Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 15"»
Проект по развитию инклюзивных компетенций педагога.
Зайцева Татьяна Тимофеевна г. Черногорск республика Хакасия
Проект развития инклюзивных компетенций педагога
является одной из важных и актуальных задач современной образовательной системы. Инклюзивное образование предполагает равные возможности и права на получение качественного образования для всех учащихся, включая детей с особыми образовательными потребностями, физическими или психическими ограничениями. Инклюзивная педагогика требует от педагога специальных знаний, навыков и компетенций для успешной работы со всеми учащимися, вне зависимости от их особенностей.
Проект развития инклюзивных компетенций педагога
направлен на повышение уровня подготовленности педагогических кадров в данной области. Один из важных компонентов проекта - это обучение и повышение квалификации педагогов. Педагогам предоставляются возможности для освоения дополнительных курсов по инклюзивному образованию, а также проходят тренинги и семинары, на которых обсуждаются конкретные случаи из практики и обмениваются опытом работы с различными категориями учащихся.
Важным аспектом проекта является исследовательская работа. Педагоги имеют возможность проводить исследования в области инклюзивного образования, анализировать свой опыт работы и делиться полученными результатами. Это позволяет выработать определенные методики и подходы к работе с разными категориями учащихся и улучшить качество образовательного процесса.
Инклюзивное образование держится на трёх китах:
1 . Признание ценности каждого ребенка.
2. Возможность адаптации образовательной программы.
3. Готовность педагога принимать и вступать во взаимодействие с любым воспитанником.
Система профессионально-ценностных ориентаций:
- признание ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его нарушения;
- направленность на развитие личности ребенка с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
- осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
- понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и др.
Готовность к оказанию помощи – это
интегральное личностное качество, включающее в
себя:
- милосердие
- эмпатию
- толерантность
- педагогический оптимизм
- высокий уровень самоконтроля и саморегуляции
- доброжелательность
- умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы
- перцептивные умения
- креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и другое.
Милосердие - одно из существенных выражений гуманности. В понятии милосердия соединились духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи) аспекты. В отличие от гуманности, которая рассматривается по отношению ко всему живому, людям, как нуждающимся в помощи, так и самодостаточным, милосердие употребляется по отношению к людям, нуждающимся в помощи (инвалидам, больным, престарелым и др.) и отражает готовность помочь нуждающимся и саму помощь.
Эмпатия - важное профессиональное качество педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Она предполагает понимание ребенка, сочувствие ему, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразумевается теплое эмоциональное отношение со стороны окружающих к ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Толерантность включает терпимость, устойчивость к стрессу, неопределенности, конфликтам, поведенческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное, спокойное доброжелательное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи, а порой и к откровенно грубым, хамским высказываниям. Поэтому для такого педагога высокий уровень толерантности является одним из факторов, которые обеспечивают эффективность его деятельности.
Вместо заключения:
внешность и культура общения педагога
Одежда Речь Общение