СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по литературе "Роль чтения в жизни современной молодёжи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученический проект по литературе на тему: "Роль чтения в жизни современной молодёжи"

Просмотр содержимого документа
«Проект по литературе "Роль чтения в жизни современной молодёжи"»

Визитка



Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: Литература


Класс: 10"А"


Количество учеников: 1


Время работы над проектом: 6 месяцев


Проект: "Роль чтения в жизни современной молодёжи"


Вид проекта: исследовательский


Продукт: защита проекта на экзамене


Цель: Выяснить, какую роль чтение играет в жизни подростков


Задачи:

  1. Собрать и изучить материал о литературных предпочтениях молодого поколения


  1. Показать, что убеждение о «нечитающих детях» является ошибочным.


Этапы работы над проектом:


  1. Выбор темы проекта

  2. Обоснование цели, задачи, актуальности проекта

  3. Составление плана проекта

  4. Сбор информации

  5. Анализ полученной информации

  6. Оформление проекта


Гипотеза: Современные подростки, на самом деле, любят читать книги и не заслуживают звания «нечитающего поколения»

Материал исследования: результаты социологических опросов, данные из открытых интеренет-источников

Предмет исследования: читательская культура среди подростков

Методы проведения исследования


Теоретический:


  1. Ознакомление с интернет-статьями о влиянии чтения

  2. Изучение материалов, полученных в ходе социологических опросов



Практический:


  1. Проведение социологических опросов

  2. Анализ и группирование полученных материалов



Методика обработки полученных данных:


  1. Сбор материалов по теме

  2. Выделение главного и второстепенного

  3. Анализ и сравнение выбранных данных

  4. Оформление текстовой части проекта

  5. Создание презентации


















Дневник работы над проектом


Тема моего проекта: «Роль чтения в жизни современной молодёжи»

Выбор данной темы обусловлен массовым распространением ложных убеждений о том, что моё поколение является нечитающим. Это неверное суждение часто служит причиной недопонимания между современной молодёжью и их родителями/учителями.


Проектный продукт: Реферат, презентация.


Цель: Собрать и изучить материал о литературных предпочтениях молодого поколения, показать, что убеждение о «нечитающих детях» является ошибочным.


Актуальность исследования обусловленная необходимостью анализа подростковой читательской активности, а также распространением ложных представлений о «нечитающем поколении».


Новизна исследования заключается в том, что одна из важных подростковых проблем современности получает свежий взгляд не со стороны взрослых (как это обычно бывает), а подростком, несколько лучше разбирающимся в своей собственной действительности.


План моей работы:


1.Выбрала тему проекта.

2. Изучила материал о фактической пользе чтения

3. Провела социологические опросы

4.Проанализировала результаты опросов

5. На основании анализа опросов сделала выводы

6.Подтвердила приведенную мной гипотезу

7. Привела список рекомендуемой литературы

8. Подвела итоги

9.Выполнила презентацию

10. Сделала вывод






Оглавление



  1. Ведение (Почему мы любим читать книги?)



  1. Основная часть:





  1. Теория нарративного перемещения

  2. Как чтение влияет на процессы, протекающие в головном мозге?

  3. Почему подростки не читают книги?

  4. Не только читают, но и пишут

  5. Посмотрите на книги по-другому

  6. Современная русская литература

  7. Стоит ли читать современную литературу?



  1. Вывод



  1. Список использованной литературы





























Введение Почему мы любим читать книги?



Почему люди читают книги? Что в них такого притягательного? Ведь, казалось бы, намного проще посмотреть кино по мотивам, прочитать краткое содержание, послушать, наконец, аудиокнигу… Но мы все равно продолжаем читать. Почему?

Задав этот вопрос некоторым своим одноклассникам, вот какие ответы я получила:

«Для меня книги - это новые знания, мысли и ощущения и прекрасная возможность поучиться, поразмышлять.» 

«Книги развивают воображение, воспитывают, дисциплинируют и мотивируют, помогают отвлечься от проблем»

«Потому что книги развивают фантазию и не дают мозгу засохнуть, всегда чему-то учат (бесполезных книг не бывает!)»   

«Потому что каждая из них — окно в совершенно другой мир. Это настолько захватывает.»

«Потому что, когда прочту книгу, я чувствую себя практически гением

«Я люблю читать, потому что это помогает мне отвлечься от проблем или просто отдохнуть после тяжелого дня. Интересные книги, в которые погружаешься с головой, поднимают настроение, заставляют переживать за героев, помогают увидеть решения проблем как персонажей, так и собственных»

«Не знаю, наверное, мне просто нравится чувствовать себя тем, у кого в жизни происходит что-то интересное

«Мне нравится обсуждать книги с другими людьми, обдумывать их мнения по поводу героев, сравнивать со своим»

«Я люблю фантастику, наверное, это потому что мне хочется иногда сбежать от этого мира, от проблем. В книгах все проблемы всегда решаются, особенно, если это фантастика»

Теория нарративного перемещения



Большинство из полученных в ходе опроса ответов были основаны на том, что книги помогают нам отвлечься от повседневности и буквально мысленно «переместиться в другую реальность». Именно эту причину любви к книгам исследователи выдвигают как основную, а те самые «путешествия по другим мирам» называют нарративным перемещением.

Психологи провели множество экспериментов, чтобы выяснить, что делает рассказы убедительными, почему люди стремятся к «перемещению» и вживанию и у каких людей больше шансов испытать это чувство. Перемещение связано с идеей «потока»: тем спектром приятных ощущений, которые вы испытываете, когда с головой уходите в свою деятельность и теряете чувство времени. Оказывается, чаще всего люди прибегают именно к чтению, чтобы испытать чувство потока.

Временный уход от реальности приносит людям удовольствие. Если человеку грустно, он ищет историю, которая могла бы подбодрить его, или, возможно, сделать его печальнее и задумчивее. Литературное перемещение часто привлекает людей тогда, когда они испытывают негативные чувства относительно самих себя или когда они считают, что отстают от своих собственных стандартов. Одно исследование показало интересную закономерность: когда в лабораторных условиях люди получают негативную обратную связь, позже они тратят больше времени на просмотр телевизора. Эти данные свидетельствуют о том, что мы часто используем литературное перемещение в качестве своего рода побега.

Понятно, что если мы хорошо осведомлены об особенностях рассказа или легко соотносим себя с персонажами, мы можем легче перемещаться. Исследования подтвердили это. В одном эксперименте люди, хорошо знакомые с общинной жизнью, лучше вживались в рассказы о ком-то, кто заботился о братском воссоединении, а люди, у которых были друзья-афрроамериканцы, испытывали перемещение, читая произведения с главным героем-афроамериканцем. Даже «зимняя история» даёт большее перемещение, когда читаешь ее зимой.

Как чтение влияет на процессы, протекающие в головном мозге?



  1. Мы создаем картинки написанного в воображении

Если мы смотрим фильм, то видим мир глазами одного человека – режиссера. Чтение дает уникальный шанс создавать свои собственные миры. Таким образом, мы развиваем свое воображение. А хорошее воображение, по утверждению психологов, помогает в решении множества жизненных проблем.



  1. Чтение заставляет мозг работать активно

Специалист по классическому английскому языку Оксфордского университета Натали Филипс (Natalie Phillips) провела эксперимент. Участников исследования поместили в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин «Парк Мэнсфилд», текст которой проецировался на монитор внутри камеры. Ученые наблюдали за активностью мозга. Оказалось, что при чтении кровь поступает в те его области, которые отвечают за концентрацию внимания и познание.

Таким образом ученые доказали, что при чтении, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Такого эффекта не происходит, если мы смотрим телевизор или играем в компьютерные игры.



  1. Чтение изменяет структуру мозга

Еще один эксперимент провели исследователи Университета Карнеги-Меллон и Питтсбурге (США). Испытуемые в течение полугода обучались по специальной программе, которая включала большой объем чтения. По истечении срока обучения обнаружилось, что объем белого вещества у студентов увеличился. Белое вещество полушарий обеспечивает взаимосвязь между различными участками нервной системы. Оно позволяет координировать всю работу нашего организма.



  1. Книги на иностранных языках буквально заставляют мозг расти

В шведской академии переводчиков выяснили, что освоение чужих языков стимулирует рост гиппокампа. Эта часть мозга отвечает за формирование эмоций и за консолидацию памяти, то есть, за переход информации из кратковременной памяти в долговременную.

Эксперимент оказался довольно прост. Перед студентами-переводчиками поставили задачу: в течение 13 месяцев изучить арабский, русский язык или дари, язык афганских таджиков. Учиться им приходилось целыми днями. Параллельно ученые следили за контрольной группой – студентами медицинского университета Умео. Они также тратили все свое время на учебу, но в их программе не было литературы на иностранных языках. Обе группы прошли МРТ до начала эксперимента и через три месяца активной учебы.

Результаты поразили исследователей: структура мозга контрольной группы медиков осталась неизменной, а вот у студентов — переводчиков определенные части мозга, в частности, гиппокамп, увеличились в размерах.



  1. Чтение способствует социализации

Рассказы всех мастей могут воздействовать на нас, влиять на наши отношения или представления о реальном мире, хорошо это или плохо. Что хорошо в историях — они помогают понять чужие точки зрения. Многие ученые утверждают, что именно популярность чтения художественной литературы способствовала улучшению взаимопонимания и имеет отношение к уменьшению насилия в мире. Согласно одному исследованию чтение художественной литературы способствует формированию социальных навыков — например, умению воспринимать то, что люди думают и чувствуют. Другое исследование показало, что даже дети, которые читают истории с участием персонажей-афроамериканцев, более позитивно относятся к ним, чем дети, которые в реальности взаимодействовали с темнокожими детьми.





Почему подростки не читают книги?



Не читают ли? Несмотря на устоявшиеся предубеждения по этому поводу, подростки часто читают книги. По последним исследованиям более 67% ребят от 15 до 19 лет любят литературу, обсуждают ее с друзьями и следят за книжными новинками. Почему же так часто в свой адрес мы слышим упрёки о «потерянном, нечитающем и безразличном поколении»? Попробуем разобраться.

Во-первых, нашу любовь к чтению часто оценивают по любви к школьной программе по литературе. Мир не стоит на месте, возникает новая мода, появляются новые герои, поэтому классика теряет актуальность. Та жизнь, которой жили наши предки в классической литературе, все дальше от нас современных. У школьников вызывают недоумение такие историзмы, как «барщина», «ямщик», «опричник», и просто занятия людей того времени. Балы и охота, женитьба ради наследства и прочие элементы быта для современного среднего школьника выглядят не реальнее, чем жизнь и проблемы пришельца с Альфа Центавра. И возникающие вопросы "Ну и зачем мне читать это?" вовсе не говорят о бескультурности. 

Сравните два графика, составленных по результатом опроса:





На основании сравнительного анализа данных графиков можно сделать вывод о том, что дети вовсе не отказываются от чтения, просто предпочитают другую литературу.

А вот небольшая статистика жанровых предпочтений моих сверстников:







Вторая причина, по которой наше поколение считается нечитающим, состоит в том, что очень часто взрослые не воспринимают всерьёз литературу, которую выбирают их дети. Для многих произведений, популярных в двадцатом веке, уже давно существуют современные аналоги, поднимающие те же самые проблемы, что и их предшественники, но в более привычной для современного подростка среде. Несмотря на это, старшее поколение часто не принимает литературного выбора своих детей, руководствуясь собственным опытом. Это часто заставляет молодежь скрывать то, что они читают, от своих родителей, не желая выслушивать очередную лекцию о том, что лучше, чем «Дети Капитана Гранта» или «Девочка с Земли» произведений для подростков уже не будет.















Третья причина, заставляющая взрослых усомниться в любви нашего поколения к чтению состоит в том, что молодёжь очень много времени проводит со своими гаджетами. Спорить с этим трудно, но я и не собираюсь этого делать. На самом деле, в наших телефонах/ноутбуках/планшетных компьютерах мы проводим значительную часть дня. Но дело в том, что данные устройства далеко не делают нас менее читающими, а, напротив, открывают огромный простор для выбора литературы. По данным Роспечати покупка электронных книг россиянами за 7 лет – с 2011 по 2018 год – выросла с 7% до 52%. В социальной сети «Вконтакте» существует более 5000 сообществ с литературной тематикой, где ежедневно люди читают и обсуждают различные произведения. Кроме того, в интернете есть огромное множество сайтов, на которых в свободном доступе размещаются книжные новинки и ежедневно выходят познавательные статьи.





Приведенные мной результаты исследований говорят о том, что моё поколение вовсе не «нечитающее», просто наши литературные предпочтения меняются в ногу со временем и не соответствуют прошлым стандартам.







Не только читают, но и пишут



В настоящее время посредством сети интернет становится всё более возможным не только читать литературные новинки, но и делиться своим собственным творчеством с широкой аудиторией пользователей.

Всё большую популярность в России набирает фикрайтерство – производное из слов «fic» ( т.е. «fiction» - вымысел, придумка) и «writing» (писательство, написание), являющееся составной частью более масштабного явления массовой культуры, называемого «fanfiction» - написание литературных произведений, зачастую основанных на каком-либо оригинальном произведении (игре, фильме, сериале).

Зародившееся в 60-е годы прошлого века на основе научно-фантастических книг и сериалов, фикрайтерство получило широчайшее распространение именно в наш век компьютеризации. В начале двухтысячных происходит популяризация интернета, почти в каждом доме постепенно появляется компьютер, и множество подростков стремится реализовать свой творческий потенциал посредством фикрайтерской деятельности. На Западе многие фикрайтеры сейчас публикуются, и один из самых успешных примеров – «Пятьдесят оттенков серого», мировой бестселлер, являющийся фанфиком по известной серии книг Стефани Майер «Сумерки». Часто именно интернет позволяет выложить своё творение в широкий доступ и получить максимальное количество отзывов о нём в короткий срок, что очень важно для подростка.

Данные ряда исследований отечественных психологов показывают на наличие взаимосвязи, которая, прежде всего, положительно коррелирует с уровневой характеристикой самооценки подростков. Таким образом, поощрение группы, к которой подростки принадлежат (в данном случае – фанатского сообщества) поднимает самооценку подростка и способствует положительной динамике восприятия своего «Я». Зачастую литературная ценность подобного творчества крайне мала, но именно психологическая польза неоспорима.







Посмотрите на книги по-другому



Возможно, чтобы лучше понять литературные предпочтения подрастающего поколения, взрослым стоит самим попробовать прочитать книги, популярные среди молодежи. Вот небольшая стартовая подборка произведений со средней возрастной отметкой 14+:



  1. «Книжный вор», Маркус Зусак (2005)

Январь 1939 года. Германия. Страна, затаившая дыхание. Никогда еще у смерти не было столько работы. А будет еще больше. Мать везет девятилетнюю Лизель Мемингер и ее младшего брата к приемным родителям под Мюнхен, потому что их отца больше нет — его унесло дыханием чужого и странного слова «коммунист», и в глазах матери девочка видит страх перед такой же судьбой. В дороге смерть навещает мальчика и впервые замечает Лизель. Так девочка оказывается на Химмель-штрассе — Небесной улице. Кто бы ни придумал это название, у него имелось здоровое чувство юмора. Не то чтобы там была сущая преисподняя. Нет. Но и никак не рай.

««Книжный вор» бередит душу. Это несентиментальная книга, но глубоко поэтичная. Ее мрачность и сама трагедия пропускаются сквозь читателя, будто черно-белое кино, из которого украдены краски. Похоже, роман неизбежно станет классикой.»

USA Today

Цитаты из произведения:

«Говорят, война — лучший друг смерти, но мне следует предложить вам иную точку зрения. Война для меня — как новый начальник, который требует невозможного. Стоит за спиной и без конца повторяет одно: «Сделайте, сделайте…» И вкалываешь. Исполняешь. Начальник, однако, вас не благодарит. Он требует ещё больше.»

«По моему, людям нравится немного полюбоваться разрушением. Песочные замки, карточные домики – с этого и начинают. Великое умение человека – его способность к росту.»



  1. «1984», Джордж Оруэлл (1949 год)



«1984» — вершина творчества Джорджа Оруэлла. Роман описывает мир, разделенный между тремя тоталитарными государствами. В нем показано общество, в котором люди четко распределены на классы: верхний, привилегированный, партийная верхушка; средний, не имеющий права ни на что, находящийся под постоянным прицелом телекамер и подслушивающих устройств, лишенный общения и эмоций, делающий механическую работу по регулярному переписыванию истории, обделенный во всем; низший — считайте, «пролетариат». В этом обществе искореняется любая мысль; человек живет в страхе наказания, которое неизбежно последует за любую провинность. Чтобы человек меньше думал, примитивизируется язык, переписываются книги и газеты, поощряется доносительство, предательство — даже своих близких. Не остается ничего святого и, соответственно, ничего, для чего хотелось бы жить.

Проецируя текст книги «1984» на реальную жизнь, нельзя не отметить многочисленные совпадения. Даже если мы отбросим в сторону образ Большого Брата, наверняка найдутся другие отличительные черты, которые обязаны вызвать в нас чувство тревоги и беспокойства.  По этой причине роман неоднократно подвергался цензуре со стороны социалистических стран.

Цитаты из произведения:

«Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила»



«Свобода — это право сказать, что два плюс два — четыре.»



«Большой брат следит за тобой»



«Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и, если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.»



«Массы никогда не восстают сами по себе и никогда не восстают только потому, что они угнетены. Больше того, они даже не сознают, что угнетены, пока им не дали возможности сравнивать.»


«Лучшие книги, понял он, говорят тебе то, что ты уже сам знаешь.»



«Умный тот, кто нарушает правила и все-таки остается жив.»

  1. «451 градус по Фаренгейту» Рей Брэдбери (1953 год)


«451° по Фаренгейту» - философский роман Рэя Брэдбери, получивший широкую известность. Название выбрано не случайно: при температуре 451° воспламеняется бумага.

Автор описывает мир, в котором хранение и чтение книг – табу. Пожарные не выполняют своего прямого назначения – спасение людей, а сжигают книги и даже дома людей, владеющих литературой. Хранить книги – преступление, которое карается законом. Во всём обществе царит мнение, что это делается во благо, дабы не вселять в умы людей противоречивые мысли и рассуждения. Отсутствие литературы не даёт членам такого общества развиваться, задуматься о своей жизни. Считается, что отсутствие духовного и интеллектуального развития поможет человечеству избавиться от тяжёлых размышлений о смысле его существования. Важно не быть «умней соседа». Миром правит потребительское отношение ко всему, только материальное имеет ценность. Никого не волнуют чувства и переживания, личное общение сведено к минимуму.

Роман вызывает опасение за то, к чему может прийти наш реальный мир, если общество будет нацелено только на получение материальных благ, избегая общения, эмоций, наслаждения природой и просто возможностью чувствовать, испытывать переживания.

Цитаты из произведения:

«Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек.»


«– В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время – как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают… Люди не имеют своего лица. Как можно болеть за футбольную команду своего города, когда не знаешь ни программы матчей, ни имен игроков? Ну-ка скажи, например, в какого цвета фуфайках они выйдут на поле?»


«Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе.»


«У нас есть все, чтобы быть счастливыми, но мы несчастны.»


«Кто не созидает, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников.»


  1. «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз (1959 год)


"Цветы для Элджернона" Дэниела Киза входят в программу обязательного чтения в американских школах. Это единственная история в жанре научной фантастики, автор которой был дважды награждён: сначала за рассказ, а потом за роман с одним и тем же названием, героем, сюжетом.

История посвящена Чарли — умственно отсталому работнику хлебопекарни, который мечтает научиться лучше читать и писать. Он соглашается принять участие в эксперименте по повышению интеллектуальных возможностей. На первый взгляд кажется, что операция прошла удачно: из записей мужчины постепенно пропадают орфографические ошибки, он начинает читать классическую литературу и осваивать иностранные языки. Однако очень скоро Чарли осознает, что его ждет судьба Элджернона — крысы, участвовавшей в аналогичном эксперименте до него — его мозг начнет уменьшаться, а интеллект спустя какое-то время угасать.

Тридцать лет назад этот роман считался фантастикой. Сейчас он воспринимается как одно из самых человечных произведений новейшего времени пронзительной психологической силы, как филигранное развитие темы любви и ответственности.

Цитаты из произведения:

«Почему все твердят мне, что я становлюсь человеком? Я был человеком всегда, даже до того, как меня коснулся нож хирурга»

«Я открыл, как человек может начать презирать самого себя. Это происходит, когда он сознает, что поступает неправильно, но не может остановиться.»


«Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума.»

«Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня?»

«Голые знания, не пронизанные человеческими чувствами, не стоят и ломанного гроша.»

Современная русская литература



Особенность современной русской литературы заключается в синтезе классического подхода к написанию произведений и новаторства литературных приемов. Сегодня лучшие отечественные авторы продолжают традиции великих писателей, сохраняя живое русское слово и поднимая проблемы, актуальные для нашего времени.



  1. Виктор Пелевин (постмодернизм, сюрреализм, фантастика)

Виктор Пелевин - самый известный и самый загадочный российский писатель, включенный экспертами журнала French Magazine в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры. Его книги переведены на все основные мировые языки (38), а поставленные по ним пьесы с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа.

Начиная с первых рассказов, опубликованных еще в конце 1980−х, Пелевин занимается одним и тем же: просвечивает современное ему общество рентгеном, выявляя «истинную» подоплеку любых событий новейшей истории России. Он как бы предлагает нам другую Россию — метафизическую, магическую, абсурдную империю, в которой «оборотни в погонах» превращаются в настоящих людей-волков («Священная книга оборотня»), курсантам в летном училище имени Маресьева ампутируют ноги («Омон Ра»), вместо реальных политиков страной управляют пиарщики через цифровых персонажей из телевизора («Generation “П”»), а нефть появляется оттого, что череп пестрой коровы плачет настоящими слезами над горькой долей российских силовиков («Священная книга оборотня»).

Рекомендуемая литература:

  1. Generation «П» (1999)

  2. Омон Ра (1992)

  3. Чапаев и Пустота (1996)

  4. Затворник и Шестипалый (1990)









  1. Татьяна Толстая (фантастика, реализм)

Татьяна Толстая – российская писательница, телеведущая, публицист и литературный критик. Лауреат литературной премии «Триумф» (2001) и телевизионной премии «ТЭФИ» (2003). Произведения Татьяны Толстой переведены на многие языки мира. А в 2011 году писательница вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России».



Мир в прозе Толстой предстает как бесконечное множество разноречивых сказок о мире, условных, знающих о своей условности, всегда фантастических и потому поэтичных. Относительную целостность этой калейдоскопически пестрой картине придают языки культуры – тоже разные и противоречивые, но тем не менее основанные на некой единой логике творчества, с помощью которых эти сказки непрерывно создаются и воспроизводятся каждым человеком, в каждый миг его жизни.

Рекомендуемая литература:

  1. Кысь (1986)

  2. Лёгкие миры (2014)

  3. Девушка в цвету (2015)

  4. Изюм (2008)



  1. Борис Акунин (детектив, фантастика, реализм)

Борис Акунин – российский писатель грузинского происхождения, настоящее имя которого Чхартишвили Григорий Шалвович. Помимо писательской деятельности, Григорий Шалвович много работал в качестве переводчика, литературоведа, учёного-япониста. Занимается общественной деятельностью, в которой идёт в противовес современной российской власти.

Первые его романы об Эрасте Фандорине имели посвящение: «Памяти XIX столетия, когда литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом».





Акунин нашел эпоху, которая, с одной стороны, всем хорошо известна, а с другой — не вызывает особых споров. Из языка классической литературы XIX века, знакомого всем по школьной программе, из изящных детективных построений и общего прекраснодушия героев, даже и отрицательных, он создал идеальный мир эскаписта, куда можно было бежать от дефолта, войн в Чечне, политики и неприятностей на работе.

Рекомендуемая литература:

  1. Азазель (1998)

  2. Алмазная колесница (2002)

  3. Левиафан (1998)

  4. Провинциальный детектив или Приключения сестры Пелагии (2003)





  1. Людмила Улицкая (реализм, биография, роман)

Людмила Улицкая— русская писательница, сценарист. Первая женщина — лауреат премии Русский Букер. Лауреат премии Большая книга. Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее, чем на 25 языков.

Улицкую больше всего интересуют люди. К своим героям она испытывает искреннее сочувствие — примерно так, как главный герой романа «Искренне ваш Шурик» испытывает сочувствие ко всем женщинам на своем пути. Вплоть до 2006 года Улицкая описывала простых, местами даже среднестатистических людей, показывая разные грани их характеров. А потом из того же материала создала «сверхчеловека» — переводчика Даниэля Штайна из одноименного романа, который целью своей жизни поставил ни много ни мало примирение разных наций и религий.

Рекомендуемая литература:

  1. Зелёный шатёр (2011)

  2. Казус Кукоцкого (2001)

  3. Медея и ее дети (2010)

  4. Даниэль Штайн, переводчик (2006)





Стоит ли читать современную литературу?

Безусловно, я считаю, что современную литературу нужно читать, и не только молодежи, потому что люди в современных произведениях – это мы сами. Многие из современных писателей и драматургов дают литературе новое дыхание еще и потому, что кардинально меняют её подачу. Часто произведения современной литературы экранизируется. Визуализация в наше время очень важна для общества, и невозможно отрицать, что бывает и так, что экранизация того или иного произведения подталкивает человека к прочтению и осознанию оригинального сюжета, представленного автором читателю.

Современную литературу нужно читать, потому что она помогает лучше разглядеть этот мир, понять его и адаптироваться в нем. Конечно, можно сказать, что эту функцию в достаточной степени выполняют средства массовой информации, но не стоит забывать, что им присуща также и функция воздействия. Масс-медиа хоть и привлекает нас тем, что представляет информацию в доступной и понятной форме, но нужно помнить, что она постоянно искажает информацию, искажает действительность. Современная же литература изображает действительность такой, какая она есть на самом деле.

И, конечно же, современную литературу нужно читать потому, что это один из самых эффективных способов разрушить стереотипы о ней, ведь когда-то именно эти произведения и станут классикой. Литература не стоит на месте, она развивается: появляются новые авторы, произведения, жанры, меняется язык и проблема текста. И я считаю, что, чтобы понять, куда мы движемся и зачем, человек не должен останавливаться только на изучении классической литературы.



















Вывод



С данными, собранными в этом реферате, нет смысла знакомить моих сверстников. Они знают обо всём этом больше, чем я могла здесь написать. Всё, что мне удалось собрать на этих страницах, предназначается для старшего поколения. Я надеюсь, что предоставленная информация сможет хотя бы отчасти разрушить предрассудки о том, что современные дети не любят читать. Ведь мы любим, очень любим, но не то, что любили наши родители. Мир ни на секунду не прекращает развитие, а вместе с ним и литература, конечно. Увлечения, идеи, идеалы, проблемы, даже язык – ничего не стоит на месте. В том, что не всех подростков интересует классика, нет ничего страшного. Ведь мы не осуждаем людей за то, что они не слушают Моцарта или Чайковского. Кто-то просто ещё слишком молод для тяжёлой русской литературы, а у кого-то никогда не появится желания её прочитать. Это дело вкуса. А вкус каждого человека – его личное дело. Безусловно, мне и многим моим неравнодушным одноклассникам хотелось бы читать книги, которые им бы нравились, и обсуждать на уроках литературы проблемы нашего времени (их ничуть не меньше, чем 200 лет тому назад). Пока мы не можем изменить что-то в рамках школьной программы, но, я надеюсь, в силах хотя бы отстоять свои личные интересы.























Список использованной литературы



  1. Гуревич, С. А. Организация чтения для старших классов, М., Просвещение 1984

  2. «Книжный вор», Маркус Зусак (2005)

  3. «1984», Джордж Оруэлл (1949 год)

  4. «451 градус по Фаренгейту» Рей Брэдбери (1953 год)

«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз (1959 год)


Интернет-ресурсы:


  1. https://medium.com

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  3. http://nlr.ru/prof/reader/fenomenchteniya/chitaem-o-chtenii?id=10221

  4. https://mybook.ru/author/

  5. https://avidreaders.ru/book/

  6. https://secretmag.ru/trends/tendencies/chtenie.htm

  7. https://www.liveinternet.ru/community/

  8. https://cyberleninka.ru/article/v/modeli-analiza-narrativa

  9. http://cbs.kamensk.ru/sobytiya/professionalam/1117-chtenie-nekotorye-aspekty-issledovaniya

  10. https://weekend.rambler.ru/items/29239797-ne-gotovy-k-klassike-pochemu-podrostki-ne-lyubyat-chitat/