Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Малиновоозёрская средняя общеобразовательная школа"
Михайловского района Алтайского края
Проект по литературе
«Изучение художественно-выразительных средств с помощью иллюстраций»
(на примере произведения А. И. Куприна «Золотой петух»)
Выполнила:
Колокольцева Ирина.
Руководитель:
Богданова Е.В.,
учитель русского языка
и литературы
2017 г
Введение
В настоящее время растёт интерес к коллекционированию оригинальных иллюстраций, использованных в книгах, журналах и постерах. Многие музейные выставки, журналы и галереи искусств выделяют места для иллюстраторов прошлого.Иллюстрация получила широкое применение в журнальном, рекламном и книжном деле. Для создания иллюстрации не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться одной техники - художник может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разнообразные материалы. Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста. Но можно ли с помощью иллюстрации выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства? Данные вопросы побудилинас к проведению исследовательской работы.
Объектом исследовательской работы является произведение А.И. Куприн «Цветок земли», предметом –художественно-выразительные средства, используемые автором произведения.
Целью исследования является изучение художественно-выразительных средств с помощью иллюстраций.
Гипотеза исследования: иллюстрация может быть использована не только для визуализации героев повествования, но и для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения.
Задачи исследования:
-
Чтение и изучение произведения (тема, особенности создания образа).
-
Поиск художественно-изобразительных средств, их классификация (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора).
-
Определение роли художественно-выразительных средств в рассказе.
-
Подготовка к выразительному чтению отрывка (сценическое исполнение).
-
Иллюстрирование, создание материал-презентации.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: анализ литературы и материалов сети Интернет, наблюдение, сравнение, моделирование.
Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств - всё воссоздаётся писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Неслучайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества. Надо только уметь им пользоваться.
Еще Н.В.Гоголь восхищался эмоциональной, образной речью, которая не оставляет никого равнодушным - ни читателя, ни слушателя. «Метко сказанное русское слово» живет веками в памяти поколений, сохраняя свежесть и остроту.
В художественной литературе образность речи очень часто достигается благодаря использованию автором тропов (от греческого «тропос» - образ, поворот, оборот).Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений. Чем больше поэт использует образных средств, тем ярче будут нарисованы им картины.
Эпитеты - это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме.
Эпитеты |
Явные эпитеты | Опоэтизированные эпитеты |
Каждая частица Петушиный крик На весенних глухариных токах Русских лесах Паровозный свисток В ближних деревнях На воздушном шаре ...(свистки) уличных мальчишек Ночная прохлада Человеческого слуха Мажорный аккорд Отдаленные места В солнечных лучах Отдельных колен петушиного крика Ближние петухи До самых отдалённых мест Древнего Рима Земного шар Земные петухи Огромный лошанский петух | Золотой петух В огромных лесах Последними земными звуками На огромной площади Для напряженного человеческого слуха Весёлый болтун-скворец Беззаботный свистун-дрозд Странным непонятным звукам Мощным и звонким звукам Золотые и серебряные трубы Волшебным и могучим хором Пурпурно-золотого do Строгую точную паузу Звонким певучим валом Широкие звуковые валы В чудесной, непостижимой фуге Великолепного Древнего Рима Триумфатора-цезаря Торжественную колесницу Отдалённые восклицания радости Металлическими голосами Восторженные легионы Лучезарных глаз Чудесную музыку Странное, необыкновенное утро Горячий песок Пахучие вкусные травы Два сильных петушиных тела Упругие крылья Кривые стальные клюквы Самый долгий солнечный день Памяти Древнего петуха Необозримыми лесами, полями и реками Петухи-солнцепоклонники В священном нетерпении Своего огнеликого бога Золотой огонь Последние силы В самозабвенном экстазе Бесчисленный петушиный хор Великолепное славословие Великий Золотой петух В огненном одиночестве Старый прекрасный миф Таинственной птице Нежнейшее пианиссимо Очаровательной и могущественной музыки В ярких солнечных лучах Боковой недовольный взгляд Недовольным хриплым баском Слабый, жалкий человек Сухое сердце Неистовых священных восторгов Золотого бога ...вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце |
Метафора - это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основании их сходства в каком-либо отношении. Метафоры по праву могут претендовать на главенствующую роль среди всех тропов.В основе любой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, связанными в нашем представлении с совершенно иным кругом представлений.
Олицетворениемназывается наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
Метафора (как -) | Олицетворение |
Звуки изумительной чистоты, красоты и звонкости Петухи ... старые, пожилые, молодые и годовалые мальчуганы Волна звуков... звонким певучим валом Легионы, чьи ряды озарились сияющим взглядом ? Бурная радость боя ...из облака крутящей пыли ...все прелести лета ...теплоту солнечных лучей Бесконечные радости любви ...всё становиться из бледного розового - розово-золотым, золотым ...звенят ли золотыми трубами солнечные лучи ...петушиный гимн сияет солнечными лучами ...на пышном костре вечерней зари ...ослепительно сверкало золото его мундира ...блестели зеленью и голубым отливы его доспехов воронёнойстали, развевались атласные ленты: красные , черные, белые | ...земля, деревья и небо, только что выкупавшиеся в ночной прохладе, молчаливо надевали свои утренние одежды Волна звуков катилась возвращалась...нарастая..взмывая Музыка оглушала... сладостно наполняла и насыщала слух Он ... пробормотал что-то |
Образное сравнение -это сопоставление одного предмета с другим, придающее особую наглядность, изобразительность:
Сравнение (как +) |
...затерявшиеся ночью, как тончайшая кисея, обрывки ночного тумана |
|
Все примеры демонстрируют как чудеснаи одухотворена природа вокруг. Они создают картину, наполненную жизнью. В каждом тропе восторженное описание красоты природы. А вприветственной песни петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира.
Практическая значимость.
В ходе исследования была создана материал-презентация, позволяющая повысить интерес школьников к изучению художественно-выразительных средств, используемых авторами для достижения живости, наглядности, красочности описаний.
Заключение
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что создание и подбор иллюстраций к художественному произведению позволяет лучше понять мир, созданный фантазией великих писателей, прочувствовать смысл и эмоциональную атмосферу художественного произведения.Иллюстрирование способствует увлекательному изучению художественно-выразительных средств, развивает воображение, творческое мышление.
Список литературы:
-
А.И. Куприн «Золотой петух».
-
Интернет-ресурсы.