Просмотр содержимого документа
«Проект по истории»
Рождение российского военно-морского флота
Автор: ЗАХАРОВА ВИКТОРИЯ, 8Г
Руководитель: Белых И.В.
Первая попытка создать флот для охраны русского судоходства на Балтийском море была при Иване 4 (Грозном). Была сформирована флотилия из 6 кораблей, но просуществовала она недолго.
Начатое Петром I в период подготовки к Азовским походам 1695 – 1696 годов военное кораблестроение на юге России продолжалось самым интенсивным образом вплоть до того момента, когда Петр ввязался в новое рискованное предприятие – войну против Швеции.
Итак, за полтора десятка лет – с 1696 по 1710 год Петр I заложил на верфях Азовского флота 71 крупный корабль (не меньше фрегата). Но в море по истечении этого срока могли выйти только 4 из них.
Флот на балтийском море
В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига. .
К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море.
Балтийский флот строился в Архангельске по английским и голландским чертежам. Потом вскоре Пётр заложил на острове Котлин крепость Кроншлот, и строительство флота также велось и там.
Морской устав
Первое издание Морского устава содержало в себе обширный перечень постановлений, касающихся плаванья, порядка снятия с якоря и последующей постановки на него, разного рода боевых и навигационных сигналов, а также сражения с неприятелем и оказания помощи.
В каждой статье этого документа за невыполнение указанных требований предусматривались наказания, степень которых зависела от тяжести проступка.
9 августа является Днём воинской славы России — День победы в Гангутском сражении — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут.
К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками.
ИЗВЕСТНЫЕ КОРАБЛИ
Лучшим кораблем тех времен по сей день считается "Ингерманланд" , спущенный на воду 1 мая 1715 года в Санкт-Петербурге.
Также среди легендарных кораблей эпохи Петра I можно назвать:
Яхта "Святой Петр"
Галера "Принципиум"
Фрегат "Крепость"
ПРО МОРСКУЮ СЛУЖБУ
Первым по должности на любом судне являлся капитан, которого позднее стали именовать командиром. Второй по должности был капитан-лейтенант. Старший (или первый) лейтенант был определен петровским уставом, как «третий командир на судне».
Остальные лейтенанты судна командовали вахтами и являлись вахтенными начальниками.
Мичманы заведовали отдельными мачтами и являлись помощниками начальников вахт.
Самыми известными были:
Апраксин Фёдор Матвеевич (1661–1728), флотоводец, полководец, государственный деятель.
Баур Родион Христианович (1667–1717), полководец, генерал от кавалерии.
Голицын Михаил Михайлович (1675–1730), полководец, флотоводец.