Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида № 39»
Проект по теме:
Воспитатели:
Насимова Г.Б.,
Удычак А.И.
Майкоп, 2018
Пояснительная записка:
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных навыков.
Такая помощь старшим дошкольникам может состоять в организации театрализованной деятельности, способствующей развитию речи, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и развитию ребенка в целом. Ведь именно игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка.
Обоснование проекта:
- Недостаточность знаний родителей о театре и его влиянии на развитие детей с ОНР.
- Нежелание родителей организовывать домашний театр и посещать спектакли, сказки, кукольные постановки.
Адресация проекта: дети, родители, педагоги
Время реализации проекта:
Сентябрь – ноябрь 2018 г.
Вид проекта:
Групповой, информационный, практико-ориентированный.
Участники: дети старшей логопедической группы, родители, воспитатели: Насимова Г.Б., Удычак А.И., логопеды: Возжанникова С.Ю., Щербаха Н.Б., музыкальный руководитель Сергиенко О.Т., педагоги других групп.
Актуальность:
Театрализованная деятельность сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка, развитие эмоционально-волевой сферы.
Дети, поступающие в группу с ОНР, замкнуты и не уверенны в себе. Не развиты коммуникативные качества, речь, память, воображение. Для преодоления у детей неуверенности, для обучения общению со сверстниками и взрослыми был разработан проект «Театрализованная деятельность в детском саду», где как нельзя лучше раскрываются все способности детей
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т. е. не натренировал свою фантазию и воображение. В период адаптации ребёнка к школе у многих первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, у других суетливость, т. е. у детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Чтобы оградить детей от этих проблем, необходимо, начиная с дошкольного возраста проводить коллективные развивающие и специальные театральные игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбодрить зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки.
Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп и качество развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель проекта – развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в специально организованной предметно-развивающей среде дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
- создать условия для развития творческой и речевой активности детей;
- учить использовать средства художественной выразительности;
-привлечь родителей к оснащению театрального уголка, изготовлению атрибутов, повысить уровень знаний о театрализованной деятельности и его влиянии на разностороннее развитие детей;
- привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса, кукловождения);
- приобщить детей к театральной культуре;
- совершенствовать артистические навыки дошкольников;
- обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы
- воспитывать любовь к театру, развить интерес к театрально-игровой деятельности.
Планируемые результаты:
- будет разработана система развития речи детей через игру-театрализацию;
-будет создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
- обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес;
- у детей повысится уровень развития речи, общительности, самооценки;
-у родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
- родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».
Формы реализации:
- Чтение художественной литературы
- Речевые и дыхательные упражнения
- Праздники и развлечения
- Беседы
- Драматизации любимых сказок
- Просмотры театральных постановок
- Работа с родителями
- Сюжетно ролевые игры
- Экскурсия в театр
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта.
- Знакомство родителей с целями и задачами проекта.
- Приобретение информационного материала по теме.
- Составление плана работы.
Основной этап:
- Создание методических разработок по теме проекта.
- Организация совместных с др. педагогами мероприятий.
- Привлечение родителей в педагогический процесс по теме проекта.
Заключительный этап:
- Адаптировать опыт, полученный в результате проведенного проекта в дальнейшей работе с родителями.
- Публикация опыта работы на сайте ДОУ.
Презентация проекта:
Драматизация сказки «Мухоморчик» и показ для детей других групп.
Эффективность проекта:
Вывод: данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Он не требует значительных материальных затрат.
Список использованной литературы:
1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М.:АСТ:Астрель.2007.-58с.
2. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду»: Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
3. Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.
4. Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.
5. Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМи Д»,2006.-64с.
6. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.
8. Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»
9. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.
План реализации совместной деятельности педагогов и родителей
Сроки | Мероприятия | Участники |
3-4 ая неделя сентября | Опрос, наблюдения, собеседования с родителями.
Беседа с детьми «Мир театра»
Знакомство родителей с целями и задачами проекта.
| Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
|
октябрь | Изучение методической литературы, базы интернета по теме проекта.
Создание картотеки театрализованных игр
Привлечение родителей к приобретению и изготовлению игрушек на варежках, других атрибутов для театральной деятельности.
Сюжетно-ролевые игры с детьми «Театр», «Семья» Игры на развитие мимики «Люблю-не люблю» Игры на выражение эмоций «Сделай лицо» Просмотр презентации об истории театра и театрального костюма. Чтение русских народных сказок Драматизация русских народных сказок и потешек, произведений Чуковского К.И. Постановка с детьми: -Театр Би-Ба-Бо: «Три медведя», «Три поросенка»; - Театр на бумажных конусах: «Кот в сапогах»; -Настольный театр «Репка», «Гуси-лебеди». Разучивание стихотворений, текстов с детьми. Консультация для родителей: «Театр в жизни ребенка»; «Играйте вместе с детьми»;
Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика Упражнения на развитие мелкой моторики (с пластилином, с кольцами, с салфетками, с карандашами)
Театрализованная деятельность детей в рамках праздника осени «Мухоморчик» | Воспитатели, учителя – логопеды, родители
Воспитатели
Воспитатели, родители
Воспитатели, дети
Воспитатели
Воспитатели, дети
Воспитатели, дети
Воспитатели, логопеды, родители
Воспитатели
Логопеды, воспитатели, родители
Воспитатели
Логопеды, воспитатели
Музыкальный руководитель, воспитатели, родители |
Ноябрь | Организация совместных подвижных игр с речевым сопровождением с детьми из других групп
Показ сказки для детей 5 группы «Мухоморчик»
Логоритмика: «Веселые зверята»
Публикация материалов проекта на сайте ДОУ
| Воспитатели и педагоги других групп
Дети и воспитатели
Музыкальный руководитель
Воспитатели |