СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по познавательному развитию «Свет и тень»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта:

- дети дошкольного возраста (4-5 лет);

Просмотр содержимого документа
«Проект по познавательному развитию «Свет и тень»»

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 35»












Проект по познавательному развитию

«Свет и тень»

























Выполнили: воспитатель высшей квалификационной категории Шевченко О. Ю., воспитатель первой квалификационной категории Пешкова Е.А.





г. Оренбург-2023 г.



Паспорт проекта

Тень – это чернила, которыми пишет солнце.


Олег Рой

Вид проекта: познавательно – исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта:

- дети дошкольного возраста (4-5 лет);

- воспитатели;

- родители (законные представители) обучающихся.

Актуальность темы:

Огромную роль в развитии детей дошкольного возраста играет познавательно исследовательская деятельность. В процессе исследования ребенок получает познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать свою работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Поэтому детям дается возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Тень – явление загадочное для детей, но вместе с тем часто становится основой для игр. Все мы знаем, что в солнечный день отчетливо видны темные пятна, которые «падают» от людей, деревьев, домов и других предметов, но что это за пятна и откуда они берутся?

Целевые направления:

- обогащение опыта детей о явлениях света и тени посредством организации экспериментальной деятельности;

- стимулирование детей задавать разнообразные вопросы и выдвигать предположения;

- создание единого воспитательного пространства в тесном взаимодействии педагогов, родителей и детей.

Задачи проекта:

1. Вызвать у детей интерес к исследовательской деятельности.

2. Помочь детям узнать свойства света и познакомить с его видами (искусственным, естественным).

3. Способствовать овладению детьми способами игр со светом и тенью.

Формы реализации проекта:

  1. С педагогическим коллективом: консультация, презентация проекта.

  2. С детьми: беседа, просмотр видеофильма – мастер-класса, игры с фонариком, теневой театр.

  3. С родителями (законными представителями): консультация; творческая гостиная.

Принципы построения образовательного процесса:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Ожидаемые результаты:

  1. Проявляют интерес к исследовательской деятельности;

  2. Имеют представление о свойствах света и его видами (искусственным, естественным);

  3. Владеют способами игр со светом и тенью.

Условия реализации проекта (оборудование):

- формирование положительных взаимоотношений между детьми;

- пополнение методической копилки педагогов для дальнейшей работы;

- показ теневого театра «Под грибом»;

- пополнение диагностического материала;

- игры с фонариком для детей «Что везет машина?», «Что в ракете?», «У совы в сундуке».




Сроки реализации проекта:


Этап

Возраст

Содержание деятельности

Сроки

Участники образовательного процесса

I этап - подготовительный

4-5 лет

Обдумывание идеи проекта, сбор информации и материала для реализации его.

Подборка художественной литературы, дидактического материала, наглядного пособия по теме проекта в соответствии с возрастом детей. Разработка конспектов бесед и мастер класса. Диагностика детей.

10.05.23 –

12.05.23

Воспитатели

II этап –

основной

4-5 лет

Реализация проекта через основные тематические разделы.

15.05.23 –

19.05.23

Обучающиеся, воспитатели, родители (законные представители).

III этап - оценочный

4-5 лет

Оценка результатов деятельности. Подведение итогов реализации проекта.

22.05.23 –

23.05.23

Обучающиеся, воспитатели, родители (законные представители), заместитель заведующего по ВО и МР, старший воспитатель


Основные тематические разделы реализации проекта:


  1. Раздел «Не бывает света без тени».

  1. Беседа «Свет и тень: неизведанное рядом». (Приложение 1)

  2. Теневой театр «Под грибом». (Приложение 2)

  1. Раздел «Тени цвета не имеют».

1. Игры с фонариком «Что везет машина?», «Что в ракете?», «У совы в сундуке». (Приложение 3)

2. Видео «Мастер-класс по теневому театру – руками, для детей». (Приложение 4)



Работа с родителями:

- консультация «Волшебный мир света и тени». (Приложение 5)

- фотовыставка рисунков «Полет фантазии», совместная работа родителей и детей. (Приложение 6)



Работа с педагогами:

- Консультация «Игры и экспериментирования с тенью на прогулке». (Приложение 7)

- презентация проекта.



Оценка результатов деятельности:

  1. Критерии отслеживания по работе с детьми (Приложение 8)

п/п

Фамилия, имя

ребенка

Проявляет

любознательность, задаёт разнообразные поисковые вопросы:

Почему? Зачем?

Откуда?

Общаясь со

сверстниками

проявляет

инициативу,

желание понять их

замыслы

С удовольствием

включается в

игровую,

поисково-исследовательскую деятельность

Проявляет

самостоятельность, стремится к

самовыражению

начало

конец

начало

конец

начало

Конец

начало

конец

1.

Арсакаева

С

В

С

В

С

В

С

В

2.

Бекмухамедов

С

С

Н

С

С

В

Н

С

3.

Британская

С

В

С

В

С

В

С

В

4.

Валитова

С

В

С

В

С

В

С

В

5.

Ермаганбетова

С

В

С

В

С

В

С

В

6.

Жусукбаев

С

В

С

В

С

В

С

В

7.

Красильников

С

В

С

В

С

В

С

В

8.

Ксенофонтова

С

В

С

В

С

В

С

В

9.

Кужебаева

Н

С

Н

С

С

В

Н

С

10.

Кульшицкая

С

В

С

В

С

В

С

В

11.

Мартынов

С

В

С

В

С

В

С

В

12.

Матушкин

С

В

С

В

С

В

С

В

13.

Михайлова

С

В

С

В

С

В

С

В

14.

Новиков

С

В

С

В

С

В

С

В

15.

Плотникова

С

В

С

В

С

В

С

В

16.

Резниченко

Н

С

Н

С

С

В

С

С

17.

Репгун

Н

С

Н

С

С

В

С

С

18.

Сорокин

С

В

С

В

С

В

С

В

19.

Сытин

С

В

С

В

С

В

С

В

20.

Филатова

С

В

С

В

С

В

С

В

21.

Хабибуллин

С

В

С

В

С

В

С

В

22.

Харитонов

С

В

С

В

С

В

С

В

23.

Харитонова

С

В

С

В

С

В

С

В

Н - низкий, С - средний, В – высокий









  1. Критерии отслеживания работы с родителями:

  • Повышение педагогической компетентности родителей, средством консультации.

  1. Критерии отслеживания по работе с воспитателями:

  • Творческие отчеты.

  • Повышение педагогического уровня воспитателей, средством презентации.




























Приложение 1

Конспект беседы «Свет и тень: неизведанное рядом»

Цель: Формирование первичных представлений о значении света и тени.

Задачи: - продолжать формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;

- закреплять представления детей о свойствах света и тени через экспериментальную деятельность.

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования и творческой деятельности;

- воспитывать самостоятельность, активность.

Ребята! Сегодня вы узнаете много нового, интересного, необычного. Но сначала, я предлагаю вам послушать небольшой отрывок из знакомого произведения:

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

А сороки – Белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал —

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно —

В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки

На лужайке:

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

-Из какой сказки отрывок?

-Кто написал эту сказку?

-Что произошло в сказке?

-А что такое – солнце?

-Да, солнце – это звезда, самая большая, самая яркая в космосе. (Обращаю внимание на картинку с изображением Солнечной системы). Посмотрите, вокруг солнца расположены планеты. Как называется планета, на которой мы живём? Какие планеты вы знаете?

-Солнце излучает свет и тепло. Как вы думаете, все ли планеты получают одинаковое количество солнечного света? (Дети рассуждают) Вывод. Те планеты, которые расположены очень близко к солнцу, получают много солнечного света и на них очень жарко, можно сгореть, а те, которые далеко от солнца, получают света и тепла совсем мало, там холодно, там не выживет человек, животные, растения.

-Наша планета имеет самые оптимальные условия для жизни человека, она третья по счету от солнца и получает достаточное количество солнечного света.

-Солнце – это естественный природный источник света на Земле. Что ещё излучает естественный свет? (Свет от луны, звезд, молнии тоже является естественным.)

-Помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Как вы думаете, что к ним может относиться?

(Свеча, фонарик, лампочка, спички, др.)

Игра «Свет бывает разный»

(Детям предлагается набор картинок: луна, звезда, молния, фара машины, экран телевизора, свечка, фонарик, лампочка, спичка, костер, северное сияние, светлячок, огонь в камине, извергающийся вулкан, факел (разложить на 2 группы естественный и искусственные)

В конце игры дети называют то, что изображено на их картинках.

-«Свет», какое ласковое, красивое слово. Подберите к этому слову родственные слова. (светлый, светлячок, Светлана, светить, светильник, светящийся, освещать, рассвет, светает, светло)

-Давайте немного поиграем вместе с солнышком.

Физминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде - «раз»!

А над нами весело плывут облака,

Опускаем руки мы по команде - «два»,

Улыбнулось солнышко, в небо посмотри,

Обнимаем солнышко по команде – «Три».

Раскрываем руки – небо шире, шире!

Опускаем руки мы на счёт - «Четыре»

Скоро вместе с вами мы пойдём гулять,

А сейчас: внимание, по команде - «пять» (Вдруг гаснет свет)

-Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. У нас есть настоящий фонарик. Он выручит нас в этой ситуации. Но, прежде чем мы его возьмём, назовите правила обращения с ним. (Не уронить, может разбиться; не доставать батарейки, не будет светить, не светить в глаза друг другу)

- Как светит фонарик в темноте? (ярко) Если фонарик направим вверх, что произойдёт? (наверху будет свет) На что похож свет от фонариков? (на кружочек) А если направим фонарик вниз. Где будет светло?

-Давайте приблизим фонарик к полу, что произойдёт? (круг света уменьшится)

-А если фонарик удалить от пола, что произойдёт? (круг света становится больше)

-Свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается.

-Ребята, посмотрите, здесь, какие-то предметы (подходят к столу, светят, рассматривают, называют: оргстекло, плёнка, картон, дощечка, ткань: шёлк, драп, пластмассовые тарелочки). Эти предметы нам помогут узнать ещё одно очень интересное свойство света: проникает ли свет через предметы.

Опыт «Способность света проникать или не проникать через предметы»

- Как вы думаете, через какой из этих предметов свет проникает, а через какой нет?

Дети высказывают свои предположения.

- Ну что ж, давайте проверим: возьмите фонарик, приложите к нему прозрачную пленку, проникает ли через нее луч света?

- А теперь возьмите деревянный брусочек и посветите на него, проникает ли через него луч света? Какой вывод можно сделать? Можно сделать вывод: свет проникает только через прозрачные предметы.

- Это свойство применяют при строительстве домов, в каком случае? (Окна делают из стекла, материал прозрачный, он пропускает дневной свет в комнату. (Включается проектор, лампа).

- Обращаю внимание на интересную фигуру на стене. Что это? (Тень) От чего? (от руки)

Предлагаю детям поиграть с тенью.

- Что нужно, чтобы появилась тень? (Выйти на солнце, включить свет)

- Правильно, тень появляется от любого непрозрачного предмета, когда на него падают световые лучи.

-Проведём ещё один эксперимент. Подносим к экрану геом. фигуры: треугольник, квадрат, круг, звезда.

-Тень похожа на этот предмет? (да)

- Внимание, если свет не может проникнуть через какой-либо предмет, появляется тень, похожая на этот предмет. Как выдумаете, а от одного предмета может быть несколько теней?

Проверим: возьмите два фонарика, посветите (на круг) Сколько теней?

- Да, от каждого источника света, своя тень. Сколько источников света, столько и теней.

-У тени есть один секрет: она, в одно мгновение может превратить вас в великанов и гномиков.

Проверим: подходят ближе, отходят.

- Где кроме комнаты мы можем увидеть тень? (на улице, в солнечную погоду)

Какие тени наблюдали на улице? (от дома, дерева, от людей, качелей, т. д.)

- Отгадайте загадку

- В каком произведении герой весело играл со своей тенью? (Котёнок по имени Гав, Лунтик)

Включается свет.

- Что же мы узнали? Свет освещает, согревает, позволяет всё видеть, проходит через прозрачные предметы, а от других, непрозрачных, образует тень, похожую на этот же предмет.

- А как вы думаете для живых существ: человека, растений, животных, что важнее - свет или тень? (Без света все живое на земле бы погибло, потому что живым организмам необходим свет для жизни. А если бы не было тени, все живые существа могли бы сгореть от солнца. Потому, что солнце – не только источник света, но еще и тепла. И если бы растения и животные не находились бы какое-то время в тени, они могли бы умереть от излишнего света и тепла. Поэтому тень так же необходима, как и свет).

-Вот эту необычную дружбу света и тени люди стали использовать для того, чтобы доставить удовольствие и радость окружающим, придумали теневой театр. А познакомимся мы с ним на следующем занятии.

-Вам понравилось? Что вы сегодня узнали нового?


Приложение 2

Показ теневого театра

Сказка «Под грибом».


Как-то раз застал Муравья сильный дождь.

Куда спрятаться?

Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.

Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее…

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт…

Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт…

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут и места нет.

— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться!

Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то…

Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?



Приложение 3

Игры с фонариком

Цель: расширение и закрепление знаний детей; обогащение словарного запаса; развитие связной речи.

Дидактический материал: предметные картинки, спрятаны за определенный фон, и заламинированы; фонарик. Дидактические игры с фонариком: «Что везет машина?», «Что в ракете?», «У совы в сундуке».

Ход игры: игры с фонариком для детей любого возраста. Количество игроков не ограниченно (индивидуально, подгруппой, группой). Для того, чтобы увидеть предмет или объект, необходимо подсветить на предметную заламинированную картинку сзади фонариком. Назвать увиденное, рассказать об этом предмете или объекте.











Приложение 4

Видео «Мастер-класс по теневому театру – руками, для детей».

Цель: познакомить детей с теневым театром руками.

Задачи: формировать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук, развивать согласованные движения пальцев рук; воспитывать познавательный интерес к теневому театру.





Приложение 5

Консультация для родителей «Волшебный мир света и тени»

Театр теней – завораживающее зрелище, которое нравится детям любого возраста, от годовалых малышей до школьников и взрослых. Когда в тишине затемненного зала на экране проступают силуэты персонажей, от ожидания чуда замирает сердце...

Подумать только, этому виду искусства две тысячи лет, и за это время польза теневого театра прекрасно изучена и доказана. Скажите мне, много ваших знакомых ставят теневые постановки с детьми? А ведь они:

- развивают речь и воображение;

- обогащают эмоциональную сферу;

- улучшают координацию рук;

- создают волшебный ритуал на ночь;

- помогают проговорить и проработать страхи и проблемы ребенка и мягко решить их;

- улучшают психоэмоциональное состояние ребенка, заряжают положительной энергией;

- приносят радость совместного творчества родителей и детей.

А теперь ответьте, вы бы хотели, чтоб ваш ребенок легко и с интересом проводил свой досуг, получая при этом разностороннее развитие?

Театр теней - это удивительный мир, в нем море красоты и романтики. С ним так же хорошо и уютно, как вечером у костра или у камина. Помните, как в детстве вы сплетали из пальцев затейливые фигуры, и на стене появлялись «живые» существа: собака, лошадка, сказочный дракон, змея, птица? Это словно какой-то другой мир, живой и самый настоящий, только туда никак нельзя попасть.

В теневой театр дети влюбляются сразу. Сначала они увлеченно смотрят представление, а потом начинают изобретать сюжет сами! Сама обстановка всегда сказочная, спокойная, детки становятся более восприимчивыми. Силуэты всегда условны, по сути - символы, это дает сильный толчок развитию воображения. Красивые декорации, сказочные герои, добрые истории - всё это непременно погружает детей и взрослых в уютную атмосферу сказки.

Станьте для своих детей волшебниками! Устроить дома теневой театр очень просто. Главное, найдите сказку или историю, которая любима ребенком, сделайте вместе с ним героев, ширму (калька и картонная коробка; белая простынь) и выставьте правильно источник света. Чем ближе руки к лампе, тем больше тень на экране и наоборот. Можно подобрать музыкальное сопровождение для большего эффекта.

Театр теней - это самый доступный и забавный вариант домашнего досуга. Вы вскоре увидите, что ваш ребёнок захочет сам показать вам представление и с нетерпением будет ждать аплодисментов! Перевоплощаясь в мишек и зайчиков, принцев и принцесс, ребенок испытывает неподдельную радость от совместного творчества.


















Приложение 6

Фотовыставка рисунков «Полет фантазии», совместная работа родителей и детей











Приложение 7

Консультация для педагогов: «Игры и экспериментирования с тенью на прогулке»

В солнечные осенние дни, предложите детям познакомиться с таким явлением как тень. Веселые игры и занятия не только принесут массу удовольствия, но и будут очень познавательными.


1. «Догонялки». Данный вид игры похож на обычные догонялки только с тенью. Правила игры – наступить или дотронуться рукой до тени другого игрока. Обратите внимание детей на тёмное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? Найдите как можно больше. На что похожи тени детей? Предложите детям догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?


2. «Повторяшки». Правила игры – проверить будет ли тень повторять в точности движения за детьми? Дети показывают смешные позы или фигуры и наблюдают за тенью.


3. «Убегу!». Уточнить у детей, как они думают, можно ли убежать от своей тени? И обязательно это проверьте.


4. «Наблюдайка». Правила игры – предложить детям сравните тень от здания и от столба фонаря, все ли тени от предметов похожи? Меняются ли очертания и размеры теней в течение дня? Чтобы выяснить это, необходимо прорисовать палочкой на песке или на асфальте мелом тень дерева или другого неподвижного предмета в начале прогулки, а затем сравните положение тени в конце прогулки.


5. Игра «Прятки». Правила игры – предложить детям найти как можно больше тенистых мест и спрятаться в них. Обратить внимание на пятнистость теней под листвой деревьев.


6. «Найди тень» – логическая детская головоломка, где нужно найти правильную тень от картинки. Интересное занятие с картинками развивает наблюдательность, логическое мышление, внимание. Таких карточек можно подготовить множество, на которых будут изображены животные, одежда, детская обувь, растения, профессии, игрушки и т.п.


Эксперименты с тенью

1. Вырежьте из плотного картона круг, в центре круга проделайте отверстие и вставьте в него карандаш заточенным концом вниз. Это будет ваш циферблат для солнечных часов. Положите его на солнце в таком месте, где его ничто не будет затенять.

Пусть дети прочертят фломастером или карандашом на циферблате линии по тени карандаша, а вы по настоящим часам радом с линией напишите время. Лучше всего делать это, начиная с самого восхода солнца и закончить на заходе. На следующий день часами можно пользоваться.


2. Также с помощью тени можно нарисовать свой портрет. Прикрепите к стене кусок старых обоев. Расположите свет и поставьте ребёнка так, чтобы его тень падала прямо на бумагу. Теперь ваше дело – только обвести тень, а ребёнок пусть дорисует лицо, волосы, одежду.












Приложение 8

Диагностический инструментарий


п/п

Показатель развития

Дидактические игры, упражнения, вопросы

Критерии оценки

1

Проявляет

любознательность, задаёт разнообразные поисковые вопросы:

Почему? Зачем?

Откуда?

1. Беседа «Свет и тень: неизведанное рядом» (прил.1)


2. Просмотр видео-ролика «Мастер-класс по теневому театру – руками для детей» (прил.4)

Низкий уровень- ребенок затрудняется в выполнении задания.

Средний уровень- ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

Высокий уровень- ребенок с заданием справляется легко, без помощи взрослого.

2

Общаясь со

сверстниками

проявляет

инициативу,

желание понять их

замыслы

1. Теневой театр «Под грибом» (прил.2)


2. П/И «Догонялки»

Цель: упражнять в беге с ловлей и увертыванием; развивать ловкость и быстроту; догнать тень товарища.

Низкий уровень- ребенок затрудняется в выполнении задания.

Средний уровень- ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

Высокий уровень- ребенок с заданием справляется легко, без помощи взрослого.

3

С удовольствием

включается в

игровую,

поисково-исследовательскую деятельность

1. Игры с фонариком «Что везет машина?», «Что в ракете?», «У совы в сундуке» (прил.3)


2. Д/И «Свет бывает разный»

Задачи: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше; понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него; воспитывать самостоятельность, активность.

Низкий уровень- ребенок затрудняется в выполнении задания.

Средний уровень- ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

Высокий уровень- ребенок с заданием справляется легко, без помощи взрослого.

4

Проявляет

самостоятельность, стремится к

самовыражению

Фотовыставка рисунков «Полёт фантазии», совместная работа родителей и детей (прил.6)

Низкий уровень- ребенок затрудняется в выполнении задания.

Средний уровень- ребенок выполняет задание с помощью взрослого.

Высокий уровень- ребенок с заданием справляется легко, без помощи взрослого.