Проект по развитию мелкой моторики
«Мир на кончиках пальцев»
«Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи — до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.
Исследованиями ученых была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению , являются “мощным средством” повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные ). Что же делать? Как помочь нашим детям?
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.
Актуальность проблемы:
Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.
На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.
Образовательная область:
- познавательное развитие
- речевое развитие
- социально-коммуникативное развитие
- физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Вид проекта: исследовательский, информационный, групповой, длительный.
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.
Цель:
Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.
Задачи:
Для воспитателя:
Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.
Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.
Организация работы по проекту:
- Донести до каждого участника проекта важность данной темы.
-Изучение литературы по теме.
Получить необходимые знания и умения.
Сентябрь
-Составление картотеки игр для развития мелкой моторки
Сентябрь
-Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год
Разработать практические мероприятия на период проекта.
Сентябрь
-Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
Сентябрь
-Анкетирование родителей.
Выявление компетентности родителей по данной проблеме.
3 неделя сентября
-Экспериментальная деятельности. Познание свойств: предметов быта и бросового материала ( прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука
).
Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности.
В течение всего срока обучения
-Выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники изобразительной деятельности -лепка по авторской методике Е. А .Янушко с детьми 2-3 лет ; авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст ) «Солнышко», «Ёжик», «Красивая тарелочка», и т. д.
Приобщение к изобразительному искусству .
В течение всего срока обучения
-Изучение пальчиковых игр
Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения.
В течение всего срока обучения
-Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
В течение всего срока обучения
-Сотрудничество с родителями в течение реализации проекта.
В течение года
6 Развивающая предметно- пространственная среда
- пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика, пирамидки, молнии, застёжки и т. д.)
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами
Овладение нормами этики поведения.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Гипотеза:
Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.
Работа с детьми.
Мероприятия | Цель | Сроки | Ответственный | Ожидаемый результат |
Игра «Волшебные дорожки» Описание: выкладывание бусин, крышечек, желудей, фасоли по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения. Игра «Найди и назови животное» Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом стихотворение. Игра «Веселая гусеница» Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения Так же дети с интересом перекладывали теннисные мячики ложкой из одной емкости в другую. Выкладывали буквы и цифры на магнитную доску, составляли узоры из мозаики, семечек. «Счеты». Используются как массажер и для передвигания косточек. Можно одновременно проговаривать стихотворение. «Лабиринт» Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам с проговариванием стихотворения. «Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть дорога!» «Умные шнурочки» Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы. Разучивание пальчиковых игр по лексическим темам Разучивание артикуляционных гимнастик Показ и разучивание пальчикового театра Лепка с применением различных круп. «Дорожка для колобка» Рисование «Чудо дерево» рисование пальчиками Аппликация способом обрывания «Зимняя опушка» Рисование ладошками «Солнышко», «Сказочная птица» Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, утренней гимнастики, физминутки, в свободную деятельность детей. Пополнение развивающей среды играми | -Познание свойств: предметов быта и бросового материала (прищепки, пластиковые крышки, бумага); природного материала (жёлуди ,каштаны, фасоль, крупа, мука). -Укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник(пальчиковой гимнастики). -Развивать речь как средство общения; - Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем; учить внятно и отчётливо отвечать на вопросы. - Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми; - Развивать мелкую моторику рук; - Способствовать развитию координации движения кистей рук; -Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. - Побуждать детей к выполнению простейших трудовых поручений – убирать игрушки после игры. | СЕНТЯБРЬ- НОЯБРЬ ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ СЕНТЯБРЬ- МАЙ ДЕКАБРЬ- ФЕВРАЛЬ СЕНТЯБРЬ-МАЙ СЕНТЯБРЬ -МАЙ СЕНТЯБРЬ-МАЙ АПРЕЛЬ СЕНТЯБРЬ-МАЙ | Воспитатель | Игра Игра Игра Игра Игра Игра Картотека Картотека Выставка |
Взаимодействие с родителями.
мероприятия | цель | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
Анкетирование «Развиваем пальчики» Родительское собрание Тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте» Консультации для родителей Тема: «Что такое мелкая моторика и как её развивать» Памятка «Ловкие пальчики» «Веселая зарядка для пальчиков» Буклеты «Цветные ладошки» «Игра своими руками» Консультация: «Связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук» Мастер-класс «Ловкие ладошки» «Сделай сам» Конкурс «Волшебная семечка» Мастер –класс «Вяжем маскировочные сети для солдат» «Игра в пальчиковый театр» Семинар-практикум для родителей «Чтобы четко говорить –нужно с пальчиками дружить» | Выявление компетентности родителей по данной проблеме. -Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей, мелкой моторике, развитии речи; - Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду. Обучать родителей правильному проведению пальчиковых игр дома. Заинтересовать родителей актуальностью этой темы и сделать их единомышленниками в осуществлении данного проекта. | Сентябрь Сентябрь Октябрь Январь Октябрь Март Ноябрь декабрь Март Ноябрь Октябрь февраль | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Родители Родители Воспитатель | Консультация Буклеты Буклеты Выставка Маскировочная сеть Просмотр представления пальчикового театра Семинар |
Взаимодействие с педагогами.
мероприятия | цель | сроки | ответственный | Ожидаемый результат |
Мини-лекция для воспитателей «Важность развития мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста». Музыкальное развлечение «Муха-цокотуха» Взаимодействие с логопедом «Игры в сухом бассейне для рук»; «Узнай что в мешочке?» Совместное занятие « С психологом «Нарядные бусы» | | | Воспитатель Воспитатель и музыкальный руководитель Воспитатель И логопед Воспитатель и учитель-дефектолог Воспитатель и психолог | Конспект Конспект Конспект Конспект конспект |
Результат проекта
• Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.
• Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.
• Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
Исходя из этого мной было принято решение продолжить работу по наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать мелкую моторику рук ребенка, эстетически привлекательными, безопасными и интересными для детей.
Перечень используемой литературы:
Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2018.- 33с. Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]
Рокитянская, Т.А. Театрализованные игры с детьми от 2 лет [Текст] / Т.А. Рокитянская, Е.В. Боякова – М.: Национальное образование, 2016 г.
Шанюк М., [Электронный ресурс]: Пальчиковый театр вяжем крючком.-/ М. Шанюк.
) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007
- Электронный ресурс https://aldebaran.ru/download/shanyuk_marina/kniga_palchikovyiyi_teatr_vyajem_kryuchkom/?formats=fb2.zip
7. «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008