей цели я поставил перед собой следующие задачи:

1. Определить, что такое пещеры.

2. Кто занимается исследованием пещер.

3. Какие бывают виды пещер.

4. Почему они вызывают такой бурный интерес у исследователей.

5. Какую роль играют пещеры в жизни человека;

6. Почему их необходимо охранять.

Гипотеза: Пещера – необходимый для человека и животных природный объект, который нужно охранять.

Методы исследования:

♦ теоретические: анализ и обобщение литературных источников и ресурсов сети Интернет,

♦ эмпирические: социологический опрос-анкетирование.

Продукт проекта:  Фотоальбом. Презентация.

Объект исследования: пещеры.

Предмет исследования: вид, строение пещеры

Практическая значимость: Можно использовать на уроках географии и во внеурочной работе.

Структура проекта

Учебный информационный проект состоит из введения, двух глав, заключения и выводов.

В первой главе я разъясняю, что такое пещеры, как они образуются, даю описание и классификацию пещер, что интересного можно найти в них. Основную информацию для этой главы я нашел в книге «Пещеры», недостающую информацию дополнил из других источников.

Вторая часть посвящена значению пещер, а также результатам социологического опроса о том, что учащиеся знают о пещерах, для чего они нужны, надо ли охранять пещеры.




Глава 1. Основная часть

1. 1 Пещера – настоящее чудо природы

Пеще́ра — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями[1]. Другое определение: пещера — естественная подземная полость, доступная для проникновения человека, имеющая неосвещённые солнечным светом части и длину (глубину) больше, чем два других измерения[2]. Наиболее крупные пещеры — сложные системы проходов и залов, нередко суммарной протяжённостью до нескольких десятков километров. [1, c.4]

Два определения, взятые из разных источников, имеют одну общую основу: пещера – это пустота в толще земли, полое пространство, возможно, замкнутое, или имеющее один или несколько выходов.

Самым первым исследователем пещер был Ассирийский царь Салманасар III в 852 г. до н. э. Он прибыл в местность, откуда берет начало река Тигр, и обнаружил расселину в скале. В сопровождении свиты он обследовал пещеру и в память об этом приказал высечь на скале надпись и свое изображение. [4, c.32]

Изучением пещер с XX в. на профессиональном уровне занимаются спелеологи, следовательно, пещеры — объект изучения спелеологии.

Спелеология – раздел геологии, изучающий природные пещеры, а именно: их происхождение, возраст, составляющие породы и т.д. [5]

Обыкновенно спелеологи действуют в сотрудничестве с другими специалистами. Ботаникам, например, интересно исследовать пыльцу, взятую из глины. Микробиологи обнаруживают в пещерах прежде неизвестные микроорганизмы. Пещера также представляет большой интерес для археологов. Ведь благодаря наскальной живописи, оставленным в пещерах инструментам и орудиям, пепелищам от кострищ и костным останкам, можно многое рассказать о жизни древнего человека. Впервые наскальные рисунки были обнаружены в 1879 г. Девятилетней девочкой и ее отцом, дон Марселино де Саутуола из Альтамиры в Северной Испании. После этого случая люди стали находить все больше таких пещер. В настоящее время известно уже около 400 пещер, расписанных картинами.

1.2 Характеристика пещер

Пещеры защищены от внешнего мира, имеют постоянный внутренний климат и крайне медленно эволюционируют. Эти характеристики делают их бесценными для археологии: пещеры сохранили для нас останки древних людей, кости вымерших животных и пыльцу растений. [5, c.46]

Спелеофауна не отличается особым разнообразием и все же есть животные и растения, которые селятся преимущественно в пещерах или только в них. Это летучие мыши, прекрасно ориентирующиеся даже в самых длинных и запутанных подземных ходах, некоторые насекомые, креветки и другие ракообразные, пауки, рыбы и саламандры. Пещерные жители, адаптированные к полной темноте, часто полностью слепы и лишены пигмента.

Пещерные отложения делятся на механические и хемогенные. Механические отложения – это глина, глыбовые завалы, песок, галька; хемогенные – сталактиты и сталагмиты, украшающие древние пещерные галереи. [7, c.9]














1.3 Виды пещер

Существуют искусственные (образованные человеком) и естественные (образованные природными процессами) пещеры. Естественные пещеры делятся по происхождению (ведущему процессу) на следующие пять видов. (Приложение 6)

Карстовые.  Самая многочисленная группа. Они же самые красивые, глубокие и протяженные. Процесс их образования является следствием растворения различных пород в воде (гипса, известняка, мела, соли, мрамора и т.д.). Именно в карстовых пещерах образуются сталактиты, сталагмиты, а также геликаты и удивительный пещерный оникс. (Приложение 1.)

Эрозионные. Схожи по процессу образования с карстовыми, однако эрозионные пещеры образуются в результате механической эрозии, т.е. вымываются водой, содержащей твердые крупинки (песок, осколки камней и т.д.). Часто образуются по береговой линии. (Приложение 2.)

Тектонические. Образуются на местах тектонических разломов. Наиболее распространены в бортах речных долин, глубоко вклинившихся в плоскогорье.

Такие пещеры могут возникать в любых породах в результате образования тектонических разломов. Изучены они сравнительно слабо. Помимо тектонических встречаются и гравитационные пещеры — полости, образованные в результате обрушения породы внутри горных массивов под действием силы тяжести. (Приложение 3.)

Вулканические. Образуются следующим образом: при извержении вулкана лавовый поток, остывая, покрывается коркой, образуя лавовую трубу. Внутри трубы лава продолжает какое-то время течь, что приводит к образованию полости. Также к вулканическим относятся пещеры, образованные жерлами вулканов. (Приложение 4.)

Ледниковые. Образуются в теле ледников. Среди ледниковых пещер различают пещеры, образованные талой водой, пещеры, образуемые в ледниках на месте выхода подледниковых и внутриледниковых вод, а также пещеры, образующиеся в ледниках на местах выхода подледниковых термальных источников. (Приложение 5.)

Самые большие пещеры

Самой большой в мире пещерой является открытая в 2009 году пещера Шондонг в Центральном Вьетнаме (провинция Куангбинь). Более известная, но менее крупная Мамонтовая пещера, расположена в штате Кентукки, США. Представляет собой систему карстовых пещер, образованных в известняковом пласте.

В России самой протяженной является Ботовская пещера, чья длина достигает 60 км. В Румынии находится пещера Мовиле – одна из трех пещер в мире, образованных в результате воздействия на горную породу серной кислоты. Пещера уникальна тем, что является замкнутой экосистемой, изолированной от экосистемы Земли. (Приложение 6.)

Самая глубокая пещера в мире – пещера Крубера или Воронья – находится в Абхазии (Гагрский хребет). Пещера разветвляется на две ветки: глубина одной составляет 2 196 м, глубина другой – 1 300 м. Была открыта в 1960 году.

Самой длинной в мире является уже упомянутая выше пещерная система Мамонтовая (Кентукки, США). Длина ее составляет 627 644 м. Мамонтовая пещера лежит в предгорьях западных Аппалачей и в исследованной части насчитывает 20 крупных залов, столько же глубоких шахт и порядка 225. [7, c.15]








Глава 2. Почему необходимо охранять пещеры

2.1 Значение пещер

Значение пещер для человека трудно переоценить. Ведь именно в пещеры стали первыми домами для первобытных людей, поэтому раскрытие тайн, хранимых пещерами, помогает добавлять недостающие паззлы в картину истории и эволюции человека. Пещера как жилище святых аскетов. В пещерах обустраивали жилище многие святые аскеты. Позднее на этих местах основывались монастыри и Лавры. [12, c.2]

Большое значение для сельского хозяйства имеют карстовые пещерные полости, поскольку их наличие приводит к уходу подземных вод на большую глубину, иссушению верхних слоев почвы, что обязательно необходимо учитывать при планировании сельскохозяйственных работ. А некоторые пещеры с микроклиматом, характеризующимся особо низкой температурой, используются в качестве больших «холодильников» для хранения продуктов питания и разнообразных материалов. [11, c.5]

Большое значение пещеры имеют для добычи и исследования различных минералов и некоторых железных руд. [9, c.32]

















2.2 Почему необходимо охранять пещеры? (Социологический опрос)

В Краснозерском районе, где я проживаю, нет пещер, в которые можно было бы ходить на экскурсии. Может, поэтому я так мало знал о них раньше. Мне стало интересно, многое ли знают о пещерах дети и взрослые нашей школы. Я провел социологический опрос, который помог мне собрать всю необходимую информацию для исследования.

В опросе принимало участие тридцать респондентов, включающих учеников 7 -11 классов.

Пять человек (15 %) считают, что пещеры не нужно охранять, что в них нет ничего ценного.

Остальные 85 % ответили:

  1. Пещера является местом обитания некоторых животных и растений (21%);

  2. Они хранят историю людей, ценны для исследований (42%);

  3. Пещеры – уникальные памятники природы (27%).

Из этого исследования стало ясно, что учащиеся нашей школы знают о пещерах достаточно много. Очень обидно, что некоторые не интересуются и никогда не интересовались пещерами. Кроме того, половина респондентов не знают, кто занимается исследованием пещер, какую информацию можно найти в пещерах о нашем прошлом. Некоторые респонденты искренне не понимают, зачем охранять пещеры.














Заключение


Пещера – казалось бы, такое простое, понятное нам слово. Мы часто встречаемся с ним в фильмах, книгах, в обыденной жизни, и думаем, что знаем о пещерах всё. А между тем этот природный объект хранит в себе множество тайн, которые до сих пор еще не исследованы наукой.

В ходе проекта мне удалось много узнать о «подземных дворцах» - пещерах.

Выводы:

  1. Пещеры – уникальное творение природы.

  2. Существует большое множество пещер, различных по происхождению, длине и глубине.

  3. Пещеры играют огромную роль в жизни животных, растений и человека.

  4. Пещеры подлежат охране.

О наиболее интересных и красивых пещерах я создала фотоальбом «Пещеры – «подземные дворцы», который поможет учащимся на уроках географии в теме «Литосфера. Горы. Равнины» и внеурочной деятельности.



















Литература

  1. [1] Пещеры / Пер. с нем. Е.Ю. Жирновой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги – 2007 – C. 32, 33, 17, 43

2. [2] Википедия ru.wikipedia.org

3. [3] Толковый словарь русского языка В. Даля. - с. 516

4. [4] Кто такой спелеолог? // Cайт «Дом знаний» [Электронный ресурс] URL:http://domznaniy.ru/425-kto-takoy-speleolog.html (Дата последнего обращения 03.04.2016)

5.[5] Спелеология // Сайт «Горная энциклопедия» [Электронный ресурс] URL:http://www.mining-enc.ru/s/speleologiya- (Дата последнего обращения 06.04.2016)

6.[6] Удивительные дома-пещеры – древние и вдохновлённые «Властелином колец» Толкиена // Сайт MixStuff [Электронный ресурс] URL:http://mixstuff.ru/archives/27501 (Дата последнего обращения 08.04.2016)

7.[7] Сказочные горные породы Красивые пещеры // Сайт «Самые лучшие домашние рецепты» [Электронный ресурс] URL:http://www.nezabudkin.pp.ua/post197152897/ (Дата последнего обращения 09.04.2016)

8.[8] Силур // Сайт «Биология и медицина» [Электронный ресурс] URL:http://medbiol.ru/medbiol/evol/0004a78d.htm (Дата последнего обращения 29.03.2016)

9.[9] Первые исследователи пещер // Сайт «Наука из первых рук» [Электронный ресурс] URL:http://scfh.ru/papers/pervye-issledovateli-altayskikh-peshcher/ (Дата последнего обращения 07.04.2016)

10.[10] Напрасно не медлить в пути // Сайт «Петр Симон Паллас» [Электронный ресурс] URL:http://pallas.ucoz.ru/index/puteshestvija_pallasa/0-60 (Дата последнего обращения 07.04.2016)

11.[11] Паллас Петр-Симон // Сайт «Биография / Краткая биография» [Электронный ресурс] URL: http://biography.yaxy.ru/01160092.htm (Дата последнего обращения 08.04.2016)

12.[12] Плейстоцен (ледниковая эпоха) // Сайт «Биология и медицина» [Электронный ресурс] URL:http://medbiol.ru/medbiol/antrop/0004109e.htm

13.[13] Сайт «плейстоценовая и голоценовая эпохи» [Электронный ресурс] URL:http://evolution.powernet.ru/history/Life_16/

14.[14] Палеолит // Сайт «Археология» [Электронный ресурс] URL:http://arheologija.ru/paleolit-yanin-ychebnik/




































Приложения


Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Приложение 4.

Приложение 5.







Виды пещер Приложение 6.






















Приложение 7

Анкета


  1. Знаете ли вы, что такое пещера?

2. Как образуются пещеры?

А) С помощью горных обвалов;

Б) Их выдалбливали люди;

В) В результате течения подводных рек и вымывания водой;

Г) Они появились сами по себе;

Д) Ничего из вышеперечисленного не знаю.

3. Чем пещера служит в природе

А) Загоном для домашних животных;

Б) Местом обитания древнего человека;

В) Средой обитания некоторых животных;

Г) Ничего не подходит / не знаю.

4. Кто занимается исследованием пещер на профессиональном уровне?

5. Что или кто есть в пещерах?

6. Нужно ли охранять пещеры?



19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!