Проект «Я люблю тебя моя Родина»
«Раскрытие творческого потенциала детей 5-6 лет через знакомство с национальной русской, бурятской культурой посредством деятельности познавательно художественно- эстетического направления»
Руководитель проекта: Чернецкая В.А – воспитатель МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»
Вид проекта: Познавательно - творческий, групповой, долгосрочный
Срок реализации проекта: с 1.09.2020 по 31.05.2021г
Место проведения: МДОУ Турунтаевский детский сад «Росинка»
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет): воспитатель, родители детей.
Актуальность темы
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В.А.Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей. С началом демократизации общества в целом из воспитания и обучения подрастающего поколения стали исчезать многие славные традиции военной истории, героического прошлого нашей страны.
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение.
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
Формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Знакомить детей с ближайшим окружением и достопримечательностями села Турунтаево.
Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
Расширение представлений о России, как о родной стране, знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн).
Воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за свою «малую Родину».
Привязанность к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
Гуманное, экологически целесообразное отношение к природе;
Любовь к родному краю, желание видеть его красивым, экологически чистым;
Уважение к традициям своего края.
Проект состоит из 3 этапов:
1этап - подготовительный
(Срок реализации: сентябрь-октябрь)
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2.Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3.Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
4. Разработка перспективного плана
5. Выявление первоначальных знаний детей о России и Малой Родине.
6. Подбор литературы о России и малой Родине (презентации, фотографий, плакатов,
2 этап- практический
(Срок реализации: октябрь -апрель)
Оформление развивающей среды в группе
фотогалерея «Мой край родной, Бурятия моя».
Беседа о родном крае: «Где мы живем?» «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы - друзья природы», «Животные нашего края», «Мое родное село»; «Москва – сердце России»
Открытый просмотр НОД по ОО «Познавательное развитие» «Край родной Прибайкалье»
Кружок «Русский колорит» (рисование дымковской ,городецкой, гжельской росписи, бурятских малахаев, дэгэлов и гутулов );
Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы
Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских
Чтение художественной литературы: «Русские народные сказки» «Золотая книга о бурятах», «Серебряная книга о бурятах» ««Снег и заяц» и др
Участие в конкурсах чтецов: «Мой Край Родной»
Художественно творческая деятельность: Рисование: «Мой дом», «Машины нашего села», «Моя семья». Лепка: «Животные нашего края». Аппликация : « Растения», «Моя Улица» и т.д
Экскурсия в музей
Целевые прогулки по улицам села
Знакомство с символикой.
Участие в праздничном мероприятии: «Масленница»
Работа с родителями:
1.Сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для уголка двух культур (в сравнении: русские и буряты)по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;
2. Посещение уголка с рассказом о быте, жилище, одежде и т. д. русских и бурят;
3. Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);
4.Открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Сагаалган»
5. Создание альбома: «Моя Семья»
6.Консультация: «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине».
7. Целевые прогулки с родителями в лес в разные периоды года.
8. Рассматривание принесенных из дома фотографий, иллюстраций из семейных архивов.
Консультация для педагогов
«Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть
3 этап
Заключительный
(Срок реализации: май)
Совместное творчество детей и взрослых «Моя родословная»;
Викторина с детьми в группе «Что я знаю о родном крае»;
Коллективная работа (коллаж) «Мой край родной»