Проект
по формированию финансовой грамотности
у детей 2-ой младшей группы
Пояснительная записка.
В наши дни идёт подмена многих ценностей, одни понятия заменяются другими. То, что исторически не свойственно нашему менталитету, нашей культуре, искусственно насаждается. Там, где раньше представлялись возможным только альтруизм, дружба – появляются рыночные отношения. Отсюда и возникает видимость необходимости изучения финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.
Актуальность.
В настоящее время ребенок встречается с экономикой на каждом шагу. Дети узнают, что такое «деньги», «цена», «товар» и т.д. Первые знания о финансах дети получают в семье. Если родители сами не умеют правильно планировать свои расходы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, неверное мнение, не будет осознания, что денежные средства зарабатываются собственным трудом и нужно уметь правильно ими распоряжаться. Как правило, в возрасте трёх лет дети начинают понимать различия в стоимости товаров, разбираться в видах профессиональной деятельности. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить иному отношению к семейным финансам, если он привык к определенной системе поведения. У детей нужно поэтапно формировать основы финансовой грамотности, но не делать все за него. В формировании основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста на первый план ставится усвоение таких нравственных понятий как честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь. Ориентироваться в экономическом пространстве современного мира дошкольникам помогут полученные знания, посредством дидактических материалов, которые соответствуют возрастным возможностям.
Цель: Формирование финансовой грамотности у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности и художественной литературы.
Задачи:
1. Пополнить предметно-пространственную среду группы необходимыми дидактическими материалами и атрибутами по разделу «финансовая грамотность».
2. Формировать у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых.
3. Формировать социально - коммуникативные навыки в ходе совместной деятельности (умение договариваться, уступать и др.)
4. Дать первичные представления о том, что такое деньги.
5. Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
6. Воспитывать у детей такие качества как честность, трудолюбие и помощь ближнему.
Сроки реализации: 2022 – 2023 учебный год, долгосрочный.
Тип проекта:
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
По завершению проектных мероприятий:
Дошкольники приобретают первичные экономические знания
Используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар)
Итоговое мероприятие: создание коллажа: «Какие деньги в мире?»
Основные формы реализации проекта:
Чтение художественной литературы;
Интегрированная ООД;
Продуктивная деятельность;
Сюжетно-ролевые игры,
Дидактические игры;
Тематические беседы;
Решение проблемных ситуаций
Этапы работы над проектом:
1 этап - подготовительный
1. Изучение справочной, методической литературы, интернет ресурсов.
2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансы с детства».
3. Подбор мультфильмов, художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
этап – Основной
Реализация проектных мероприятий:
Беседы: «Что такое деньги», «Что такое труд?», «Как я помогаю маме, папе», «Мои домашние обязанности», «Я помощник», «Кем работают мои родители»
Чтение: р.н.с. «Терем-теремок», «Жадная старуха», «Как коза избушку построила». К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха», Б. Заходер «Строители», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», В. Сутеев «Мешок яблок», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены», экономическая сказка «Путешествие монетки»
Дидактические игры: Д/И «Кому, что нужно для работы», Д/И «Чудесный мешочек», Д/И «Что из чего сделано», Д/И «Кто что делает?», Д/И «Профессии», Д/И «Магазин»
Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы», С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Простоквашино. Клад»
Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Автобус», «Парикмахерская», «Кафе»
Творчество. Лепка монет, баранок, бубликов, пряников для игр в «Магазин», «Кафе».
этап – Заключительный
Подведение итогов реализации проекта, Проведение развлечения
Мероприятия по реализации проекта.
| Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями | РППС |
Сентябрь | Дидактическая игра «Кто что делает?» Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» ЧХЛ: Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» | Оформление наглядной информации: Папка – передвижка «История бумажных денег в России», «Большие беседы с маленькими людьми» Привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы. Индивидуальные и групповые беседы. | Пополнение центра сюжетно – ролевых игр. Картотека дидактических игр по финансовой грамоте. Подборка художественной литературы. Подбор мультфильмов по финансовой грамотности. |
Октябрь | Беседа «Что такое труд» Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы» ООД Лепка «Бублики», «Баранки» Сюжетно – ролевая игра «Магазин» ЧХЛ: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться» |
Ноябрь | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Сказки о потребностях и возможностях: Народные сказки «Жадная старуха», «Как коза избушку построила». К.И. Чуковский «Телефон» |
Декабрь | Беседа «Что такое деньги?» ООД «Деньги всякие нужны» Сказки о деньгах: К.И. Чуковский «Муха – цокотуха» |
Январь | Сюжетно – ролевая игра «Автобус» Чтение экономической сказки «Путешествие монетки» |
Февраль | Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы» Чтение сказок, отражающие труд людей: «Терем – теремок», К.Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко» |
Март | Беседа «Кем работают мои родители», «Как я помогаю маме, папе» Дидактическая игра «Профессии» Отгадывание загадок про профессии ЧХЛ: В. Сутеев «Мешок яблок» |
Апрель | Беседа «Мои домашние обязанности» Знакомство с литературным произведением «Как барин овцу купил» Сюжетно – ролевая игра «Кафе» Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама», |
Май | ЧХЛ: Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены» Сюжетно – ролевая игра «Кафе» Дидактическая игра «Магазин», «Кто что делает?» Просмотр мультфильма С. Михалков «Как старик корову продавал» |