СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация экологического пространства в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому. Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду. «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.Камшилов. Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям. Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных. В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются: · Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия; · Формирование знаний о природе;· Развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение. Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства. Работа ведется по двум направлениям: · Формирование начал экологической культуры у детей; · Развитие начал экологической культуры у взрослых. В своей работе использовала следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:·самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций; · постановка опытов и экспериментов; · стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями. Наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них. Наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их. Совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков. Чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе. Еженедельное проведение занятий по экологии, использование ИОС (игровых обучающих ситуаций), беседы, развивающие игры развивают положительное эмоциональное отношение к природе. Работая воспитателем на младшей и средней группах, выбрала направление: «Воспитание у детей экологической культуры». Изначально была проведена диагностика знаний и умений детей по экологии, на основе которой позже и был разработан проект под названием «Зеленый наряд Земли», в который я включила и опытно – исследовательскую работу, и изодеятельность, и активную деятельность родителей воспитанников. Цель проекта – актуализировать знания детей о разнообразии растительного мира. Реализацию проекта начала со знакомства детей с овощами и фруктами, их разнообразием, сходством и отличием, пользой для человека. На занятии «Чудесная корзиночка» дети учились называть, различать, описывать овощи и фрукты, а затем рисовали и наклеивали по желанию в импровизированную корзинку. Проводила дидактические и настольные игры «Кто быстрее соберет фрукты (овощи)», «Съедобное, несъедобное», «Что лишнее?», «Как зовут тебя деревце?» и др… Систематическая и последовательная работа помогла мне научить ребятишек классифицировать овощи и фрукты, называть их, включить в свой словарный запас. Совместно с родителями я организовала выставку под названием «Дары природы» из овощей, фруктов, природного материала. На следующем этапе проекта я знакомила детей с сезонными изменениями в природе. Ежедневные наблюдения помогли детям анализировать, сопоставлять, делать выводы. Ребята отражали свои наблюдения в рисунках, в календаре природы. Большую роль играет совместная деятельность педагога и детей. Вместе с детьми мы учились ухаживать за растениями в группе, мыли листья, поливали и рыхлили землю, проводили подкормку цветов, сажали лук в сухую и сырую землю, наблюдали, где быстрее вырастет перо. Дети с огромным интересом наблюдали за процессом роста лука и с восторгом рассказывали каждое, замеченное ими новоизменение. Проводились опыты с водой, снегом, воздухом, как они влияют на развитие и рост растений. Интерес детей был огромный, они с увлечением делились впечатлениями со своими родителями. На третьем этапе я познакомила ребятишек с лесом, его обитателями. Мои ребятки узнали что такое кладовая природы, рисовали деревья, грибы, ягоды, научились их различать и называть. На каждом занятии использовала художественное слово, народный фольклор (потешки, загадки, песенки и др.), материал из детской энциклопедии и другой познавательной литературы. Дети узнали произведения писателей – природоведов В.Бианки, Е.Чарушина, М.Пришвина и др. Использовала и музыкальный материал. ( П.Чайковский «Времена года», детские песенки) Привлекались и родители, с которыми проведен конкурс экологического плаката, конкурс моделей одежды из бросового и природного материала. Параллельно с ознакомлением с природой мною проводились занятия по изодеятельности. Дети рисовали, наклеивали, лепили то, что увидели, что запомнили, что сами захотели сделать своими руками. Это «Грибная полянка» и «Кисть рябины», и «Овощи для щей», и «Зайкина морковка». Завершением проекта стал стенд с фотографиями под названием «Экология и я – лучшие друзья», а также альбом с работами детей. Не были забыты и родители, которых мы с детьми приглашали на занятия. Для них проведены консультации на экологические темы, и КВН «Природа вокруг нас», на котором подведены итоги конкурса экологического плаката, моделей одежды из бросового материала. Из результатов проведенной мною работы сделала вывод: · Дети научились самостоятельно наблюдать за предметами и явлениями живой и неживой природы, делиться своими мыслями. · Стали проявлять интерес к комнатным растениям, ухаживать за ними. · Наметилось позитивное изменение поведения детей в природе. · Дети начали проявлять интерес к познавательной литературе. Таким образом, повышение определенного уровня экологических знаний детей – это результат работы над проектом, результат моих педагогических усилий, которые и мне помогли повысить свой профессиональный уровень и помогут планировать свою работу в будущем.

Консультация для воспитателей "Организация экологического пространства для обеспечения жизнедеятельности детей"

         Детское дошкольное учреждение – место, где дети проводят огромное количество времени и должны чувствовать себя уютно, безопасно, радостно. Дети достаточно много гуляют на свежем воздухе. Восприятие мира у ребенка формируется под воздействием окружающей среды, в том числе и на детских площадках, находящихся на территории детского сада.

Общие правила озеленения ДОУ.

        Благоустройство и озеленение территории детского сада – ответственная и очень важная задача. Значение работ по благоустройству участка трудно переоценить. Особое внимание должно уделяться организации экологического пространства на территории детского сада. Растения на территории ДОУ являются своеобразным "зеленым щитом", они создают благоприятную среду, защищают от пыли, уменьшают попадание на территорию выхлопных газов, увеличивает процентное содержание кислорода в составе воздуха, делает его умеренно влажным.         Помимо того, что разнообразные растения полезны в оздоровительном иэстетическом плане, они ещё интересны и в плане познавательном. Дети могут познакомиться с названиями растений региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев), приобщиться к труду на земле, применить свои знания на практике. На всей территории детского сада должны быть расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. На каждом групповом участке дети смогут видеть, как растут цветы, ухаживать за ними и собирать семена, иметь возможность наблюдать цветущий пейзаж из окон группы.

         Несмотря на относительно небольшую территорию детского сада, в ее благоустройстве и озеленении важную роль играет каждая деталь. Здесь не бывает мелочей! Категорически запрещено использовать материалы, конструкции, растения, ландшафтные решения, вызывающие даже малейшее сомнение в безопасности, прочности, устойчивости при воздействии различных условий и обстоятельств.  Составляя план озеленения участка, мы должны учесть следующие требования:

1.     Под насаждения отводится не более 50% всей площади (если рядом с участком расположен лес, парк, сад, то эту площадь можно сократить до 30%).

2.     Зеленые насаждения не должны мешать доступу солнечных лучей в здание, поэтому кустарники сажают не ближе 5, а деревья — не ближе 10 м от стен здания, имеющего окна на солнечную сторону (в жарких климатических районах эти расстояния уменьшают).

3.     По периметру земельного участка следует предусмотреть однорядную защитную полосу деревьев или кустарников.

4.     Для озеленения нельзя использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами, колючками и т. п.

5.     При подборе растений нужно учитывать высоту и характер здания детского сада. В некоторых случаях целесообразно деревья не высаживать, а ограничиться высокими кустарниками.

6.     Необходимо обеспечить воду для поливки зеленых насаждений и участка.

         В предварительном плане озеленения должны быть указаны ассортимент растений и их специальные характеристики (время появления листвы, цветения, плодоношения, смена окраски листьев). Следует также иметь разбивочный чертеж с указанием размещения и расстояний между посадками деревьев и кустарников разных пород, а также цветников.

Какие растения подойдут для озеленения?

         План озеленения земельного участка должен включать следующие группы растительности:

1.     крупные деревья, дающие тень;

2.     небольшие деревья и группы кустарников;

3.     живые изгороди;

4.     цветники;

5.     газоны.

         Для озеленения солнечного участка рекомендуются деревья с плотной кроной. Можно посадить на участке и небольшие деревья, и кустарники. Для таких посадок рекомендуются следующие породы деревьев и кустарников: рябина (кружевная листва, декоративные и съедобные плоды, быстрый рост), сирень (ароматные цветы, общий декоративный вид), калина (красивое цветение, декоративные съедобные плоды). При тщательном подборе можно иметь на участке цветущие и декоративно расцвеченные кустарники от весны до поздней осени.

         Игровые площадки, физкультурная зона, огород-ягодник, зооплощадка окаймляются кустарником высотой примерно 0,5 м, который служит естественной границей между этими участками. Около хозяйственных построек и вдоль заборов можно устроить живые изгороди из густо посаженных древесных и кустарниковых растений, которые поздней осенью рекомендуется подстригать - благодаря этому получается густое ветвление растений. Для живых изгородей удобны растения с красивой листвой, цветущие: жимолость, ирга, калина, жасмин, желтая акация, дерен, сирень, ель, туя. Изгороди подстригают на высоте несколько большей, чем рост взрослого человека – так они не будут давать густой тени. Посадка деревьев производится или весной, до начала сокодвижения в них, или поздней осенью, уже после листопада.

         Уровень земли вокруг деревьев, кустов должен быть несколько ниже, чем на дорожках и площадках для игр, чтобы на них не затекала вода. Живая изгородь - это деревья или кустарники, высаженные в одну или две идущие рядом линии по периметру территории детского сада. Включение живой изгороди в дизайн служит, как правило, нескольким целям – придание декоративности участку и его отдельным элементам, ограждение территории сада от воздействия шума, пыли и ветра. Чтобы зеленый забор выполнял свою функцию защиты от посторонних взоров, его высота должна быть не менее полутора метров. Вечнозеленые изгороди эффектны круглый год, что особенно ценно в бедные красками зимние месяцы. Большинство из них прекрасно поддается регулярной стрижке. Стриженая изгородь займет меньше места, но потребует куда больше забот. Обычная высота живых изгородей – 2-3 м.        Выращивают их из небольших деревьев и кустарников и применяют как пограничное насаждение: чтобы отделить зону отдыха, игровую площадку или огород. Растения в живой изгороди высаживаются в один ряд или в несколько, соответственно получается однорядная или многорядная "лесополоса".

Как и где лучше всаживать живую изгородь?

         По периметру территории детского сада лучше высаживать живую изгородь, состоящую из одного ряда, так как изгороди из двух рядов выглядят менее декоративно и занимают большую площадь. Применение многорядной изгороди из высокорослых кустарников оправдано лишь там, где необходимо надежное прикрытие от ветра. Однорядная живая изгородь из лиственных или хвойных пород обычно делается шириной 0,6-1 м.  Подбирают для живой изгороди как растения, легко поддающиеся стрижке, так и те кусты и деревья, которые любят свободный рост . Возможны следующие варианты.  Шиповник. Этот кустарник к почве нетребователен. Для живой изгороди прекрасно подойдут следующие сорта: коричный, морщинистый, обыкновенный, мелколистный, ржавчинный.  Ель. Для живой изгороди можно применить следующие сорта ели – обыкновенную, белую или канадскую, колючую. Из ели получатся прекрасная высокая или средняя живая изгородь – густая и труднопроходимая, если делать правильную и своевременную подстрижку. Ели необходима суглинистая почва.  Смородина. Этот кустарник прекрасно переносит затененные участки и не требователен к почве. Для изгороди можно применять следующие сорта смородины: альпийскую, золотистую, черную, красную.  Боярышник. Из боярышника получаются отличные, плотные живые изгороди. Применяют обычно следующие сорта: туполистный, сибирский, однокосточковый и др. К почве он не требователен, но любит хорошее освещение.          

         Таким образом, правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. Озеленение участка создает благоприятный микроклимат, снижая его запыленность, загазованность, уровень шума. На озелененном участке создаются благоприятная температура воздуха, влажность, и освещенность солнцем.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!