ГОУ ЛНР « Беловская гимназия « Культуры здоровья» имени Николая Руденко Лутугинского района»
Творческий проект по
изобразительному искусству
«Мы рисуем сказки»
Выполнили: |
ученики 2-А класса |
Учитель: |
Коваленко Е.А. |
Белое
Паспорт проектной работы
1. Название проекта: « Мы рисуем сказки»
2.Руководитель проекта: учитель начальных классов Коваленко Елена Анатольевна
3.Автор проекта: обучающиеся 2-А класса
4. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту: изобразительное искусство
5. Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение:
« Русские народные сказки», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Э. Успенский « Чебурашка», Б. Заходер «Песенки Вини-пуха», Г. Остер «Будем знакомы», «Что мы знаем о животных. Дикие и домашние животные»
6. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литературное чтение, окружающий мир.
7. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 2 класс (8 лет).
8. Тип проекта по масштабу применения: коллективный.
9. Тип проекта по продолжительности выполнения: долгосрочный (2 мес.)
10. Тип проекта по характеру деятельности учащихся: информационный.
11. Цель проекта:
-Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности.
-Учить детей передавать в рисунке эпизоды из сказки, отражать взаимоотношения между персонажами посредством нетрадиционных способов рисования.
-Формировать умение составлять словесно-образные картины по сюжету сказки.
-Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок.
12.Задачи проекта:
- расширить знания о сказках;
-познакомить с творчеством известных русских художников, которые создали иллюстрации к сказкам;
-способствовать воспитанию творческих способностей учащихся, эмоционально-положительного отношения к людям создающим книги, к творчеству художников-иллюстраторов, бережное отношение к книге.
13.План работы над проектом:
1этап. Подготовительный.
Сообщение цели и задач проекта.
2 этап. Планирование и организация деятельности.
Обсуждение названия проекта.
Планирование. Распределение работы.
Сбор информации о видах сказок,о художниках – иллюстраторах
3 этап. Практический
Оформление сообщений(рисунки, презентация)
4 этап. Презентационный
Представление и защита работы в классе.
5 этап. Рефлексивный
Что такое сказки?
Сказки – один из жанров устного народного творчества.
Сказки – волшебный, удивительный мир. Мир детства. Сказки бывают разные:
виды сказок.
Сказки
Волшебные
Бытовые
О животных
Сказки
Придуманы народом
Написаны автором
Народные
Авторские
Слушая сказки в воображении слушателей возникали образы героев этих удивительных рассказов. Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный или Баба-Яга- все они были образами только устного народного творчества до тех пор, пока не появилась возможность печатать сказки, создавать книги. Так появилась иллюстрация.
Что такое иллюстрация? Рисунок в книге, поясняющий содержание произведения, называется иллюстрацией. На иллюстрациях можно увидеть героев книг, место, где происходят события. Художника, который создаёт рисунки для книг, называют художником-иллюстратором. Он оформляет книгу так, чтобы она была интересной
Многих знаменитых русских художников сказки вдохновляли на создание настоящих шедевров, которые удивляют и восхищают многие поколения.
Иван Билибин
Каждому знакомы иллюстрации к сказкам Александра Пушкина — о царе Салтане, Золотом Петушке, Рыбаке и Рыбке, Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке. Эти уникальные произведения искусства создал художник-оформитель Иван Билибин — ученик Ильи Репина, автор изображения двуглавого орла
Илья Яковлевич Билибин родился 4 (16) августа 1876 года в поселке Тарковка (ныне — часть Сестрорецка), вблизи Санкт-Петербурга, в знатной и образованной семье. Отец Яков Иванович служил военным врачом. Мать Варвара Александровна тоже связана с морем — она была дочерью военного инженера. Любила музыку, в совершенстве владела игрой на рояле.
Родители дали Ивану достойное образование. гимназию, которую окончил с серебряной медалью.
Юный Билибин рисовал с ранних лет, но сначала он обучался в Санкт-Петербургском университете по направлению юриспруденции, затем он поступил в художественную школу и всерьез задумался о карьере иллюстратора.
И. Билибин создал иллюстрации к сказкам «Об Иване-Царевиче...», «Царевна-Лягушка» и «Василиса Прекрасная» «Василиса Прекрасная», создав портрет Бабы-Яги, который по сей день украшает страницы учебников по литературе, «оживил» сказки «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказку о царе Салтане», поэму «Садко».
Вдохновившись картиной Васнецова «Богатыри», Билибин написал своих Илью Муромца, Алёшу Поповича и Добрыню Никитича, дополнив их союз изображением Змея Горыныча. Он также попробовал себя в качестве оформителя праздничных открыток
В период революции 1905 года Временное правительство обратилось к Ивану Яковлевичу с просьбой создать герб. Из-под пера мастера появился знаменитый двуглавый орел, который являлся официальным символом России в 1917-1918 годах.
Иван Яковлевич создал эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Римского-Корсакова «Золотой Петушок», оформил декорации к «Чуду святого Теофила» и «Чести и мести» Федора Сологуба, нарисовал костюмы для драмы Лопе де Веги «Фуэнте Овехуна». Билибин создал декорации для балета Игоря Стравинского «Жар-птица», нарисовал картины для сказок братьев Гримм и «Тысячи и одной ночи».
Билибин много путешествовал по Африке и Ближнему Востоку: жил в Египте, потом — в Каире, Сирии и Палестине, Париже .
Время от времени Иван Яковлевич рисовал «для души»: пейзажи («Египет. Пирамиды», «Улочка в Каире», «Оливковые деревья», «Юг Франции. Дюны»), портреты (Людмилы Чириковой), мифические картины («Птица Алконост» и «Райская птица Сирин»).
В 1936 году душа художника пожелала вернуться на Родину. Поселившись в Ленинграде, он творил, пока не пришла война. Билибин отказался от эвакуации и остался в осажденном немцами городе. Последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович» в 1941 году.
Виктор Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Этот незаурядный художник украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные мотивы. Васнецов также известен тем, что расписывал храмы в разных городах России.
Васнецов Виктор Михайлович родился 3 (15) мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Детские годы его пролетели в селе Рябово, которое издревле было известно природными богатствами, искусством народных мастеров. Семейство их было большое, и поэтому жили они почти впроголодь.
Мальчик рано остался без матери, и поэтому все знания и навыки передал ему отец. Немалую роль в образовании внука сыграла его бабушка, которая обучала его рисованию.
Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Вскоре Васнецов обратился к мотивам русской истории, народной культуры, сказки и старинной мифологии. Именно в этой области Васнецов создал ряд всенародно любимых произведений: "Три богатыря", "Аленушка", "После побоища Игоря Святославича с половцами", "Три царевны подземного царства", "Ковер-самолет" и другие.
Помимо этого, Васнецов создал иллюстрации к произведениям Лермонтова и Пушкина, расписывал Владимирский Собор в Киеве, работал над мозаиками и росписями храмов в других городах, исполнил проекты здания Третьяковской галереи в Москве и русского павильона для Всемирной Парижской выставки 1900 года. Значение его творчества для русской культуры неоценимо.
Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть.
Дети - иллюстраторы
Если сказка получает творческую, детскую, иллюстрированную поддержку, то она воспринимается детьми гораздо эмоциональнее и лучше. Ведь художник – ребенок, как и настоящий художник –иллюстратор идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное почувствованное им. Сказки являются средством эстетического и умственного развития, способствует поиску новых путей и средств, позволяющих осуществлять культурологические подходы взаимодействия не только взрослого и ребенка, но и взаимодействию между детьми.
Заключение
Работая над проектом, мы прочитали интересные сказки, научились выделять главное в них, делать выводы и брать пример с положительных героев. Познакомились с некоторыми известными русскими художниками. Узнали о сложной работе художников – иллюстраторов, которые помогают представить героев сказок, место, где происходят события, волшебные вещи. Мы научились видеть и ценить красоту. Теперь мы стали бережнее относится к книгам, ведь они результат работы многих людей. Мы довольны результатами своего труда, поэтому поставленная цель достигнута.