Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Родничок»
Проект по экологии
на тему: «Природа –кладовая солнца»
Выполнили воспитатели:
Пензина Юлия Михайловна
Филиппова Светлана Валерьевна
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину» М.М. Пришвин.
Актуальность проекта: Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель проекта: формирование экологической культуры - совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности.
Задачи проекта:
1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологических знаний и представлений о природе родного края. 2. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
3. Закладывать основы экологического воспитания: экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам.
4. Развивать навыки наблюдательности, навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных.
5. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Гипотеза: в результате реализации экологического проекта «Берегите природу!»
у детей должно сформироваться способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм поведения в природе;
- будут углублены знания дошкольников о природе Родного края.
- будут сформированы способности творчески применять полученные знания в повседневном общении с природой.
- будет выявлена заинтересованность родителей в реализации экологического проекта (предоставление фотографий, стихов, поделок выполненных совместно с детьми). - повышен уровень экологической культуры.
- пополнена эколого – развивающая среда ДОУ: наглядный материал, дидактические игры, картотеки, стихи, рассказы, сказки, познавательная литература, материал для опытов и экспериментов, календарь наблюдений за погодой, работы детского творчества.
Предполагаемый результат:
1. У детей проявится:
- ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы, умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода);
- интерес к особенностям природы родного края;
- бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы.
2. Дети овладеют: - навыками экологически безопасного поведения в природе; - знаниями о запрещающих и разрешающих экологических знаках, изобретут свои собственные знаки.
3. У детей сформируется:
- стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- умение отличать и называть характерные признаки разных времен года, смогут объяснить причины смены времен года; - знания о значении воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства; - представление о разновидности почвы, ее свойствах и значении; - представления о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка); - представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов Земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У детей будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц, рыб) на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 4. Дети научатся: - вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: «Все живые организмы имеют равное право на жизнь». «В природе все взаимосвязано». - проводить простейшие и сложные опыты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью. - гуманно обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей. 5. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада. Предварительная работа: Наблюдение в природе, рассматривание наглядного материала, иллюстраций, чтение художественной, познавательной литературы, заучивание стихов, пословиц, поговорок, беседы, дидактические, подвижные и пальчиковые игры, физкультминутки. Проведение опытов – экспериментов с водой, воздухом, почвой. Труд в природе ,уход за растениями, огородом. Наглядная информация: Оформление выставки литературы экологического содержания в книжном уголке, альбомов. Взаимодействие с родителями: Совместная работа детей и родителей: совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе, за объектами живой и неживой природы.
Этапы проекта:
1этап: Подготовительный: - практическая работа по подготовке необходимых материалов, -обогащение предметно-развивающей среды; - определение цели; - планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап: Основной: Воспитатель и дети:
- НОД: «Загадки природы» , "Береги природу","Земля в опасности", «Земля – наш общий дом»
- Дидактические игры: «Как зовут тебя, деревце?», «Времена года», «Природа и человек », «Кто, где живёт?», «Чудо звери», «Свет, звук, вода», «Что было бы, если из леса исчезли… », «Вершки-корешки», «Четвёртый лишний», «Назови птицу», «Чудесный мешочек» ,«Польза – вред».
- Знакомство с растениями и животными, птицами родного края;
- Беседы о редких растениях, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении близлежащих родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
- Виртуальная экскурсия в парк «В парк ребята пришли, что интересного нашли?»
- Сюжетно – ролевые игры: «Юный друг природы», «Ветеринар», «Цветочный магазин», «Лесничий». - рассматривание иллюстраций, наглядного пособия; альбомов;
- заучивание стихов и песен о природе; - пословиц о природе; - отгадывание загадок;
- чтение экологических сказок об охране природы;
-прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.
- просмотр программ из цикла: «Берегите планету!»; - просмотр презентаций «Природа родного края», «Берегите природу», «Какой вред экологии приносит человек…». - Продуктивная деятельность:
- рисование знаков правил поведения в природе; рисование «Растения занесённые в Красную книгу»
- проведения акции на территории детского сада по сбору бумаги;
- игры с природным материалом;
- экскурсия вокруг детского сада;
- посадка огорода. - Посадка семян цветов на рассаду.
-Посадка семян цветов в клумбы.
Работа с родителями. Проведение консультаций для родителей: «Экология в жизни ребенка» ,«Научим детей любить живую природу!», «Игры экологического содержания».
Помощь родителей по разбивке цветника на участке детского сада.
- проведение экологической акции «Сделаем двор чистым!», «Посади дерево!», «Посади растение».
3 этап: Заключительный этап
Итоговые мероприятия :
- Развлечение Экологическая викторина «
- проведение экологической акции «Посади дерево!»
- изготовление мини-книги «Берегите природу!»
8