Министерство просвещения РФ
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Вихоревская средняя общеобразовательная школа 2»
Братского района, Иркутской области
Экологический проект
«Как улучшить экологическую обстановку
на железной дороге»
Выполнил:
Харитонов Дмитрий
Ученик 8-а класса
Руководитель:
Тирская С.Г.
Вихоревка, 2021
Содержание
Наименование главы | Стр. |
1. Введение | 3 |
2. Проблема | 3 |
3.Актуальность. | 3 |
4. Гипотеза | 4 |
5.Цель и задачи | 4 |
6. Основная часть 6.1. Виды нарушений экологической обстановки на железной дороге 6.2. Практическая часть 6.3. Как бороться с источниками загрязнений? | 4 4 – 6 6 – 7 8 |
7.Заключение | 8 - 9 |
8. Список использованной литературы | 10 |
9.Приложение | |
-
Введение
Многие люди, отправляясь в дорогу, предпочитают поезд. Это удобное и достаточно быстрое средство передвижения. Конечно, поезда не могут двигаться со скоростью самолёта, зато они доставляют людей прямо в нужный им пункт и почти не зависят от капризов погоды.
Первый локомотив построил англичанин Ричард Тревитик в 1804 году. Машина весила 5 тонн и ездила со скоростью 8 км/ч.
Нужны ли были железные дороги в России? А если нужны, то какую дорогу лучше строить? Не станут ли железные дороги причиной ухудшения жизни людей? Эти сомнения были разрешены в феврале 1842 года подписанием высочайшего указа Николаем 1 о сооружении железной дороги Петербург- Москва. 1 ноября 1851 года она вступила в строй. Эта дорога стала образцом для строительства других железных дорог в России.
Поражение в Крымской войне заставило правительство по - другому взглянуть на роль железных дорог. Стало ясно, что мало одной- двух дорог, необходима целая сеть железнодорожных магистралей.
В 1857 году был издан высочайший указ, в котором говорилось: «Железные дороги, в надобности коих были у многих сомнения, признаны ныне всеми сословиями необходимостью для Империи и сделались потребностью народною, желанием общим и настоятельным».
И дело пошло. Можно сказать, что в России начался железнодорожный бум. К 1892 году общая длина всех железных дорог России превышала 30 тысяч километров. В наш город железная дорога пришла в 1870 году, связав город Ржев с Москвой, Вязьмой, Брянском, Санкт- Петербургом.
-
Проблема
По-моему мнению железные дороги, являясь необходимым видом транспорта для перевозки людей и грузов, остаются до сих пор одним из значительных источников загрязнения окружающей среды.
-
Актуальность
Актуальностью моей темы заключается в том, что человечество уже с давних пор загрязняет земную поверхность отходами своей деятельности.
Из космоса были сделаны снимки, на которых, на светлом фоне снега, очень хорошо видны грязно - серые зоны загрязнений вокруг крупных городов.
Наш город не является исключением. Предприятия, котельные, автомобили ежегодно сбрасывают в атмосферу более 3000 тонн загрязняющих веществ. Это относится и к железнодорожному транспорт.
-
Гипотеза
В своем исследовании я выдвинул гипотезу, что если на железной дороге заменить имеющийся транспорт, который работает на нефтепродуктах, более современными машинами, работающими на экологически чистом топливе, то экологическое состояние зон железной дороги значительно улучшится. Если ещё оборудовать вагоны биотуалетами, а так же, самим пассажирам, соблюдать требования по соблюдению чистоты на железнодорожном транспорте, то отходов, загрязняющих железнодорожное полотно, станет меньше. Если заменить паровозы более современными машинами с экологически чистым топливом, то загрязнение окружающей среды уменьшится. Но особое внимание надо обратить на крушения железнодорожных составов, ведь это наносит непоправимый вред окружающей среде.
-
Цель и задачи
Цель моего исследования: рассмотреть проблему загрязнения окружающей среды, связанную с железнодорожным транспортом.
Задачи, которые я поставил перед собой:
-
Изучить исторические источники, в которых правители государства доказывали необходимость строительства железных дорог.
-
Рассмотреть виды загрязнения и другие факторы вредного воздействия на окружающую среду, связанные с железнодорожным транспортом.
-
Провести опыт по исследованию загрязнений снегового покрова в нашем городе.
-
Выяснить какие меры можно предпринять, чтобы уменьшить нежелательное воздействие на экологическую обстановку.
-
Основная часть
К факторам неблагоприятного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду относят выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, внешние шумы железнодорожных объектов, загрязнение почвы и водоёмов горюче - смазочными материалами, железнодорожные катастрофы.
-
Виды загрязнения окружающей среды,
связанные с железнодорожным транспортом
Большое количество загрязнений поступает от котельных и печей, используемых на объектах железнодорожного транспорта. При сжигании топлива выделяется сажа, оксид углерода, оксиды азота и другие вредные соединения.
При работе двигателей внутреннего сгорания, в атмосферу попадает оксид углерода, оксид азота, диоксид серы и другие вредные для всего живого вещества.
На 1 тонну сгоревшего топлива приходится более 400 килограммов выбросов от карбюраторных двигателей и более 120 килограммов от дизельных. Одна секция тепловоза выбрасывает в атмосферу 28 кг оксида углерода в час, до 2 кг сажи в час.
Ещё железнодорожное полотно загрязняется неочищенными сточными водами, бытовым мусором от пассажирских вагонов. Ежедневно на каждый километр пути выливается более 200м3 неочищенных сточных вод, а также выбрасывается более 12 тонн сухого мусора.
От сотен килограммов до нескольких тонн в год составляют выбросы веществ, наиболее токсичных для человека. При разложении их и сжигании выделяются токсичные вещества диоксиды. Неблагополучная экологическая обстановка сказывается на здоровье людей. Люди стали больше подвержены аллергическим, эндокринным, онкологическим и другим заболеваниям, чаще встречаются врождённые заболевания у детей. Например, из 1000 детей– у 449 выявлены различные формы аллергии.
Я узнал, что при сжигании угля и нефтепродуктов, селен, ванадий, свинец, ртуть, никель и другие химические элементы, попадающие в атмосферу, вызывают следующие заболевания у людей:
-
поражение центральной нервной системы,
-
дерматиты,
-
нарушение кровообращения,
-
депрессии,
-
головные боли и головокружение,
-
носовые кровотечения и заболевания сердечно - сосудистой системы.
Загрязняющие вещества преобразуются в атмосфере под воздействием солнечного излучения и паров воды. Так, например, диоксид серы и оксид азота, соединяясь с водой, образуют мельчайшие капельки серной и азотной кислоты. Вместе с осадками вредные вещества выпадают на землю. Поэтому выпадают кислотные дожди и снега. Создаётся угроза не только обитателям водоёмов, почвы, растениям, но и здоровью человека. Основным источником загрязнения атмосферы является сжигание ископаемого топлива и горючих материалов в двигателях. Во многих городах идёт превышение допустимых концентраций в атмосфере. Например, в 71 городе России ПДК хотя бы по одному показателю превышены в 10 раз, а в 30 городах зафиксирован наибольший уровень загрязнений.
Железная дорога является значительным источников загрязнения окружающей среды. Кроме перечисленного, сюда можно отнести железнодорожные катастрофы, которые самым неблагоприятным образом влияют на загрязнение окружающей среды. Одна из таких катастроф произошла 15 июня2005 года. 26 вагонов с мазутом опрокинулись недалеко от города Зубцов. Мазут, просочившись сквозь щебень ж/д насыпи, потоком пошёл в речку Гостижу, а оттуда в Вазузу и Волгу. Через 10 дней после аварии предельно допустимая концентрация нефтепродуктов в Гостиже превысила норму в 27 раз, в Вазузе- в 15 раз. Окончательный объём нефтепродуктов, вылившихся на землю не ясен до сих пор, речь идут о сотнях и даже более тысячи тонн.
Точные данные по нанесению вреда природе тоже пока неизвестны, так как нефть протекла в землю, осела в придонные слои рек. Но зато со всей уверенностью можно сказать, что немало досталось местному населению. В реке Гостиже желающих купаться теперь мало, рыбу ловить тоже опасаются, да и в лес по грибы и ягоды ходить опасно. Грунт с мазутом вывозился на поля, а чем питаются здешние животные, можно только догадываться.
Крупная катастрофа произошла 3 марта у небольшой станции Подсосенка, где на высокой скорости столкнулись два поезда: один фирменный №4 «Юрмала» сообщением Рига- Москва, другой- грузовой, № 3453, шедший из Ржева. Погибло много людей, начался пожар. Кроме трагической гибели людей, был нанесён значительный ущерб и природе.
Также на экологическую обстановку вблизи железных дорог влияют внешние шумы, которые травмируют слух. Источниками шума служат проходящие грузовые и пассажирские поезда, сигналы локомотивов, скрежет колёс вагонов, удары автосцепок, громкоговорящая связь. Наиболее неблагоприятный акустический климат отмечен в квартирах, выходящих окнами на железнодорожную линию.
6.2. Практическая часть
Опыт 1.
Чтобы увидеть, в какой степени загрязнён снег в нашем городе зимой, мною был проделан следующий опыт: в разных районах города я набрал снег в стеклянные банки. Высоту сугроба выбирал не менее 15-20 сантиметров. Поставил банки в тёплое место и подождал, когда снег растает. Я сравнил содержимое банок по степени прозрачности воды и наличие нерастворимых примесей.
Состояние воды | Парк у БЦК «Железнодорожник» | Парк у ДШИ | Лес у ДЮСШ «Таежный» | Вихоревка ж/д полотно. |
Мутная, с большим количеством примесей мазута и нерастворимых примесей | | | | + |
Мутная, с нерастворимыми примесями, небольшим количеством нефтепродуктов. | + | | | |
Мутная, с небольшим количеством нерастворимых примесей | | + | | |
Более чистая | | | + | |
Вывод: самый чистый снег оказался в лесу у ДЮСШ «Таежный», потому что растения, деревья и кустарники, задерживают загрязняющие вещества. Самый загрязнённый снег - в районе вокзала у железнодорожного полотна, потому что там постоянно загрязняется окружающая территория выбросами отходов топлива и горюче - смазочными материалами. Средняя степень загрязнённости в парке ДЮСШ.
Опыт 2.
Я провёл наблюдения за цветом дыма из котельной около школы. Я наблюдал за выходом дыма из трубы в течение двух месяцев, поскольку окна моей квартиры как раз выходят на нее. Что получилось:
Я выяснил у работников котельной, что качество топлива неодинаково, потому что завозят разный по качеству уголь.
Я сделал вывод:
Чем хуже качество топлива, тем чернее дым из трубы. Значит загрязнение окружающей среды напрямую связано с качеством топлива: чем оно хуже, тем больше загрязняется окружающая среда.
-
Как избежать нежелательного воздействия на окружающую среду?
Одним из свойств атмосферы является её способность к самоочищению. Большую роль в очистке воздуха играют зелёные насаждения. Посадка деревьев и кустарников вдоль железных дорог способствует очищению атмосферного воздуха от пыли и других вредных веществ. Одноярусная посадка деревьев снимает концентрацию примесей в воздухе на 10 %, а двухъярусная – на 65%.
Огромная роль в очистке атмосферного воздуха принадлежит почвенным бактериям и микроорганизмам.
Одна из задач науки - найти способы улавливать и обезвреживать токсичные вещества, содержащиеся в отходах. Ещё в начале 20 века научились хлорировать сточные воды, чтобы разрушать ядовитые соединения. А к концу столетия появилось много других методов обработки сточных вод и выхлопных газов.
И всё же очистка выбросов - не всегда эффективный способ снижения ущерба окружающей среде. Велики и затраты. Другой способ сберечь природу – утилизация отходов и их вторичное использование.
Думаю, что решением проблемы утилизации сточных вод и сухого мусора непосредственно в пассажирских вагонах поездов, станет установка биотуалетов, которые утилизируют стоки и бытовой мусор.
А также, люди, которые путешествуют в различных видах транспорта, должны сами постараться изжить в себе вредные привычки, научиться аккуратности.
Работники железнодорожного транспорта тоже должны быть образованными и ответственными за безопасность людей при перевозке, за доставку грузов в сохранности. Это зависит от каждого, кто работает на железной дороге.
-
Заключение
Из всего описанного, я сделал вывод о том, что люди должны позаботиться об окружающей среде. Ведь загрязнение атмосферы неблагоприятно влияет на жизнь растений, животных, на жизнь и здоровье самого человека. Одним из способов, является соблюдение чистоты в зонах железных дорог. Очень важен переход на экологически чистое топливо для железнодорожного транспорта, например, переход на электроэнергию для движения составов.
Паровоз Ричарда Тревитика, с момента рождения, претерпел огромные изменения. В 1979 году, в Японии, промчался магнитоплан, со скоростью 517 км/час.
Строители первых магнитопланов полагали, что пройдёт 10 -20 лет, и скоростные экспрессы, экологически чистые, будут курсировать между городами. Но планы эти не сбылись.
Но всё же, некоторые учёные утверждают, что к середине нынешнего века, количество пассажирских самолётов уменьшится, но не потому, что люди перестанут путешествовать. Чем летать высоко в небе, а самолёт становится всё более опасным средством передвижения, люди будут предпочитать ездить в скоростных, удобных, экологически чистых и безопасных экспрессах.
Я предложил ученикам своего класса предложил поучаствовать в моем проекте и придумать свой безопасный, экологически-чистый железнодорожный транспорт. С некоторыми идеями я хотел бы вас познакомить. Как знать, может когда-нибудь идеи найдут свое воплощение в жизни, и город наш станет намного чище.
-
Список использованной литературы
-
Н.Н.Маслов, Ю.И.Коробов-«Охрана окружающей среды на железнодорожном транспорте». Москва «Транспорт» 1993год.
-
В.С.Крутикова «Охрана труда и основы экологии на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве» - Москва «Транспорт»1993год.
-
Журнал «Геолёнок» №4,апрель2007 год «Коварные децибелы»
-
Газета «Октябрьская магистраль» №44- март 1992г.
-
Г.Черненко «От паровоза до магнитоплана» - издательство «Балтийская книжная компания» 2007 год.
-
Энциклопедия для детей «Экология» ООО «Мир энциклопедий Аванта +» 2006 год.