СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по теме "Сила трения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа дает представление от каких факторов зависит сила трения

Просмотр содержимого документа
«Проект по теме "Сила трения"»

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Растегаевская основная школа. Проект «Сила трения»  Автор ы :  уч ащиеся 7,8,9 классов  Руководитель: Филюк О.В.     Автор ы :  уч ащиеся 7,8,9 классов  Руководитель: Филюк О.В.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Растегаевская основная школа.

Проект «Сила трения»

Автор ы :

уч ащиеся 7,8,9 классов

Руководитель: Филюк О.В.

  • Автор ы : уч ащиеся 7,8,9 классов Руководитель: Филюк О.В.

Цель работы: Цели: выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни, как человек получил знания об этом явления, какова его природа. Задачи: проследить исторический опыт человечества по использованию и применению этого явления; выяснить природу явления трения, закономерности трения; провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения; продумать и создать демонстрационные эксперименты, доказывающие зависимость силы трения от силы нормального давления, от свойств соприкасающихся поверхностей, от скорости относительного движения тел.

Цель работы:

  • Цели: выяснить, какую роль играет сила трения в нашей жизни, как человек получил знания об этом явления, какова его природа.
  • Задачи: проследить исторический опыт человечества по использованию и применению этого явления; выяснить природу явления трения, закономерности трения; провести эксперименты, подтверждающие закономерности и зависимости силы трения; продумать и создать демонстрационные эксперименты, доказывающие зависимость силы трения от силы нормального давления, от свойств соприкасающихся поверхностей, от скорости относительного движения тел.

Гипотеза:   Физика –это наука понимать природу.

Гипотеза:

Физика –это наука понимать природу.

Методы работы:  Изучение литературы,  источников, иллюстраций, исследовательская работа  интернет-материалов по теме;

Методы работы:

Изучение литературы,

источников, иллюстраций, исследовательская работа

интернет-материалов по теме;

В результате поисков мы узнал и : «Занимались работой над проектом в свободное о учебы время».Кроме знаний в области физики мы расширили свои знания в области истории, истории физики, фольклора (сказки, пословицы, поговорки), математики. Наши знания были расширены по таким предметам, как литература, история, математика, а по физике наши знания стали более глубокими. Мы стала понимать природу трения и можем объяснить ее другим.»Такой проект был для нас новшеством, было сложно искать материал, нужно было много пересмотреть и выбрать нужное, работать 3 классами было сложно, но это очень здорово!

В результате поисков мы узнал и :

«Занимались работой над проектом в свободное о учебы время».Кроме знаний в области физики мы расширили свои знания в области истории, истории физики, фольклора (сказки, пословицы, поговорки), математики. Наши знания были расширены по таким предметам, как литература, история, математика, а по физике наши знания стали более глубокими. Мы стала понимать природу трения и можем объяснить ее другим.»Такой проект был для нас новшеством, было сложно искать материал, нужно было много пересмотреть и выбрать нужное, работать 3 классами было сложно, но это очень здорово!

Отчет группы исследователей общественного мнения. Цели: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни; ответить на вопрос: «Что мы знаем об этом явлении?».

Отчет группы исследователей общественного мнения.

  • Цели: показать, какую роль играет явление трения или его отсутствие в нашей жизни; ответить на вопрос: «Что мы знаем об этом явлении?».
Группы изучила пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляется сила трения, покоя, качения, скольжения, изучала человеческий опыт в применении трения, способов борьбы с трением.
  • Группы изучила пословицы, поговорки, сказки, в которых проявляется сила трения, покоя, качения, скольжения, изучала человеческий опыт в применении трения, способов борьбы с трением.
Отчет группы теоретиков.   Цели: изучить природу сил трения; исследовать факторы, от которых зависит трение; рассмотреть виды трения.

Отчет группы теоретиков. Цели: изучить природу сил трения; исследовать факторы, от которых зависит трение; рассмотреть виды трения.

 Сила трения не зависит от площади соприкасающихся тел, а зависит от материала тел: чем больше сила нормального давления, тем больше сила трения. Точные измерения и показывают, что модуль силы трения скольжения зависит от модуля относительной скорости.
  • Сила трения не зависит от площади соприкасающихся тел, а зависит от материала тел: чем больше сила нормального давления, тем больше сила трения. Точные измерения и показывают, что модуль силы трения скольжения зависит от модуля относительной скорости.
Отчет группы экспериментаторов Цель: выяснить зависимость силы трения скольжения от следующих факторов:  --от нагрузки;  --от площади соприкосновения трущихся поверхностей;  --от трущихся материалов (при сухих поверхностях). Оборудование: динамометр лабораторный с жесткостью пружины 40 Н\м; динамометр круглый демонстрационный ( предел – 12ң); деревянные бруски – 2 штуки; набор грузов; деревянная дощечка; кусок металлического листа; плоский чугунный брусок; лед; резина. Результаты экспериментов Зависимость силы трения скольжения от нагрузки.  м ( г) 120 F тр (Н) 620 0,3 1120 1,5 2,5

Отчет группы экспериментаторов

Цель: выяснить зависимость силы трения скольжения от следующих факторов:

--от нагрузки;

--от площади соприкосновения трущихся поверхностей;

--от трущихся материалов (при сухих поверхностях).

Оборудование: динамометр лабораторный с жесткостью пружины 40 Н\м; динамометр

круглый демонстрационный ( предел – 12ң); деревянные бруски – 2 штуки; набор грузов;

деревянная дощечка; кусок металлического листа; плоский чугунный брусок; лед; резина.

Результаты экспериментов

  • Зависимость силы трения скольжения от нагрузки.

м ( г)

120

F тр (Н)

620

0,3

1120

1,5

2,5

Зависимость силы трения от площади соприкосновения трущихся поверхност е й.    S ( см ) 20 F тр (Н) 0,35 28 140 0,35 0,37
  • Зависимость силы трения от площади соприкосновения трущихся поверхност е й.

S ( см )

20

F тр (Н)

0,35

28

140

0,35

0,37

  • . Роль силы трения
  • В технике и в повседневной жизни силы трения играют огромную роль. В одних случаях силы трения приносят пользу, в других - вред. Силы трения удерживает вбитые гвозди, винты, гайки; удерживает нитки в материи, завязанные узлы и т.д. При отсутствии трения нельзя было бы сшить одежду, собрать станок, сколотить ящик.
  • Наличие трения покоя позволяет человеку передвигаться по поверхности Земли. Идя, человек отталкивает от себя Землю назад, а Земля с той же силой толкает человека вперед. Сила, движущая человека вперед, равна силе трения покоя между подошвой ноги и Землей.
  • Чем сильнее человек толкает Землю назад, тем больше сила трения покоя, приложенная к ноге, и тем быстрее движется человек.
  • Когда человек отталкивает Землю с силой большей, чем предельная сила трения покоя, то нога скользит назад, и это затрудняет ходьбу. Вспомним, как трудно ходить по скользкому льду. Чтобы легче было идти, необходимо увеличить трения покоя. С этой целью скользкую поверхность посыпают песком. Сказанное относится и к движению электровоза, автомобиля. Колеса, соединенные с двигателем, называются ведущими.
  • Когда ведущее колесо с силой, создаваемой двигателем, толкает рельс назад, то сила, равная трению покоя и приложенная к оси колеса, двигает вперед электровоз или автомобиль. Итак, трение между ведущим колесом и рельсом или Землей – полезно. Если оно мало, то колесо буксует, а электровоз и автомобиль стоит на месте. Трение же, например, между движущимися частями работающей машины вредно.
  • Силой трения также пользуются для удержания тел в состоянии покоя или для их остановки, если они движутся. Вращение колес прекращается с помощью тормозных колодок, тем или иным способом прижимаемых к ободу колеса. Наиболее распространены воздушные тормоза, в которых тормозная колодка прижимается к колесу при помощи сжатого воздуха.

В ы в о д ы по результатам работы над проектом  - Мы выяснили, что человек издавна использует знания о явлении трения, полученные опытным путем. Начиная с XV - XVI веков, знания об этом явлении становятся научными: ставятся опыты по определению зависимостей силы трения от многих факторов, выясняются закономерности.  -Теперь точно знаем, от чего зависит сила трения, а что не влияет на нее. Если говорить более конкретно, то сила трения зависит: от нагрузки или массы тела; от рода соприкасающихся поверхностей; от скорости относительного движения тел; от размера неровностей или шероховатостей поверхностей. А вот от площади соприкосновения она не зависит.  - Теперь мы можем объяснить все наблюдаемые в практике закономерности строением вещества, силой взаимодействия между молекулами.  - Мы провели серию экспериментов, проделали примерно такие же опыты, как и ученые, и получили примерно такие же результаты. Получилось, что экспериментально мы подтвердили все утверждения, высказанные нами.
  • В ы в о д ы по результатам работы над проектом
  • - Мы выяснили, что человек издавна использует знания о явлении трения, полученные опытным путем. Начиная с XV - XVI веков, знания об этом явлении становятся научными: ставятся опыты по определению зависимостей силы трения от многих факторов, выясняются закономерности.
  • -Теперь точно знаем, от чего зависит сила трения, а что не влияет на нее. Если говорить более конкретно, то сила трения зависит: от нагрузки или массы тела; от рода соприкасающихся поверхностей; от скорости относительного движения тел; от размера неровностей или шероховатостей поверхностей. А вот от площади соприкосновения она не зависит.
  • - Теперь мы можем объяснить все наблюдаемые в практике закономерности строением вещества, силой взаимодействия между молекулами.
  • - Мы провели серию экспериментов, проделали примерно такие же опыты, как и ученые, и получили примерно такие же результаты. Получилось, что экспериментально мы подтвердили все утверждения, высказанные нами.

литература 1.Блудов М.И. «Беседы по физике»-М: Просвещение 1990г 2. Горелов Л.А. «Занимательные опыты по физике»-М: Просвещение 1985г 3.Дерягин Б.В. «Что такое трение»-М: Просвещение 1986г 4.Кабардин О.Ф. «Факультативный курс физики»-М: Просвещение 1977г 5. Мощанский В.Н, Савелов Е.В. «История физики в средней школе». Просвещение 1981г 6. Тарасов Л.В. «Физика в природе»-М: Просвещение 1988г 7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки

литература

1.Блудов М.И. «Беседы по физике»-М: Просвещение 1990г

2. Горелов Л.А. «Занимательные опыты по физике»-М: Просвещение 1985г

3.Дерягин Б.В. «Что такое трение»-М: Просвещение 1986г

4.Кабардин О.Ф. «Факультативный курс физики»-М: Просвещение 1977г

5. Мощанский В.Н, Савелов Е.В. «История физики в средней школе». Просвещение 1981г

6. Тарасов Л.В. «Физика в природе»-М: Просвещение 1988г

7. Русские народные сказки, пословицы, поговорки

Рецензия В результате работы над проектом ученики самостоятельно искали информацию, отбирали из всего найденного необходимое, обсуждали в группах; защищали перед другими группами; отвечали на вопросы, каждая группа представила свою работу, а на презентации проекта была составлена общая картина исследования по проблемам от теоретического, экспериментального до практического применения.

Рецензия

В результате работы над проектом ученики самостоятельно искали информацию, отбирали из всего найденного необходимое, обсуждали в группах; защищали перед другими группами; отвечали на вопросы, каждая группа представила свою работу, а на презентации проекта была составлена общая картина исследования по проблемам от теоретического, экспериментального до практического применения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!