СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Маска,я тебя знаю"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Маска,я тебя знаю"»


муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

«Вишневская средняя общеобразовательная школа»

Беловского района Курской области















ПРОЕКТ

по литературе

на тему «Маска, я тебя знаю»

















ученицы 10 класса

Малаховой Снежаны Михайловны

Руководитель проекта

Трофимова Юлиана Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы





















Вишнево -2023г.



Содержание

Введение………………………………………………………………………3-4

Этапы реализации проекта…………………………………………………..5-6

Глава 1. Из истории псевдонимов…………………………………………...7-8

Глава 2. Причины появления и использования псевдонимов…………….9-14

Глава 3. Литературные псевдонимы русских писателей и поэтов………15-17

Заключение………………………………………………………………….18-19

Источники………………………………………………………………..….…20

Приложение…………………………………………………………………....21




























































Введение

Изучая творчество разных писателей и поэтов на уроках литературы, я заметила, что многие известные литераторы подписывали свои произведения псевдонимами. Я заинтересовалась тем, почему они берут псевдонимы, какой смысл в этих псевдонимах, как и почему появились псевдонимы. Именно поэтому я и решила заняться изучением этого вопроса.

Псевдонимы – большой пласт неофициальных именований – ещё недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес.

Исследуя данную тему и сконцентрировав внимание только на писателях и поэтах, мы надеемся на то, что кто-то из наших сверстников совершенно по-другому посмотрит на такой предмет, как книга, возможно, что никогда ничего не читающему подростку захочется что-нибудь прочитать.

И, кроме того, псевдонимы существуют и в наше время, особенно много их в Интернете, только называются они по - другому. Это ники и никнеймы, логины и пароли.

Поэтому считаю, что тема моего исследования достаточно актуальна.

Цель работы: исследование значительного пласта литературных псевдонимов, использовавшихся русскими писателями и поэтами;

исследование причин появления псевдонимов русских писателей и поэтов, их классификация по способам образования;

выяснение причин, по которым люди отказываются от своего настоящего имени и берут псевдонимы.

Задачи исследования:

1) изучить истоки и причины возникновения псевдонимов;

2) определить способы образования псевдонимов;

3) выявить наиболее популярные литературные псевдонимы русских писателей

и поэтов;

4) изучив биографию поэтов и писателей, узнать, какими псевдонимами они подписывали свои произведения;

5) выяснить основные причины, побуждающие их брать себе псевдоним;

Объектом исследования являются известные русские литераторы.

Предмет исследования: псевдонимы русских писателей и поэтов.

Проблемный вопрос: псевдоним- это модное явление или необходимость?

Методы исследования: Наблюдение, анализ. 2.Работа с учебной, художественной и научно-популярной литературой, Интернет-ресурсами.

Ожидаемые результаты: в ходе изучения данного материала я смогу расширить свой интерес к творчеству писателей, более подробнее изучить их биографию и творчество.


























Этапы реализации проекта

Сроки реализации: октябрь 2022 г. – апрель 2023 г.


Октябрь

  • выбор темы проектной работы;

  • поиск информации по теме (Интернет, учебная, художественная литература);

  • систематизация информации;

  • определение цели;

Ноябрь:

  • цели, задачи, методы, итог проекта;

  • определение проблемы проекта;

  • определение метода сбора информации;

  • сбор информации по теме;

Декабрь:

  • перенос полученной информации на компьютер;

  • работа над примерной структурой проекта

  • детализация проекта;

Январь:

  • дополнение макета проекта;

  • начало работы над оформлением проекта;

Февраль:

  • окончание работы над проектом;

  • оформление проекта для печати;

  • корректировка проектной работы;

Март:

  • проверка проделанной работы самостоятельно и с куратором проекта;

  • устранение недочётов в работе;

  • печать готовой проектной работы;

Апрель:

  • защита проекта.































Глава 1. Из истории псевдонимов.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как свое имя. Но бывают ситуации, когда человек не хочет или не может называть свое имя. И тогда он прячется за вымышленное. Такое имя называют псевдонимом.

Псевдоним (pseudos -ложь, onyma - имя; греч.) – выдуманное имя или условный знак, которым автор подписывает своё произведение. Псевдоним заменяет настоящее имя или фамилию автора, иногда то и другое.

Законом раскрытие псевдонима без согласия автора не допускается, кроме случаев, когда псевдоним используется в целях фальсификации авторства. Науку о псевдонимах иногда называют псевдономастикой.

Обычай заменять свое имя другим возник давно, еще до изобретения книгопечатания. Кто первым из литераторов воспользовался псевдонимом, доподлинно неизвестно. Но прозвища еще древнее, чем псевдонимы. Порой прозвища становились литературными именами независимо от воли их носителей.

Настоящие имена создателей многих замечательных эпических произведений до нас не дошли, но мы знаем прозвища их авторов.

Так, один из первых индийских поэтов, написавший «Рамаяну» (V в. до н. э.), известен как Вальмики, т. е. «муравейник» (на санскрите). Откуда такое странное прозвище? Легенда гласит, что в юности он занимался разбоем, а в старости, покаявшись и став отшельником, долгие годы сидел так неподвижно, что муравьи построили на нем свое жилище…

Неизвестно нам настоящее имя древнеиндийского поэта, чья драма «Шакунтала» (о любви царя и простой девушки) обрела мировую славу. Знаем мы лишь прозвище автора –Калидаса, то есть раб Кали, богини, олицетворявшей рождение и смерть всего живого.

Некоторые прозвища были связаны с внешним обликом автора. Так, первый древнеримский поэт, чьи произведения дошли до нашего времени, известен не как Аппий Клавдий, а как Аппий Клавдий Слепой.

Имя знаменитого римского оратора – Цицерон – прозвище, полученное за бородавку (cicero – горошинка), Древнеримские поэты Овидий и Гораций также имели третьи имена, отмечавшие особенности их внешности: первый – Назон (носатый); второй – Флакк (лопоухий).

Порой прозвище подчеркивало какую-нибудь черту в характере автора, его жизни или творчестве. Так, римский баснописец, впервые введший в литературу жанр сатиры, где под видом животных изображались люди, был прозван Федром (по-гречески – веселый).

























Глава 2. Причины появления и использования псевдонимов.

Полученные результаты исследования говорят о том, что большая часть писателей, чьи произведения предлагаются к изучению школьной программой, имели псевдонимы. Большинство литературных произведений имеет автора, имя которого помещается на обложке. Но далеко не всегда это истинная фамилия писателя.

Встречаются случаи, когда произведения не подписываются, выдаются за находку или перевод, приписываются другому лицу, но чаще, чтобы скрыть авторство, прибегают к псевдониму. Зачем же псевдоним нужен? Почему людей не устраивают их собственные имена и фамилии? Какие у них мотивы?

Причин этому явлению множество. Вот некоторые из них:

*Незвучная, смешная фамилия, обыденность настоящей фамилии;

*проба пера (боязнь дебюта);

*боязнь цензуры (стремление избежать преследований за сочинения обличительного характера);

*скромность автора;

*общественное положение;

*наличие однофамильцев;

*желание мистифицировать читателя;

*писать под псевдонимом было модно;

*по совету других людей;

*комический эффект.

Проба пера,пожалуй, один из самых распространённых случаев. Редкий начинающий автор уверен в своем успехе на все сто. Почему бы не воспользоваться псевдонимом или вовсе не подписаться. Многие писатели в начале своего творческого пути скрывали под псевдонимом свое имя или выступали анонимно из-за неуверенности в своих силах, чтобы исключить критику в свой адрес.

Ниже приведены имена поэтов, попадающих в эту категорию, и их псевдонимы, имеющие отношение к данному случаю.

С.А. Есенин — Метеор; Аристон
Н.В. Гоголь — В. Алов
И.А. Крылов — без подписи, И.Кр., Кр.
М.Ю. Лермонтов — L.
В.В. Маяковский — -ъ; В; М.; В.М.
Н.А. Некрасов — Н.Н.
А.С. Пушкин -Александр Н.к.ш.п.; П.
М.Е.Салтыков-Щедрин — С-в.
И.С. Тургенев — …въ; Т.Л.
А.А.Фет — А.Ф.

А. С. Пушкин.

 Первое появившееся в печати стихотворение Пушкина (тогда 15-летнего лицеиста) – «К другу стихотворцу» — было втайне от автора послано в «Вестник Европы» его лицейским товарищем Дельвигом. Никакой подписи поставлено не было.

В 1814-1816 гг. Пушкин шифровал свою фамилию, подписываясь Александр Н.К.Ш.П., или – II - , или 1…14-16.

В. Алов - Н.В. Гоголь

20-летний Гоголь, вступая на литературную стезю как поэт, идиллию «Ганц Кюхельгартен» выпустил за подписью В. Алов. Но когда в «Северной пчеле» и в «Московском телеграфе» появились отрицательные отзывы, Гоголь скупил у книгопродавцев все оставшиеся у них экземпляры идиллии и уничтожил их.

20-летний А.П. Чехов юморески в «Стрекозе», «Зрителе» и в «Будильнике» подписывался Антоша Ч., Ан. Ч. и А. Чехонте. А шуточное письмо в редакцию «Осколков» Чехов подписал «Полковник Кочкарев».

Точно так же поступил 19-летний Некрасов, на первой книжке стихов «Мечты и звуки» (1840) поставивший лишь свои инициалы

Н.Н, последовав совету В.А. Жуковского, которому принес рукопись, чтобы узнать его мнение. Жуковский положительно оценил только два стихотворения, сказав: «Если хотите печатать, то издавайте без имени, впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи».

Первую свою басню Иван Андреевич Крылов подписал И. Кр., затем либо не подписывал басни совсем, либо ставил под ними одну букву К. И только в 37 лет начал подписываться своей фамилией.

Под первыми напечатанными строками И.С. Тургенева (ему было тогда 20 лет) – стихотворений «Вечер» и «К Венере Медицейской» в «Современнике» (1838) – стояло …въ. Затем будущий автор «Записок охотника» ряд лет подписывался Т.Л., т.е. Тургенев – Лутовинов (его мать была урожденная Лутовинова). Под этими инициалами вышла его первая книжка – поэма «Параша» (1843).

20-летний А.А. Фет скрыл свое имя и фамилию на первой книжке стихов – «Лирический Пантеон» (1840) под инициалами А.Ф.

22-летний Н.А. Добролюбов в «Современнике» напечатал свои 6 стихотворений под псевдонимом Волгин, это была первая публикация его поэтического наследия.

24-летний Л.Н. Толстой, тогда офицер, первое свое произведение – «Истории моего детства» (так редакция «Современника» без ведома автора изменила название «Детства») – подписал в 1852 г. Л.Н., т.е. Лев Николаевич.

Комический эффект.

Другой случай, встречающийся у поэтов - псевдонимы, целью появления которых было создание комического эффекта, называют пайзонимы (от греч. paizein — шутить). Как правило, они были временными и возникали не столько для сокрытия подлинного имени, сколько шутки ради, либо для того, чтобы подчеркнуть сатирический характер произведения.

В.А.Жуковский — Маремьян Данилович Жуковятников, председатель комиссии о построении Муратовского дома, автор тесной конюшни, огнедышыщийэкс-президент старого огорода, кавалер трех печенок и командор Галиматьи.
Н.А.Некрасов — Феклист Боб, Иван Бородавкин, Наум

А.С.Пушкин - Феофилакт Косичкин.

У Антона Павловича Чехова было много шуточных псевдонимов. Сотрудничая в "Стрекозе" и других журналах конца XIX века, он подписывался: Врач без пациентов (намек на свой врачебный диплом), Гайка №6, Акакий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки.

Цензура

Цензура – один из инструментов борьбы с инакомыслием. Она заставляла писателей скрывать свои настоящие имена, т.к. на неизвестного, анонимного автора обращают меньше внимания.

А.Н. Радищев

Первая книга, обличавшая ужасы и варварство крепостного строя, знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева была издана в 1790 г. Без указания имени автора, под нарочито безобидным заглавием. Но никогда еще в России не издавался столь смелый протест против рабства. Книга оставалась запрещенной, «опасной» свыше 100 лет.

Сословные предрассудки, другая профессия или недовольство родных.

Иногда писателям и поэтам приходилось маскироваться и чтобы не вызывать недовольство родных. Так Борис Николаевич Бугаев опубликовал  свою «Симфонию» под псевдонимом, потому что боялся огорчить отца - профессора математики Московского университета, пророчащего сыну научное будущее. Так появился  известный поэт-символист Андрей Белый. 

Анна Ахматова в начале своего творческого пути тоже была вынуждена взять псевдоним из-за протеста отца, не видевшего в дочери большого поэта. В девичестве Горенко, она стала подписываться фамилией своей бабушки. Своим псевдонимом Анна Горенко выбрала фамилию своей прабабушки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Позже она рассказывала: "Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя". - "И не надо мне твоего имени!" - сказала я…"

Отличие от однофамильцев и родственников

Некоторые писатели придумывали себе псевдонимы из-за наличия тезок, однофамильцев, которых в писательской среде было очень много. Нередко выбор псевдонима был вызван стремлением отличаться от родственников.

Брат писателя Валентина Катаева, Евгений Катаев, один из авторов книг «Двенадцать стульев», взял псевдоним Евгений Петров.

У Антона Павловича Чехова брат тоже выступал в печати. Инициалы у него были те же, что и у Антона Павловича, и он писал под псевдонимами: А. Седов, Гусев, Алоэ и другие.

Брат Самуила Яковлевича Маршака известен под псевдонимом М.Ильин, этой же фамилией подписывалась их сестра Л.Прейс, перу которой принадлежало немало детских книг.

В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. Так, автор книги «Детство Темы» стал Н. Гариным. Его настоящая фамилия Михайловский совпала с фамилией редактора, где издавался Николай Гарин.

Литературная маска.

Иногда автор не ограничивался тем, что подписывался вымышленным именем, а создавал и вымышленный облик его носителя, со своим характером, внешностью и даже биографией - литературную маску.

Порой ее создатель с целью убедить публику, что выдуманный им автор существует в действительности, описывал его наружность в предисловии (от имени издателя) или даже прилагал к книге его портрет, якобы написанный с натуры. Классический пример – «Повести Белкина». Выступая в роли их издателя, Пушкин в предисловии дает словесный портрет И.П. Белкина, приводит данные о его родителях, его характере, образе жизни, занятиях, обстоятельствах его смерти…

Так Пушкин старался уверить читателей в реальности существования выдуманного им автора, чье имя он поставил на книге вместо своего с добавлением: «Издано А.П.».































































Глава 3. Литературные псевдонимы русских писателей и поэтов

Как уже указывалось, псевдонимами пользуются писатели и поэты, политические деятели и преступники, актеры, режиссеры и другие люди, которым бы не хотелось, чтобы знали их автоним (настоящее имя человека, скрывающегося под псевдонимом).

В этом разделе рассмотрим псевдонимы некоторых русских писателей и поэтов.

Ахматова Анна (1889-1966).В тетрадях Анны Ахматовой есть записи: «Все считают меня украинкой. Во-первых, оттого, что фамилия моего отца Горенко, во-вторых, оттого, что я родилась в Одессе и кончила Фундуклеевскую гимназию, в-третьих, и главным образом, потому, что Н. С. Гумилев написал: «Из города Киева, // из логова Змиева, // Я взял не жену, а колдунью…» Вскоре после свадьбы 1910 г. Николай Степанович и Анна Андреевна поселились в Царском Селе в доме матери Гумилева. В Петербурге Н. Гумилев познакомил молодую жену с известными поэтами. Она читала стихи в их кругу, начала печататься под псевдонимом Анна Ахматова, который впоследствии стал ее фамилией. В кратких автобиографических записках Анна Ахматова пишет: «Назвали меня в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была татарской княжной Ахматовой, чью фамилию, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». Так Анна Горенко, которую считали украинкой, стала русским поэтом с татарской фамилией.

Есенин Сергей (1895-1925)первые свои стихотворные опыты подписывал Метеор. А для первой публикации (стихотворение «Береза» в журнале «Мирок», 1914) он избрал другой псевдоним Аристон, хотя его всячески от этого отговаривали. В дальнейшем псевдонимами не пользовался.

Лермонтов Михаил (1814-1841).Первая публикация Лермонтова – стихотворение «Весна» – относится к 1830 году. Под стихотворением стояла буква L. Впервые полное имя автора появляется пять лет спустя – в «Библиотеке для чтения» был напечатан «Хаджи Абрек». Но произошло это без ведома автора: поэму отнес в редакцию один из его товарищей по юнкерскому училищу.

Александр Сергеевич Пушкин тоже частенько пользовался псевдонимами, особенно на заре своей творческой биографии. В 1814 году свое стихотворение «К другу стихотворцу», опубликованное в московском журнале «Вестник Европы» подписал псевдонимом Александр Н к ш п.

Первая книжка стихов Некрасова «Мечты и звуки» (1840), подписанная инициалами НН. была встречена весьма холодно, в частности, Жуковским и Белинским. Некрасов поступил подобно Гоголю: собрал по книжным лавкам все непроданные экземпляры и сжег их. Некрасов активно прибегал к псевдонимам и во время работы в «Литературной газете»: большую часть своих статей он подписывал Наум Перепельский. Также использовал такие шуточные псевдонимы как Петербургский житель Ф. А. Белопяткин (в сатирической поэме «Говорун»), Феклист Боб, Иван Бородавкин, Чурмень (вероятно, от «чур меня!»). 

Максим Пешков(1868-1936)первый рассказ напечатал в 1892 под псевдонимом Горький, который характеризовал тяжелую жизнь писателя, этот псевдоним и использовал в дальнейшем. В самом начале своей литературной деятельности также писал фельетоны в «Самарской газете» под псевдонимом Иегудиил Хламида. Сам М. Горький подчеркивал, что правильное произношение его фамилии – ПешкОв, хотя почти все прозносят ее как ПЕшков.

Самым изобретательным в придумывании псевдонимов был Антон Павлович Чехов (1860-1904). Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.

В указателе псевдонимов Чехова встречаются: А. П.; Антоша; Антоша Чехонте; А-н Ч-те; Ан. Ч.; Ан, Ч-е; Анче; Ан. Че-в; А.Ч; А. Че; А. Чехонте; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дон-Антонио Чехонте; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; Лаэрт; Прозаический поэт и другие.































































Заключение

Выполняя данную работу, нам удалось заглянуть в тайны псевдонимов писателей и поэтов, понять причины, которые побуждают их взять тот или иной псевдоним, раскрыть смысл псевдонимов и провести классификацию по способу их образования. Результат нашего исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.Существует множество причин появления псевдонимов. Мы выделили 5 основных причин, по которым писатели берут псевдонимы. Основной причиной использования псевдонимов является цензура, боязнь преследования – 50%, На втором месте – проба пера, первый литературный опыт (20%), далее на третьем месте – комический эффект (15%), на четвёртом месте – влияние общественного положения, другая профессия или недовольство родных (10%) И на 5-м месте – литературная маска, литературный образ (5%).

У каждого псевдонима – своя судьба. Часто жизнь его бывала короткой: вымышленное имя, под которым начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, литературная фамилия полностью вытесняла настоящую как на страницах книг, так и в жизни их авторов.

Исследуя псевдонимы литераторов, я узнала много новых фактов из жизни писателей и поэтов, некоторые особенности их творчества.

Таким образом, моя гипотеза, которую я выдвинула в начале работы, подтвердилась: псевдонимы позволяют полнее представить историю литературы, ближе познакомиться с биографией и творчеством писателей, лучше понять его жизнь и судьбу, а также можно утвердительно сказать, что псевдоним – это не модное явление, а необходимость, вызванная историческими событиями, явлениями и другими причинами.

Псевдонимы заслуживают изучения, как один из важных факторов литературной жизни всех времён и народов. Я думаю, что знакомство с такой необычной темой будет интересна всем: и ученикам, и учителям литературы. Тем более, что с развитием компьютерных технологий в современном мире возрастает популярность использования ников, тех же самых псевдонимов. Возрастает и число новых псевдонимов и их групп, поэтому работа может быть продолжена и дальше.




























Источники

  1. В.Г.Дмитриев. Скрывшие свое имя: издание 2-е, дополненное, М.: Наука, 1977.

  2. И.Ф.Масанов. Словарь псевдонимов: в 3-х т. - Т.1, М: Всесоюзная книжная палата.

  3. Псевдоним// Словарь литературоведческих терминов/ ред.-сост. Л.И.Тимофеев,С.В.Тураев, М.: Просвещение, 1974.

4.Материалы из Интернета. http://rudocs.exdat.com; http://www.proshkolu.ru/user/ignatenko52/file/575943/;

5.Колосова С. Энциклопедический словарь псевдонимов.





















































Приложение











А.С.Пушкин

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!