Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Проект
Сможет ли искусственный интеллект заменить человека?
| Автор проекта: учащаяся 7 «Б» класса Хомутова Вероника Наставник: учитель математики Меркульева А. П. |
г. Троицк
2024 г.
Содержание Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. История происхождения 4
1.2. Виды ИИ 5
1.3. Информационная безопасность 6
1.4. Основные области применения систем ИИ 7
2. Практическая часть 8
2.1. Плюсы и минусы ИИ 8
2.2. Социальный опрос 9
Заключение 12
Список литературы 13
Введение Искусственный интеллект (ИИ) – это область компьютерных наук, которая занимается созданием интеллектуальных систем, способных выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта. ИИ стремится создать компьютерные программы и алгоритмы, которые могут обучаться, адаптироваться и принимать решения на основе данных и опыта. В последние годы ИИ стал одной из самых активно развивающихся областей, применяемых в различных сферах жизни, включая медицину, финансы, транспорт и многие другие.
Цель: изучить теорию ИИ, его виды, исследовать практическое значение искусственного интеллекта, применение его в повседневной жизни. Выяснить сможет ли ИИ заменить человека
Задачи:
Изучить историю ИИ.
Собрать по различным учебным и научным источникам материал по донной теме и проанализировать его.
Выяснить на какие направления делится искусственный интеллект.
Выяснить значимость ИИ в повседневной жизни, и в каких сферах применяется
Провести социальный опрос.
Теоретическая часть
Система искусственного интеллекта (ИИ) — это программная система, имитирующая на компьютере процесс мышления человека. Для создания такой системы необходимо изучить сам процесс мышления человека, решающего определенные задачи или принимающего решения в конкретной области, выделить основные шаги этого процесса и разработать программные средства, воспроизводящие их на компьютере. Следовательно, методы ИИ предполагают простой структурный подход к разработке сложных программных систем принятия решений.
1.1. История происхождения
Истоки искусственного интеллекта могут быть датированы серединой 20-го века, когда ученые-компьютерщики начали создавать алгоритмы и программное обеспечение, которые могли бы выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта, такие как решение проблем, распознавание образов и суждение. Одним из первых пионеров ИИ был Алан Тьюринг, он предложил концепцию машины, которая могла бы имитировать любую задачу человеческого интеллекта, сейчас она известна как тест Тьюринга. Дартмутская конференция 1956 года собрала ученых из разных профессий, чтобы изучить перспективу создания роботов, которые могут “думать”. Конференция официально представила область искусственного интеллекта. В то время системы, основанные на правилах, и символическое мышление были основными темами изучения ИИ. В 1960-х и 1970-х годах фокус исследований ИИ сместился на разработку экспертных систем, предназначенных для имитации решений, принимаемых специалистами-людьми в конкретных областях. Эти методы часто использовались в таких отраслях, как машиностроение, финансы и медицина. Однако, когда в 1980-х годах недостатки систем, основанных на правилах, стали очевидны, исследования в области ИИ начали фокусироваться на машинном обучении, которое является разделом дисциплины, использующим статистические методы, позволяющие компьютерам учиться на основе данных. В результате были созданы нейронные сети, смоделированные по структуре и функционированию человеческого мозга. В 1990-х годах исследования в области ИИ достигли значительных успехов в области робототехники, компьютерного зрения и обработки естественного языка. В начале 2000-х годов достижения в области распознавания речи, изображений и обработки естественного языка стали возможными благодаря появлению глубокого обучения — ветви машинного обучения, использующей глубокие нейронные сети.
1.2. Виды ИИ
В зависимости от возможностей ИИ делится на данные типы:
1.Узкий или слабый
Узкоспециализированный, используется для решения только конкретной задачи и выдачи данных. Этот интеллект работает в строгих рамках, имеет набор языков и контекстов. Например, если данный интеллект настроен на поиск спама, то он не способен произвести сортировку почты
2.Общий или сильный
Эта система не ограничена по уровню выполняемых операций, она предназначена для решения интеллектуальных задач. Цель вида — разработать систему, которая будет думать самостоятельно как человек. Сегодня сильный тип на стадии создания и разработки, нужно чтобы техника могла работать в коллективе
3.Супер
Вид машинного интеллекта превосходящий человеческий разум, он способен решить любую задачу лучше человека. Машины, обладающие данным интеллектом могут: мыслить, аргументировать, решать головоломки, делать суждения, общаться, обучаться.
Искусственный интеллект по функциональности делится на следующие виды:
1.Реактивные машины
Эта базовая система, которая не способна хранить полученный опыт. Она не способна к обучению и у неё нет памяти. Система фокусируется на решении данных задачах. Этот вид ИИ востребован в бизнесе, когда нужна быстрая реакция, а опыт не важен. Например, реактивная система победила чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова в 1997 году.
2.Интеллект с ограниченной памятью
Этот тип систем ИИ давно известен. Он сохраняет и использует опыт. Такой интеллект может улучшить работу проанализировав предыдущий опыт. Например, с таким интеллектом — робот-пылесос. Робот перемещается по комнате и убирает её на основании карты, которая построена с использованием датчиков. Другой пример — беспилотная техника собирает и хранит информацию о ближайших автомобилях: скорость, расстояние.
3.Теория разума
Продвинутая форма. Эта нейронная система, понимающая эмоции человека и способная к взаимодействию. Данный вид находится на стадии развития. Например, социальные роботы — их предназначение осуществлять взаимосвязь с людьми естественно и понятным способом.
4.Самосознание
Данный тип искусственного интеллекта является сверхумным, он имеет чувства и эмоции, его считают из области фантастики. Эта система может превосходить человека в уме и лучше решать поставленные задачи. Самосознание находится в процессе исследования и разработки, создание этого нового типа ИИ затрагивает ряд этических и общественных норм.
Информационная безопасность
Степень киберугроз ежедневно возрастает согласно данным по информационной безопасности. Только в прошлом году число кибератак возросло больше, чем на 80%. Цель таких атак — сайты компаний и другие жизненно важные объекты. ИИ способен стать помощником и оказать помощь специалистам по безопасности, сняв с них нагрузку. Ведь система быстрей человека может произвести обработку информации и быстро выявить подозрительную активность в сети. Конечно, даже супер - интеллект не способен полностью заменить разум человека, но он может создать инструменты, которые помогут решать задачи ИБ: выявление и прогнозирование — ИИ обнаружит даже небольшие угрозы, связанные с опасностью и вредоносными действиями, что позволит предотвратить их. Системная безопасность — поможет в сетевой автоматизации. Защита паролем — он является обязательным условием кибербезопасности, ИИ дополнит его ещё одним уровнем надёжности. Снижение действия “человеческого” фактора — ошибки при выполнении рутинной работы случаются часто, ИИ поможет не допустить этого, так как способен выполнять эту работу. Борьба с атаками на информационную безопасность на базе ИИ — сразу, как была выявлено, что атака с использованием искусственного интеллекта может быть эффективной, стало понятно, что данные нападки на систему можно избежать путём привлечения ресурсов нейронных сетей.
1.4. Основные области применения систем ИИ Виртуальные помощники, самоуправляемые автомобили, медицинская диагностика и финансовый анализ – это лишь некоторые из современных применений ИИ. Искусственный интеллект быстро развивается, и исследователи рассматривают новые идеи, такие как обучение с подкреплением, квантовые вычисления и нейроморфные вычисления. Другой важной тенденцией в современном ИИ является переход к взаимодействию, подобному человеческому, с голосовыми помощниками, такими как Siri и Alexa, лидирующими. Обработка естественного языка также достигла значительного прогресса, позволяя машинам понимать человеческую речь и реагировать на нее с возрастающей точностью. ChatGPT – большая языковая модель, подготовленная OpenAI, основанная на архитектуре GPT-3.5, — является примером ИИ “разговоры о городе”, который может понимать естественный язык и генерировать человекоподобные ответы на широкий спектр запросов и подсказок.
2. Практическая часть
2.1. Плюсы и минусы ИИ Споры о том, насколько быстро и в каком масштабе роботы смогут вытеснить людей в различных профессиональных сферах, ведутся давно. Одни считают, что это коснется, в основном, рутинных операций, что позволит освободить людей для творчества. Другие предостерегают, что, во-первых, человечеству не нужно будет такое количество творческих специальностей, а во-вторых, системы ИИ уже сейчас делают, и зачастую успешно, то, что традиционно считалось прерогативой человека — сочиняют рассказы, пишут статьи, рисуют картины и придумывают музыкальные произведения. Третьи уверены, что наши страхи по этому поводу преувеличены, и если роботы когда-то и смогут повсеместно заменить нас, то случится это совсем не скоро.
Плюсы ИИ:
В наше время появилось очень много различных технологий, роботов, программ, облегчающие нашу жизнь. Практически во всех сферах деятельности появились свои технологии. ИИ - это верный помощник человека. Как уже говорилось раннее ИИ способен:
Быстро обработать огромные объемы данных и выявить скрытые закономерности, что может привести к более точным результатам.
Выполнять задачи, которые требуют многочисленных и однотипных действий, что позволяет сократить время и улучшить эффективность работы.
Помогать в принятии решений, используя данные, которые были ранее недоступны, что может привести к лучшим результатам в бизнесе, науке, медицине и т.д.
Используется для обнаружения и предотвращения угроз безопасности, таких как кибератаки и мошенничество.
Делает бизнес-модели и технологии. Может помочь в создании новых продуктов и услуг, которые были бы невозможны без использования этой технологии.
В общем можно сказать, что ИИ делает все тоже что и человек только быстрее, без ошибок и это очень упрощает работу человека.
Минусы ИИ:
ИИ - это программа созданная человеком с целью помощи. Он не может превосходить свой алгоритм, спроектированный его создателем. Не имеет право на ошибку, хоть ошибки он и может допустить. Мы никогда с вами не увидим робота играющего в живую на скрипке или другом инструменте, робота, пишущего стихи, картины и т.д. Хоть сейчас и создаются нейросети способные проявлять себя в творчестве, но они никогда не поймут, как это передавать свои чувства, эмоции, переживания через искусство. То, что создавалось веками не может в полной мере передаться через алгоритм роботу. Машина не способна развиваться в разных сферах в отличии от человека. Например, Александр Порфирьевич Бородин — это ученый химик, был лично знаком с Менделеевым (ездил с ним на различные конференции). Также является музыкантом, композитором прекрасно сочинял симфонии и квартеты. Отлично проявлял себя во всех этих сферах. И не один робот не может отлично считать, создавать, а главное передавать музыку так, как это делает человек. У роботов есть только их алгоритм, которому они следуют, они не могут ему не подчинятся, роботы видят перед собой только задачи и им не к чему стремиться. Также роботы не способны в полной мере коммуницировать. В обычных профессиях тоже нужно проверять работу ИИ, ведь в каждой технике бывают сбои, а искусственные интеллекты применяются в довольно серьезной деятельности, где малейшая ошибка может дорого обойтись. Например, что касается медицины там постоянно будут работать люди, но совместно с интеллектом. Машины быстрее людей могут понять, что не так с человеком сделав его МРТ или другие обследования, но только врач сможет поставить правильный диагноз. А в различных транспортных профессиях бывают аварийные ситуации, с которыми справится только человек. Такие примеры можно приводить бесконечно, в любых профессиях есть свои нюансы, с которыми не сможет справится не один работ, поэтому профессиях требуется человек.
2.2. Социальный опрос
З
аключение Если подытожить все плюсы и минусы, а также результаты опроса можно сделать вывод о том, что большинство людей используют ИИ как новые технологии, помогающие человеку быстрее и точнее работать с той или иной информацией, но заменить человека интеллект никогда не сможет. Ведь именно человек создал его, а значит востребование людей он быть не может.
Список литературы https://nauchniestati.ru/spravka/osnovy-iskusstvennogo-intellekta-ii/
http://lib.tau-edu.kz/wp-content/uploads/2023/01/Боровская-Е.В.-Основы-искусственного-интеллекта.pdf
https://ccgb.ru/articles/kogo-ne-zamenit-isskusstvennyi-intellekt-aktualnye-professii
https://newsletter.radensa.ru/
https://mitm.institute/journal--informatika--vidy-iskusstvennogo-intellekta-ih-osobennosti-i-primenenie
https://trends.rbc.ru/trends/futurology/5f05ed669a7947e6e3b3ea18?from=copy