СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по работе со словарными словами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пригодится для работы с 1 по 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Проект по работе со словарными словами»


Проект по теме:



«Развитие орфографической зоркости младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка».



Разработала и реализует

проект учитель начальных классов

ГБОУ Школы № 2065



Кособокова Наталья Сергеевна













Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Как известно, грамотность выпускников школ снижается, несмотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как неохотно заглядывают дети на последнюю страницу учебника в словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется  правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Навыки написания словарных слов, с одной стороны, во многом зависят от словарных возможностей детей, их активного словарного запаса, с другой, изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно способствовать активизации словаря младших школьников.
В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов более эффектным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие  встречающиеся ему явления языка.

В результате системы упражнений над словарным словом учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике. При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. Посредством упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Какой должна быть словарно-орфографическая работа, и что она из себя представляет? Словарно-орфографическая работа – это совокупность целенаправленных систематически проводимых упражнений направленных на усвоения учащимися лексических, грамматических, произносительных и орфографических норм литературного языка.

Итак, чтобы добиться грамотного письма, чтобы работа учителя со словарными словами была эффективной, нужно использовать разнообразные методы, приемы, способы, которые являлись бы более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов. То есть нужен новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка.

Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал еще К.Д.Ушинский. Он считал, что упражнения во время словарной работы подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям «власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти».Безусловно, интеллектуальное развитие обучающихся зависит от целенаправленно формируемых учителем учебных умений. В процессе организации словарно-орфографической работы нужно ориентироваться на те группы учебно-интеллектуальных умений, которые были выделены Ю.К. Бабанским:

  • умение мотивировать свою деятельность;

  • внимательно воспринимать информацию;

  • рационально запоминать;

  • логически осмысливать учебный материал, выделяя в нем главное;

  • решать проблемные познавательные задачи;

  • самостоятельно выполнять упражнения;

  • осуществлять самоконтроль в учебной деятельности.

Данные учебно-интеллектуальные умения способствуют реализации одного из главных требований современных ФГОС второго поколения – организации словарно-орфографической работы на деятельностной основе.


Цель проекта: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся (в словах с непроверяемыми гласными).





Задачи:

        - изучить методическую литературу по теме проекта;

       - выявить эффективные способы запоминания и  правописания словарных слов;

        - разработать задания для работы со словарными словами, опробовать их на  практике и обобщить в виде методических рекомендаций;

     - систематизировать подобранный материал для использования на уроках в виде  дидактического материала.









Участники проектирования: учитель – ученик.



Мною была выдвинута гипотеза о том, что повышению орфографической грамотности будет способствовать использование дополнительного занимательного материала и новых технологий (ТРИЗ) по усвоению написания слов с непроверяемыми гласными.



Этапы проведения проекта

1. Теоретический

2. Рефлексивный

3. Экспериментальный

4. Корректирующий

Теоретический

 Вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д. Ушинским, Д.И. Тихомировым. В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более глубокого понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, "представляя для них нечто вроде игры в слова". Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям "власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти".

      Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа будет способствовать тому, что "ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня".

      "Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

      Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма", - подчеркивается в Основных направлениях реформ общеобразовательной и профессиональной школ.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Рефлексивный

После изучения теоретического материала, я пришла к выводу, что повысить интерес к словарной работе на уроках русского языка, качество знаний учащихся можно через применение современных образовательных технологий, использование дополнительного занимательно материала, т. к.

интерес является одним из важных мотивов учения младших школьников. То, что интересно, усваивается радостнее, прочнее, глубже. 
Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Использование разнообразных методов (частично – поискового, проблемного, исследовательского и др.), приемов, форм и средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас. Я решила продолжить работу над данной темой. Систематизировала подобранный материал для использования на уроках в виде  дидактического материала. Разработала задания для работы со словарными словами, опробовала их на  практике.



Экспериментальный

Начиная с первого класса и в последующих начальных классах все слова, предусмотренные программой для каждого класса, я группирую по темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и машины», «Поле, сад, огород», «Названия людей и профессий». «Родина», «Явления природы», «Времена года» и другие. Тематически дети лучше запоминают слова, составляют с ними предложения и небольшие связные тексты.

Работу по освоению словарных слов я строю в несколько этапов, каждый

из которых призван решить конкретную задачу.

Задачи:

- развитие навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

- развитие орфографической зоркости;

- развитие и обогащение лексического запаса;

- развитие познавательной активности детей;

- развитие  умения анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать интерес к родному языку.

 

Методы работы:

 

1.     Словесный метод (рассказы, беседы).

2.     Метод самостоятельных и практических работ (деятельность с раздаточным дидактическим материалом; работа по индивидуальным карточкам и т. д.).

3.     Наглядный метод (схемы– рисунки, таблицы, картинки, карточки, индивидуальные словарики).

4.     Игровой метод (кроссворды, ребусы, дидактические игры, игровые задания и т. д.).

5.     Метод ИКТ ( ЭОР, презентации, аудио и  видеозаписи).

6.     Частично–поисковый метод (самостоятельная лексическая работа )

 

I. Предъявление слова.

Мною используются следующие способы:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) просмотр фрагмента и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки (из набора "картинный словарь", мультимедийный проектор);

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

д) разгадывание ребусов, шарад, использование методики ТРИЗ.

е) составление слов из слогов, из букв:

Пуската, вьморок, родимопы, ивощо.

Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над "слуховым" образом слов.

  II. Работа над "слуховым" образом слов.

           Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов определяют "трудное" место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Как известно, дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами, процесс письма становится для них более осознанным.

      III. Запись слова с "окошком".

      После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают "словарное" слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали "трудное" место пропуском буквы - так называемым "окном". Дети записывают слово, пропустив, например, букву безударного гласного и ставя ударение. Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо "сигнал опасности" - например, точка: «с-рока».

    IV. Работа над "зрительным" образом слова.

      Ученики могут получить ответ обратившись к орфографическому словарику. Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. На этой стадии работы полезно использовать элементы этимологического анализа (если он помогает объяснить написание слова).

На этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя:

- устное предъявление слова;

- постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы;

- выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи, в том числе, если это целесообразно, с использованием этимологического анализа;

- запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

Приведу примеры из практики.

Метод графических ассоциаций больше других нравится детям. Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Запоминаемая буква может быть большая или маленькая. Например…

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а, но невозможно сделать букву о.

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

Метод симультанного чтения заключается в том, что:

- сначала учащимся предъявляются карточки со словами, которые они должны молча прочитать и запомнить (сфотографировать). Размер карточки — пол-листа формата А4, время предъявления каждой карточки — 5 секунд, количество слов — от 4 до 10:

- после предъявления слов педагог предлагает учащимся послушать рассказ, в котором будут встречаться «сфотографированные» слова (каждое слово должно повторяться в тексте 2–3 раза). Дети, услышав«сфотографированное» слово, должны подать сигнал — хлопнуть в ладоши или слегка ударить по парте — «проявить» пленку;

- следующий этап работы — «печать фотографий». Те слова, которые дети запомнили, увидев и услышав, они записывают в тетрадь;

- когда все дети заканчивают писать, педагог вывешивает карточки со словами на доске, каждый ребенок проверяет результат.

Использование проблемной ситуации.

Послушайте небольшую историю и догадайтесь, о чем в ней идет речь. Кто сможет правильно написать это слово на доске? Лет триста тому назад английская дама Джейн Вокс превратила свою усадьбу в место общественных гуляний и построила павильон, который назвала «Воксхолл»,или «зал госпожи Во». Потом это слово стало означать «концертный зал на железнодорожной станции». Такой зал в городе Павловске под Петербургом начали называть вокзалом. Когда была построена Железная дорога из Петербурга в Павловск, конечную остановку назвали ...(вокзал)

Приём «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность - наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы   грамматически, у них   общая заданная орфограмма, общее семантическое поле.  Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов:



гАзета – бумАга кАрман – дырА

зАвод – трубА сОбака – хвОст



                              З                                     С

                        К  А  П  У  С  Т  А          К   О  С  Т  Ь

                             Я                                      Б

                             Ц                                     А        

                                                    К

                                                                         А

     В                                             Н                                         П

К  О  Р  А  Б Л  Ь                  К   О   Н  Ц  Е  Р  Т             К   А  С  Т  Р  Ю  Л  Я

     Л                                             Т                                           Р      

     Н                                             Ы

     Ы                             Б

                               Б    Е   Л    А   Я

          С                         Р                                                    

          Н                         Е                                                                    

И  Н  Е  Й                    З                                          

          Г                         А                                                                             



Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться».

У нашего класса в субботу был русский язык.

Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Хорошо зарекомендовал себя метод «НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работ у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.


«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.
Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание словарных слов запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если они изучаются как слова – понятия, которыми пользуется человек в жизни.

При изучении группы слов на тему "Одежда" дети пробовали составлять рекламу.

Бабушки и мамы!

Покупайте на зиму

Сапоги да валенки.

А особенно пальто,

Чтобы было вам тепло.

Если вы простудились,

Когда ходили на каток,

Купите обязательно

Носовой платок.


СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
___О___О___  (воробей, молоко..)
_______СС__   ( касса, масса…)
«ЛИШНЕЕ СЛОВО».    
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу.
Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 
СОРОКА ВОРОНА ПЕТУХ КОРОВА ДОРОГА
Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 
3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.


Шифровки.
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.   
ВЕС НА        ГО РОД       НА РОД 
ТРА ВА        У ГОН       ВА ГОН
ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН         ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно  объявляю, чью шифровку мы отгадываем.
Шифровка «Добавь гласные».
(Или  «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: КПСТ (КАПУСТА).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: 
КРВ      (КОРОВА)
ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК)
СБК      (СОБАКА)
ВРН      (ВОРОНА)
КРОССВОРДЫ.
Этот вид работы требует больше времени, поэтому задаю в качестве домашнего задания.

«ПРОБА  ПЕРА».
С 3 класса практикую работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. ( Причём, хочется отметить, что для способных детей словарь дополнен  словами, не входящими в программу данного класса). С пятницы  и до понедельника  предлагаю написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
1. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;
2. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-,      -оло-;
3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова  на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. Создают целую книгу рассказов – помощников. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
Очень часто в рамках определённой темы работаю со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова…
ЗАДАНИЯ:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам…(в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму числа, падеж… (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – МАШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К_РОВА – ( Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например:
Р_БОТА – РАБОТАТЬ и т. д.
ЗАГАДКИ – ШУТКИ  (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (ПОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ, РЕБЯТА…).
2. В каких словарных словах спряталась –ель-? ( УЧИТЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).

4. Назовите слова, в которых спрятались числа? (Родина(1), сорока(4О) )

5. Какие слова любит ворона? (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.) А лягушка? (КВА-ртира, Мос-КВА).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
Упражнения на закрепление словарных слов:

Постановка проблемная ситуации также может быть использована при закреплении изученных словарных слов.

-вспомните слова, в которых прячется рак ( ракета, завтрак)

-вспомните слова, в которых есть ноты

-выписать слова, в которых ударение падает на первый слог;

-выписать двусложные (односложные, трехсложные) слова из словаря;

-записать данные слова в порядке возрастания количества слогов;

-выпишите слова, которые начинаются с буквы согласного мягкого звука (или согласного твердого звука), согласного звонкого / глухого и т.д.;

-запишите словарные слова в алфавитном порядке;

-выпишите из словарика слова, начинающиеся на букву «у»;

-запишите словарные слова, в которых встречается буква «р»;

-найдите среди данных слова с парными согласными и др.

С большим интересом дети составляют рассказы по серии сюжетных картинок с использованием словарных слов.

Прием «Да-нет». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Я беру словарик и вразброс спрашиваю, как пишется то или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование С САМИМ СОБОЮ.

Формы работы по проверке написания словарных слов

 

   Словарные диктанты.

Показывают степень усвоения правописания словарных слов, необходимость дальнейшего повторения и закрепления их написаний.

 

1.Зрительный диктант с предварительной подготовкой: учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной непроверяемой безударной гласной и записывают его по

2. Картинный диктант

      -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание непроверяемой безударной гласной в слове и записывают его;

     -учитель показывает карточку-картинку, дети называют изображенный предмет, записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения;

     - учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют в нем безударную гласную и ставят знак ударения.

 

3. Выборочный диктант(картинный, слуховой, зрительный): учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:

      -записать в первый столбик слова-названия животных, а во второй – слова-названия растений;

    -записать в первый столбик слова, в которых следует запомнить гласную «е», во второй- слова, в написании которых надо запомнить гласную «о», а в третий – слова, в написании которых надо   запомнить гласную «а»;

       -выписать слова только из словаря и т.д.

 

4. Диктант с использованием загадок: учитель читает загадку, дети отгадывают ее, записывают слово – отгадку, выделяют непроверяемую орфограмму.

 

5. Диктант по памяти:

     -записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов и т.д.;

      -записать по памяти слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную «а» и т.д.

 

6. Диктант с комментированием: учитель называет слово из словаря, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают это слово в тетрадь.

 

7. Творческий диктант: заменить развернутое понятие одним словом.

 

Лиственное дерево с белой корой - …

Командная игра на льду на коньках - …

Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый - …

 

8.   Диктант «Проверь себя».

 

9.   «Продиктуй товарищу».

 

10.  Контрольный диктант.

 

11.  Итоговый контрольный диктант.

Такие диктанты провожу регулярно, раз в неделю изучаются 5слов.


Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.


Результаты обучения

В целях выяснения результативности обучения я проводила словарные диктанты в течение ноября и декабря. Были взяты слова, в которых чаще обычного делаются ошибки .

Количество ошибок, допущенных в диктанте

Слова

ноябрь

декабрь

пальто

5 (из 30)

2

аллея

4

0

лестница

6

2

улица

4

1

лимон

3

1

В диктантах содержались одинаковые слова. Проанализировав диктант, написанный в ноябре, я включила эти слова в дальнейшую работу, применяя эффективные способы для лучшего усвоения. Провела для сравнения этот же диктант в декабре. Результаты показали, что использование разнообразных приемов работы над словарными словами способствует более успешному усвоению непроверяемых написаний.



Корректирующий

На основе полученных данных, я пришла к выводу о том, что использование занимательного материала и творческой деятельности на уроках письма способствует лучшему усвоению непроверяемых написаний, формированию более прочных орфографических навыков детей. Я продолжу работу над данным проектом до 4 класса включительно. Корректируя свою работу, я больше внимания буду обращать на возможности, интересы учащихся; учить детей вникать в смысл слова, развивать умение объяснять значения изученных слов, воспроизводить в памяти признаки лексического значения.

Организацию учебной деятельности, буду направлять на:

1) восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов;

2) развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

3)формирование умения пользоваться словом в речи при построении собственного речевого высказывания (как устного, так и письменного).



Практическая значимость

1) Изучив школьную программу, учебники по русскому языку я пришла к выводу о том, что в учебно-методических пособиях уделяется недостаточное внимание использованию занимательного и творческого материала.

2) Исходя из этого, я подбираю дополнительный занимательный материал для формирования орфографических навыков (правописание словарных слов).

Данный материал можно будет использовать на заседаниях методических объединений различного уровня. При использовании описанных приемов работы со словарными словами учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других, а это способствует обогащению словарного запаса ребёнка.



За I полугодие 2014-2015 учебного года в работе над проектом было сделано следующее:

  1. Изучена теоретическая часть проблемы (в течение сентября-октября).

  2. С ноября началась реализация проекта- внедрение новых технологий при изучении словарных слов.

  3. Декабрь- выбор наиболее эффективных приёмов усвоения словарных слов. Первые выводы.



План мероприятий по реализации II части проекта:



  1. В январе провести выставку детских работ, выполненных по технологии графических и свободных связей;

  2. В феврале провести конкурс кроссвордов, ребусов и шарад из словарных слов.

  3. В марте совместно с 3 А классом провести Турнир «В мире словарных слов».

  4. Апрель – выступление на МО с целью поделиться наиболее эффективными методами работы со словарными словами.

  5. Май – публикация опыта .





Литература, которая поможет разнообразить занятия .



  1. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.

  2. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова.1-4 класс"

  3. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии" Издательство Генезис М. - 2013 г.

  4. В.О.Агафонов "Неправильные правила для словарных слов - и не только. http://www.metodika.ru/?id=82

  5. В.О.Агафонов, О.Соболева " О системе приемов запоминания и усвоения учебной информации".http://www.metodika.ru/

  6. М.Гафитулин, Т.Попова "Слово о словарном слове". http://www.trizminsk.org/e/23203.htm

  7. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, А.А.Кузнецова "Секреты орфографии".
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!